Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений

 

Существует органическая связь между личностью и межличностными отношениями. С одной стороны, даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции, т.е. межличностные отношения. С другой стороны, само развитие личности опутано сетями межличностных отношений, а характер межличностных отношений предопределяется характером личности.

Включаясь в межличностное общение, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из индивидов оказываются зависимыми от определенных качеств тех. С кем им случается вступать в контакт. Характер же межличностных отношений в каждом конкретном случае зависит от индивидных личностных черт включенных во взаимодействие людей. А его диапазон необычайно широк – от любви с первого взгляда до ненависти.[15]

В рамках изучения социальной психологии мы сталкиваемся с осознанием того факта. Что и общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются именно в общении. Корни общения находятся в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Сегодня для всех очевидно, что в обычных обстоятельствах отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к обществу, к людям, т.е. включены в общение.[16]

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение существует одновременно как реальность и общественных, и межличностных отношений. Возможно поэтому Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши. Которая есть у человека».

Совместная жизнедеятельность людей заставляет их общаться при самых разнообразных межличностных отношениях. Т.е. и в случае положительного. И в случае отрицательного отношения одного человека к другому. То же самое справедливо и для социальных групп. Общение между группами неизбежно. Даже если группы антагонистичны. Одной из специфических форм общения является война.

Можно говорить о различных уровнях общения:

· макроуровень: общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями;

· мезоуровень: общение в пределах содержательной темы. Одноразовое или многоразовое;

· микроуровень: простейший акт общения;[17]

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).[18]

 
ГЛАВА 2. Анализ и применение теоретических знаний психологии



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: