Тема 6. Бюрократия и реформы государственного управления

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные к теме задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить реферат: «Политические партии и общественные движения в Республике Казахстан» 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные концепции бюрократии?

2. Охарактеризуйте концепцию Вебера-Вильсона.

3.Каким образом происходит вовлечение институтов гражданского общества в процесс государственного управления?

4. Какие подходы в «имперской» модели бюрократического управления?

6.Определите роль неправительственных организаций в становлении системы государственного управления.

7. Какова социальная культура общества в Казахстане?

 

Задания

1. В 1991-1993 гг. внутренний государственный долг России сокра­тился с 77 до 11% ВВП, хотя прави­тельство продолжало активно финан­сировать дефицит бюджета за счет займов на внутреннем рынке и прак­тически не погашало внутреннюю за­долженность. Какое макроэкономичес­кое явление лежало в основе этого сокращения?

3. Каково состояние внутреннего и внешнего долга РК. Составьте тренд. Сделайте выводы.

4. Составьте таблицу по основным кредиторам РК (в том числе международным организациям и отдельным странам), характеризуя сумму, целенаправленность и возврат (или невозврат) кредита.

5. Проанализируйте эффективность внешних кредитов в экономику РК. Приведите статистические данные, подтверждающие ваш анализ.

Считаете ли Вы верным решение Правительства РК по отмене пособия по безработице. Обоснуйте ваш ответ.

6. Опишите, как осуществляется социальная поддержка нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения в РК.

7. Опишите, как влияют социальные нормативы (минимальная заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, связанные с социальной защитой населения, социальный налог) на деятельность предприятий в РК.

8. Проанализируйте зарубежный опыт политики занятости, системы страхования и социальной защиты в других странах. Какие механизмы можно использовать в РК. Обоснуйте Ваш выбор.

Тесты

 

1. Бюрократизм – это:

а) бумажность, волокита, множе­ство согласований и комиссий, отписки, заседательскую суету.

б) собственность аппарата на выполнение функций управления.

в) профессиональное «заболевание» работников аппара­та управления.

г) все ответы не верны;

д) все ответы верны.

2. По мнению кого трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм:

а) Р.Мертон;

б) Дж. Кейнса;

в) П. Самуэльсона;

г) К. Маркса;

д) К.Эрроу

3. Элитарно-демократический режим не включает:

а) народ устраняется от участия в процессе выработки политических решений под предлогом некомпе­тентности в науке управления.

б) «демократические» институты приобретают символическую цен­ность, созда­вая у народа иллюзию участия в политике посредством участия в выборах и предпочтения той или иной партии.

в) политический плюрализм сводится к конкуренции поли­тических элит, представляющих высшие структуры государственной власти, партий и иных об­щественно-политических организаций

г) ни один из классов не оказывается в состоянии быть выразителем всеобщего интереса.

д) все ответы не верны

4. Извлечение прибыли за счет использования субъектом своего иерархического статуса, служебного положения – это:

а) административная рента;

б) земельная рента;

в) чистая прибыль;

г) инвестиционный доход;

д) все ответы не верны.

5. Система и практика реализации интересов различных групп граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов – это:

а) бюрократия;

б) демократия;

в) лоббизм;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

6. Что из нижеперечисленного неверно:

а) основоположником теории политического делового цикла был У. Нордхаус;

б) в качестве экономических переменных У. Нордхаус принял уровень инфляции и безработицы;

в) функция всеобщего голосования отражает определенный на данный момент уровень инфляции и безработицы;

г) рациональный человек – это человек действия;

д) «память» обостряется к моменту проведения очередных выборов.

7. Основоположниками теории общественного выбора являются:

а) Дж. Бьюкенен, К. Эрроу;

б) Р.Нурксе, Дж. Кейнс;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс;

г) К. Эрроу, Б. Олин.

д) М. Фридмен, Дж. Бьюкенен.

8. Что из нижеперечисленного неверно:

а) «Обостряющая» память экспонента действует, охватывая лишь электоральный период;

б) действие «Обостряющей» памяти экспонента на экономическую политику оказыва­ется существенно иным, чем долгосрочного дис­контирующего фактора;

в) дисконтирую­щий фактор действует от начала периода со все возрастающей силой, «обостряющий» фактор дейст­вует с убывающей силой;

г) память «обнуляется», и по прошествии выборов все повторяется вновь.

д) все ответы не верны

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В первую очередь дайте определение государственному долгу. Исследуйте показатели, характеризующие валовой внешний долг. Затем перейдите к анализу стратегии управления государственной задолженностью.

Тема 7. Лоббизм

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные к теме задания  

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить презентацию по теме «Особенности и государственная поддержка развития бизнеса в социальной сфере»

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом государство обеспечивает условия, необходимые для развития малого и среднего бизнеса в производственных и инфраструктурных отраслях экономики.

2.В чем выражается контрольная функция государства.

3. Охарактеризуйте политический смысл лоббизма.

4. Опишите условия и структуру лоббизма

5. Обозначьте формы лоббизма

6. Медианный избиратель и распределение коалиции. Дайте объяснение.

7. Как обеспечить правовое регулирование лоббизма.

Задания

1. Охарактеризуйте положительные и отрицательные последствия лоббирования и логроллинга.

2. Приведите примеры лоббирования правительственных решений в РК.

3. Каковы условия проведения эффективной денационализации? Проанализируйте опыт приватизации в РК? Каковы ее достоинства и недостатки?

4. На рисунке показано распределение голосов. Используя рисунок, ответьте на вопросы:

а) на выборах представлены всего два кандидата, и один из них выбирает позицию В, а другой - D. Определите процент голосов, которые каждый из них получит.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

б) если два кандидата занимают позицию G, а третий позицию А, кто тогда победит на выборах?

5. На графике представлены кривые спроса и предложения товара А. В настоящее время в отрасль входит 100 фирм. Отрасль кон­курентна, цена товара равна 30 долл., объем выпуска - 3,0 млн.. долл. Предположим, что фирмы хотели бы организовать лобби и создать картель. Представители фирмы подсчитали, что на созда­ние лоббистской группы и принятие законопроекта потребуется 160 тыс. долл. в год для каждой фирмы.

а) Какую прибыль получит отрасль, если она будет продавать свой товар по цене 40 долл.?

б) Какую прибыль получит каждая фирма?

в) Выгодно ли для фирм образование картеля?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6. Все избиратели сгруппированы в три одинаковые по вели­чине группы: молодежь, люди средних лет и пожилые. Распределе­ние их симпатий между тремя кандидатами в президенты показано в таблице (в %).

 

  Молодежь Люди средних лет Пожилые
А 35 34 65
В 25 30 40
С 40 36 15

а) кто победит при принятии решения простым большинством голосов?

б) в какой степени каждая возрастная группа будет удовле­творена таким выбором? Изменилось ли что-либо, если бы выборы проходили по двухступенчатой системе?

в) чья победа была бы наиболее вероятна, если бы можно было применить логроллинг?

7. Лидеры Крестьянской партии, чтобы добиться увеличения ассигнований на нужды фермеров, стремятся получить поддержку Партии любителей пива, обещая в обмен поддержку их при голосовании о дотациях на предметы первой необходимости. Как называется это явление?   

8. Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис должны принять решение о последовательности действий: ехать в Англию за подвесками королевы (X), спасать невесту д'Артаньяна из Бастилии (Y), устроить попойку в трактире (Z) или уйти в монастырь (W). Если порядок предпочтений для каждого из мушкетеров Д'Артаньян – Y, X, Z, W, Атос – X, Y, Z, W, Портос – Y, Z, X, W, Арамис – X, Y, W, Z. Какая программа действий будет в итоге принята, если решение принимается большинством голосов?

9. Предположим, что акимат решил создать небольшой парк. Каждый житель должен проголо­совать «за» или «против». Чтобы посадить парк и содержать его в порядке, жители должны платить ежегодно 12 тыс. тенге., причем каждый из них должен платить равный налог. В таблице показана ежегодная выгода, полученная каждым жителем.

 

Жители Ежегодная выгода одного жителя, тенге.
Аистов 1800
Бекасин 260
Воробьев 1700
Грачев  1200
Дроздов   600
Ежов 2200
Жаворонков 1540
Зябликов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              1700

а) определите общую чистую выгоду, получаемую ими.

б) если каждый житель будет голосовать в соответствии с полученными чистыми выгодами и издержками, то кто будет голосовать «за», а кто «против»? Будет ли принят законопроект?

          

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В первую очередь уясните сущность и основные направления бизнеса в различных секторах экономики. Изучите показатели, характеризующие социальную сферу. Сравните социальную политику в РК и других странах мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: