Предыстория. Год 1980. Алматы (тогда еще столица) - крупный развивающийся деловой и культурный центр на юго-востоке Казахстана, имеющий население 1,2 млн. человек, рост которого прогнозируется до 1,46 млн. к 2010 г.
С целью улучшения транспортного обслуживания и экологической ситуации в городе правительством принимается постановление о проектировании и строительстве метрополитена. Метро полагалось, с одной стороны, «по штату» городам с численностью населения более одного млн. человек, с другой, - проект стал ответом в негласном соревновании между Казахстаном и Узбекистаном. В Ташкенте метро действует давно, правда, количество станций там невелико и его основным достоинством является прохлада вестибюлей во время жаркого южного лета.
Год 1981. Московским институтом «Метрогипротранс» разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО). Проект состоял из 8 станций, расположенных на протяжении 8 км: станции Райымбек, Жибек-Жолы, Алмалы, Жетысу, Площадь Республики, Байконур, Тулпар и Алатау.
|
|
7 сентября 1988 г. по утвержденному проекту начато строительство первой очереди метрополитена. К этому моменту уже был выполнен большой объем подготовительных работ (вынос коммуникаций, снос строений и переселение граждан, строительство объездных дорог), построена производственная база. За период строительства сооружено 7,0 км горных выработок в центральной части города, в том числе 4,7 км перегонных тоннелей, пройдено два наклонных хода эскалаторных тоннелей общей длиной 120 м и других вспомогательных выработок.
Трудности продолжения строительства. Компания «СНС-Лавалин Интернейшнл Инк». По принятым правительством решениям о сроках строительства ввод в эксплуатацию первой очереди линии метро должен был осуществиться уже в конце 1997 г. После того, как Казахстан стал суверенным, объем финансирования метрополитена уменьшился до минимума, обеспечивающего текущие расходы на вентиляцию, охрану и поддержание горных выработок и техники. Затем столицу перенесли в Астану, а Алматы превратился в город республиканского подчинения, немного потеряв в населении, количестве приезжих и налоговых поступлениях. Начиная с 1994 г., ежегодное финансирование строительства метро из бюджета республики было сокращено (до 15 - 20% от необходимого объема), что привело к значительному отставанию от срока пуска метрополитена.
Учитывая сложность с бюджетным финансированием, по поручению правительства республики аппаратом акима г. Алматы и ОАО «Алматыметрострой» началась работа по привлечению инвестиций на строительство метро.
С этой целью был проведен тендер с участием нескольких зарубежных фирм, имеющих опыт работы в проектировании объектов инфраструктуры.
|
|
В 1995 г. подписан протокол намерений с канадской инжиниринговой компанией «СНС-Лавалин Интернейшнл Инк» о разработке технико-экономического обоснования строительства метро в г. Алматы и организации кредитного финансирования. Канадцы разработали собственный проект с 7 станциями при той же протяженности метрополитена - 8,3 км. Но добавился участок второй очереди, представляющий собой систему автобусной доставки: станции Алатау, Сайран и Аксай. Предусматривалось курсирование автобусов, обеспечивающих пассажиропоток в западные районы города. Срок строительства был установлен в 48 месяцев.
Но... после разработки ТЭО у канадских партнеров возникли трудности с привлечением инвестиций. И хотя официального отказа не последовало, компания «СНС-Лавалин Интернейшнл Инк» отворачивается от проекта.
Обоснование необходимости проекта и действия власти. Акимат Алматы пытается еще раз реанимировать проект и ищет инвесторов, способных вложить сотни млн. долл. И здесь возникают вопросы: нужно ли метро Алматы? Сколько будет стоить проезд? Будет ли проект приносить прибыль или потребует дотаций из бюджета?
Были приведены следующие основные аргументы в пользу строительства метро в Алматы:
- город не выдержит увеличения количества автомашин (табл. 1.);
- выгоднее построить метро, чем нести затраты на расширение дорог, увеличение числа стоянок и так далее; экологическое преимущество подземного транспорта;
- дополнительные рабочие места;
- необходимость достроить, иначе возможны провалы и обрушения, «замораживание» проекта стоит дорого, не меньше, чем завершение;
- выше станет качество услуг. Кроме того, к преимуществам метро относят его высокую среднюю скорость транспортировки, независимость от природно-климатических условий и устойчивость в эксплуатации.
На основании данных статистики были просчитаны следующие данные:
Таблица 1. Количество автомашин в Алматы
Годы
| Парк автомобилем, тысяч штук | |
Всего автомобилей | в том числе, легковых авто | |
1990 | 86,8 | 56,9 |
1991 | 96,2 | 67,9 |
1992 | 124,0 | 93,9 |
1993 | 153,2 | 123,9 |
1994 | 164,7 | 137,4 |
1995 | 160,9 | 154,4 |
1996 | 201,9 | 172,6 |
1997 | 193.3 | 168,1 |
1998 | 193,1 | 168,4 |
1999 | 186,8 | 162,4 |
Как показывают расчеты, в Алматы автотранспорта достаточно много. Подтверждение тому увеличение числа «пробок» на основных магистралях города. На некоторых перекрестках по сравнению с ситуацией двадцатилетней давности можно проехать только после пятого-шестого переключения светофора. Но если в качестве сравнения взять Москву, то город Алматы по-прежнему провинциальный населенный пункт с невысокой плотностью и интенсивностью дорожного движения.
Относительно аргумента, что достроить метро дешевле, чем развивать дорожную инфраструктуру можно заметить, что расширять полотно, делать развязки и другие работы по совершенствованию дорог можно поэтапно, отдельными участками. Поэтому единовременная потребность в инвестициях сокращается на два порядка, равно как и риск срыва проекта. Кроме того, Алматы имеет достаточно широкие улицы и может обеспечить увеличение пропускной способности основных магистралей, реконструкция проспекта Абая тому подтверждение.
С экологическим преимуществом метрополитена спорить невозможно. Но, возможно, что 50 млн.. долл. инвестиций в развитие трамвайно-троллейбусного парка и маршрутов вполне заменили бы метро и автобусы. Тем более что протяженность первой очереди в Алматы невелика и проходит параллельно основным магистралям. Также трудно не согласиться, что наличие пустот под зданиями и сооружениями бывшей столицы не способствует безопасности ее жителей, а «замораживание» проекта будет стоить не намного дешевле, чем его завершение, притом без каких-либо шансов на возврат инвестиций. Два последних аргумента являются главными в пользу Алматинского метро.
|
|
С метрополитеном Алматы попал в безвыходную ситуацию. «Заморозить» проект жалко, слишком много вложено средств и надежд, да и опасно с точки зрения возможных провалов. Достроить и запустить - очень дорого для страны, которой предстоит еще долго вкладываться в новую столицу. Да еще неизвестно, будет ли метро рентабельным, и окупятся ли вообще инвестиции.
Проблема поиска инвестиций на завершение метро маскирует другую, более важную, проблему. Будет ли метрополитен экономически эффективен? Или после своего завершения превратится в «черную дыру», которая сначала безвозвратно проглотит инвестиции, а потом начнет вытягивать дотации из городского бюджета. Для аргументации необходимости метро можно рассмотреть транспортные потоки в бывшей столице (табл. 2.). Возможно, что данные Агентства по статистике не совсем верны, поскольку не полностью учитывают перевозки частными маршрутными такси и автобусами, но иные данные просчитывать сложно.
Как видно из таблицы, перевозки пассажиров общественным транспортом сократились к 1999 г. по сравнению с 1990 г. в 2,3 раза. Причин тому множество, начиная от остановки сотен алматинских предприятий, высокой стоимости проезда и кончая отменой льгот для пенсионеров и других социально незащищенных слоев населения. А это означает, что все расчеты, положенные в основу технико-экономического обоснования проекта, безнадежно устарели. С потоком пассажиров из спальных районов в промышленную зону Алматы может справиться действующий общественный транспорт. Рассчитывать на скорое увеличение числа поездок не следует.
Таблица 2. Транспортные потоки в Алматы
Годы
| Перевезено пассажиров, млн. человек | Среднегодовая численность населения, тыс. чел. | Количество поездок на 1 человека | |||
автобус | троллейбус | трамвай | итого | |||
1990 | 501,8 | 101,8 | 48,6 | 652,2 | 1109 | 588 |
1991 | 446,2 | 84,5 | 37,5 | 568,2 | 1127 | 504 |
1992 | 385,8 | 67,3 | 26,5 | 479,6 | 1134 | 423 |
1993 | 390,3 | 80,1 | 27,6 | 498 | 1130 | 441 |
1994 | 314,3 | 88,1 | 20,8 | 423,2 | 1120 | 378 |
1995 | 374,1 | 101 | 14,7 | 489,8 | 1113 | 440 |
1996 | 401,1 | 112,7 | 15,8 | 529,6 | 1115 | 475 |
1997 | 364,4 | 124,1 | 17,2 | 505,7 | 1119 | 452 |
1998 | 275,9 | 98,7 | 9,9 | 384,5 | 1125 | 342 |
1999 | 187,0 | 82,5 | 9,9 | 279,4 | 1132 | 2474 |
|
|
Сравнения с метро других городов СНГ. В России, где действуют шесть метрополитенов (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске), все они являются дотационными. Да и численность населения в этих населенных пунктах существенно выше. Кроме того, все они являются центрами мегаполисов, что также дает прирост перевозок. В Москве, например, около 60% перевозок пассажиров общественным транспортом осуществляет метрополитен. Каждый день он перевозит 9 млн. пассажиров. В среднем каждый москвич делает 1 поездку на метро в день. Но в этом городе 161 станция и 260 км длины путей. В Алматы на одного жителя приходится всего 0,7 поездки в день на всех видах общественного транспорта. Но поскольку размеры и протяженность метрополитена у нас будут намного меньше, лишь незначительная часть из этого количества перераспределится на него.
Очевидно, что даже если цена одноразового проезда на алматинском метро будет выше, чем в России, где она составляет около 10 центов США, плотность потока пассажиров и, соответственно, доходов, будет у нас намного ниже. По данным на май 2000 г., Московский метрополитен имел ежемесячно 90 млн.. рублей непокрываемого убытка - это более 3 млн.. долл. Дотации из городского бюджета должны были составлять около 20% эксплуатационного бюджета. В этих условиях говорить о возврате инвестиций и окупаемости проекта не стоит.
Вторым в России по размерам и количеству пассажиров является Петербургский метрополитен. Плата за проезд здесь составляет 50% доходов, поступления от рекламы и аренды - 8%, остальные 42% - это бюджетное финансирование. Конечно, у наших северных соседей сохранилась развитая система льгот, которая в Казахстане давно уже отменена. Например, в Санкт-Петербурге в 1999 г. 38% пассажиров имели право на льготный проезд по различным карточкам (единым, студенческим, школьным, на несколько поездок). Еще 37% ездили вообще бесплатно. И только 25% платили полную стоимость - 3 рубля. Специалисты подсчитали, что доходная ставка по всем льготным категориям в среднем составила 1,31 рубля, по студенческим проездным - 0,5 рубля, по школьным - 0,36 рубля, по единым - 1,68 рубля, в среднем - 1,24рубля. Но Петербургское метро перевозит 5,1 млн.. пассажиров в день, что дает в расчете на одного жителя города более 1 поездки. Общее количество станций составляет 58, а длина маршрутов 99,5 км.
Компания «Бомбардир» и надежды на завершение строительства. Акиматом г. Алматы подписывается с другой канадской компанией второе соглашение-намерение о строительстве метрополитена. Компания «Бомбардир» на первый взгляд кажется очень серьезным партнером. За ее плечами строительство метро в таких городах, как Нью-Йорк, Париж, Мехико, Лондон, Анкара, что само по себе говорит уже о многом. При этом надо учесть, что подобные проекты, будучи долгосрочными, никогда не приносят быстрой прибыли. Скажем, в случае реализации проекта по строительству метрополитена в Алматы доход он начнет приносить лишь в первой трети следующего столетия. А вложить в него канадцы готовы 694 млн. долл., при этом собственный оборот компании составляет 18 млрд. долл.
Из 694 млн. долл., заложенных в стоимость проекта, собственно на строительство отводится 564 млн. Остальные средства пойдут на приобретение подвижного состава, автобусов, системы, непредвиденные расходы и страховку. Одним словом, всех этих средств должно хватить на сдачу метро под «ключ». За основу специалисты «Бомбардира» взяли ТЭО своих предшественников, сохранив и срок реализации проекта в 48 месяцев.
Финансироваться проект, возможно, будет как за счет республиканского бюджета – 28 млн. долл., так и за счет внешних инвестиций, представленных экспортными кредитами в 382 млн.. долл. и средствами МФО в 154 млн.. долл. (Всемирный банк и Азиатский банк развития).
Вопросы для обсуждения:
1. Что повлияло, по вашему мнению, на невыполнение сроков ввода в эксплуатацию первой очереди метро?
2. Насколько обоснованны аргументы «за» и «против» строительства метро?
3. Что вы думаете о перспективе строительства метро в Алматы?
Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Уясните суть процесса принятия правительственных решений. Подробнейшим образом по дополнительным источникам изучите основные положения «Теории общественного выбора». Проанализируйте направления административной реформы в РК.
Тема 4. Планирование – важное направление государственного менеджмента
Задания СРС
1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы
2. Ответить на вопросы для самоконтроля
3. Выполнить предложенные задания
4. Ответить на тестовые вопросы
5. Написать академическое эссе по теме «Прогнозирование социально- экономического развития страны»
6. Вопрос «Концепции социально-экономического развития страны» подготовить в форме группового проекта
7. Составить дополнительный глоссарий по теме.
Задания:
Перечислите программы, проводимые Правительством РК с 1991 года. К какому виду программ, в зависимости от целей они относились? Каковы результаты проводимых программ?
4. Охарактеризуйте программы, осуществляемые Правительством РК в настоящее время. Оформите результаты в виде таблицы:
Название программы | Цель | Временные рамки | Инструменты | Результат |
5. Приведите пример государственной политики, действующей в качестве автоматического стабилизатора. Объясните, почему эта политика оказывает стабилизирующий эффект.
6. Согласны ли вы с утверждением: государственное вмешательство в экономические процессы приводит к сглаживанию циклических колебаний производства. Обоснуйте ваш ответ.
Тестовые вопросы
1. Экономическая политика государства- это:
а) государственное регулирование экономики.
б) перевод экономической системы из одного динамического состояния в другое по разработанной правительством программе;
в) экономическая система;
г) все ответы верны;
д) все ответы не верны.
2. Позитивная экономика:
а) имеет дело с конкретными фактами и свободна от субъективных оценочных суждений;
б) отражает чьи-то оценочные суждения относительно того, каким должно быть то или иное экономическое явление;
в) экономическая реформа;
г) все ответы верны;
д) все ответы не верны.
3. Экономическая стратегия – это:
а) система крупномасштабных решений и намеченных направлений деятельности
б) совокупность приёмов и форм экономико-политической деятельности
в) сознание общества по вопросам, имеющим актуальное экономико-политическое содержание
г) все ответы верны
д) все ответы не верны
4. Объектом государственной экономической политики выступает:
а) экономическая система;
б) приёмы систематизации и анализа социально-экономической информации;
в) государственное регулирование экономики;
г) все ответы верны;
д) все ответы не верны.
5. Типология экономических политик В. Ойкена включает:
а) политика централизованного, полностью или частично, управления экономикой;
б) политика среднего пути;
в) политика конкурентного прядка;
г) точечная политика;
д) все ответы верны.
6. Согласно теории Я. Тинбергена составляющими экономической политики являются:
а) ключевые цели благосостояния;
б) инструменты;
в) модель;
г) все ответы верны;
д) все ответы не верны.
7. Соотношения между ростом численности населения и изменением экономических условий отражает теория:
а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.
б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.
в) «Круг отсталости» Б.Кналла.
г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.
д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.
8. Какая теория объясняет стагнацию узостью внутреннего рынка и нехваткой ресурсов для модернизации:
а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.
б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.
в) «Круг отсталости» Б.Кналла.
г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.
д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.
9. Согласно какой теории в основе отсталости лежит низкий уровень дохода:
а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.
б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.
в) «Круг отсталости» Б.Кналла.
г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.
д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.
10. В какой из нижеперечисленных теорий политический риск выступает как источник экономического спада:
а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.
б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.
в) «Круг отсталости» Б.Кналла.
г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.
д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения литературы. Из курса «Экономическая теория» повторить категории «собственность», «государственная собственность».