Стратегический путь развития России

2.1. Государственная инновационная политика РФ

Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1) Признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

2) Обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

3) Концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

4) Создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере;

5) Создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

6) Активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

7) Укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности;

Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнерства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

1) Наноиндустрия и перспективные материалы;

2) Энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

3) Технологии живых систем;

4) Информационно-телекоммуникационные системы;

5) Экология и рациональное природопользование;

6) Безопасность и противодействие терроризму;

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

1) Совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

2) Участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

3) Организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

4) Создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов;

 

2.2. Стратегия социально-экономического развития России

Представленная на заседании Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 года по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения.

Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от приснопамятных стратегий Грефа, Ясина и Гайдара, которые во главу угла ставили цели умозрительных реформ, эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.

Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энерго-сырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из этих субъектов навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги институциональных ловушек, в которых оказалась стремительно деградирующая российская экономика. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.

Если не прекратить опережающее повышение тарифов на энергоносители, не сформировать механизмы кредитования внутреннего производства, не привести уровень финансирования науки и образования в соответствие с мировыми стандартами, не освободить производство добавленной стоимости и инвестиции от запредельного налогового бремени, не привести закупочную политику контролируемых государством корпораций в соответствие с задачами развития отечественной промышленности и не положить конец лоббированию интересов иностранных конкурентов в высших эшелонах власти, то российская экономика не сможет выйти на инновационный путь развития. В лучшем случае будет реализован энерго-сырьевой сценарий развития.

В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу, меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно. Пока сохраняющийся научно-производственный потенциал еще позволяет реализовать заявленную президентом стратегию инновационного развития.

Для реализации указанных мер экономической политики требуется предпринять серьезные усилия по преодолению сопротивления влиятельных сил, заинтересованных в энерго-сырьевом сценарии развития. Их уши видны в ряде принципиальных положений Концепции, следование которым делает невозможным реализацию инновационного сценария развития. Это, в частности, устойчивое расширение экспорта сырья и еще большее увеличение экспорта нефти и газа в условиях сокращающихся запасов. Расчеты по межотраслевому балансу показывают, что в этом случае сужение сырьевой и энергетической базы российской обрабатывающей промышленности повлечет полуторакратное снижение темпов экономического роста по сравнению с потенциально возможными. Наряду с планируемым опережающим ростом тарифов на ключевые энергоносители это не даст российской экономике выйти на инновационный сценарий развития. В отсутствие механизмов кардинального повышения кредитования внутреннего производства, его низкой рентабельности и нехватки амортизационных отчислений высокотехнологические отрасли промышленности обрекаются на суженное воспроизводство.

Наряду с противодействием сил, паразитирующих на энерго-сырьевой специализации России, реализация объявленной Президентом стратегии инновационного развития страны блокируется инерцией сложившихся процедур планирования макроэкономической политики. Остается надеяться, что становление системы национального стратегического планирования, направленного на выявление долгосрочных угроз, приоритетов развития и путей решения возникающих проблем совместными усилиями бизнеса, государства и общества будет реализовано, что позволит действительно повернуть экономику на инновационный путь развития.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной исследовательской работы мы пришли к выводу, что Российской экономики нужна новая модель. Наша страна не должна оставаться сырьевым придатком для развитых стран. Выход из этого положения есть – это становление на инновационный путь развития, посторенние инновационной экономики. И чем раньше у нас получиться задействовать все необходимые механизмы для построения нового инновационного общества и преодолеть все преграды, тем более благополучное будущее ожидает нашу страну. Мы уже начали делать первые уверенные шаги в этом направлении: создаются новые институты, принимаются законопроекты. Россия осознала необходимость перемен.

Инновационные процессы должны финансироваться как государством, так и частным бизнесом, поскольку все заинтересованы в развитии инноваций. Ведь умение эффективно использовать инновационные процессы и их результаты гарантирует достижение таких целей как национальная безопасность, здравоохранение, защита окружающей среды, повышение производительности труда, привлечение международных инвестиций, то есть, в конечном итоге, повышение уровня и улучшение качества жизни.

Наша страна должна наметить себе четкий путь развития и двигаться к цели. Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования третьими лицами. Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики. Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным разработкам в области электроники и космоса. Однако в современном мире скорость с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов. Несколько хуже у нас обстоят дела с привлечением крупного бизнеса в сферу инноваций.

Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки еще не успели себя показать. Пока строятся и весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.

А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.

Правительство должно структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание требований времени и необходимости адекватного ответа на них.

В условиях общего кризиса, переживаемого сейчас и нашей страной, инновационные инвестиции в наибольшей мере ставятся под удар. Хотя инвестиционный кризис пока менее заметен, но по своим последствиям он далеко превосходит все остальные составляющие упомянутого общего экономического кризиса. Поэтому реализация инноваций в условиях дефицита финансовых ресурсов требует высочайшего профессионализма.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Аблязов А.В. Технологии и механизмы организации инновационной деятельности. – СПб.: Политехника, 2009. – 113 с.

2) Анисимов Ю.П., Солнцева Е.В., Пешкова И.В. Методика оценки инновационной деятельности предприятия. – СПб.: Политехника, 2007. – 91 с.

3) Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 215 с.

4) Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. – М.: Экономика, 2007. – 71 с.

5) Беспалов В.А. Финансовые принципы инновационной деятельности. – М.: МИЭТ, 2007. – 84 с.

6) Бочкарев В.К. Основы современного менеджмента. – Пенза: ПГУ, 2008. – 136 с.

7) Быстров В.В. Организация и управление инновационными процессами в условиях рынка. – М.: ДВГУ, 2007. – 389 с.

8) Васильева Л.Н. Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. – М.: КноРус, 2006. – 145 с.

9) Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной деятельности. – Железнодорожный: Крылья, 2006. – 356 с.

10) Дедова И.Н., Бессонов И.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. – М.:МИИТ, 2007. – 74 с.

11) Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 321 с.

12) Киреева А.В. Правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации. – М.: МФТИ, 2007. – 120 с.

13) Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 231 с.

14) Коссова В.В. Основы инновационного менеджмента. – М.: Магистр, 2009. – 429 с.

15) Макаренко И.П. Проблемы инновационного развития экономики в контексте построения национальной инновационной системы. – М.: МГУ, 2007. – 87 с.

16) Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2009. – 262 с.

17) Нурулин Ю.Р., Саватеева Е.Н., Туманов А.Ю. Финансовое обеспечение инновационной деятельности. – СПб.: Политехника, 2007. – 250 с.

18) Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 172 с.

19) Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М.: МГУ, 2007. – 270 с.

20) Суворинов А.В. Реализация государственной научно-технической инновационной политики. – М.: МИЭТ, 2008. – 198 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: