Единая система меры. Переселенческая политика

 

Становление централизованного государства позволило приступить к созданию единой системы мер и весов, необходимой для успешного развития товарообмена. На Руси меры веса, объема и длины были самыми разнообразными и отличались большой неточностью. Часто, особенно в отдельных регионах, чувствовалось иностранное влияние, что объясняет использование таких единиц измерения, как фунт, ласт и пр. Высшая единица веса - берковец - содержала 10 пудов, в пуде (16,38 кг) было 40 гривен (фунтов); в гривне (409,5 г) - две гривенки скаловые; в скаловой гривенке (204,8 г) - 48 золотников; в золотнике (4,266 г) - 25 почек, позднее 96 долей. Для определения веса использовались весы, безмены, контари, терези и скалы. Безмены - простейшие рычажные или пружинные весы. Терезями назывались большие базарные весы для взвешивания целых возов. Скалами назывались маленькие аптекарские весы для взвешивания золота, серебра, драгоценных камней и аптечных продуктов. Сыпучие продукты измерялись по объему, а не весовым способом. Имелись специальные меры объема сыпучих продуктов, сохранившие свое значение вплоть до ХIХ-ХХ вв.: оковы (бочки), четверти, осьмины и четверики. Линейные меры составляли версты, сажени, аршины и локти. Жидкости измерялись бочками, котлами, ведрами (12,32 л), жбанами, корчагами, ендовами, кружками, чарками и т.д. Эти меры в большинстве своем были неопределенными. Как сейчас мешок может составлять 40 кг, а может - 50 кг, так и тогда котел мог быть меньше трех ведер, а мог быть свыше 20 ведер. Так же дело обстояло с остальными мерами. Поэтому цена назначалась в каждом конкретном случае.

Ввиду неточности мер в расчетах царил беспорядок и произвол, сделки совершались в основном на глаз. Купцы обычно покупали товар возами, лодками, стругами, целыми складами, не стремясь к точным подсчетам. Существовало даже поверье (говорят, позаимствованное у восточных народов), что точное измерение вредит торговому счастью. Этим, кстати, пользовались европейские купцы, обмеривавшие и обвешивавшие русских. Плутовали и русские купцы; порядочность и честность в совершении сделок, контролировавшиеся в прошлые периоды церковью, забывались. Образование централизованного государства и формирование национального рынка требовали создания единой денежной системы. В период феодальной раздробленности отдельные княжества и земли самостоятельно чеканили самые разные денежные знаки, на денежную систему Руси оказали существенное влияние и татарские деньги. Деньга Московского княжества сохраняла свое значение и в годы формирования централизованного государства, хотя постепенно обесценивалась. При Дмитрии Донском деньга весила 24 доли (1,06 г), при Иване III - уже не более 9 долей (менее 0,4 г). К началу XVI в. монеты потеряли еще примерно 15% своего веса. Новгородская деньга - новгородка - весила вдвое больше, чем московская, - московка. В Новгороде к чеканке денег вообще относились более строго, чем в Москве, хотя начали ее только в XV в. До этого в обращении ходили заграничные денежные знаки. При Иване III из гривенки (48 золотников серебра, равные примерно 204,8 г) чеканилось 260 монет-новгородок. Таким образом, монета имела весовое содержание 0,786 г серебра.

Денежную систему упорядочили только в 1535г. - во время регентства Елены Глинской - матери Ивана Грозного. Были введены стандарты веса, оформления и соотношения денежных знаков. Из гривны серебра стали чеканить 300 денег (вес новой монеты составлял 0,68 г). На этих монетах было изображение Георгия Победоносца с копьем, они стали называться копейными, или копейками. Оставались в обращении и прежние московки, на которых сохранилось изображение всадника с мечом (мечевые деньги). Копейки были примерно вдвое тяжелее мечевых денег, на рубль уходило приблизительно 16 золотников серебра. Более мелкие монеты - полушки - равнялись 0,5 московской деньги и имели изображение птицы. С появлением копеек полушки стали составлять 0,25 копейки. С XV в. чеканилась серебряная монета алтын, которая равнялась 6 московкам, после реформы она приравнивалась 3 копейкам. Только в конце XVI в. на монетах начали чеканить год выпуска "от сотворения мира". Развитие внутреннего и внешнего рынков усиливало потребность в средствах обращения, а отсутствие собственных месторождений благородных металлов вызывало серьезные затруднения. В этих условиях государство справедливо рассматривало в качестве основного их источника внешнеторговую деятельность и активно занималось ею. Доходы от казенных монополий во внешней торговле и таможенные пошлины поступали в иностранных серебряных монетах. С 1654г., при Алексее Михайловиче, иностранные серебряные деньги - иоахимсталеры (ефимки) - стали перечеканиваться с выгодой для государства в русскую монету. При реальном содержании серебра на 42 копейки из одного иоахимсталера получали при перечеканке 64 копейки.

С целью создания единого всероссийского рынка и в то же время, борьбы с сепаратизмом великокняжеская, а затем и царская власть продолжали проводить широкую переселенческую политику. Как отмечалось ранее, после присоединения Новгорода к Московской Руси в центральные районы страны была переселена большая группа новгородских купцов. При Иване Грозном из Новгорода в Москву выехало 145 семей, через два года - еще 100 семей. Видимо, из этих переселенцев и образовалась в Москве влиятельная "Новгородская сотня", известная с конца XVI в. Произведен был также свод, то есть переселение, из Пскова после присоединения его в 1510г. к Московскому государству. Эти переселенцы образовали свой квартал "псковичей" в районе Сретенки. В 1518г. ими была поставлена церковь Введения, которая и сделалась религиозным центром их поселения. В 1569г. Иван Грозный свел в Москву еще 500 человек из Пскова. Среди них были лица очень состоятельные. Например, псковский человек Гаврило Алексеев в 1578-1579 гг. пожертвовал Кириллову монастырю каменную лавку с погребом в наиболее богатом из московских рядов - суконном. Наконец, крупное значение имел перевод в 1514г. на жительство в Москву большой группы богатых смоленских купцов, образовавших здесь особый разряд "смольнян", занимавший в деловой иерархии Москвы второе место после гостей.

Переселения не только способствовали сосредоточению в Москве крупных капиталов. "Сведенцы" сохраняли деловые связи с городами, откуда были родом: двинские везли свои товары и деньги на Двину, устюжане обогащали своими вкладами святыню родного Устюга - Михайло-Архангельский монастырь. Аналогичные последствия имел перевод на жительство коренных московских купцов в другие города. Московские гости составляли влиятельную колонию в Новгороде: среди них можно было встретить представителей таких богатых купеческих семей, как сурожане Таракановы и известные своей строительной деятельностью в Новгороде Сырковы. Переселенцы из Москвы жили на торговой стороне в Плотницком конце. Здесь, на месте старой церкви, они совместно с новгородскими торговцами построили в 1536г. церковь Бориса и Глеба. После взятия Пскова Василий III перевел туда на жительство более 100 иногородних купцов. Были московские переселенцы и в Твери. Перевод московских торговых людей в бывшие центры самостоятельных княжеств и республик имел, несомненно, и экономическое и политическое значение, способствуя укреплению связей между отдельными регионами страны и столицей и, в конечном счете, формированию всероссийского рынка.

Итог: Таким образом, Москва становилась, местом, куда сходились нити деловых отношений на Руси. Это, в свою очередь, способствовало складыванию в стране единого хозяйственного пространства.

Москва XVI в. - это уже крупный экономический центр, обслуживающий не только местное население, но и потребности всего государства. Значительный подъем переживала московская торговля, центром которой стал Китай-город. Когда в 1535 г. была построена китайгородская стена, появилось распоряжение ввести все торги в "город". Вдоль Красной площади перед Кремлем протянулись ряды, каждый из которых предлагал определенный вид товаров. Оптовая торговля велась в гостиных дворах, куда обязаны были свозить свои товары иногородние и иноземные купцы. Для продажи в рядах использовались амбары, погреба, лавки, прилавки, полки, шалаши, столы, скамьи, рундуки (лари с поднимающейся крышкой). Торговавшие в отдельном ряду составляли корпорацию, возглавляемую старостой. В лавках, принадлежавших посадским жителям, торговлю вели либо сами хозяева, либо их сидельцы. Церкви и монастыри, многие из которых были владельцами пожертвованных лавок, нередко сдавали их внаем.

Торговля велась также на ярмарках и рынках. Они могли быть годовые, еженедельные и ежедневные (в городах). Первые два типа были непосредственно связаны с церковными праздниками и располагались вблизи монастырей. Связь деловых отношений с церковной жизнью наблюдалась и в специфике торговли съестными припасами. Широкий спрос на одни из них, как, например, рыбные продукты, определялся обычаем употреблять рыбу во время многочисленных постов. "Обычай свято сохранять посты, установленные церковью, - писал Н.И. Костомаров, - развил у нас повсеместно рыбные промыслы и рыбную торговлю. Не было реки или озерца, где бы ни занимались рыболовством; не было базара, где бы рыба ни была самым обыкновенным товаром". Подъем московской торговли вызвал постройку при Борисе Годунове новых торговых рядов. Они представляли собой длинное каменное одноэтажное здание углом; лавки размещались под сводчатыми арками, ниже которых находились кладовые, где купцы хранили товары. За лабиринтом тесных и извилистых улочек Китай-города, застроенных деревянными и каменными лавками, подымались здания гостиного двора с помещениями, отдававшимися внаем приезжим иногородним и иноземным торговым людям. В Китай-городе были расположены и дворы иностранных купцов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: