Здесь описывается история тесного сотрудничества между нефтяной промышленностью и правительством США в течение периода 1930 - 73 гг. и разрыв этих отношений в связи с наложением эмбарго на нефть в 1973 г. Также здесь даются четыре предложенных правительством средства для разрешения проблем, связанных с дефицитом и высокими ценами.
В последующие годы после 1973 г. Соединенные Штаты чувствовали существенные изменения в системе урегулирования поставок нефти во всем мире. Основные нефтедобывающие страны на Среднем Востоке объединились вместе, чтобы создать организацию стран-экспертов нефти (ОПЕК). В 1973 - 74 гг., они наложили четырехмесячное эмбарго, подняли цену на нефть примерно в 6 раз до уровня 1970 г., снизили объем продукции и приобрели контроль над правами и фондами обанкротившихся нефтяных компаний США. В результате потребители почувствовали дефицит, высокие цены привели к инфляции и Соединенные Штаты стали зависеть от иностранных сил в области нефти на 30%. Однако доходы ведущих международных нефтяных компаний не пострадали.
В своем анализе данной ситуации правительство страны уделило особое внимание пяти американским членам так называемого союза семерых сестер: «Exxon», «Gulf» «Texaco», «Mobil», «Socal». Остальные сестры, «Shell» и «British Petroleum» были также заинтересованы в их традиционных отношениях с американцами. В 1972 г. эта семерка производила 39,1% всей нефтедобычи в Соединенных Штатах, 77,6% нефтедобычи на Среднем Востоке и Ливии и 70% мировой нефтедобычи, не считая Западной Европы и Китая.
Правительство рассмотрело различные средства разрешения проблем:
1. Любыми способами разделить компании на части с целью увеличения конкуренции.
2. Путем регулирования дать гарантию, что их цены и доходы законны и их капиталовложения и исполнения не противоречат национальным интересам.
3. Снова установить сроки, на которые они были зафрахтованы с учетом вклада государственных нефтяных компаний.
4. Снизить спрос на нефть путем регулирования потребления.
Рассмотрим исторические подходы к вопросам по урегулированию нефтяной промышленности после ее хаотического зарождения в Америке в 1860 году. Сталкиваясь с проблемами сверхдобычи, избытка и падения цен, нефтепромышленность росла. В 1883 г. Рокфеллер Д. приобрел контроль над ключевыми шлюзами нефтеканалов (железные дороги, затем трубопроводы) и учредил Standard Oil Trust. Таким образом, он создал антитрестовское движение. В 1890 г. был принят антитрестовский закон Шермана, который поддержал Клэйтон в 1914 г. Акт Шермана запретил тайную монополию торговли, ценовой сговор и способствовал ограничению власти формировавшихся трестов. Акт Клейтона установил запрет на контракты по продаже товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, ограничительную практику организации сбыта, переплетающиеся директораты фирм и слияния, осуществляемые путем приобретения обычных акций конкурента. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия (ФТК), предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкуренции и антиконкурентными слияниями компаний.
Закон Клэйтона был более ясным и направлялся не только на наказание, но и на предотвращение монополизации. Закон был за сохранение конкуренции. ФТК следила за правильным порядком ведения конкуренции, создала комиссию при правительстве для расследования и преследования законом тех корпораций, которые подозреваются в нарушениях антимонопольного законодательства.
В 1911 г. правительство применило закон Шермана, для разрешения проблем Standard Oil Trust. Появились Standard of New Jersey (Exxon), Standard of California (Socal), Standard of New York (Socony) и др. Вскоре, после окончания I мировой войны, директор центра геологических исследований Соединенных Штатов обнаружил, что запасы нефти страны истощаются. В 1930 г. была создана железнодорожная комиссия Техаса для контролирования добычи.
В 1920 г. американские нефтяные компании устремились на Средний Восток, где Англия и Франция сделали большие капиталовложения.
Заручившись поддержкой правительства Америки, Exxon внедрился в Ирак. Позже к нему присоединились Gulf и Mobil. Намечались две цели: приобрести доступ к нефтяным запасам и установить политиическое присутствие страны.
С развитием огромных нефтяных участков на Среднем Востоке снова предстали проблемы сверхдобычи и снижения цен. Для решения этих проблем в 1928 г. ведущие нефтяные компании - Exxon, BP, Shell тайно встретились в Ашнакарском замке в Шотландии и в принципе согласовали новую систему поддерживания цен, основываясь на цене нефти в США. Это соглашение оставалось в полном секрете до государственного расследования в 1952 г. Уолтеру Тиглу, в то время главе Exxon, пришлось покинуть пост в 1942 г. за измену с Германией. Вскоре он умер.
В 1930 г. Socal и Texaco, недавно прибывшие на Средний Восток, получили большие концессии; в 1939 г. производились работы по выкачиванию на арабских нефтяных участках. Однако правительство США не имело представителей в Саудовской Аравии, все переговоры велись между страной и Арамко (так называлось совместное предприятие Socal и Texaco).
Также в 1930 г. Gulf обосновался в Кувейте. На этот раз правительство США помогло уладить проблемы с компаниями Англии, которые уже там находились. Эндрю Мэллон был послом Америки в Лондоне и также был основателем Gulf, чья семья владела 25% акций.
В 1943 г. Texaco, опасаясь возрастания влияния Англии, убедила президента Рузвельта дать кредит Саудовской Аравии. В то же время Рузвельт занялся устранением некачественной нефти для морского флота Америки. Поэтому он поручил создать государственную корпорацию запасов нефти, чтобы создать контрольные пакеты Арамко.
В 1945 г. Socal и Texaco начали строить трансаравийский трубопровод, известный как Tapline для вывоза арабской нефти через Средиземное море в Ливан. До того, когда он был перекрыт в 1975 году, трубопровод был предметом спора. У правительства было получено разрешение использовать редкую сталь. Это стало причиной напряжения арабо-израильского конфликта.
В 1948 г. произошло 2 события, нанесших существенный удар по отношениям США с нефтедобывающими странами на Среднем Востоке.
Первое, Exxon и Mobil присоединились к Арамко. Это событие не было незамечено антитрестовскими законами. Как заявил главный адвокат Mobil: «Я не могу поверить, что сравнительно маленькие компании стремятся, чтобы им разрешили контролировать мировые запасы нефти без каких-либо ограничений».
Второе, у правительства Венесуэлы были претензии, которые привели к созданию ОПЕК и событиям 1973 г. Оно потребовало ровный дележ акций нефтяных доходов и равного партнерства с зарубежными нефтяными компаниями на территории Венесуэлы. В первое время нефтяные компании были против такого партнерства, но потом поняли, что это обеспечит безопасность от нападок местных националистов.
В 1950 г. оценив действия правительства Венесуэлы, король Саудовской Аравии потребовал больше денег от Арамко. Арамко не желала соглашения. Заместитель государственного секретаря Мак Джи, нефтяник Техаса, придумал план, который удовлетворил и короля и Арамко.
В качестве дополнительных платежей были взяты платежи иностранного подоходного налога, которые вычислялись из счета оплаты налогов компаний США. В 1951 г. этот так называемый золотой трюк стоил казне США 50 млн. долл., вычислен из счетов оплаты налогов нефтяными компаниями. Однако государственный департамент был доволен таким положением дел, потому что это позволило Соединенным Штатам предоставлять Аравии средства, как государственную помощь без одобрения конгресса, где были настроены против Израиля.
Вскоре и другие компании получили разрешение заключать подобные договора как Арамко. Таким образом, это послужило существенным стимулом вкладывать капиталовложения за границей, чем в США. В результате, ближе к 1973 г., заграничные доходы пяти американских сестер составляли 2/3 части их общих доходов, и они не платили налоги за прибыль.
В 1952 г. США были обеспокоены коммунистическим влиянием. В Иране, свергнув молодого шаха, премьер-министром стал господин Мухамед Моссади и он начал национализировать Британские нефтяные холдинги в стране. Министерство обороны, государственный департамент и ЦРУ проявили инициативу снять с поста Моссади и снова посадить шаха на трон и сохранить нефть Ирана открытой для капиталовложений. Был создан консорциум семи сестер совместно с французской нефтяной компанией (CFP). В то время когда они были заняты этим, ФТК внезапно опубликовала суммы капиталовложений, что помогло впервые обнаружить результаты подготовок соглашений между сестрами, начиная с Ashnacarry о дележе рынка трубопроводов, танкеров и поддерживании уровня цены. В январе 1953 г, Министерство юстиции и прокуратура обвинили пять американских сестер в нарушении антитрестовского закона.
Минюст аккумулировал предлагаемый Иранский консорциум, т. к. он был наглядным примером подобных тайных соглашений. Министерство обороны и государственный департамент выступили против Министерства юстиции. Они доказывали, что эти компании «сыграли жизненно важную роль в поставке одних из самых главных предметов торговли». С практической точки зрения, «американские нефтеразработки - это орудие ведения нашей внешней политики. В этих (средневосточных) странах эти компании совершили криминал с целью разработки месторождений», - заявили представители этих департаментов.
Министерство юстиции выступило против того, что меньшинству по закону не предоставляется монополистический контроль над нефтяными ресурсами, а предоставляется свободному, конкурентоспособному предприятию...».
Президент Трумэн, вступив на сторону двух департаментов, заявил, что борьба против коммунизма превыше антитрестовских соображений. Дело пошло на лад. Моссади был свержен, шах снова вступил в свои полномочия, был сформирован консорциум семи сестер, чтобы управлять нефтью Ирана. А маленькие независимые американские нефтяные компании выражали недовольство и получали 5% от общего сбора.
К концу 50-х годов американская нефтяная промышленность имела большое влияние в Вашингтоне. Два техасца занимали ключевые позиции: Линдон Джонсон — лидер большинства в Сенате, Сэм Райбон - спикер Палаты представителей; дружелюбный арканзасец Вильбур Милле был председателем House Ways and Means Committee и он считался с советами многих опытных нефтяников. Все были особенно в восторге от налоговой льготы, известной как «Depletion allowance». Впервые в 1926 г. был введен закон, позволяющий нефтяным компаниям снизить свои налоги на 27,5% своего валового дохода, учитывая свои затраты активов.
Вскоре независимые нефтяные компании, пользуясь своим участием в Иранском консорциуме, способствовали заполнению рынка нефтью. И в результате, в 1960 г. Exxon пришлось снизить цену оплаты Средневосточным нефтедобывающим странам. Надвигался взрыв, который совпал с созданием в 1960 г. организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Целью ее создания было не допустить, чтобы компании единолично устанавливали цены, позволить компаниям лучше разделить доходы и предоставить правительству контроль над собственностью и имуществом своих стран.
В лице ОПЕК нефтяные компании в 1961 г. заверили президента Кеннеди, что во время ведения совместных дел не будет допущено нарушения антитрестовских законов. Вновь было утверждено, что антитрестовские законы запрещают исчерпывать нефтезапасы и вредить национальным интересам.
ОПЕК, несмотря на внутренние различия (особенно Иран и Саудовская Аравия), на протяжении 60-х годов окреп и стал мощнее. Несколько раз нефтяные компании вновь получали одобрение Вашингтона их сотрудничества в торговле с ОПЕК.
Во время арабо-израильской войны усилилась напряженность ситуации и представители нефтепромышленности предупредили Вашингтон об опасности со стороны правительства Израиля.
В начале 70-х годов независимые компании нарушили установленный порядок и заключили различные договора с новым радикальным правительством Ливии; покупая нефть по ценам выше, чем назначили другие нефтедобывающие страны. Новое поколение конгрессменов, представители больших городов, нежели нефтяных штатов, вступили в силу. Нефтяные компании поддерживали президента Никсона. Джон Дж. Макклой, поверенный в нефтяной промышленности, начиная со 2-й мировой войны, в 1974 г. жаловался, что «кажется, только у США почти мазохическое отношение к позициям своих нефтяных компаний».
В 1972 году ОПЕК потребовал не только больших затрат, но и огромные финансовые вклады - 51% ближе к 1983 г. Уолтер Леви - консультант по международным делам нефти предсказывал в «Foreign affairs», что, «компании будут полностью подчинены своему правительству», и профессор Моррис Адельман из HIT обвинил, что они «внедренные в страны агенты».
До 1973 г. арабы решили использовать нефть в качестве оружия в борьбе против Израиля; в октябре началась война. Арамко наложило эмбарго. В декабре цена на нефть поднялась до 11,65долл. за баррель; увеличение в 4 раза за 2 месяца.
Как писал Энтони Сэмпсон в «Семи сестрах»: «Столкнувшись лицом к лицу с объединенным ОПЕК, страны-потребители полностью разъединились и совсем не могли решить проблемы продовольствия. Таким образом, сестры временно, в течение 4-5 месяцев, управляли всем мировым запасом нефти, переразмещая нефть; один из подчиненных высказался так: «Мы стали рабами всего мира, всеми побитые, обесчещенные и никем нелюбимые».
Компании исполняли трудные задания с мастерством и корректностью.
С продолжением эмбарго добыча нефти заметно спала. В первой четверти 1974 г. производство бензина спало на 7,7%, чем в предыдущем году. Но когда наконец эмбарго было снято в марте, уровень спроса возрос до нормальных отметок.
Спад добычи не обошелся без недовольства, т. к. американские водители простаивали в длинных очередях бензозаправок. Они была разгневаны, когда нефтяные компании беспрецедентно заявили о высоких доходах весной 1974 г.
Частично, промышленность и правительство должны винить самих себя. Они скрыли правительственно-промышленные отношения за секретным занавесом, что, конечно, привело к зарождению подозрений в широких кругах населения.
Первое требование в любом расследовании причин энергетического кризиса - это открытие занавеса секретности.
В действиях исполнительной власти были противоречия. Министр финансов Саймон в ноябре 1977 г. заявил: «Я могу утверждать, что ни одно изменение не улучшит перспективу мировой экономики, кроме снижения цен на нефть».
Год спустя государственный секретарь Киссинджер предполагал, что есть низкая отметка цены, ниже которой индустриализованные страны не позволят продавать нефть, чтобы способствовать, охранять и защищать новые капиталовложения на альтернативные энергетические ресурсы.
Шейх Саудовской Аравии Йамани сказал: «Вы противоречите самому себе»
В мае 1975 г. Чейз Манхэттен Банк подсчитал, что мировой нефтяной промышленности будет нужно 2,2 трлн. долл. до 1985 г. включительно для своего оптимального развития; допуская 4,5% роста расходов на каждый год.
Традиционным решением правительства вопросов урегулирования нефтяной промышленности была попытка усилить антитрестовские законы для достижения наивысшей и наилучшей конкуренции.
В 1973 г. ФТК принялось делить восемь основных компаний США, требуя, чтобы каждая компания имела возможность действовать в одной из 4-х сфер: добыча сырья, транспортировка, обработка или маркетинг. С тех пор множество постановлений были представлены конгрессом, некоторые были направлены в 5 основных и другие в 22 самые большие компании.
Анализ этого закона возможно очень хорошо подытожен в книге Джона М. Блэйера «Контроль над нефтью». Блэйер возглавлял исследовательскую комиссию при ФТК по делам нефтяной промышленности и до своей смерти в 1977 г. он был главным экономистом подкомиссии при Сенате по антитрестовским и антимонопольным делам. Он считал, что семь сестер сообща с правительством отлично производили контроль над поставками и сбытом нефти, что при помощи контроля они серьезно хотели ограничить конкуренцию с другими компаниями, так называемыми независимыми, и сильно вредили национальным интересам в двух важных отношениях.
Во-первых, он почувствовал, что подобные отношения между компаниями и правительством привели к истощению нефтяных запасов внутри страны. Во-вторых, он думал, что контроль семи сестер над нефтью увеличит зависимость США от стран Среднего Востока (см. таблицу 1). Блэйер также сообщил о бессилии правительства получить от компаний информацию о количестве нефти и местах ее хранения.
В законопроект, предложенный членом палаты представителей Моррисом К. Юдоллом (демократ, штат Аризона) был включен другой подход решения. Он был направлен на недопущение ведущих нефтяных компаний добывать в стране уголь, уран, вынуждая их продать всю свою собственность, которую они имеют. Другие подобные законопроекты также не допускают участия нефтяных компаний в любой другой отрасли энергетики (солнечной). Подход ФТК назывался «вертикальное решение», тогда как методы Юдолла и др. назывались «горизонтальное решение».
Представители нефтяной промышленности сообщили, что была большая конкуренция, приведя пример 10000 компаний, занимающихся разведкой нефтяных месторождений и добывающих сырую нефть и природный газ, 131 компании, имеющей нефтеочистительные заводы и где-то 300000 бензозаправок. Они сказали, что путем исключения действенности объединений можно увеличить расходы на отечественную промышленность. Они искали новую «реальную государственную энергетическую политику» и дух сотрудничества без конфронтации между правительством и компаниями.
Сенатор Эдлей Стивенсон (демократ, штат Иллинойс) предложил для сравнения создать модель компании, которая правильно бы работала (образцовая компания). Далее существование «правильно работающей» компании, подтолкнуло бы других работать подобно этой. Он предложил создать Федеральную компанию нефти и газа (FOGCO), государственную нефтяную компанию, которая увеличила бы депозиты на нефть на государственных земельных участках и служила бы в качестве «регулировки» или «модели, по которой нефтяные компании выравнивались». Были сданы в аренду государственные нефтяные участки, каждый где-то 700 млн. акров. Государством проведены крупные торги прибрежными арендными участками, где предложены различные обширные участки, что в общей сумме составляет 1 млн. акров прибрежной территории на шельфе. Идея создания государственной нефтяной компании получила свое воплощение в 1969 г., когда Ли Уайт, занимающий пост председателя Федеральной комиссии по энергетике (FPC), предложил создать компанию нефти и газа США. Представляя свой законопроект, господин Стивенсон отметил, что надо срочно увеличить отечественные поставки нефти и газа и привел статистический пример, где сообщалось, что «весь объем наших обширных отечественных запасов нефти и газа - это государственные запасы, принадлежащие народу».
Таблица 1. Объем добычи продукции, расходов, импорта и резервов в 1974 г. (историческая ретроспектива)
Страны | Расходы (тысяч баррелей в день) | Добыча (тысяч баррелей в день) | Импорт (тысяч баррелей в день) | Подтвержденные и предполагаемые резервы (млн. баррелей) |
Алжир | 52+ | 940 | - | 7,650 |
Австралия | 640 | 381 | 239 | 2,300 |
Бельгия | 559 | - | 559 | - |
Бразилия | 750 | 177 | 573 | 775 |
Канада | 1,834 | 1,695 | 903 | 11,000 |
Дания | 307 | 2 | 305 | 250 |
Эквадор | 35 | 160 | - | 3000 |
Франция | 2,527 | 24 | 2,742 | 75 |
Габон | 4+ | 180 | - | 1,750 |
Германия | 2,896 | 122 | 2,758 | 550 |
Индонезия | 185 | 1,380 | - | 15,000 |
Иран | 449 | 6,040 | - | 65,000 |
Ирак | 104+ | 1,810 | - | 35,000++ |
Италия | 2,072 | 19 | 2,528 | 250 |
Япония | 5,567 | 15 | 5,227 | 30 |
Кувейт | 143+ | 2,540 | - | 72,800 |
Ливия | 30 | 1,539 | - | 30,400 |
Малайзия | 346 | 370 | - | 2,500 |
Мексика | 755 | 540 | 215 | 10,000 |
Нидерланды | 733 | 31 | 702 | 250 |
Нигерия | 55 | 2,260 | 21,000 | |
Норвегия | 157 | 33 | 124 | 7,300 |
Катар | 305 | 520 | 6,000 | |
Саудовская Аравия | 50 | 8,480 | 165,000 | |
Испания | 863 | 37 | 826 | 300 |
Швеция | 552 | 552 | - | |
ОАЭ | Нет | 1,680 | - | 32,500 |
Великобритания | 2,160 | 2 | 2,585 | 15,700 |
СССР | 6,480 | 8,950 | - | 83,400 |
США | 16,646 | 8,870 | 6,088 | 125,000 |
Венесуэла | 279 | 2,970 | - | 15,000 |
Итого: | ||||
на весь мир | 56,488 | 55,775 | - | 806,496 |
ОПЕК | 2,006 | 30,290 | 431,600 | |
ОАПЕК | 1,003 | 17,820 | 310,850 |
Он заявил, что созданием Федеральной корпорации по нефти и газу будут достигнуты 4 основные цели:
1) корпорация будет добывать нефть и газ на федеральных участках, чтобы удовлетворить потребности государственной энергетической промышленности;
2) корпорация будет регулировать конкуренцию в нефтяном бизнесе;
3) корпорация будет осведомлять страну об объеме добычи нефти и газа, что позволит государственной политике служить интересам страны, что создает «образец» по которому можно судить работу частных нефтяных компаний;
4) корпорация будет поставлять дополнительное топливо, которое федеральным правительством будет эффективно направлено на удовлетворение основных нужд страны, включая национальную безопасность.
«У корпорации будут полномочия выпускать облигации, чтобы погасить свою задолженность и представить разрешение на ежегодные федеральные ассигнования в сумме 50 млн. долл. в течение первых 10 лет.
В корпорацию будут поступать запросы о раскрытии производственной информации, чтобы подтвердить данные об издержках нефтяной промышленности. Также она должна представить общественности свои патенты и изобретения, и прибыль корпорации пойдет в Федеральную казну для блага всех граждан», - подытожил сенатор Стивенсон.
Раньше, во времена избытка энергии, когда нефть и природный газ стихийно добывались частниками, не было необходимости создания подобной корпорации. Но сейчас это необходимость.
Частным нефтяным компаниям необходим стимул, побуждающий мотивы, предмет подражания и конкуренция. И эта корпорация будет служить предметом подражания. Она также будет развивать ресурсы для блага страны. И она может выполнять все в кратчайшие сроки по сравнению с частными компаниями.
После того, как энергетический кризис частично коснулся нефтеразработок компаний на иностранных участках, вмешательство правительства в заграничные дела компаний существенным образом привело к иной расстановке сил.
Более специфичным подходом по этому поводу было предложение сенатора Френка Черча, его поправка к закону о нефтяных соглашениях, которая представила бы федеральному правительству право утверждать соглашения нефтяных компаний, подписанные с зарубежными странами. Цель этой поправки заключалась в том, чтобы разрешить проблему, связанную с уточнением правительством своей роли при обсуждении условий договора.
В комментариях к данной поправке, сенатор Черч описал цели и задачи этого законопроекта по заключению соглашений о зарубежной нефти. Ниже дана копия его комментариев к законопроекту по заключению нефтяных соглашений (1974 г.).
Комиссия по иностранным делам, рассмотрев дело о переговорах между ведущими нефтедобывающими странами и между нефтяными компаниями, представила подлинник законопроекта, касающегося роли правительства США во время переговоров и предложила принять данный законопроект без внесения поправок.
Цель. В законопроекте говорится, что все соглашения, достигнутые между корпорациями Соединенных Штатов, занимающимися торговлей нефти и ведущими нефтедобывающими странами, влияющими на торговлю США, должны регистрироваться в Федеральном энергетическом управлении до того, как вступят в силу.
Управляющий этого учреждения уполномочен утверждать или опровергать все подобные соглашения на основе критериев, изложенных в законопроекте. Не подлежат регистрации соглашения, составленные на короткий период времени или о малом объеме нефти.
Задачи. В течение последних 6 месяцев подкомиссия по делам многонациональных корпораций провела слушание дел по вопросу анализа связи международной нефтяной промышленности и внешней политики Америки. Пока многие предложения ждут окончательного решения, ясно, что скорей всего будут внесены поправки. Это полностью доказывает недостаточность силы закона, дающего правительству США право изменять цену, по которой ведущие нефтедобывающие страны продают нефть главным нефтяным компаниям.
В течение последних девяти месяцев весь мир наблюдал крупные изменения цен на сырую нефть. И в этом каждая сторона сыграла важную роль. Страны, экспортирующие нефть, игнорируя свои договорные обязательства, подняли цену на нефть на 400%. Многонациональным нефтяным компаниям, боявшимся потерять единственный доступ к большим мировым запасам, пришлось принять эти условия правительства. Тем временем власти стран, импортирующих нефть, не имея полной информации о ценообразователъном процессе, отказались от ответственности защищать интересы своего народа.
После первого повышения цен стран ОПЕК проводились девятимесячные изучения, слушания, расследования. Достигнуто соглашение между Кувейтом и компанией «Талф ойл корпорэйшн». Тремя днями раньше, государственный секретарь Саймон планировал поездку в Кувейт, чтобы достичь ограничения цен. Компания Gulf приняла условие Кувейта перекупать нефть за более высокие цены, чем раньше. Государственный департамент не сумел предотвратить это действие и выразил сожаление по поводу действия компании Gulf и договора с враждебными иностранными властями, нежели с правительством Соединенных Штатов. Предложенный законопроект уполномочил руководство предпринимать способы предотвращения вступления в силу договоров, таких как между компанией Gulf и Кувейтом.
В своем заявлении перед советом подкомиссии доктор Джон Сокилл, директор Федерального энергетического управления отметил, что «...мы... дали понять властям нефтедобывающих стран о серьезном беспокойстве правительства Соединенных Штатов существующими высокими ценами и их воздействием на мировую экономику. До того, как Соединенные Штаты начнут регулировать цены на импорт, включая трансфертные платежи, нам необходимо расширить производство, чтобы начать осуществление энергетической политики Соединенных Штатов. Возможно, целесообразно будет предложить компаниям представлять правительству Соединенных Штатов все свои достигнутые договора с нефтедобывающими странами». Позже во время слушаний, сенатор Черч отметил: «Я собираюсь поручить служащему персоналу подготовить законопроект, который уполномочил бы управленцев требовать от компаний информацию, касающуюся всех видов договоров о цене на нефть; таким образом можно участвовать на важном этапе принятия этих договоров, а также требовать утверждения правительственных решений по поводу цены на нефть, достигнутых между нефтяными компаниями и нефтедобывающими странами».
Члены подкомиссии считали, что существуют две причины для предоставления права утверждения таких договоров. Первая, когда заключается договор трудно определить, куда перевезти добытую нефть, и вторая, мировой нефтяной рынок так сильно взаимосвязан, что договор о перевозке нефти из Саудовской Аравии в Европу может быть решающим фактором при установлении цены и сроков, от этого зависит поступление нефти на американский рынок. Право властей Соединенных Штатов требовать регистрации и утверждения договора, касающихся торговли Соединенных Штатов, полностью поддержано в заявлении судьи Леонарда Хэнда в судебном досье «Алюминиум компани оф Америка».
В мае 1977 г. комиссией по делам правительства «House Government Operations Committee» была принята поправка к закону Черча. Эта мера лишила нефтяные компании права на покупку импортированной нефти и предоставила это право федеральному правительству. Этот закон положил конец «сомнительным отношениям» между нефтяными компаниями и странами ОПЕК».
Было еще другое предложение, обязывающее корпорации, занимающиеся нефтеразработками на федеральных землях, иметь федеральную корпоративную грамоту. С тех пор местными властями штатов выдаются грамоты корпорациям.
Сначала корпоративные грамоты выдавались компаниями для особых целей. Например, одной из первых компаний была выдана грамота для построения моста на реке Чарльз в Кембридже. Прошло почти 200 лет с тех пор, и произошли изменения в выдаче корпоративных грамот, которые дают корпорациям право действовать как коммерческое и некоммерческое учреждения. Исчезло понятие о выдаче грамот для особых целей.
Нефть и природные газы относятся к основным источникам энергии, и совершенно очевидно, что их лидирующая роль сохранится. При безусловном увеличении темпов роста использования альтернативных источников энергии, нефть и газ в 2000 г. и даже в 2020 - 2025 гг., по-видимому, будут обеспечивать не менее половины всего потребления энергии в мире. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 г. содержит четко выраженный энергетический фактор. В ней говорится о необходимости «быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа».
Со времени первой вспышки энергетического кризиса в 1973 г. достоверные запасы нефти в мире увеличились с 87,8 млрд. до 140,9 млрд. т, а уровень обеспеченности текущей добычи запасами возрос с 31 года до 45 лет. Наибольшая обеспеченность углеводородными запасами в странах Ближнего и Среднего Востока - 96 лет. Нынешнему основному потребителю углеводородов - США собственных запасов нефти может хватить всего на 10 лет. При запасах нефти в 3,7 млрд. т и собственном производстве в 382,9 млн. т в год США потребляют значительно больше 800 млн. т в год, причем отмечается быстрый и весомый прирост в потреблении: на 25 и 26 млн. т в период с 1992 по 1994 гг. и с 1994 по 1996 гг. соответственно
При нынешнем потреблении нефти в Республике Казахстан в 11,5 млн. т. собственных запасов нашей республики хватит на 190 лет. Однако, учитывая то, что объем производства нефти за счет поставок на экспорт составляет 25 млн. т, эта цифра должна быть снижена до 90 лет.
Географическое размещение нефтяных ресурсов неравномерно. В 1996 г. 84% мировых доказанных запасов нефти было сосредоточено в 13 странах, обладающих наиболее значительными запасами нефти. Большая часть разведанных запасов нефти (66,4%) сосредоточена на Ближнем Востоке, 15% - приходится на долю Западного полушария, 6,9% запасов нефти находятся в Африке, 5,8% - на территории бывшего СССР. На долю Азии и Тихоокеанского региона приходится 4,1%, а на долю Западной Европы - всего около 1,8%.
Ввиду недостатка ресурсов в мире, как в настоящем, так и в будущем, наличие сырья становится одним из главных факторов в становлении национальной экономики и достижении благосостояния. Поэтому нефтегазовый сектор рассматривается как локомотив экономики Казахстана на ближайшие тридцать лет. Нефтяной потенциал Казахстана выражается следующими цифрами: разведанные запасы нефти и конденсата составляют сегодня 2,76 млрд. т., прогнозные ресурсы - 13 млрд. т. Нынешний уровень добычи - 25-30 млн. т. в год, играет существенную роль в промышленном производстве, однако выглядит очень скромно в сравнении с мировыми показателями. Саудовская Аравия, к примеру, добывает каждый год более 400 млн. т нефти, Венесуэла - около 150 млн. т., Оман - около 100 млн. Тем не менее, ресурсные возможности республики позволяют в 2000 г. достичь уровня добычи до 40 млн. т в год, к 2015 г. - 120-140 млн. т.
Большая часть увеличившегося мирового спроса на жидкое топливо будет покрываться за счет Персидского залива. Имея разведанные запасы, составляющие более 600 млрд. баррелей нефти и 1600 трлн. кубических футов природного газа, Персидский залив является основным источником углеводородного топлива в мире. Крупнейшим продуцентом в мире является Саудовская Аравия. В 1996 г. страна произвела 428,0 млн. т нефти. Второе место занимают США с объемом добычи 382,9 млн. т. На третьем месте - Россия (301 млн. т), занимавшая первое место в 80-х годах.
Главными поставщиками нефти в США, Японию и Западную Европу остаются страны-члены ОПЕК.
Официально ОПЕК придерживается тактики ограничения общей добычи квотой в 24,42 млн. баррелей в сутки. Однако фактически последняя в течение большей части 1997 г. превышалась, по меньшей мере, на 500 тыс. баррелей. Спрос на нефть ОПЕК в 1996 г., по последним оценкам МЭА, был примерно на 1 млн. баррелей в сутки ниже объема добычи.
Что касается общего объема нефтедобычи в развивающихся странах - не членах ОПЕК, то, судя по имеющимся оценкам, до конца 90-х годов он будет продолжать медленно увеличиваться и достигнет к 2000 г. 700-750 млн. т (против 656 млн. т в 1992 г.). Ожидается, что приток нефти из стран, не входящих в ОПЕК, возрастет преимущественно за счет месторождений Северного моря и стран Латинской Америки, а также в меньшем размере за счет нефтяных месторождений государств Африки и Дальнего Востока. В конечном итоге, объем нефтедобычи в странах, не входящих в ОПЕК, до конца текущего и в начале следующего десятилетия будет определяться тем, в какой мере предполагаемое падение добычи в США будет компенсировано ее увеличением в других регионах.
Есть основания полагать, что тенденция к увеличению цифры, характеризующей уровень достоверных запасов нефти как в Казахстане, так и в мире, будет действовать также в нынешнем и следующем десятилетии. И этому будет способствовать как освоение ранее неисследованных территорий (особенно в некоторых районах развивающегося мира, на континентальном шельфе и в приполярных зонах), так и повышение степени извлечения нефти из уже разрабатываемых месторождений. Однако в настоящее время возможности дальнейшего наращивания производства этого ценного сыры препятствуют застой спроса на нефть, периодически возникающие конфликты между странами-экспортерами и странами-потребителями углеводородного сырья, а также политическая напряженность во многих нефтедобывающих регионах мира.
Продолжим характеристику современного положения на мировом нефтегазовом рынке анализом спроса на нефть.
Стремительный экономический рост США, Западной Европы и Японии в послевоенный период обеспечивался нефтью. В период 1950-1970 гг. на фоне низких и сравнительно устойчивых цен ежегодное потребление нефти и нефтепродуктов растет на 7-8% в год. Дешевая нефть была синонимом экономического процветания. Начавшаяся в 50-х годах перестройка структуры потребления энергоресурсов в промышленно развитых странах, направленная на вытеснение угля более эффективными видами энергоресурсов (прежде всего нефтью и природным газом), привела к увеличению суммарной доли нефти до 72% к 1980 г.
После повышения в 1973 г. мировых цен на нефть в 1974-1975 гг. имело место существенное (на 4—5%) снижение потребления энергии почти во всех западных странах. Предкризисный уровень впоследствии был превышен только в 1976 г., т. е. только через 3 года. Подобная ситуация повторилась и после второго «нефтяного шока» 1979-1980 гг. Однако начавшееся оживление экономической активности в последующие годы вновь повысило спрос на энергоресурсы, увеличило их импорт.
В 1986-1989 гг. спрос на нефть в мире рос в среднем на 2,3% в год. Начиная с 1990 г., однако, мировой спрос на нефть вновь практически стагнирует. Это обстоятельство связано с затянувшимся спадом в западной экономике и, особенно с глубоким экономическим кризисом в республиках бывшего СССР и странах Восточной Европы, где, по некоторым оценкам, потребление жидкого топлива с 1987 г. снизилось почти на треть.
Потребление нефти за период 1990-1996 гг. претерпело значительные изменения: значительно увеличился объем потребления нефти в США, Японии, Германии, Китае и других странах - крупных потребителях углеводородного сырья. Так, в США спрос на нефть за эти шесть лет вырос на 50 млн. т., в Японии - на 20, в Германии - на 10, в Китае - на 60. Не числится в этом списке лишь Россия, где экономический кризис послужил причиной падения спроса на нефть: объем потребления снизился приблизительно в два раза, с 249,7 до 128,0 млн. т нефти в год.
При этом в развитых странах прослеживается тенденция к снижению самообеспеченности нефтью и газом и неуклонно наращивается их импорт. Импортерами нефти остаются и большинство развивающихся стран: более 80% развивающихся стран не имеют собственной нефти и потребности в энергопродуктах покрывают за счет их ввоза.
Ощутимый рост спроса на углеводородное сырье зафиксирован в последнее время в странах, которые относятся к категории Новых индустриальных стран: в Мексике, Бразилии, Индии, на Тайване, а также в Индонезии. Наибольший рост потребления нефти продемонстрировала экономика Южной Кореи (увеличение с 48,7 млн. т в 1990 г. до 101,4 млн. т в 1996г.).
Сегодня в мире потребляются примерно 72 млн. баррелей нефти в день. По данным Международного энергетического агентства, глобальный спрос на нефть увеличится к 2010 г. примерно на треть, достигнув величины 92-97 млн. баррелей в день. Большая часть такого увеличения произойдет за счет роста населения и быстрого экономического роста в странах Южной и Восточной Азии. Суммарное потребление природного газа на сегодняшний день составляет примерно 78 трлн. куб. футов в год. Поскольку развитые страны все больше переходят на газ, спрос на этот вид топлива тоже, вероятно, вырастет.
Потребление нефти западными странами в ближайшей перспективе будет расти сравнительно низкими темпами, что обусловлено, прежде всего, прогнозируемым весьма умеренным экономическим ростом (2 - 3% в год). Вместе с тем необходимо помнить, что процесс снижения энергоемкости ВВП индустриально развитых государств продолжается, и данная тенденция будет действовать и в будущем. По мнению специалистов, переход индустриально развитых стран Запада на ресурсосберегающий тип экономического роста, стимулированный не только взлетом цен на энергоносители, но и новым витком научно-технического прогресса, носит необратимый характер и не зависит от колебаний конъюнктуры нефтяного рынка. Наконец, серьезное сдерживающее влияние на рост энергопотребления в перспективе могут оказать экологические факторы, и в особенности растущие опасения по поводу «парникового эффекта», связанного со сжиганием ископаемого топлива. В результате совокупного воздействия перечисленных факторов спрос на энергоносители в индустриально-развитых странах, по-видимому, будет расти медленнее ВВП (прогнозируемый уровень приростной энергоемкости: 0,6-0,8).
Однако, несмотря на развернутую в западных странах кампанию по снижению доли углеводородного сырья в энергобалансе, в последние годы доля жидкого топлива в энергопотреблении этой группы стран не только не сократилась, но и даже несколько возросла. Тем не менее, не вызывает сомнения, что отмеченная тенденция носит временный характер и вытеснение нефти другими видами энергетического сырья - процесс в долгосрочном плане необратимый. Однако то, как он будет развиваться в обозримой перспективе, зависит от множества экономических, технических и экологических факторов и в первую очередь от уровня и соотношения цен на различные энергоносители.
Согласно большинству имеющихся прогнозов, в текущее десятилетие спрос на нефть в промышленно развитых странах будет расти медленнее, чем на энергоносители в целом, и это приведет к снижению ее доли в их совокупном энергопотреблении с 48% до 42 - 45% в 2000 г.
Относительно высокие темпы спроса на нефть и на энергоносители в целом, по-видимому, будут свойственны развивающимся странам, где развернулся процесс индустриализации, сопровождающийся опережающим ростом базовых энергоемких отраслей промышленности, транспорта, повышением энергонасыщенности сельского хозяйства и коммунально-бытового сектора. И хотя по абсолютным масштабам использования энергоресурсов, а также по его величине на душу населения развивающиеся страны существенно уступают промышленно развитым, удельное энергопотребление на единицу ВВП в двух группах стран имеет отчетливую тенденцию к сближению. Так, если в промышленно развитых странах данный показатель в 1973-1985 гг. снизился примерно на 20%, то в развивающихся он в такой же пропорции увеличился.
При прогнозируемом среднегодовом приросте совокупного ВВП развивающегося мира на уровне 4% в год прирост энергопотребления здесь составит 4-4,5%. Спрос на нефть в развивающихся странах в перспективе, по-видимому, будет расти несколько медленнее, чем на энергоносители в целом (на 3-4% в год), благодаря частичному замещению жидкого топлива природным газом и в меньшей степени – углем.
Предполагается, что наиболее высокие темпы потребления нефтепродуктов будут наблюдаться на транспорте, что связано с продолжающимся ростом числа автомобилей, развитием международного туризма и увеличением объема мировой торговли. Предпринимаемые в США и ряде других стран усилия по увеличению использования в качестве моторного топлива метанола и сжиженного природного газа вряд ли позволят поколебать роль нефтепродуктов как основного источника энергии в транспортном секторе. В то же время использование нефтепродуктов в качестве котельного топлива в промышленности, электроэнергетике и коммунально-бытовом секторе (составляющее более трети их общего потребления), судя по всему, будет продолжать сокращаться.
Главным конкурентом жидкого топлива в этой сфере применения, как ожидается, будет природный газ – экологически более чистый энергоноситель, использованию которого уделяется большое внимание в Северной Америке и Западной Европе. На сегодняшний день объем предложения и цена на природный газ оказывают самое прямое влияние на нефтяной рынок.
Значение природного газа для обеспечения потребностей в энергии возрастает из года в год. Этому способствует его наличие во многих странах мира, относительная дешевизна, экологическая чистота, гибкость в использовании. Немалое значение имеют также тенденция к отказу от атомной энергетики, стремление ряда стран снизить зависимость экономики от импорта нефти и нефтепродуктов.
Мировые доказанные запасы природного горючего газа в мире на 1996 г. составили 141,3 трлн. куб. м. Крупнейшие его запасы выявлены в недрах России, Ирана, Катара. Последний должен стать одним из ведущих поставщиков на энергетическом рынке Азии в результате осуществления крупнейшего в мире проекта по производству сжиженного природного газа. Предполагается существенное увеличение добычи природного газа на территории США, Канады и в Северном море, а также расширение его поставок из развивающихся стран и республик бывшего СССР.
В настоящее время разведанные запасы природного газа в Казахстане составляют около 2,5 трлн. куб. м. Потенциальные ресурсы природного газа Республики Казахстан оцениваются в 10 трлн. куб. м. Подавляющая часть месторождений находится на западе страны. Достаточно сказать, что 70,4% всех запасов свободного газа сосредоточено на месторождении Карачаганак.
Потребление природного газа только в Западной Европе в ближайшие 15 лет возрастет на 30-40% (расширение потребления природного газа - приоритетное направление европейской государственной энергетической политики). При этом темпами выше средних будет расти использование газа в производстве электроэнергии. Т. к.собственная добыча не удовлетворяет спрос европейских стран на природный газ, доля импорта довольно высока и имеет тенденцию к повышению.
Широкое практическое использование природного газа началось лишь с середины 50-х гг. Газовая промышленность является одной из наиболее молодых и быстроразвивающихся отраслей топливно-энергетического комплекса.
Основным препятствием к широкому развитию газовой промышленности до недавнего времени являлась сложность транспортировки газа на большие расстояния. Только создание систем транспортировки газа в сжиженном виде позволило расширить географическое использование и организовать международный обмен в широких масштабах. Первоначально сжиженный газ перевозился в специальных танкерах. В 70-х годах были построены первые газопроводы, однако транспортировать сжиженный газ на расстояние свыше 4000 км морским путем в специальных танкерах оказалось более экономичным, чем перекачивать по газопроводу. К тому же, экспорт газа в сжиженном виде увеличивает степень свободы стран-экспортеров в мировой торговле: нет такой жесткой привязки экспортера к импортерам, как при транспортировке газа в натуральном виде по трубопроводам.
В настоящее время газ регулярно перевозится из района Персидского залива в Японию, из района Карибского моря в Южную Америку, из Венесуэлы в Чили, Бразилию, Аргентину. Средиземноморские линии транспортировки газа обеспечивают газом Францию, Испанию, Италию, Португалию. С конца 60-х начала 70-х годов начались перевозки газа из Ливии в Италию, Испанию, из Канады, Аляски, Австралии - в Японию.
Достаточно высокая ресурсная обеспеченность газовой промышленности и привлекательность использования газа во всех отраслях экономики будут способствовать увеличению доли газа в структуре энергопотребления. Однако крайне неравномерное размещение природных запасов газа, относительная сложность его транспортировки и хранения не позволяют использовать имеющиеся ресурсы газа в таких же широких масштабах, как нефть.
Как уже было отмечено, вероятный рост мирового спроса на нефть в перспективе может быть удовлетворен прежде всего за счет увеличения добычи в странах ОПЕК, на долю которых приходится не только преобладающая часть резервных мощностей по добыче, но и самое главное - 3/4 доказанных и значительная часть потенциальных запасов жидкого топлива в мире. Удельный вес стран - членов этой организации в общем объеме мировой нефтедобычи, снизившийся в результате конкуренции других продуцентов с 53% в 1973 г. до 30% в 1985 г., к 1992 г. вновь возрос до 41%, а к началу следующего столетия может приблизиться к 50%. В итоге, в ближайшие 10-15 лет именно эти страны будут определять общую конъюнктуру рынка и динамику цен на нефть.
До середины 70-х годов нынешнего столетия большая часть мировой нефти и нефтепродуктов текла по интегрированным каналам транснациональных компаний - мейджоров. В середине 70-х годов страны ОПЕК одна за другой произвели национализацию большинства крупных нефтяных промыслов, вслед за чем мейджоры, еще недавно правящие рынком, превратились в рядовых покупателей сырья для своих нефтеперерабатывающих предприятий. Помимо этого, промышленно развитые страны также оказались во власти ОПЕК ввиду сильной зависимости от поставок нефти с громадных нефтяных месторождений Ближнего Востока.
В результате резкого повышения спроса на нефть и растущего значения Ближнего Востока в качестве ведущего нефтеносного района мира правительством стран-экспортеров нефти (ОПЕК) удалось перехватить у международных нефтяных компаний рычаги ценообразования. В 50-е и 60-е годы, когда предложение превышало спрос, цены на сырую нефть диктовались в первую очередь стоимостью нефтепродуктов. Со своей стороны, ОПЕК сумел произвести подлинную нефтяную революцию, воспользовавшись сравнительным дефицитом нефти. Цены на нефтепродукты стали диктоваться ценами на исходный продукт. В 1980 г. цены на нефть возросли по сравнению с ценами 1970 г. как минимум в 10 раз, а в некоторых случаях двадцатикратно.
Однако революция, совершенная ОПЕК, посеяла семена своего собственного поражения. Начиная с 1981 г., нехватка превратилась в избыток. Рост цен на нефть вызвал замедление темпов экономического развития, началось широкое внедрение мер экономии энергии и замещение нефти другими видами энергетического сырья. Наконец, страны, чья сравнительно дорогая нефть не позволяла им ранее конкурировать с ОПЕК, превратились в серьезных конкурентов нефтяного картеля. Такое сочетание растущего предложения и вялого спроса вызвало неуклонное падение цен, как на нефть, так и на нефтепродукты. Современная ситуация на мировых нефтяных рынках характеризуется заметным превышением предложения над спросом: при уровне мировой добычи около 3,9 млрд. тонн в год резервы ее форсированного наращивания составляют не менее 0,3-0,4 млрд. тонн.
Ввиду неспособности ОПЕК контролировать объем мировой нефтедобычи, в мире не осталось ни одной группировки, способной стабилизировать нефтяной рынок. И тогда на первый план вышел свободный рынок. В последние годы нефтяную промышленность потрясают колебания цен беспредельного размаха.
Сказанное вовсе не означает, что мировой нефтяной рынок стал вполне либерализованным. Во-первых, контролируя почти треть мировой добычи, ОПЕК все еще сохраняет значение регулятора ценовой политики.
Во-вторых, попытка оценить взаимосвязь между кризисами в нефтедобывающих странах и регионах мира и ценами на нефть за последние десятилетия указывает, что во многих случаях прямой корреляции между этими процессами нет. Это свидетельствует о том, что на мировом нефтяном рынке, помимо ОПЕК, существуют и работают негласные картельные соглашения, которые оказываются рычагами политической и экономической войны.
Наиболее известный пример – сговор между США и Саудовской Аравией в 1984 г., когда в разгар ирано-иракской войны Эр-Рияд по просьбе Вашингтона резко нарастил добычу и катастрофически сбросил мировые цены на нефть в обмен на обязательство США поддержать Саудовскую Аравию в случае военных успехов Ирака. Результатом стал тяжелейший бюджетный кризис в СССР, который за два года не досчитался примерно 17 млрд. нефтедолларов.
Резкое падение цен на жидкое топливо в 1986 г. в полном соответствии с законами рынка стимулировало тенденции, противоположные тем, которыми оно само было вызвано: начал расти спрос на жидкое топливо, оказались ослабленными стимулы к разработке альтернативных энергоисточников и «дорогой» нефти. Исходя из этого, очередная фаза «нефтяного цикла» со временем должна привести к заметному росту цен на жидкое топливо. События, однако, развивались по иному сценарию. Снизившись еще в ходе конфликта в Персидском заливе, цены около трех лет колебались в диапазоне 15-20 долл., а к концу 1993 г. упали ниже 14 долл. за баррель, что с поправкой на инфляцию примерно соответствует уровню цен до первого нефтяного «шока» 1973 г.
Ситуация в ОПЕК за годы, прошедшие после «коллапса» цен на нефть в 1986 г. оставалась весьма неустойчивой. Периоды, в течение которых участникам этой организации удавалось проводить единую рыночную политику, чередовались с резким ослаблением дисциплины в рамках ОПЕК, когда многие страны-участницы наращивали уровень добычи и экспорта для удовлетворения текущих финансовых нужд, нарушая согласованную политику квот и цен и не считаясь с опасностью дестабилизации рынка. Отражением такого положения явилось то ослабевающее, то усиливающееся воздействие ОПЕК на рынок и связанные с этим колебания цен в широких пределах: от менее 10 до 40 долл. за баррель.
Лишь в период кризиса в Персидском заливе вследствие прекращения поставок нефти из Кувейта и Ирака цены на мировом рынке подскочили до 30-40 долл. за баррель. Однако сокращение предложения было быстро компенсировано другими участниками ОПЕК и прежде всего Саудовской Аравией, увеличившей добычу на 60% - до 8-8,5 млн. баррелей в сутки. В итоге, еще в ходе конфликта цены на жидкое топливо упали ниже отметки 20 долл. По окончании войны два основных ее участника не смогли возобновить экспорт жидкого топлива: Кувейт - вследствие того, что его нефтяная промышленность была практически полностью разрушена, а Ирак - из-за эмбарго, введенного ООН в августе 1990 г. Это обстоятельство, а также резко сократившиеся поставки нефти из стран бывшего СССР позволили остальным участникам ОПЕК почти максимально использовать свои нефтедобывающие мощности и в течение года не возвращаться к системе индивидуальных квот. И хотя в 1991 - 1992 гг. совокупная добыча нефти странами ОПЕК в отдельные моменты превышала уровень спроса на 1 - 2 млн. баррелей в сутки, что отражалось и на ценах, в целом в этот период нефтяной рынок оставался относительно стабильным, а средний уровень цен на «корзину» из семи сортов нефти, добываемых странами - членами ассоциации, составлял примерно 18,5 долл. за баррель.
Ситуация начала меняться по мере постепенного восстановления нефтедобывающих мощностей Кувейта (к концу 1993 г. они уже достигли довоенного уровня 2,5 млн. баррелей в сутки, или 125 млн. т в годовом измерении), тем более, что эта страна в течение долгого времени оставалась вне системы квот ОПЕК. На фоне постоянных нарушений согласованных квот остальными участниками организации, растущей добычи в Северном море, а также вялого спроса, обусловленного спадом в мировой экономике, это привело к избытку предложения нефти на мировом рынке. К концу 1993 г. основные страны-нефтеэкспортеры как в ОПЕК, так и вне ее, оказались на грани ценовой войны, а цены на «корзину» нефти ОПЕК упали до самого низкого за последние пять лет уровня – менее 13 долл. за баррель.
Как и прогнозировали эксперты, допуск иракской нефти на мировой рынок при одновременном накоплении транснациональными нефтяными компаниями крупных запасов «черного золота» привел к падению мировых цен на нефть. ОПЕК смирилась с разорительным падением цен и впервые за 10 лет одобрила уменьшение продукции. Однако решение стран-участниц ОПЕК, принятое 31 марта текущего года, о сокращении поставок нефти на 2% с целью стабилизации цены на мировом рынке неожиданно вызвало обратную реакцию и привело к очередному падению цен на нефть. Цены опустились на самый низкий уровень за последние 9 лет.
По мнению бывшего министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии Ахмеда Заки аль-Ямани, до 1986 г. возглавлявшего ОПЕК, «цены на нефть в последнем квартале 1998 г. резко упадут, а в последующие 10 лет, а может и больше, будут находиться на беспрецедентно низком уровне». Он считает меры по стабилизации мирового рынка энергоносителей, принятые странами - членами ОПЕК, недостаточными. Сокращать объем добычи, по его мнению, надлежит, по крайней мере, в 3-4 раза. Однако добиться таких масштабов самоограничения на практике невозможно. Среди других негативных факторов, повлиявших на динамику цен, экс-министр назвал необычайно теплую зиму в Европе и США, а также азиатский кризис, приведший к снижению нефтяного импорта, вследствие чего у стран ОПЕК ежедневно остаются непроданными полмиллиона баррелей добываемой нефти. Ситуация может стабилизироваться лишь тогда, когда неподконтрольные страны исчерпают свои ресурсы энергоносителей и перестанут быть конкурентами для ОПЕК, что произойдет, конечно, нескоро.
Падение цен на нефть может повлечь серьезные финансовые последствия для Казахстана и других стран-нефтеэкспортеров. Приблизительно можно предположить, что при объемах экспорта в пределах 20 млн. т нефти в год из Казахстана каждое снижение цены на нефть на 35-50 центов за баррель эквивалентно потере 50 млн. долл. (3,75 млрд. тенге по курсу).
В случае нескольких снижений цен суммарные потери Казахстана могут составить несколько сотен миллионов долларов в год. Согласно исследованию Российско-Европейского центра экономической политики, снижение мировых цен на нефть способно сократить положительное сальдо внешнеторгового баланса России примерно на 8 млрд. долл. (в прошлом году оно составило около 30 млрд.).
По сообщению Госкомитета по инвестициям, при абсолютном ухудшении конъюнктуры цен на углеводороды возможно прекращение операций на Каспии и приостановка ныне действующих контрактов - не по инициативе правительства, а по инициативе самих западных нефтяных компаний, для которых в этом случае проект просто утрачивает интерес. При уровне мировых цен на нефть ниже 100-110 долл. за тонну добыча в регионе Каспия оказывается для большинства иностранных концессионеров попросту убыточной. Поскольку нефтяной демпинг приводит к накоплению нереализованных запасов, создавая инерцию низких цен, и одновременно потихоньку опускает вниз цены на рынке газа, то эксперты-оптимисты прогнозируют, что в обозримом будущем цены на нефть не поднимутся выше 100 долл. за т, а пессимисты говорят, что к осени они могут рухнуть до 45-50 долл. за тонну.
Итак, сегодняшняя ситуация в нефтяной отрасли характеризуется крайней неустойчивостью цен. Одним из важнейших последствий этих исторических перемен явился выход на первый план нефтяного рынка наличного товара. Неуверенность относительно цен привела к фактическому исчезновению срочных контрактов по твердому курсу. Их место заняли контракты на наличный товар по цене, устанавливаемой в каждой конкретной сделке, а темпы прохождения нефти с промысла до конечного потребителя чрезвычайно возросли.
Ключевым фактором, определяющим ситуацию не только в ОПЕК, но и на мировом рынке нефти в целом, остается политика Саудовской Аравии - крупнейшего в мире продуцента и экспортера жидкого топлива, на которую сейчас приходится более четверти мировых доказанных запасов нефти и более трети всей ее добычи в странах ОПЕК. В 80-е и в начале 90-х годов. Саудовская Аравия и ее традиционные партнеры в ОПЕК, также обладающие богатейшими запасами углеводородного топлива Кувейт и ОАЭ, неоднократно демонстрировали, что именно они держат в своих руках нити нефтяной политики этой организации и способны оказывать воздействие на цены как в ту, так и в другую сторону. Так, в период резкого падения спроса в первой половине прошлого десятилетия эти три страны взяли на себя основное бремя стабилизации рынка, резко сократив уровень предложения. Однако традиционная стратегия аравийских «нефтяных» монархий, принадлежащих к умеренному крылу в ОПЕК, заключается все же в сдерживании роста нефтяных цен. Это необходимо им в первую очередь для того, чтобы снизить стимулы к энергосбережению, к разработке альтернативных энергоносителей (особенно природного газа) и новых источников нефти в странах-конкурентах, обеспечивая тем самым устойчивый спрос на свой главный экспортный товар в течение возможно более длительного срока. В настоящее время Саудовская Аравия и ее союзники в ОПЕК скорее всего хотели бы проводить достаточно сбалансированную нефтяную политику, не допуская, с одной стороны, резкого (до 25 долл. и выше) подорожания нефти, способного в итоге привести к снижению спроса, а с другой, - резкого и долговременного падения цен (ниже 15 долл.).
Два других крупных продуцента нефти из Персидского залива - Иран и Ирак, принадлежат к радикальной группировке в ОПЕК (вместе с Ливией и Алжиром), которая традиционно выступала за установление цен на возможно более высоком уровне. Поведение Ирана и особенно Ирака на нефтяном рынке остается труднопредсказуемым, поскольку оно во многом определяется политическими и идеологическими мотивами. Однако, если исходить из чисто экономических факторов, можно предположить, что обе эти страны, обладающие крупными запасами углеводородного топлива, также должны быть заинтересованы в поддержании достаточно высокого спроса, а стало быть, и умеренных цен на нефть. В особенности это относится к Ираку, где в 80-е годы были обнаружены крупные месторождения жидких углеводородов, что позволило этой стране выйти на второе место в мире по уровню доказанных запасов.
Что касается остальных стран-членов этой ассоциации, то они не обладают значительным нефтяным потенциалом и едва ли смогут существенно увеличить добычу жидкого топлива (исключение составляет лишь Венесуэла, располагающая крупными запасами нефти и планирующая увеличение ее добычи). Это обстоятельство предопределяет их объективную заинтересованность в более высоких ценах, но в то же время ограничивает их возможности воздействия на рыночную конъюнктуру. Сказанное в целом можно отнести и к нефтеэкспортерам, не входящим в ОПЕК. Очевидно, что их нефтяная политика, и в частности степень поддержки усилий ОПЕК по стабилизации рынка, будет иметь сколько-нибудь существенное влияние на состояние конъюнктуры только в ближайшие годы, пока сохраняется ситуация «рынка покупателей».
Неустойчивость нефтяного рынка говорит о ненадежности любых прогнозов, касающихся этой сферы мирового хозяйства. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие мир не ожидает третий энергетический «шок». Дело в том, что ситуация 90-х годов заметно отличается от ситуации 70-х. Среди факторов, препятствующих новой вспышке энергетического кризиса, можно назвать существенно более низкую долю нефти в мировом энергобалансе, возможность ее быстрого замещения природным газом и углем в теплоэнергетике и промышленности, значительную величину коммерческих и стратегических запасов жидкого топлива в индустриально развитых странах (достаточную для трехмесячного потребления), а также накопленный ими опыт «быстрого реагирования» на чрезвычайные ситуации в энергоснабжении. Наконец, многие эксперты полагают, что страны ОПЕК, сполна испытав негативные последствия слишком резкого повышения цен, в перспективе даже при благоприятной рыночной ситуации будут проводить более умеренную ценовую политику.
А тот факт, что промышленно развитые страны в целях усиления энергетической безопасности стремятся диверсифицировать источники поставок энергоносителей за счет стимулирования их производства вне Ближнего Востока и, прежде всего, в республиках бывшего СССР, открывает перед Казахстаном дополнительные перспективы в сфере реализации углеводородного сырья.
В заключение, хочется отметить ряд структурных изменений, произошедших в мировой нефтегазовой промышленности за последнее время. Во-первых, большинство нефтяных компаний стремятся к концентрации производства, увеличивая потенциал и расширяя зоны влияния. На фоне растущего числа банкротств мелких и средних компаний с начала 80-х годов в нефтяном бизнесе наблюдалась волна слияний и поглощений, которая привела к концентрации производства и капитала в отрасли. Эта тенденция отражает современные процессы в топливно-энергетическом комплексе, главный из которых - усиление конкуренции на мировых рынках, вынуждающее компании снижать себестоимость нефтепродуктов за счет взаимодействия друг с другом. Наибольший размах концентрация нефтяных капиталов получила в США. Самые крупные 20 нефтегазовых компаний США контролируют более 85% запасов жидких углеводородов и более 80% природного газа от суммарных запасов, находящихся под контролем 200 американск