Социально-экономические аспекты реализации проекта

Информация, представленная в Разделе 11 ИАО, детализирована в материалах ТЭО [22,33,39,41].

Отношение населения региона размещения ХАЭС к ее расширению

11.1.1 К мероприятиям по информированию общественности о планируемой деятельности до завершения разработки ТЭО относились:

· оперативное информирование общественности;

· взаимодействие с органами власти, государственными учреждениями, трудовыми коллективами;

· сотрудничество с региональными и центральными СМИ;

· организация выездных встреч с общественностью ведущих специалистов НАЭК «Энергоатом» и ОП ХАЭС;

· профориентационная работа со школьниками;

· экскурсионно-лекционная работа и др.

В связи с окончанием разработки ТЭО планируется новый цикл консультаций с общественностью.

11.1.2 Детальное социологическое исследование с целью изучения отношения населения зоны наблюдения ХАЭС к сооружению энергоблоков №3,4 ХАЭС было проведено в начале 2009 г. Институтом исследований Национального университета "Острозька академія". В ходе опроса общественного мнения ставились задания:

· выяснить отношение респондентов к ядерной энергетике;

· определить отношение респондентов к расширению ХАЭС;

· исследовать основные причины нецелесообразности достройки, если они существуют;

· определить уровень «постчернобыльского» синдрома;

· установить условия, при которых респонденты, отрицательно относящиеся к расширению ХАЭС, готовы изменить свое мнение на положительное;

· определить наиболее актуальные проблемы населения в порядке их приоритета;

· выяснить, на какие льготы рассчитывает население в случае расширения ХАЭС;

· определить, на что может повлиять расширение ХАЭС в социально-экономической сфере и др.

11.1.3  Социологическое исследование охватывало 3 200 респондентов. Согласно его результатам, отношение респондентов к расширению ХАЭС распределено следующим образом:

· полностью поддерживают расширение ХАЭС - 18,3%;

· скорее склоняются к ответу «да», чем «нет» – 22,5%;

· скорее склоняются к ответу «нет», чем «да» – 18,9%

· против расширения ХАЭС – 26,7%;

· колеблются с ответом – 13,6%.

Согласно выводам социологического исследования, в целом  отношение населения к расширению ХАЭС можно охарактеризовать, как потенциально позитивное, однако разъяснительная работа среди общественности региона должна быть продолжена и активизирована.

Общегосударственное и региональное влияние расширения ХАЭС

11.2.1 Стратегией [44] при сооружении новых ядерных мощностей в Украине предусматривается максимальное привлечение отечественных предприятий, включая:

· предприятия научно-технического и проектно-конструкторского профиля;

· предприятия промышленного производства;

· предприятия строительно-монтажного профиля;

· образовательные учреждения.

 В частности, основными украинскими производителями оборудования и систем энергетических объектов, которые планируется привлечь к производству для сооружения энергоблоков №3,4 ХАЭС, являются:

· ОАО "Турбоатом", г. Харьков;

· ЗАО "КЦКБА", г. Киев;

· ЗАО "Запорожтрансформатор", г.Запорожье;

· ЗАО "Импульс", г. Северодонецк;

· ЗАО "Радий", г. Кировоград;

· НПО "Монолит" г. Харьков;

· ОАО "Сумской завод "Насосэнергомаш", г. Сумы;

· ХГПЗ им. Шевченко; г.Харьков;

· ООО «Вестрон»; г. Харьков;

· ОАО "Сумское машиностроительное НПО им. Фрунзе", г.Сумы;

· ОАО "Мелитопольский компрессор", г.Мелитополь и др.

В региональном плане существенное расширение ХАЭС, как основного градообразующего предприятия региона, обеспечит создание новых рабочих мест, приток квалифицированных кадров и приведет к росту населения г. Нетешин. Результатом этого будет повышение общего уровня образования и квалификации населения региона и, как следствие, развитие новых производств.

Развитие социальной инфраструктуры ЗН ХАЭС и г.Нетешин

11.3.1 Предусмотренные в ТЭО затраты на развитие социальной инфраструктуры в зоне наблюдения ХАЭС составляют до 10% от стоимости строительства. Перечень конкретных объектов социально-бытового назначения будет определен на стадии «проект» по предложениям местных органов самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.

В г. Нетешин предусматривается строительство реабилитационного профилактория и физкультурно-оздоровительного комплекса. Эти объекты дадут возможность обеспечить качественное оздоровление работников станции и членов их семей, снять социальное напряжение за счет привлечения детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом, а также послужат дальнейшему развитию базы здравоохранения региона в целом.

 

Заключение

Согласно выводам ТЭО, предлагаемое сооружение энергоблоков №3,4 Хмельницкой АЭС основано на перспективных научно-технических решениях, технологиях и оборудовании и соответствует требованиям законодательства.

В ТЭО подтверждена допустимость сооружения энергоблоков №3,4 Хмельницкой АЭС по экологическим и санитарно-эпидемиологическим факторам.

В ТЭО продемонстрирована хозяйственная необходимость, техническая осуществимость, социальная и экономическая целесообразность планируемого расширения Хмельницкой АЭС.

В ТЭО сформулированы требования и выводы относительно последующий стадий проектирования энергоблоков №3,4 Хмельницкой АЭС.

На основании результатов анализов и оценок, выполненных в ТЭО, составлено «Заявление об экологических последствиях сооружения и эксплуатации энергоблоков №3,4 Хмельницкой АЭС», полный текст которого приведен в Приложении А.


Перечень ссылок

Закон Украины «О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами», №1688-III от 20.04.2000 г.

Закон Украины «О ратификации Конвенции о ядерной безопасности», №736/97-ВР от 17.12.1997 г.

Закон Украины «О ратификации Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, которые относятся к окружающей среде», №832-XIV от 06.07.1999 г.

Закон Украины «О ратификации Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте», №534-XIV от 19.03.1999 г.

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" №1264-XII от 25.07.1991г.

Закон Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" №39/95-ВР от 08.02.1995 г.

Закон Украины "Об обращении с радиоактивными отходами" №255/95-ВР от 30.07.1995г.

Закон Украины "О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии" №1370-XIV от 11.01.2000 г.

Закон Украины "О защите человека от воздействия ионизирующего излучения" №15/98-ВР от 14.01.1998 г.

Закон Украины «Об экологической экспертизе» №45/95-ВР от 09.02.1995 г.

Закон Украины "О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение" № 2861-IV от 08.09.2005 г.

НРБУ–97. Нормы радиационной безопасности Украины. Государственные гигиенические нормативы. МОЗ Украины, 1997 г.

ГСП 6.177-2005-09-02. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности Украины (ОСПУ). Государственные санитарные правила. МОЗ Украины 2005 г..

НРБУ–97/Д-2000 Нормы радиационной безопасности Украины. Дополнение: Радиационная защита от источников потенциального облучения. МОЗ Украины, 2000 г..

ДБН А.2.2-3-2004 Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства. Госстрой Украины, 2004 г..

ДБН А.2.2-1-2003 Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений. Государственный комитет Украины по строительству и архитектуре, 2004 г.  

СП АС-88, ПНАЭ Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций.

НП 306.2.141-2008 Общие положения безопасности атомных станций (ОПБ-2008), Держатомрегулювання, 2008 г..

НП 306.2.144-2008 Требования по безопасности при выборе площадки размещения атомной станции. Держатомрегулювання, 2008 г.

Документы МАГАТЭ №50–C –S. Руководство по безопасности. Безопасность атомных электростанций – выбор площадок для АЭС.

43-814.203.004.ОЭ.01 Основные исходные положения

43-814.203.004.ОЭ.02 Необходимость и целесообразность сооружения энергоблоков № 3, 4. Мощность АЭС, единичная мощность энергоблока

43-814.203.004.ОЭ.03 Обеспечение АЭС топливом, материалами, водой и другими ресурсами

43-814.203.004.ОЭ.04 Подтверждение применимости площадки ХАЭС для сооружения энергоблоков № 3, 4 в соответствии с требованиями действующих НД

43-814.203.004.ОЭ.05 Конфигурация энергоблоков № 3, 4 и АЭС в целом с учетом расширения энергоблоками № 3, 4

43-814.203.004.ОЭ.06 Генеральный план и транспорт

43-814.203.004.ОЭ.07 Основные технологические решения

43-814.203.004.ОЭ.08 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности

43-814.203.004.ОЭ.09 Основные архитектурно- строительные решения

43-814.203.004.ОЭ.10 Эксплуатация

43-814.203.004.ОЭ.11 Снятие с эксплуатации

43-814.203.004.ОЭ.12 Обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла АЭС

43-814.203.004.ОЭ.13 Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

43-814.203.004.ОЭ.14 Организация управления проектом

43-814.203.004.ОЭ.15 Основные положения по организации строительства, сроки строительства

43-814.203.004.ОЭ.16 Основные решения по подготовке территории и защита объектов от опасных природных и/или техногенных факторов

43-814.203.004.ОЭ.17 Основные решения по санитарно-бытовому обслуживанию

43-814.203.004.ОЭ.18 Основные решения по пожарной безопасности и охране труда

43-814.203.004.ОЭ.19 Социальные аспекты реализации проекта

43-814.203.004.ОЭ.20 Сметная документация

43-814.203.004.ОЭ.21 Обоснование экономической эффективности расширения АЭС

43-814.203.004.ОЭ.22 Технико-экономические показатели

43-814.203.004.ОЭ.23 Выводы и предложения

Распоряжение КМ Украины «Об одобрении Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года» №145-р от 15.03.2006 г.

Распоряжение КМ Украины «О подготовительных мероприятиях по строительству новых энергоблоков ХАЭС» № 281-р от 21.07.2005 г.

Приказ Минтопэнерго «О подготовительных мероприятиях по строительству энергоблоков №3,4 ХАЭС» № 425 от 22.08.2005 г.

Распоряжение КМ Украины «Об утверждении плана мероприятий на 2006-2010 г.г. по реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года» № 436-р от 27.07.2006 г.

Распоряжение КМ Украины «О первоочередных мероприятиях по строительству энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС» № 118 от 18.02.2009 г.

Разработка вариантов схем выдачи мощности Хмельницкой АЭС при вводе энергоблоков № 3 и № 4. Отчет Института «Укрэнергосетьпроект», инв. № 6357-Т1, г. Харьков, 2009.

Хмельницкая АЭС. Энергоблоки № 3, 4. Обследование и оценка технического состояния водохранилища-охладителя для подготовки строительства энергоблоков. 43-613.216.001.ОТ00, Отчет ОАО КИЭП, инв. №42486-в, К.: ОАО КИЭП. − 2008.

Обследование и оценка технического состояния водохранилища-охладителя для подготовки строительства энергоблоков №3, 4 ОП «Хмельницкая АЭС. Водохозяйственные балансы р. Горынь. Отчет ОАО «Укрводпроект», инв.№ 3465, К: ОАО «Укрводпроект» 2007.

Документ МАГАТЭ № 50-SG-S1. Руководство по безопасности. Учет землетрясений и связанных с ними явлений при выборе площадок для атомных станций, Вена: МАГАТЭ, 1994.

СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

Решение коллегии Минтопэнерго «Утверждение решения о выборе типа реакторной установки для строительства энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС» №4.1 от 13.10.2008 г.

НП 306.5.02/3.017-99. Требования к программе обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла ядерных установок.

НП 306.5.02/2.069-2003. Требования и условия безопасности (лицензионные условия) во время проведения деятельности по проектированию ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов.

ДСТУ ISO 10005:2007. Системы управления качеством. Руководство по программам качества.

Закон Украины "О пожарной безопасности" № 3745 от 17.12.1993 г.

Закон Украины «Об охране труда» от 21.11.2002 г.

Закон Украины «О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения» № 2064-III от 19.10.2000 г.

Закон Украины «Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности» №1868-IV от 24.06.2004 г.

НД 306.2.02/1.004-98. Общие положения обеспечения безопасности при снятии с эксплуатации атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов. Минэкобезопасности, 1998 г.

Концепция снятия с эксплуатации действующих атомных электростанций Украины, утвержденная приказом Минтопэнерго №249 от 12.05.2004 г.

0.ОБ.5797.ПН-08 Концепция снятия с эксплуатации энергоблоков ВВЭР-1000 ОП «Хмельницкая АЭС». К.: ГП НАЭК «Энергоатом», 2008.

ГН 6.6.1.1-130-2006 Допустимые уровни содержания радионуклидов 137Cs и 90Sr в продуктах питания и питьевой воде. Гигиенический норматив

 

Приложение А Заявление об экологических последствиях сооружения и эксплуатации энергоблоков №3,4 Хмельницкой АЭС

 

Ядерная энергетика занимает одно из ведущих мест в экономике Украины. Четыре действующие атомные электростанции (АЭС) с 15 энергоблоками, на которых установлены атомные реакторы типа ВВЭР, доля которых составляет 26,6% от общих установленных мощностей страны, вырабатывают почти половину электроэнергии в Украине.

Государственное предприятие «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» (ГП НАЭК «Энергоатом») является эксплуатирующей организацией, которая в соответствии с Законом Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» отвечает за безопасность действующих АЭС страны.

Основной задачей ГП НАЭК «Энергоатом» было и остается производство электроэнергии на АЭС, а также создание новых мощностей при обязательном условии обеспечения уровня безопасности в соответствии с действующими требованиями.

 

ДАННЫЕ О ПЛАНИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ И ПУТЯХ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 

Сооружение энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС является одним из приоритетных заданий развития энергетики Украины. Создание дополнительных ядерных мощностей обеспечит укрепление энергетической безопасности государства и удовлетворит потребности в электроэнергии в условиях будущего роста экономики страны.

Строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация новых энергоблоков предполагается на площадке существующей Хмельницкой АЭС (ХАЭС), которая была выбрана и утверждена для АЭС мощностью 4000 МВт. Площадка ХАЭС с действующими энергоблоками № 1 и № 2 общей мощностью 2000 МВт расположена на западе Славутского района Хмельницкой области.

Необходимость сооружения энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС определена следующими документами:

- распоряжением Кабинета Министров Украины "О подготовительных мероприятиях по строительству новых энергоблоков ХАЭС" от 21.07.2005 г. № 281-р;

- приказом Минтопэнерго "О подготовительных мероприятиях по строительству энергоблоков № 3, 4 ХАЭС"» от 22.08.2005 г. № 425;

- "Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года", одобренной распоряжением КМ Украины от 15.03.2006 г. № 145-р;

- распоряжением КМ Украины "Об обеспечении плана мероприятий на 2006-2010 г.г. по реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года" от 27.07.2006 г. №436-р;

- распоряжением КМ Украины «"О первоочередных мероприятиях по строительству энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС"» от 18.02.2009 г. № 118.

Согласно положениям указанных документов, первым этапом деятельности по сооружению энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС является разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), включая оценку воздействий на окружающую среду (ОВОС). ТЭО входит в состав документов, необходимых для принятия решения о строительстве согласно Закону Украины «О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение» от 08.09.2005 г. №2861-IV.

ТЭО сооружения энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС разработано ПАТ «Киевский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Энергопроект» (ПАТ КИЭП) по заказу ГП НАЭК «Энергоатом».

В ТЭО сооружения энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС:

- подтверждена приемлемость площадки Хмельницкой АЭС согласно требованиям действующих в Украине нормативных документов;

- определены основные технические решения и технико-экономические показатели энергоблоков;

- проведено обоснование безопасности (ядерной, радиационной, и экологической);

- выполнена ОВОС.

Сооружение энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС предполагается с использованием существующих строительных конструкций главного корпуса и других объектов, которые находятся в состоянии незавершенного строительства.

 

СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ ИЛИ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

 

При оценке воздействий запланированной деятельности на окружающую среду:

- изучено существующее состояние окружающей среды на площадке сооружения объекта и прилежащих территориях;

- определены все источники возможных воздействий объекта на окружающую среду;

- выполнена оценка воздействий на все компоненты окружающей среды.

Воздействий на компоненты окружающей среды, которые приводят к превышению нормативных уровней, оценкой не выявлено.

Выполненная оценка показала, что основными видами воздействий энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС на компоненты окружающей среды являются радиационное, тепловое и химическое воздействия.

В ОВОС анализируются возможные воздействия для нормальных условий и аварий на следующие компоненты окружающей среды:

- геологическая среда;

- воздушная среда;

- водная среда;

- грунты;

- растительный и животный мир;

- техногенная среда;

- социальная среда.

Возможные воздействия оценивались для нормальных условий деятельности и аварий, как проектных, так и запроектных. Критериями оценки являются требования нормативных документов Украины.

Для анализа аварий были выбраны следующие аварии на одном из новых энергоблоков:

- максимальная проектная авария (МПА), обусловленная гильотинным разрывом главного циркуляционного трубопровода с двусторонней утечкой;

- запроектная авария (ЗПА), обусловленная гильотинным разрывом главного циркуляционного контура с отказом активных систем аварийного охлаждения зоны и работающей спринклерной системой (вероятность такой ЗПА – 10-8 год-1).  

 

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА И БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПЛАНИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Строительство и эксплуатация энергоблоков № 3 и № 4 планируется на существующей и первоначально предназначенной для этих целей промышленной площадке ХАЭС. Ландшафт площадки является промышленным и характеризуется положительно для размещения энергоблоков АЭС, включая инфраструктуру.

На период сооружения и эксплуатации энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС техногенные изменения состояния геологической среды под воздействием объектов ХАЭС не прогнозируются. Не прогнозируется также отрицательное воздействие энергоблоков на объекты техногенной среды, расположенные в пределах зоны наблюдения.

Воздействия шума, вибрации и электромагнитных полей ограничиваются площадкой Хмельницкой АЭС и не превышают допустимых величин.

Оценка радиационного воздействия на воздушную среду при нормальных условиях эксплуатации (НУЭ) показала, что основной вклад в дозу от газоаэрозольных выбросов энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС будут давать инертные радиоактивные газы (ИРГ), концентрации которых прогнозируются на несколько порядков меньше максимально допустимых уровней.

После ввода в эксплуатацию энергоблоков № 3 и № 4 количественные и качественные характеристики нерадиоактивных выбросов ХАЭС существенным образом не изменятся, обусловленные ими приземные концентрации загрязняющих веществ по всем ингредиентам, а также по группам суммации не превысят предельно допустимых значений для населенных пунктов. Благодаря вводу в эксплуатацию энергоблоков № 3 и № 4 практически полностью исчезнет необходимость использования пускорезервной котельной – основного источника сегодняшних выбросов химических вредных веществ.

Эксплуатация энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС приведет к увеличению теплового сброса в водоем-охладитель (ВО), что несколько изменит условия водообмена в верхнем слое ВО и теплообмена в прилегающем к нему атмосферном слое воздуха. Зона воздействия на локальный микроклимат (изменения температуры и влажности воздуха, частота туманов и гололедицы) не превысит 1,0 км от линии водораздела ВО. Учитывая допустимое воздействие систем охлаждения на локальные климатические параметры, специальные мероприятия по ограничению этих воздействий при работе четырех энергоблоков ХАЭС не требуются.

Влияние на гидрогеологическую среду от эксплуатации энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС может проявиться в виде локального повышения температуры подземных вод, их минерализации или незначительного повышения уровня на ограниченной площади, которое не будет влиять на водозаборы хозяйственно-питьевого водоснабжения. Водоносный комплекс характеризуется защищенностью от поверхностного химического и радиационного загрязнения.

Нужды технического водоснабжения во время эксплуатации четырех энергоблоков ХАЭС будут обеспечиваться за счет р. Горынь без нарушения установленной для нее неприкосновенной санитарной затраты. Покрытие меженного дефицита планируется частичным срабатыванием полезного объема ВО с дальнейшим его пополнением стоком р. Гнилой Рог и р. Горынь в течение весеннего паводка.

Выполненные оценки демонстрируют, что регламентное проведение продувок ВО в паводковый период минимизирует химическое и тепловое воздействия на поверхностные воды, что исключает возможность нарушения требований санитарных норм относительно их гидрохимических показателей и температурных режимов.

Радиологическое состояние грунтов в районе размещения ХАЭС на сегодня определяется, главным образом, радионуклидами естественного происхождения, что прогнозируется и в дальнейшем для НУЭ.

Содержимое меди, цинка, кадмия в грунтах прилежащих к ХАЭС территорий находится и прогнозируется в дальнейшем на фоновом уровне.

Связанные со строительством ХАЭС деградационные процессы в грунтах распространены лишь в границах площадки. Наличие их в зоне наблюдения (ЗН) не связано с работой АЭС.

Эксплуатация двух дополнительных энергоблоков в составе ХАЭС не приведет к прямому воздействию на структуру и динамику растительных сообществ и животный мир, а также не вызовет изменения численности популяций редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины.

По результатам проведенных исследований, обусловленные воздействием ХАЭС отрицательные изменения в состоянии здоровья населения, проживающего в пределах ЗН, не обнаружены, риск заболеваемости для местного населения не превышает среднего по стране. При эксплуатации двух дополнительных энергоблоков повышение такого риска не прогнозируется.

Проведенная консервативная оценка воздействия газоаэрозольных выбросов ХАЭС в составе четырех блоков при НУЭ демонстрирует, что на границе санитарно-защитной зоны эффективная годовая доза с учетом всех путей воздействия для критической группы населения не превысит 6% предельной дозы.

Положительное воздействие на социальную среду от сооружения энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС в первую очередь будет определяться дополнительным развитием социальной инфраструктуры, для чего в ТЭО предусматриваются соответствующие отчисления в объеме до 10% от стоимости строительства.

Условия расположения площадки ХАЭС исключают возможность внешних техногенных воздействий от других объектов хозяйственной деятельности (пожар, взрывная волна, затопление, залповый выброс вредных газов и др.), которые могут привести к нарушению НУЭ объектов ХАЭС. В свою очередь, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС не будет влиять на техногенную среду. Какие-либо специальные агротехнические мероприятия по изменению структуры землепользования сельского хозяйства, перепрофилированию областей агропромышленного комплекса или изменению в технологической переработке продукции не требуются.

В целом, согласно выводам ОВОС, экологического риска по факторам внешних воздействий при строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС не существует. Экологический риск по факторам химического (нерадиационного) загрязнения окружающей среды будет минимальным. Экологический риск по факторам радиационных воздействий:

- при НУЭ будет существенно ниже допустимого (прогнозируемые значения показателей радиационного состояния окружающей среды и безопасности для жизнедеятельности населения существенно меньше допустимых величин);

- при МПА прогнозируется приемлемым по всем составляющим (допустимые величины показателей радиационного состояния окружающей среды и действующие гигиенические нормативы не будут превышены);

- при ЗПА, с учетом низкой вероятности такой аварии, экологический риск является приемлемым, а индивидуальные риски от облучения вследствие газоаэрозольного выброса для населения за пределами санитарно-защитной зоны не превысят границы приемлемого уровня индивидуального риска при проведении соответствующих защитных мероприятий (контрмероприятий).

По результатам оценок последствий аварий, имеющиеся на сегодня санитарно-защитная зона (СЗЗ) и зона наблюдения ХАЕС не нуждаются в расширении при вводе в эксплуатацию энергоблоков № 3 и № 4. За пределами СЗЗ индивидуальные риски возникновения стохастических эффектов у населения, обусловленных радиационным воздействием аэрозольных выбросов ХАЭС, не превысят приемлемого уровня, определенного в НРБУ-97. Риски возникновения детерминированных эффектов отсутствуют.

Результаты оценок трансграничного воздействия свидетельствуют, что при ни одной из рассмотренных аварий предел индивидуальной годовой эффективной дозы для лиц критической группы в сопредельных государствах не будет превышен.

 

МЕРОПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ ГАРАНТИРУЮТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СТАНДАРТАМ И НОРМАТИВАМ

 

Комплекс проектных решений по обеспечению нормативного состояния окружающей среды при строительстве и эксплуатации энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС содержит группу мероприятий по ряду направлений, а именно:

- ресурсосберегающие - сохранение и рациональное использование ресурсов;

- защитные - создание защитных сооружений и др.;

- восстановительные - рекультивация, нормализация состояния отдельных компонент окружающей среды и др.;

- компенсационные;

- охранные - мониторинг окружающей среды.

Реализация предусмотренных в ТЭО проектных решений обеспечит нормативное состояние окружающей среды.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСТАТОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

 

При строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации энергоблоков № 3 и № 4 ХАЕС остаточное воздействие на воздушную и водную среду, грунты, растительный и животный мир, техногенную и социальную среду минимальный.

Последствия при максимальной проектной аварии энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС не превышают показатели, установленные действующими гигиеническими нормативами.

Последствия при запроектной аварии энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС при условии проведения защитных мероприятий (контрмероприятий) не превысят границы приемлемого уровня индивидуального риска.

 

ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О ПЛАНИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ И ПУТЯХ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 

В начале работ по разработке ТЭО было составлено и распространено в региональных СМИ «Заявление о намерениях про сооружение энергоблоков № 3 и № 4 на площадке Хмельницкой атомной электростанции».

С целью обеспечения оперативного информирования общественности, органов власти и средств массовой информации о работе ХАЭС, перспективах строительства энергоблоков № 3 и № 4, событиях, которые на ней происходят, ГП НАЭК «Энергоатом» проводит следующую работу:

- ежедневно действует автоматическая телефонная служба информирования населения о работе энергоблоков № 1 и № 2, уровне мощности, производстве электроэнергии за сутки, с начала месяца, ходе планово-предупредительных ремонтов, информации о нарушениях в работе энергоблоков, радиационном состоянии на промышленной площадке и в зоне наблюдения;

- еженедельно готовится и распространяется информация о событиях, которые происходили на Хмельницкой АЭС: мероприятиях по повышению безопасности, радиационном состоянии на промышленной площадке, встречах, пресс-конференциях, семинарах, визитах, совещаниях, сотрудничестве с иностранными специалистами и др.;

- ежемесячно в госадминистрации, экологические инспекции, штабы гражданской обороны, областные и региональные средства массовой информации рассылается обобщенная информация о технико-экономических показателях работы энергоблоков, химическом состоянии воды водоема-охладителя;

- выездные встречи с общественностью ведущих специалистов ГП НАЭК «Энергоатом»;

- профориентационная работа со школьниками;

- экскурсионно-лекционная работа и др.

Результаты социологических исследований, проведенных в 2009 г. Институтом исследований Национального университета «Острожская академия», показали в целом положительное отношение населения к строительству энергоблоков № 3 и № 4 ХАЭС.

В связи с завершением разработки ТЭО, планируется новый цикл консультаций с общественностью (КО), который будет включать:

- консультации, взаимосогласование планируемых мероприятий и взаимодействие в ходе публичных мероприятий с местными органами государственной власти и самоуправления на протяжении процесса общественных обсуждений проекта;

- информирование общественности о начале и запланированных мероприятиях процесса КО (через СМИ, обычной и электронной почтой, факс-письмами);

- организацию и проведение брифингов для представителей центральных и местных СМИ о начале и запланированных мероприятиях процесса КО;

- подготовку и распространение информационного пакета документов для предоставления представителям общественных организаций, СМИ и отдельным гражданам, которые проявят свою заинтересованность к процессу КО, включая: пресс-релиз о процессе КО, план мероприятий по консультациям с общественностью о строительстве энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС (План мероприятий), информационно-аналитический обзор материалов технико-экономического обоснования строительства энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС (ИАО ТЭО); форму для регистрации заявки на участие в процессе КО; форму для предоставления вопросов, замечаний, рекомендаций и комментариев;

- организацию и обеспечение функционирования офисов для работы с общественностью (регистрация заявок на участие в процессе КО, сбор вопросов, замечаний, рекомендаций и комментариев от представителей общественных организаций и отдельных граждан и др.);

- информирование сопредельных государств о возможном воздействии в трансграничном контексте согласно законодательству;

- организацию и проведение круглых столов с участием представителей центральных и местных органов государственной власти и самоуправления, общественных организаций и заинтересованных лиц, представителей средств массовой информации в соответствии с Планом мероприятий, сбор полученных в ходе круглых столов вопросов, замечаний, рекомендаций и комментариев;

- информационное обеспечение и организационно-техническую поддержку общественных слушаний в случае принятия решения местными органами государственной власти и самоуправления об их проведении, сбор полученных в ходе общественных слушаний вопросов, замечаний, рекомендаций и комментариев;

- подготовку и распространение пресс-релизов по результатам круглых столов и общественных слушаний;

- подготовку отчета о консультациях с общественностью по строительству энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС, в том числе книгу вопросов-ответов (приложение к отчету);

- подготовку отчета о мероприятиях по информированию сопредельных государств о возможном воздействии в трансграничном контексте;

- доработку ТЭО с учетом результатов процесса КО. 

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАКАЗЧИКА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В СООТВЕТСВИИ С НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТРЕБОВАНИЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТА ПЛАНИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ГП НАЭК "Энергоатом", как эксплуатирующая организация, в полной мере сознавая важность осуществляемой деятельности, ставя превыше всего безопасность человека и сохранение окружающей природной среды, обязуется:

- выполнять требования природоохранного законодательства Украины, международных соглашений Украины, стандартов и правил в сфере использования ядерной энергии, природопользования и охраны окружающей среды;

- создавать и внедрять системы управления охраной окружающей среды, которая, в частности, включает учет количественных и качественных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов в водные объекты, обращения со всеми видами отходов, рациональное использование природных ресурсов, и др.;

- осуществлять мониторинг окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения путем организации наблюдений за радиационным, гидрогеологическим, гидрохимическим состоянием объектов окружающей среды;

- предоставлять населению открытую и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в зоне размещения ХАЭС;

- конструктивно взаимодействовать с надзорными органами, общественными организациями и СМИ по вопросам экологической безопасности.

ГП НАЭК «Энергоатом» обязуется в полном объеме реализовать все технические, организационные, финансовые и другие решения, предусмотренные проектом, а также на протяжении всего срока эксплуатации энергоблоков № 3 и № 4 соблюдать технологический регламент, нести сырьевые и материальные затраты по обеспечению их безопасной эксплуатации и, тем самым, гарантировать выполнение экологических требований.

 

 

От Заказчика:                                                      От Генерального проектировщика:

Президент                                                           Председатель правления

ГП НАЭК «Энергоатом»                                  ПАТ КИЭП

 

(ПОДПИСЬ, ПЕЧАТЬ)                                    (ПОДПИСЬ, ПЕЧАТЬ)

 

_______________Ю.А. Недашковский         __________________Ю.В. Малахов

 

«___»_______________2011 г.                          «___»_______________2011 г.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: