Кейс «Управление нефтью»

Здесь описывается история тесного сотрудничества между нефтяной промышлен­ностью и правительством США в течение периода 1930 - 73 гг. и разрыв этих отноше­ний в связи с наложением эмбарго на нефть в 1973 г. Также здесь даются четыре пред­ложенных правительством средства для разрешения проблем, связанных с дефицитом и высокими ценами.

В последующие годы после 1973 г. Соединенные Штаты чувствовали существенные изменения в системе урегулирования поставок нефти во всем мире. Основные нефтедобы­вающие страны на Среднем Востоке объединились вместе, чтобы создать организацию стран-экспертов нефти (ОПЕК). В 1973 - 74 гг., они наложили четырехмесячное эмбарго, подняли цену на нефть примерно в 6 раз до уровня 1970 г., снизили объем продукции и приобрели контроль над правами и фондами обанкротившихся нефтяных компаний США. В результате потребители почувствовали дефицит, высокие цены привели к инфляции и Соединенные Штаты стали зависеть от иностранных сил в области нефти на 30%. Однако доходы ведущих международных нефтяных компаний не пострадали.

В своем анализе данной ситуации правительство страны уделило особое внимание пя­ти американским членам так называемого союза семерых сестер: «Exxon», «Gulf» «Tex­aco», «Mobil», «Socal». Остальные сестры, «Shell» и «British Petroleum» были также заин­тересованы в их традиционных отношениях с американцами. В 1972 г. эта семерка произво­дила 39,1% всей нефтедобычи в Соединенных Штатах, 77,6% нефтедобычи на Среднем Вос­токе и Ливии и 70% мировой нефтедобычи, не считая Западной Европы и Китая.

Правительство рассмотрело различные средства разрешения проблем:

1. Любыми способами разделить компании на части с целью увеличения конкуренции.

2. Путем регулирования дать гарантию, что их цены и доходы законны и их капита­ловложения и исполнения не противоречат национальным интересам.

3. Снова установить сроки, на которые они были зафрахтованы с учетом вклада госу­дарственных нефтяных компаний.

4. Снизить спрос на нефть путем регулирования потребления.

Рассмотрим исторические подходы к вопросам по урегулированию нефтяной про­мышленности после ее хаотического зарождения в Америке в 1860 году. Сталкиваясь с проблемами сверхдобычи, избытка и падения цен, нефтепромышленность росла. В 1883 г. Рокфеллер Д. приобрел контроль над ключевыми шлюзами нефтеканалов (железные доро­ги, затем трубопроводы) и учредил Standard Oil Trust. Таким образом, он создал антитрестовское движение. В 1890 г. был принят антитре­стовский закон Шермана, который поддержал Клэйтон в 1914 г. Акт Шермана запретил тайную монополию торговли, ценовой сговор и способствовал ограничению власти фор­мировавшихся трестов. Акт Клейтона установил запрет на контракты по продаже товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, ограничительную практику организации сбыта, переплетающиеся директораты фирм и слияния, осуществляемые пу­тем приобретения обычных акций конкурента. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия (ФТК), предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конку­ренции и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Клэйтона был более ясным и направлялся не только на наказание, но и на пре­дотвращение монополизации. Закон был за сохранение конкуренции. ФТК следила за пра­вильным порядком ведения конкуренции, создала комиссию при правительстве для рас­следования и преследования законом тех корпораций, которые подозреваются в наруше­ниях антимонопольного законодательства.

В 1911 г. правительство применило закон Шермана, для разрешения проблем Stan­dard Oil Trust. Появились Standard of New Jersey (Exxon), Standard of California (Socal), Standard of New York (Socony) и др. Вскоре, после окончания I мировой войны, директор центра геологических исследований Соединенных Штатов обнаружил, что запасы нефти страны истощаются. В 1930 г. была создана железнодорожная комиссия Техаса для кон­тролирования добычи.

В 1920 г. американские нефтяные компании устремились на Средний Восток, где Анг­лия и Франция сделали большие капиталовложения.

Заручившись поддержкой правительства Америки, Exxon внедрился в Ирак. Позже к нему присоединились Gulf и Mobil. Намечались две цели: приобрести доступ к нефтяным запасам и установить по­литии­чес­кое присутствие страны.

С развитием огромных нефтяных участков на Среднем Востоке снова предстали про­блемы сверхдобычи и снижения цен. Для решения этих проблем в 1928 г. ведущие нефтя­ные компании - Exxon, BP, Shell тайно встретились в Ашнакарском замке в Шотландии и в принципе согласовали новую систему поддерживания цен, основываясь на цене нефти в США. Это соглашение оставалось в полном секрете до государственного расследования в 1952 г. Уолтеру Тиглу, в то время главе Exxon, пришлось покинуть пост в 1942 г. за изме­ну с Германией. Вскоре он умер.

В 1930 г. Socal и Texaco, недавно прибывшие на Средний Восток, получили большие концессии; в 1939 г. производились работы по выкачиванию на арабских нефтяных участках. Однако правительство США не имело представителей в Саудовской Аравии, все переговоры велись между страной и Арамко (так называлось совместное предприятие Socal и Texaco).

Также в 1930 г. Gulf обосновался в Кувейте. На этот раз правительство США помогло уладить проблемы с компаниями Англии, которые уже там находились. Эндрю Мэллон был послом Америки в Лондоне и также был основателем Gulf, чья семья владела 25% акций.

В 1943 г. Texaco, опасаясь возрастания влияния Англии, убедила президента Рузвельта дать кредит Саудовской Аравии. В то же время Рузвельт занялся устранением некачест­венной нефти для морского флота Америки. Поэтому он поручил создать государствен­ную корпорацию запасов нефти, чтобы создать контрольные пакеты Арамко.

В 1945 г. Socal и Texaco начали строить трансаравийский трубопровод, известный как Tapline для вывоза арабской нефти через Средиземное море в Ливан. До того, когда он был перекрыт в 1975 году, трубопровод был предметом спора. У правительства было по­лучено разрешение использовать редкую сталь. Это стало причиной напряжения арабо-израильского конфликта.

В 1948 г. произошло 2 события, нанесших существенный удар по отношениям США с нефтедобывающими странами на Среднем Востоке.

Первое, Exxon и Mobil присоединились к Арамко. Это событие не было незамечено антитрестовскими законами. Как заявил главный адвокат Mobil: «Я не могу поверить, что сравнительно маленькие компании стремятся, чтобы им разрешили контролировать миро­вые запасы нефти без каких-либо ограничений».

Второе, у правительства Венесуэлы были претензии, которые привели к созданию ОПЕК и событиям 1973 г. Оно потребовало ровный дележ акций нефтяных доходов и равного партнерства с зарубежными нефтяными компаниями на территории Венесуэлы. В первое время нефтяные компании были против такого партнерства, но потом поняли, что это обеспечит безопасность от нападок местных националистов.

В 1950 г. оценив действия правительства Венесуэлы, король Саудовской Аравии по­требовал больше денег от Арамко. Арамко не желала соглашения. Заместитель государст­венного секретаря Мак Джи, нефтяник Техаса, придумал план, который удовлетворил и короля и Арамко.

В качестве дополнительных платежей были взяты платежи иностранного подоходного налога, которые вычислялись из счета оплаты налогов компаний США. В 1951 г. этот так называемый золотой трюк стоил казне США 50 млн. долл., вычислен из счетов оплаты на­логов нефтяными компаниями. Однако государственный департамент был доволен таким положением дел, потому что это позволило Соединенным Штатам предоставлять Аравии средства, как государственную помощь без одобрения конгресса, где были настроены против Израиля.

Вскоре и другие компании получили разрешение заключать подобные договора как Арамко. Таким образом, это послужило существенным стимулом вкладывать капитало­вложения за границей, чем в США. В результате, ближе к 1973 г., заграничные доходы пяти американских сестер составляли 2/3 части их общих доходов, и они не платили нало­ги за прибыль.

В 1952 г. США были обеспокоены коммунистическим влиянием. В Иране, свергнув молодого шаха, премьер-министром стал господин Мухамед Моссади и он начал нацио­нализировать Британские нефтяные холдинги в стране. Министерство обороны, государ­ственный департамент и ЦРУ проявили инициативу снять с поста Моссади и снова поса­дить шаха на трон и сохранить нефть Ирана открытой для капиталовложений. Был создан консорциум семи сестер совместно с французской нефтяной компанией (CFP). В то вре­мя когда они были заняты этим, ФТК внезапно опубликовала суммы капиталовложений, что помогло впервые обнаружить результаты подготовок соглашений между сестрами, начиная с Ashnacarry о дележе рынка трубопроводов, танкеров и поддерживании уровня цены. В январе 1953 г, Министерство юстиции и прокуратура обвинили пять американ­ских сестер в нарушении антитрестовского закона.

Минюст аккумулировал предлагаемый Иранский консорциум, т. к. он был наглядным примером подобных тайных соглашений. Министерство обороны и государственный де­партамент выступили против Министерства юстиции. Они доказывали, что эти компании «сыграли жизненно важную роль в поставке одних из самых главных предметов торгов­ли». С практической точки зрения, «американские нефтеразработки - это орудие ведения нашей внешней политики. В этих (средневосточных) странах эти компании совершили криминал с целью разработки месторождений», - заявили представители этих де­партаментов.

Министерство юстиции выступило против того, что меньшинству по закону не пре­доставляется монополистический контроль над нефтяными ресурсами, а предоставляется свободному, конкурентоспособному предприятию...».

Президент Трумэн, вступив на сторону двух департаментов, заявил, что борьба против коммунизма превыше антитрестовских соображений. Дело пошло на лад. Моссади был свержен, шах снова вступил в свои полномочия, был сформирован консорциум семи сес­тер, чтобы управлять нефтью Ирана. А маленькие независимые американские нефтяные компании выражали недовольство и получали 5% от общего сбора.

К концу 50-х годов американская нефтяная промышленность имела большое влияние в Вашингтоне. Два техасца занимали ключевые позиции: Линдон Джонсон — лидер боль­шинства в Сенате, Сэм Райбон - спикер Палаты представителей; дружелюбный арканзасец Вильбур Милле был председателем House Ways and Means Committee и он считался с советами многих опытных нефтяников. Все были особенно в восторге от налоговой льго­ты, известной как «Depletion allowance». Впервые в 1926 г. был введен закон, позволяю­щий нефтяным компаниям снизить свои налоги на 27,5% своего валового дохода, учиты­вая свои затраты активов.

Вскоре независимые нефтяные компании, пользуясь своим участием в Иранском кон­сорциуме, способствовали заполнению рынка нефтью. И в результате, в 1960 г. Exxon пришлось снизить цену оплаты Средневосточным нефтедобывающим странам. Надвигал­ся взрыв, который совпал с созданием в 1960 г. организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Целью ее создания было не допустить, чтобы компании единолично устанавли­вали цены, позволить компаниям лучше разделить доходы и предоставить правительству контроль над собственностью и имуществом своих стран.

В лице ОПЕК нефтяные компании в 1961 г. заверили президента Кеннеди, что во вре­мя ведения совместных дел не будет допущено нарушения антитрестовских законов. Вновь было утверждено, что антитрестовские законы запрещают исчерпывать нефтезапасы и вредить национальным интересам.

ОПЕК, несмотря на внутренние различия (особенно Иран и Саудовская Аравия), на протяжении 60-х годов окреп и стал мощнее. Несколько раз нефтяные компании вновь получали одобрение Вашингтона их сотрудничества в торговле с ОПЕК.

Во время арабо-израильской войны усилилась напряженность ситуации и представи­тели нефтепромышленности предупредили Вашингтон об опасности со стороны прави­тельства Израиля.

В начале 70-х годов независимые компании нарушили установленный порядок и за­ключили различные договора с новым радикальным правительством Ливии; покупая нефть по ценам выше, чем назначили другие нефтедобывающие страны. Новое поколение конгрессменов, представители больших городов, нежели нефтяных штатов, вступили в силу. Нефтяные компании поддерживали президента Никсона. Джон Дж. Макклой, по­веренный в нефтяной промышленности, начиная со 2-й мировой войны, в 1974 г. жа­ловался, что «кажется, только у США почти мазохическое отношение к позициям сво­их нефтяных компаний».

В 1972 году ОПЕК потребовал не только больших затрат, но и огромные финансовые вклады - 51% ближе к 1983 г. Уолтер Леви - консультант по международным делам неф­ти предсказывал в «Foreign affairs», что, «компании будут полностью подчинены своему правительству», и профессор Моррис Адельман из HIT обвинил, что они «внедренные в страны агенты».

До 1973 г. арабы решили использовать нефть в качестве оружия в борьбе против Из­раиля; в октябре началась война. Арамко наложило эмбарго. В декабре цена на нефть под­нялась до 11,65долл. за баррель; увеличение в 4 раза за 2 месяца.

Как писал Энтони Сэмпсон в «Семи сестрах»: «Столкнувшись лицом к лицу с объеди­ненным ОПЕК, страны-потребители полностью разъединились и совсем не могли решить проблемы продовольствия. Таким образом, сестры временно, в течение 4-5 месяцев, управляли всем мировым запасом нефти, переразмещая нефть; один из подчиненных высказался так: «Мы стали рабами всего мира, всеми побитые, обесчещенные и никем нелюбимые».

Компании исполняли трудные задания с мастерством и корректностью.

С продолжением эмбарго добыча нефти заметно спала. В первой четверти 1974 г. про­изводство бензина спало на 7,7%, чем в предыдущем году. Но когда наконец эмбарго бы­ло снято в марте, уровень спроса возрос до нормальных отметок.

Спад добычи не обошелся без недовольства, т. к. американские водители простаивали в длинных очередях бензозаправок. Они была разгневаны, когда нефтяные компании бес­прецедентно заявили о высоких доходах весной 1974 г.

Частично, промышленность и правительство должны винить самих себя. Они скрыли правительственно-промышленные отношения за секретным занавесом, что, конечно, при­вело к зарождению подозрений в широких кругах населения.

Первое требование в любом расследовании причин энергетического кризиса - это от­крытие занавеса секретности.

В действиях исполнительной власти были противоречия. Министр финансов Саймон в ноябре 1977 г. заявил: «Я могу утверждать, что ни одно изменение не улучшит перспекти­ву мировой экономики, кроме снижения цен на нефть».

Год спустя государственный секретарь Киссинджер предполагал, что есть низкая от­метка цены, ниже которой индустриализованные страны не позволят продавать нефть, чтобы способствовать, охранять и защищать новые капиталовложения на альтернативные энергетические ресурсы.

Шейх Саудовской Аравии Йамани сказал: «Вы противоречите самому себе»

В мае 1975 г. Чейз Манхэттен Банк подсчитал, что мировой нефтяной промышленно­сти будет нужно 2,2 трлн. долл. до 1985 г. включительно для своего оптимального разви­тия; допуская 4,5% роста расходов на каждый год.

Традиционным решением правительства вопросов урегулирования нефтяной про­мышленности была попытка усилить антитрестовские законы для достижения наивысшей и наилучшей конкуренции.

В 1973 г. ФТК принялось делить восемь основных компаний США, требуя, чтобы ка­ждая компания имела возможность действовать в одной из 4-х сфер: добыча сырья, транс­портировка, обработка или маркетинг. С тех пор множество постановлений были пред­ставлены конгрессом, некоторые были направлены в 5 основных и другие в 22 самые большие компании.

Анализ этого закона возможно очень хорошо подытожен в книге Джона М. Блэйера «Контроль над нефтью». Блэйер возглавлял исследовательскую комиссию при ФТК по делам нефтяной промышленности и до своей смерти в 1977 г. он был главным экономи­стом подкомиссии при Сенате по антитрестовским и антимонопольным делам. Он считал, что семь сестер сообща с правительством отлично производили контроль над поставками и сбытом нефти, что при помощи контроля они серьезно хотели ограничить конкуренцию с другими компаниями, так называемыми независимыми, и сильно вредили национальным интересам в двух важных отношениях.

Во-первых, он почувствовал, что подобные отношения между компаниями и прави­тельством привели к истощению нефтяных запасов внутри страны. Во-вторых, он думал, что контроль семи сестер над нефтью увеличит зависимость США от стран Среднего Вос­тока (см. таблицу 1). Блэйер также сообщил о бессилии правительства получить от компаний информацию о количестве нефти и местах ее хранения.

В законопроект, предложенный членом палаты представителей Моррисом К. Юдоллом (демократ, штат Аризона) был включен другой подход решения. Он был направлен на недопущение ведущих нефтяных компаний добывать в стране уголь, уран, вынуждая их продать всю свою собственность, которую они имеют. Другие подобные законопроекты также не допускают участия нефтяных компаний в любой другой отрасли энергетики (солнечной). Подход ФТК назывался «вертикальное решение», тогда как методы Юдолла и др. назывались «горизонтальное решение».

Представители нефтяной промышленности сообщили, что была большая конкуренция, приведя пример 10000 компаний, занимающихся разведкой нефтяных месторождений и добывающих сырую нефть и природный газ, 131 компании, имеющей нефтеочиститель­ные заводы и где-то 300000 бензозаправок. Они сказали, что путем исключения действен­ности объединений можно увеличить расходы на отечественную промышленность. Они искали новую «реальную государственную энергетическую политику» и дух сотрудниче­ства без конфронтации между правительством и компаниями.

Сенатор Эдлей Стивенсон (демократ, штат Иллинойс) предложил для сравнения соз­дать модель компании, которая правильно бы работала (образцовая компания). Далее су­ществование «правильно работающей» компании, подтолкнуло бы других работать по­добно этой. Он предложил создать Федеральную компанию нефти и газа (FOGCO), госу­дарственную нефтяную компанию, которая увеличила бы депозиты на нефть на государ­ственных земельных участках и служила бы в качестве «регулировки» или «модели, по которой нефтяные компании выравнивались». Были сданы в аренду государственные неф­тяные участки, каждый где-то 700 млн. акров. Государством проведены крупные торги прибрежными арендными участками, где предложены различные обширные участки, что в общей сумме составляет 1 млн. акров прибрежной территории на шельфе. Идея создания государственной нефтяной компании получила свое воплощение в 1969 г., когда Ли Уайт, занимающий пост председателя Федеральной комиссии по энергетике (FPC), предложил создать компанию нефти и газа США. Представляя свой законопроект, господин Стивенсон отметил, что надо срочно увели­чить отечественные поставки нефти и газа и привел статистический пример, где сообща­лось, что «весь объем наших обширных отечественных запасов нефти и газа - это госу­дарственные запасы, принадлежащие народу».

Таблица 1. Объем добычи продукции, расходов, импорта и резервов в 1974 г. (историческая ретроспектива)

Страны Расходы (тысяч баррелей в день) Добыча (тысяч баррелей в день) Импорт (тысяч  бар­релей в день) Подтвержденные и предполагаемые ре­зервы (млн. баррелей)
Алжир 52+ 940 - 7,650
Австралия 640 381 239 2,300
Бельгия 559 - 559 -
Бразилия 750 177 573 775
Канада 1,834 1,695 903 11,000
Дания 307 2 305 250
Эквадор 35 160 - 3000
Франция 2,527 24 2,742 75
Габон 4+ 180 - 1,750
Германия 2,896 122 2,758 550
Индонезия 185 1,380 - 15,000
Иран 449 6,040 - 65,000
Ирак 104+ 1,810 - 35,000++
Италия 2,072 19 2,528 250
Япония 5,567 15 5,227 30
Кувейт 143+ 2,540 - 72,800
Ливия 30 1,539 - 30,400
Малайзия 346 370 - 2,500
Мексика 755 540 215 10,000
Нидерланды 733 31 702 250
Нигерия 55 2,260   21,000
Норвегия 157 33 124 7,300
Катар 305 520   6,000
Саудовская Аравия 50 8,480   165,000
Испания 863 37 826 300
Швеция 552   552 -
ОАЭ Нет 1,680 - 32,500
Великобритания 2,160 2 2,585 15,700
СССР 6,480 8,950 - 83,400
США 16,646 8,870 6,088 125,000
Венесуэла 279 2,970 - 15,000
Итого:        
на весь мир 56,488 55,775 - 806,496
ОПЕК 2,006 30,290   431,600
ОАПЕК 1,003 17,820   310,850

 

Он заявил, что созданием Федеральной корпорации по нефти и газу будут достигнуты 4 основные цели:

1) корпорация будет добывать нефть и газ на федеральных участках, чтобы удовле­творить потребности государственной энергетической промышленности;

2) корпорация будет регулировать конкуренцию в нефтяном бизнесе;

3) корпорация будет осведомлять страну об объеме добычи нефти и газа, что позво­лит государственной политике служить интересам страны, что создает «образец» по кото­рому можно судить работу частных нефтяных компаний;

4) корпорация будет поставлять дополнительное топливо, которое федеральным пра­вительством будет эффективно направлено на удовлетворение основных нужд страны, включая национальную безопасность.

«У корпорации будут полномочия выпускать облигации, чтобы погасить свою задол­женность и представить разрешение на ежегодные федеральные ассигнования в сумме 50 млн. долл. в течение первых 10 лет.

В корпорацию будут поступать запросы о раскрытии производственной информации, чтобы подтвердить данные об издержках нефтяной промышленности. Также она должна представить общественности свои патенты и изобретения, и прибыль корпорации пойдет в Федеральную казну для блага всех граждан», - подытожил сенатор Стивенсон.

Раньше, во времена избытка энергии, когда нефть и природный газ стихийно добыва­лись частниками, не было необходимости создания подобной корпорации. Но сейчас это необходимость.

Частным нефтяным компаниям необходим стимул, побуждающий мотивы, предмет подражания и конкуренция. И эта корпорация будет служить предметом подражания. Она также будет развивать ресурсы для блага страны. И она может выполнять все в кратчай­шие сроки по сравнению с частными компаниями.

После того, как энергетический кризис частично коснулся нефтеразработок компаний на иностранных участках, вмешательство правительства в заграничные дела компаний существенным образом привело к иной расстановке сил.

Более специфичным подходом по этому поводу было предложение сенатора Френка Черча, его поправка к закону о нефтяных соглашениях, которая представила бы федераль­ному правительству право утверждать соглашения нефтяных компаний, подписанные с зарубежными странами. Цель этой поправки заключалась в том, чтобы разрешить пробле­му, связанную с уточнением правительством своей роли при обсуждении условий договора.

В комментариях к данной поправке, сенатор Черч описал цели и задачи этого законо­проекта по заключению соглашений о зарубежной нефти. Ниже дана копия его коммента­риев к законопроекту по заключению нефтяных соглашений (1974 г.).

Комиссия по иностранным делам, рассмотрев дело о переговорах между ведущими нефтедобывающими странами и между нефтяными компаниями, представила подлинник законопроекта, касающегося роли правительства США во время переговоров и предложи­ла принять данный законопроект без внесения поправок.

Цель. В законопроекте говорится, что все соглашения, достигнутые между корпора­циями Соединенных Штатов, занимающимися торговлей нефти и ведущими нефтедобы­вающими странами, влияющими на торговлю США, должны регистрироваться в Феде­ральном энергетическом управлении до того, как вступят в силу.

Управляющий этого учреждения уполномочен утверждать или опровергать все по­добные соглашения на основе критериев, изложенных в законопроекте. Не подлежат реги­страции соглашения, составленные на короткий период времени или о малом объеме нефти.

Задачи. В течение последних 6 месяцев подкомиссия по делам многонациональных корпораций провела слушание дел по вопросу анализа связи международной нефтяной промышленности и внешней политики Америки. Пока многие предложения ждут оконча­тельного решения, ясно, что скорей всего будут внесены поправки. Это полностью дока­зывает недостаточность силы закона, дающего правительству США право изменять цену, по которой ведущие нефтедобывающие страны продают нефть главным нефтяным компаниям.

В течение последних девяти месяцев весь мир наблюдал крупные изменения цен на сырую нефть. И в этом каждая сторона сыграла важную роль. Страны, экспортирующие нефть, игнорируя свои договорные обязательства, подняли цену на нефть на 400%. Мно­гонацио­наль­ным нефтяным компаниям, боявшимся потерять единственный доступ к большим мировым запасам, пришлось принять эти условия правительства. Тем временем власти стран, импортирующих нефть, не имея полной информации о ценообразователъном процессе, отказались от ответственности защищать интересы своего народа.

После первого повышения цен стран ОПЕК проводились девятимесячные изучения, слушания, расследования. Достигнуто соглашение между Кувейтом и компанией «Талф ойл корпорэйшн». Тремя днями раньше, государственный секретарь Саймон планировал поездку в Кувейт, чтобы достичь ограничения цен. Компания Gulf приняла условие Ку­вейта перекупать нефть за более высокие цены, чем раньше. Государственный департамент не сумел предотвратить это действие и выразил сожаление по поводу действия ком­пании Gulf и договора с враждебными иностранными властями, нежели с правительством Соединенных Штатов. Предложенный законопроект уполномочил руководство предпри­нимать способы предотвращения вступления в силу договоров, таких как между компани­ей Gulf и Кувейтом.

В своем заявлении перед советом подкомиссии доктор Джон Сокилл, директор Феде­рального энергетического управления отметил, что «...мы... дали понять властям нефтедо­бывающих стран о серьезном беспокойстве правительства Соединенных Штатов сущест­вующими высокими ценами и их воздействием на мировую экономику. До того, как Со­единенные Штаты начнут регулировать цены на импорт, включая трансфертные платежи, нам необходимо расширить производство, чтобы начать осуществление энергетической политики Соединенных Штатов. Возможно, целесообразно будет предложить компаниям представлять правительству Соединенных Штатов все свои достигнутые договора с неф­тедобывающими странами». Позже во время слушаний, сенатор Черч отметил: «Я соби­раюсь поручить служащему персоналу подготовить законопроект, который уполномочил бы управленцев требовать от компаний информацию, касающуюся всех видов договоров о цене на нефть; таким образом можно участвовать на важном этапе принятия этих догово­ров, а также требовать утверждения правительственных решений по поводу цены на нефть, достигнутых между нефтяными компаниями и нефтедобывающими странами».

Члены подкомиссии считали, что существуют две причины для предоставления права утверждения таких договоров. Первая, когда заключается договор трудно определить, ку­да перевезти добытую нефть, и вторая, мировой нефтяной рынок так сильно взаимосвязан, что договор о перевозке нефти из Саудовской Аравии в Европу может быть решающим фактором при установлении цены и сроков, от этого зависит поступление нефти на амери­канский рынок. Право властей Соединенных Штатов требовать регистрации и утвержде­ния договора, касающихся торговли Соединенных Штатов, полностью поддержано в заяв­лении судьи Леонарда Хэнда в судебном досье «Алюминиум компани оф Америка».

В мае 1977 г. комиссией по делам правительства «House Government Operations Committee» была принята поправка к закону Черча. Эта мера лишила нефтяные компании права на покупку импортированной нефти и предоставила это право федеральному правительст­ву. Этот закон положил конец «сомнительным отношениям» между нефтяными компа­ниями и странами ОПЕК».

Было еще другое предложение, обязывающее корпорации, занимающиеся нефтеразработками на федеральных землях, иметь федеральную корпоративную грамоту. С тех пор местными властями штатов выдаются грамоты корпорациям.

Сначала корпоративные грамоты выдавались компаниями для особых целей. Напри­мер, одной из первых компаний была выдана грамота для построения моста на реке Чарльз в Кембридже. Прошло почти 200 лет с тех пор, и произошли изменения в выдаче корпоративных грамот, которые дают корпорациям право действовать как коммерческое и некоммерческое учреждения. Исчезло понятие о выдаче грамот для особых целей.

Нефть и природные газы относятся к основным источникам энергии, и совершенно очевидно, что их лидирующая роль сохранится. При безусловном увеличении темпов роста использования альтернативных источников энергии, нефть и газ в 2000 г. и даже в 2020 - 2025 гг., по-видимому, будут обеспечивать не менее половины всего потребле­ния энергии в мире. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 г. содержит четко выраженный энергетический фактор. В ней говорится о необходимости «быстрого увели­чения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способ­ствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа».

Со времени первой вспышки энергетического кризиса в 1973 г. достоверные запасы нефти в мире увеличились с 87,8 млрд. до 140,9 млрд. т, а уровень обеспеченности текущей добычи запасами возрос с 31 года до 45 лет. Наибольшая обеспеченность углеводородны­ми запасами в странах Ближнего и Среднего Востока - 96 лет. Нынешнему основному по­требителю углеводородов - США собственных запасов нефти может хватить всего на 10 лет. При запасах нефти в 3,7 млрд. т и собственном производстве в 382,9 млн. т в год США потребляют значительно больше 800 млн. т в год, причем отмечается быстрый и весомый прирост в потреблении: на 25 и 26 млн. т в период с 1992 по 1994 гг. и с 1994 по 1996 гг. соответственно

При нынешнем потреблении нефти в Республике Казахстан в 11,5 млн. т. собственных запасов нашей республики хватит на 190 лет. Однако, учитывая то, что объем производст­ва нефти за счет поставок на экспорт составляет 25 млн. т, эта цифра должна быть снижена до 90 лет.

Географическое размещение нефтяных ресурсов неравномерно. В 1996 г. 84% миро­вых доказанных запасов нефти было сосредоточено в 13 странах, обладающих наиболее значительными запасами нефти. Большая часть разведанных запасов нефти (66,4%) сосре­доточена на Ближнем Востоке, 15% - приходится на долю Западного полушария, 6,9% за­пасов нефти находятся в Африке, 5,8% - на территории бывшего СССР. На долю Азии и Тихоокеанского региона приходится 4,1%, а на долю Западной Европы - всего около 1,8%.

Ввиду недостатка ресурсов в мире, как в настоящем, так и в будущем, наличие сырья становится одним из главных факторов в становлении национальной экономики и дости­жении благосостояния. Поэтому нефтегазовый сектор рассматривается как локомотив экономики Казахстана на ближайшие тридцать лет. Нефтяной потенциал Казахстана вы­ражается следующими цифрами: разведанные запасы нефти и конденсата составляют сегодня 2,76 млрд. т., прогнозные ресурсы - 13 млрд. т. Нынешний уровень добычи - 25-30 млн. т. в год, играет существенную роль в промышленном производстве, однако выглядит очень скром­но в сравнении с мировыми показателями. Саудовская Аравия, к примеру, добывает каж­дый год более 400 млн. т нефти, Венесуэла - около 150 млн. т., Оман - около 100 млн. Тем не менее, ресурсные возможности республики позволяют в 2000 г. достичь уровня добычи до 40 млн. т в год, к 2015 г. - 120-140 млн. т.

Большая часть увеличившегося мирового спроса на жидкое топливо будет покрывать­ся за счет Персидского залива. Имея разведанные запасы, составляющие более 600 млрд. баррелей нефти и 1600 трлн. кубических футов природного газа, Персидский залив являет­ся основным источником углеводородного топлива в мире. Крупнейшим продуцентом в мире является Саудовская Аравия. В 1996 г. страна произвела 428,0 млн. т нефти. Второе место занимают США с объемом добычи 382,9 млн. т. На третьем месте - Россия (301 млн. т), занимавшая первое место в 80-х годах.

Главными поставщиками нефти в США, Японию и Западную Европу остаются стра­ны-члены ОПЕК.

Официально ОПЕК придерживается тактики ограничения общей добычи квотой в 24,42 млн. баррелей в сутки. Однако фактически последняя в течение большей части 1997 г. превышалась, по меньшей мере, на 500 тыс. баррелей. Спрос на нефть ОПЕК в 1996 г., по последним оценкам МЭА, был примерно на 1 млн. баррелей в сутки ниже объема добычи.

Что касается общего объема нефтедобычи в развивающихся странах - не членах ОПЕК, то, судя по имеющимся оценкам, до конца 90-х годов он будет продолжать мед­ленно увеличиваться и достигнет к 2000 г. 700-750 млн. т (против 656 млн. т в 1992 г.). Ожидается, что приток нефти из стран, не входящих в ОПЕК, возрастет преимущественно за счет месторождений Северного моря и стран Латинской Америки, а также в меньшем размере за счет нефтяных месторождений государств Африки и Дальнего Востока. В ко­нечном итоге, объем нефтедобычи в странах, не входящих в ОПЕК, до конца текущего и в начале следующего десятилетия будет определяться тем, в какой мере предполагаемое па­дение добычи в США будет компенсировано ее увеличением в других регионах.

Есть основания полагать, что тенденция к увеличению цифры, характеризующей уро­вень достоверных запасов нефти как в Казахстане, так и в мире, будет действовать также в нынешнем и следующем десятилетии. И этому будет способствовать как освоение ранее неисследованных территорий (особенно в некоторых районах развивающегося мира, на континентальном шельфе и в приполярных зонах), так и повышение степени извлечения нефти из уже разрабатываемых месторождений. Однако в настоящее время возможности дальнейшего наращивания производства этого ценного сыры препятствуют застой спроса на нефть, периодически возникающие конфликты между странами-экспортерами и стра­нами-потребителями углеводородного сырья, а также политическая напряженность во многих нефтедобывающих регионах мира.

Продолжим характеристику современного положения на мировом нефтегазовом рын­ке анализом спроса на нефть.

Стремительный экономический рост США, Западной Европы и Японии в послевоен­ный период обеспечивался нефтью. В период 1950-1970 гг. на фоне низких и сравнитель­но устойчивых цен ежегодное потребление нефти и нефтепродуктов растет на 7-8% в год. Дешевая нефть была синонимом экономического процветания. Начавшаяся в 50-х годах перестройка структуры потребления энергоресурсов в промышленно развитых странах, направленная на вытеснение угля более эффективными видами энергоресурсов (прежде всего нефтью и природным газом), привела к увеличению суммарной доли нефти до 72% к 1980 г.

После повышения в 1973 г. мировых цен на нефть в 1974-1975 гг. имело место суще­ственное (на 4—5%) снижение потребления энергии почти во всех западных странах. Предкризисный уровень впоследствии был превышен только в 1976 г., т. е. только че­рез 3 года. Подобная ситуация повторилась и после второго «нефтяного шока» 1979-1980 гг. Однако начавшееся оживление экономической активности в последующие годы вновь повысило спрос на энергоресурсы, увеличило их импорт.

В 1986-1989 гг. спрос на нефть в мире рос в среднем на 2,3% в год. Начиная с 1990 г., однако, мировой спрос на нефть вновь практически стагнирует. Это обстоятельство связа­но с затянувшимся спадом в западной экономике и, особенно с глубоким экономическим кризисом в республиках бывшего СССР и странах Восточной Европы, где, по некоторым оценкам, потребление жидкого топлива с 1987 г. снизилось почти на треть.

Потребление нефти за период 1990-1996 гг. претерпело значительные изменения: зна­чительно увеличился объем потребления нефти в США, Японии, Германии, Китае и дру­гих странах - крупных потребителях углеводородного сырья. Так, в США спрос на нефть за эти шесть лет вырос на 50 млн. т., в Японии - на 20, в Германии - на 10, в Китае - на 60. Не числится в этом списке лишь Россия, где экономический кризис послужил причиной падения спроса на нефть: объем потребления снизился приблизительно в два раза, с 249,7 до 128,0 млн. т нефти в год.

При этом в развитых странах прослеживается тенденция к снижению самообеспечен­ности нефтью и газом и неуклонно наращивается их импорт. Импортерами нефти остают­ся и большинство развивающихся стран: более 80% развивающихся стран не имеют соб­ственной нефти и потребности в энергопродуктах покрывают за счет их ввоза.

Ощутимый рост спроса на углеводородное сырье зафиксирован в последнее время в странах, которые относятся к категории Новых индустриальных стран: в Мексике, Брази­лии, Индии, на Тайване, а также в Индонезии. Наибольший рост потребления нефти продемонстрировала экономика Южной Кореи (увеличение с 48,7 млн. т в 1990 г. до 101,4 млн. т в 1996г.).

Сегодня в мире потребляются примерно 72 млн. баррелей нефти в день. По данным Международного энергетического агентства, глобальный спрос на нефть увеличится к 2010 г. примерно на треть, достигнув величины 92-97 млн. баррелей в день. Большая часть такого увеличения произойдет за счет роста населения и быстрого экономического роста в странах Южной и Восточной Азии. Суммарное потребление природного газа на сего­дняшний день составляет примерно 78 трлн. куб. футов в год. Поскольку развитые страны все больше переходят на газ, спрос на этот вид топлива тоже, вероятно, вырастет.

Потребление нефти западными странами в ближайшей перспективе будет расти срав­нительно низкими темпами, что обусловлено, прежде всего, прогнозируемым весьма уме­ренным экономическим ростом (2 - 3% в год). Вместе с тем необходимо помнить, что процесс снижения энергоемкости ВВП индустриально развитых государств продолжается, и данная тенденция будет действовать и в будущем. По мнению специалистов, переход индустриально развитых стран Запада на ресурсосберегающий тип экономического роста, стимулированный не только взлетом цен на энергоносители, но и новым витком научно-технического прогресса, носит необратимый характер и не зависит от колебаний конъ­юнктуры нефтяного рынка. Наконец, серьезное сдерживающее влияние на рост энергопо­требления в перспективе могут оказать экологические факторы, и в особенности растущие опасения по поводу «парникового эффекта», связанного со сжиганием ископаемого топ­лива. В результате совокупного воздействия перечисленных факторов спрос на энергоно­сители в индустриально-развитых странах, по-видимому, будет расти медленнее ВВП (прогнозируемый уровень приростной энергоемкости: 0,6-0,8).

Однако, несмотря на развернутую в западных странах кампанию по снижению доли углеводородного сырья в энергобалансе, в последние годы доля жидкого топлива в энер­гопотреблении этой группы стран не только не сократилась, но и даже несколько возрос­ла. Тем не менее, не вызывает сомнения, что отмеченная тенденция носит временный ха­рактер и вытеснение нефти другими видами энергетического сырья - процесс в долго­срочном плане необратимый. Однако то, как он будет развиваться в обозримой перспек­тиве, зависит от множества экономических, технических и экологических факторов и в первую очередь от уровня и соотношения цен на различные энергоносители.

Согласно большинству имеющихся прогнозов, в текущее десятилетие спрос на нефть в промышленно развитых странах будет расти медленнее, чем на энергоносители в це­лом, и это приведет к снижению ее доли в их совокупном энергопотреблении с 48% до 42 - 45% в 2000 г.

Относительно высокие темпы спроса на нефть и на энергоносители в целом, по-видимому, будут свойственны развивающимся странам, где развернулся процесс индустриализации, сопровождающийся опережающим ростом базовых энергоемких отраслей промышленности, транспорта, повышением энергонасыщенности сельского хозяйства и коммунально-бытового сектора. И хотя по абсолютным масштабам использования энергоресурсов, а также по его величине на душу населения развивающиеся страны существенно уступают промышленно развитым, удельное энергопотребление на единицу ВВП в двух группах стран имеет отчетливую тенденцию к сближению. Так, если в промышленно развитых странах данный показатель в 1973-1985 гг. снизился примерно на 20%, то в раз­вивающихся он в такой же пропорции увеличился.

При прогнозируемом среднегодовом приросте совокупного ВВП развивающегося ми­ра на уровне 4% в год прирост энергопотребления здесь составит 4-4,5%. Спрос на нефть в развивающихся странах в перспективе, по-видимому, будет расти несколько медленнее, чем на энергоносители в целом (на 3-4% в год), благодаря частичному замещению жидко­го топлива природным газом и в меньшей степени – углем.

Предполагается, что наиболее высокие темпы потребления нефтепродуктов будут на­блюдаться на транспорте, что связано с продолжающимся ростом числа автомобилей, раз­витием международного туризма и увеличением объема мировой торговли. Предприни­маемые в США и ряде других стран усилия по увеличению использования в качестве мо­торного топлива метанола и сжиженного природного газа вряд ли позволят поколебать роль нефтепродуктов как основного источника энергии в транспортном секторе. В то же время использование нефтепродуктов в качестве котельного топлива в промышленности, электроэнергетике и коммунально-бытовом секторе (составляющее более трети их общего потребления), судя по всему, будет продолжать сокращаться.

Главным конкурентом жидкого топлива в этой сфере применения, как ожидается, бу­дет природный газ – экологически более чистый энергоноситель, использованию которого уделяется большое внимание в Северной Америке и Западной Европе. На сегодняшний день объем предложения и цена на природный газ оказывают самое прямое влияние на нефтяной рынок.

Значение природного газа для обеспечения потребностей в энергии возрастает из года в год. Этому способствует его наличие во многих странах мира, относительная дешевизна, экологическая чистота, гибкость в использовании. Немалое значение имеют также тен­денция к отказу от атомной энергетики, стремление ряда стран снизить зависимость эко­номики от импорта нефти и нефтепродуктов.

Мировые доказанные запасы природного горючего газа в мире на 1996 г. составили 141,3 трлн. куб. м. Крупнейшие его запасы выявлены в недрах России, Ирана, Катара. По­следний должен стать одним из ведущих поставщиков на энергетическом рынке Азии в результате осуществления крупнейшего в мире проекта по производству сжиженного природного газа. Предполагается существенное увеличение добычи природного газа на территории США, Канады и в Северном море, а также расширение его поставок из разви­вающихся стран и республик бывшего СССР.

В настоящее время разведанные запасы природного газа в Казахстане составляют око­ло 2,5 трлн. куб. м. Потенциальные ресурсы природного газа Республики Казахстан оцени­ваются в 10 трлн. куб. м. Подавляющая часть месторождений находится на западе страны. Достаточно сказать, что 70,4% всех запасов свободного газа сосредоточено на месторож­дении Карачаганак.

Потребление природного газа только в Западной Европе в ближайшие 15 лет возрас­тет на 30-40% (расширение потребления природного газа - приоритетное направление европейской государственной энергетической политики). При этом темпами выше сред­них будет расти использование газа в производстве электроэнергии. Т. к.собственная до­быча не удовлетворяет спрос европейских стран на природный газ, доля импорта доволь­но высока и имеет тенденцию к повышению.

Широкое практическое использование природного газа началось лишь с середины 50-х гг. Газовая промышленность является одной из наиболее молодых и быстроразвивающихся отраслей топливно-энергетического комплекса.

Основным препятствием к широкому развитию газовой промышленности до недавне­го времени являлась сложность транспортировки газа на большие расстояния. Только соз­дание систем транспортировки газа в сжиженном виде позволило расширить географиче­ское использование и организовать международный обмен в широких масштабах. Перво­начально сжиженный газ перевозился в специальных танкерах. В 70-х годах были по­строены первые газопроводы, однако транспортировать сжиженный газ на расстояние свыше 4000 км морским путем в специальных танкерах оказалось более экономичным, чем перекачивать по газопроводу. К тому же, экспорт газа в сжиженном виде увеличивает степень свободы стран-экспортеров в мировой торговле: нет такой жесткой привязки экс­портера к импортерам, как при транспортировке газа в натуральном виде по трубопроводам.

В настоящее время газ регулярно перевозится из района Персидского залива в Япо­нию, из района Карибского моря в Южную Америку, из Венесуэлы в Чили, Бразилию, Ар­гентину. Средиземноморские линии транспортировки газа обеспечивают газом Францию, Испанию, Италию, Португалию. С конца 60-х начала 70-х годов начались перевозки газа из Ливии в Италию, Испанию, из Канады, Аляски, Австралии - в Японию.

Достаточно высокая ресурсная обеспеченность газовой промышленности и привлека­тельность использования газа во всех отраслях экономики будут способствовать увеличе­нию доли газа в структуре энергопотребления. Однако крайне неравномерное размещение природных запасов газа, относительная сложность его транспортировки и хранения не по­зволяют использовать имеющиеся ресурсы газа в таких же широких масштабах, как нефть.

Как уже было отмечено, вероятный рост мирового спроса на нефть в перспективе мо­жет быть удовлетворен прежде всего за счет увеличения добычи в странах ОПЕК, на долю которых приходится не только преобладающая часть резервных мощностей по добыче, но и самое главное - 3/4 доказанных и значительная часть потенциальных запасов жидкого топлива в мире. Удельный вес стран - членов этой организации в общем объеме мировой нефтедобычи, снизившийся в результате конкуренции других продуцентов с 53% в 1973 г. до 30% в 1985 г., к 1992 г. вновь возрос до 41%, а к началу следующего столетия может приблизиться к 50%. В итоге, в ближайшие 10-15 лет именно эти страны будут опреде­лять общую конъюнктуру рынка и динамику цен на нефть.

До середины 70-х годов нынешнего столетия большая часть мировой нефти и нефте­продуктов текла по интегрированным каналам транснациональных компаний - мейджоров. В середине 70-х годов страны ОПЕК одна за другой произвели национализацию большинства крупных нефтяных промыслов, вслед за чем мейджоры, еще недавно правя­щие рынком, превратились в рядовых покупателей сырья для своих нефтеперерабаты­вающих предприятий. Помимо этого, промышленно развитые страны также оказались во власти ОПЕК ввиду сильной зависимости от поставок нефти с громадных нефтяных ме­сторождений Ближнего Востока.

В результате резкого повышения спроса на нефть и растущего значения Ближнего Востока в качестве ведущего нефтеносного района мира правительством стран-экспортеров нефти (ОПЕК) удалось перехватить у международных нефтяных компаний рычаги ценообразования. В 50-е и 60-е годы, когда предложение превышало спрос, цены на сырую нефть диктовались в первую очередь стоимостью нефтепродуктов. Со своей стороны, ОПЕК сумел произвести подлинную нефтяную революцию, воспользовавшись сравнительным дефицитом нефти. Цены на нефтепродукты стали диктоваться ценами на исходный продукт. В 1980 г. цены на нефть возросли по сравнению с ценами 1970 г. как минимум в 10 раз, а в некоторых случаях двадцатикратно.

Однако революция, совершенная ОПЕК, посеяла семена своего собственного пораже­ния. Начиная с 1981 г., нехватка превратилась в избыток. Рост цен на нефть вызвал замед­ление темпов экономического развития, началось широкое внедрение мер экономии энергии и замещение нефти другими видами энергетического сырья. Наконец, страны, чья сравнительно дорогая нефть не позволяла им ранее конкурировать с ОПЕК, превратились в серьезных конкурентов нефтяного картеля. Такое сочетание растущего предложения и вялого спроса вызвало неуклонное падение цен, как на нефть, так и на нефтепродукты. Со­временная ситуация на мировых нефтяных рынках характеризуется заметным превыше­нием предложения над спросом: при уровне мировой добычи около 3,9 млрд. тонн в год резервы ее форсированного наращивания составляют не менее 0,3-0,4 млрд. тонн.

Ввиду неспособности ОПЕК контролировать объем мировой нефтедобычи, в мире не осталось ни одной группировки, способной стабилизировать нефтяной рынок. И тогда на первый план вышел свободный рынок. В последние годы нефтяную промышленность по­трясают колебания цен беспредельного размаха.

Сказанное вовсе не означает, что мировой нефтяной рынок стал вполне либерализо­ванным. Во-первых, контролируя почти треть мировой добычи, ОПЕК все еще сохраняет значение регулятора ценовой политики.

Во-вторых, попытка оценить взаимосвязь между кризисами в нефтедобывающих странах и регионах мира и ценами на нефть за последние десятилетия указывает, что во многих случаях прямой корреляции между этими процессами нет. Это свидетельствует о том, что на мировом нефтяном рынке, помимо ОПЕК, существуют и работают негласные картельные соглашения, которые оказываются рычагами политической и экономиче­ской войны.

Наиболее известный пример – сговор между США и Саудовской Аравией в 1984 г., когда в разгар ирано-иракской войны Эр-Рияд по просьбе Вашингтона резко нарастил до­бычу и катастрофически сбросил мировые цены на нефть в обмен на обязательство США поддержать Саудовскую Аравию в случае военных успехов Ирака. Результатом стал тя­желейший бюджетный кризис в СССР, который за два года не досчитался примерно 17 млрд. нефтедолларов.

Резкое падение цен на жидкое топливо в 1986 г. в полном соответствии с законами рынка стимулировало тенденции, противоположные тем, которыми оно само было вызва­но: начал расти спрос на жидкое топливо, оказались ослабленными стимулы к разработке альтернативных энергоисточников и «дорогой» нефти. Исходя из этого, очередная фаза «нефтяного цикла» со временем должна привести к заметному росту цен на жидкое топ­ливо. События, однако, развивались по иному сценарию. Снизившись еще в ходе кон­фликта в Персидском заливе, це­ны около трех лет колебались в диапазоне 15-20 долл., а к концу 1993 г. упали ниже 14 долл. за баррель, что с поправкой на инфляцию примерно со­ответствует уровню цен до первого нефтяного «шока» 1973 г.

Ситуация в ОПЕК за годы, прошедшие после «коллапса» цен на нефть в 1986 г. оста­валась весьма неустойчивой. Периоды, в течение которых участникам этой организации удавалось проводить единую рыночную политику, чередовались с резким ослаблением дисциплины в рамках ОПЕК, когда многие страны-участницы наращивали уровень добы­чи и экспорта для удовлетворения текущих финансовых нужд, нарушая согласованную политику квот и цен и не считаясь с опасностью дестабилизации рынка. Отражением та­кого положения явилось то ослабевающее, то усиливающееся воздействие ОПЕК на рынок и связанные с этим колебания цен в широких пределах: от менее 10 до 40 долл. за баррель.

Лишь в период кризиса в Персидском заливе вследствие прекращения поставок нефти из Кувейта и Ирака цены на мировом рынке подскочили до 30-40 долл. за баррель. Одна­ко сокращение предложения было быстро компенсировано другими участниками ОПЕК и прежде всего Саудовской Аравией, увеличившей добычу на 60% - до 8-8,5 млн. баррелей в сутки. В итоге, еще в ходе конфликта цены на жидкое топливо упали ниже отметки 20 долл. По окончании войны два основных ее уча­стника не смогли возобновить экспорт жидкого топлива: Кувейт - вследствие того, что его нефтяная промышленность была практически полностью разрушена, а Ирак - из-за эмбарго, введенного ООН в августе 1990 г. Это обстоятельство, а также резко сократив­шиеся поставки нефти из стран бывшего СССР позволили остальным участникам ОПЕК почти максимально использовать свои нефтедобывающие мощности и в течение года не возвращаться к системе индивидуальных квот. И хотя в 1991 - 1992 гг. совокупная добыча нефти странами ОПЕК в отдельные моменты превышала уровень спроса на 1 - 2 млн. бар­релей в сутки, что отражалось и на ценах, в целом в этот период нефтяной рынок оставал­ся относительно стабильным, а средний уровень цен на «корзину» из семи сортов нефти, добываемых странами - членами ассоциации, составлял примерно 18,5 долл. за баррель.

Ситуация начала меняться по мере постепенного восстановления нефтедобывающих мощностей Кувейта (к концу 1993 г. они уже достигли довоенного уровня 2,5 млн. барре­лей в сутки, или 125 млн. т в годовом измерении), тем более, что эта страна в течение дол­гого времени оставалась вне системы квот ОПЕК. На фоне постоянных нарушений согла­сованных квот остальными участниками организации, растущей добычи в Северном море, а также вялого спроса, обусловленного спадом в мировой экономике, это привело к из­бытку предложения нефти на мировом рынке. К концу 1993 г. основные страны-нефте­экс­пор­теры как в ОПЕК, так и вне ее, оказались на грани ценовой войны, а цены на «корзину» нефти ОПЕК упали до самого низкого за последние пять лет уровня – менее 13 долл. за баррель.

Как и прогнозировали эксперты, допуск иракской нефти на мировой рынок при одно­временном накоплении транснациональными нефтяными компаниями крупных запасов «черного золота» привел к падению мировых цен на нефть. ОПЕК смирилась с разори­тельным падением цен и впервые за 10 лет одобрила уменьшение продукции. Однако ре­шение стран-участниц ОПЕК, принятое 31 марта текущего года, о сокращении поставок нефти на 2% с целью стабилизации цены на мировом рынке неожиданно вызвало обрат­ную реакцию и привело к очередному падению цен на нефть. Цены опустились на самый низкий уровень за последние 9 лет.

По мнению бывшего министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии Ахме­да Заки аль-Ямани, до 1986 г. возглавлявшего ОПЕК, «цены на нефть в последнем кварта­ле 1998 г. резко упадут, а в последующие 10 лет, а может и больше, будут находиться на беспрецедентно низком уровне». Он считает меры по стабилизации мирового рынка энер­гоносителей, принятые странами - членами ОПЕК, недостаточными. Сокращать объем добычи, по его мнению, надлежит, по крайней мере, в 3-4 раза. Однако добиться таких масштабов самоограничения на практике невозможно. Среди других негативных факто­ров, повлиявших на динамику цен, экс-министр назвал необычайно теплую зиму в Европе и США, а также азиатский кризис, приведший к снижению нефтяного импорта, вследст­вие чего у стран ОПЕК ежедневно остаются непроданными полмиллиона баррелей добы­ваемой нефти. Ситуация может стабилизироваться лишь тогда, когда неподконтрольные страны исчерпают свои ресурсы энергоносителей и перестанут быть конкурентами для ОПЕК, что произойдет, конечно, нескоро.

Падение цен на нефть может повлечь серьезные финансовые последствия для Казах­стана и других стран-нефтеэкспортеров. Приблизительно можно предположить, что при объ­емах экспорта в пределах 20 млн. т нефти в год из Казахстана каждое снижение цены на нефть на 35-50 центов за баррель эквивалентно потере 50 млн. долл. (3,75 млрд. тенге по курсу).

В случае нескольких снижений цен суммарные потери Казахстана могут составить не­сколько сотен миллионов долларов в год. Согласно исследованию Российско-Евро­пейского центра экономической политики, снижение мировых цен на нефть способно со­кратить положительное сальдо внешнеторгового баланса России примерно на 8 млрд. долл. (в прошлом году оно составило около 30 млрд.).

По сообщению Госкомитета по инвестициям, при абсолютном ухудшении конъюнк­туры цен на углеводороды возможно прекращение операций на Каспии и приостановка ныне действующих контрактов - не по инициативе правительства, а по инициативе самих западных нефтяных компаний, для которых в этом случае проект просто утрачивает инте­рес. При уровне мировых цен на нефть ниже 100-110 долл. за тонну добыча в регионе Каспия оказывается для большинства иностранных концессионеров попросту убыточной. Поскольку нефтяной демпинг приводит к накоплению нереализованных запасов, соз­давая инерцию низких цен, и одновременно потихоньку опускает вниз цены на рынке газа, то эксперты-оптимисты прогнозируют, что в обозримом будущем цены на нефть не поднимутся выше 100 долл. за т, а пессимисты говорят, что к осени они могут рухнуть до 45-50 долл. за тонну.

Итак, сегодняшняя ситуация в нефтяной отрасли характеризуется крайней неустойчи­востью цен. Одним из важнейших последствий этих исторических перемен явился выход на первый план нефтяного рынка наличного товара. Неуверенность относительно цен привела к фактическому исчезновению срочных контрактов по твердому курсу. Их место заняли контракты на наличный товар по цене, устанавливаемой в каждой конкретной сделке, а темпы прохождения нефти с промысла до конечного потребителя чрезвычайно возросли.

Ключевым фактором, определяющим ситуацию не только в ОПЕК, но и на мировом рынке нефти в целом, остается политика Саудовской Аравии - крупнейшего в мире про­дуцента и экспортера жидкого топлива, на которую сейчас приходится более четверти ми­ровых доказанных запасов нефти и более трети всей ее добычи в странах ОПЕК. В 80-е и в начале 90-х годов. Саудовская Аравия и ее традиционные партнеры в ОПЕК, также об­ладающие богатейшими запасами углеводородного топлива Кувейт и ОАЭ, неоднократно демонстрировали, что именно они держат в своих руках нити нефтяной политики этой ор­ганизации и способны оказывать воздействие на цены как в ту, так и в другую сторону. Так, в период резкого падения спроса в первой половине прошлого десятилетия эти три страны взяли на себя основное бремя стабилизации рынка, резко сократив уровень пред­ложения. Однако традиционная стратегия аравийских «нефтяных» монархий, принадле­жащих к умеренному крылу в ОПЕК, заключается все же в сдерживании роста нефтяных цен. Это необходимо им в первую очередь для того, чтобы снизить стимулы к энергосбе­режению, к разработке альтернативных энергоносителей (особенно природного газа) и новых источников нефти в странах-конкурентах, обеспечивая тем самым устойчивый спрос на свой главный экспортный товар в течение возможно более длительного срока. В настоящее время Саудовская Аравия и ее союзники в ОПЕК скорее всего хотели бы про­водить достаточно сбалансированную нефтяную политику, не допуская, с одной стороны, резкого (до 25 долл. и выше) подорожания нефти, способного в итоге привести к сниже­нию спроса, а с другой, - резкого и долговременного падения цен (ниже 15 долл.).

Два других крупных продуцента нефти из Персидского залива - Иран и Ирак, принад­лежат к радикальной группировке в ОПЕК (вместе с Ливией и Алжиром), которая тради­ционно выступала за установление цен на возможно более высоком уровне. Поведение Ирана и особенно Ирака на нефтяном рынке остается труднопредсказуемым, поскольку оно во многом определяется политическими и идеологическими мотивами. Однако, если исходить из чисто экономических факторов, можно предположить, что обе эти страны, обладающие крупными запасами углеводородного топлива, также должны быть заинтере­сованы в поддержании достаточно высокого спроса, а стало быть, и умеренных цен на нефть. В особенности это относится к Ираку, где в 80-е годы были обнаружены крупные месторождения жидких углеводородов, что позволило этой стране выйти на второе место в мире по уровню доказанных запасов.

Что касается остальных стран-членов этой ассоциации, то они не обладают значитель­ным нефтяным потенциалом и едва ли смогут существенно увеличить добычу жидкого топлива (исключение составляет лишь Венесуэла, располагающая крупными запасами нефти и планирующая увеличение ее добычи). Это обстоятельство предопределяет их объективную заинтересованность в более высоких ценах, но в то же время ограничивает их возможности воздействия на рыночную конъюнктуру. Сказанное в целом можно отне­сти и к нефтеэкспортерам, не входящим в ОПЕК. Очевидно, что их нефтяная политика, и в частности степень поддержки усилий ОПЕК по стабилизации рынка, будет иметь сколько-нибудь существенное влияние на состояние конъюнктуры только в ближайшие годы, пока сохраняется ситуация «рынка покупателей».

Неустойчивость нефтяного рынка говорит о ненадежности любых прогнозов, касаю­щихся этой сферы мирового хозяйства. Однако с большой долей вероятности можно ут­верждать, что в ближайшее десятилетие мир не ожидает третий энергетический «шок». Дело в том, что ситуация 90-х годов заметно отличается от ситуации 70-х. Среди факто­ров, препятствующих новой вспышке энергетического кризиса, можно назвать сущест­венно более низкую долю нефти в мировом энергобалансе, возможность ее быстрого за­мещения природным газом и углем в теплоэнергетике и промышленности, значительную величину коммерческих и стратегических запасов жидкого топлива в индустриально раз­витых странах (достаточную для трехмесячного потребления), а также накопленный ими опыт «быстрого реагирования» на чрезвычайные ситуации в энергоснабжении. Наконец, многие эксперты полагают, что страны ОПЕК, сполна испытав негативные последствия слишком резкого повышения цен, в перспективе даже при благоприятной рыночной си­туации будут проводить более умеренную ценовую политику.

А тот факт, что промышленно развитые страны в целях усиления энергетической безопасности стремятся диверсифицировать источники поставок энергоносителей за счет стимулирования их производства вне Ближнего Востока и, прежде всего, в республиках бывшего СССР, открывает перед Казахстаном дополнительные перспективы в сфере реа­лизации углеводородного сырья.

В заключение, хочется отметить ряд структурных изменений, произошедших в миро­вой нефтегазовой промышленности за последнее время. Во-первых, большинство нефтя­ных компаний стремятся к концентрации производства, увеличивая потенциал и расширяя зоны влияния. На фоне растущего числа банкротств мелких и средних компаний с начала 80-х годов в нефтяном бизнесе наблюдалась волна слияний и поглощений, которая приве­ла к концентрации производства и капитала в отрасли. Эта тенденция отражает современ­ные процессы в топливно-энергетическом комплексе, главный из которых - усиление конкуренции на мировых рынках, вынуждающее компании снижать себестоимость неф­тепродуктов за счет взаимодействия друг с другом. Наибольший размах концентрация нефтяных капиталов получила в США. Самые крупные 20 нефтегазовых компаний США контролируют более 85% запасов жидких углеводородов и более 80% природного газа от суммарных запасов, находящихся под контролем 200 американск


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: