II. Модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в общеобразовательном учреждении

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения» г.Перми

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К СБОРНИКУ

«Технологии профилактики социально опасного положения несовершеннолетних в школе»

Авторы-разработчики:

Кожарская В.И., директор МОУ «ПМС Центра» г.Перми

Шурмина И.Ю., ведущий специалист департамента образования администрации г.Перми

Ткачева О.Ю., заместитель директора МОУ «ПМС Центра» г.Перми



Содержание

I. Введение 3
II. Модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в общеобразовательном учреждении (краткое описание) 7
III. Механизмы и технологии ранней профилактики СОП в образовательном учреждении 10
  3.1. Совет профилактики как механизм управления процессом профилактики в школе 10
  3.2 Социально – психологическая диагностика учащихся группы риска (Цель диагностики, примерный пакет методик)   18
  3.3 Технология консилиума специалистов ОУ (разработка индивидуальных планов сопровождения учащихся с целью коррекции деструктивного поведения)   26
  3.4. Технология кураторства   30
  3.5. Методы, приемы и средства работы куратора   38
IV. Организация реабилитации учащегося в ОУ 48
  4.1. Алгоритм взаимодействия специалистов отдела профилактики безнадзорности и образовательного учреждения в процессе реабилитации семьи учащегося, находящегося в социально опасном положении 48
  4.2. Функциональные обязанности специалистов ОУ (координатора, социального педагога, психолога, классного руководителя) при взаимодействии с куратором семьи 53
V. Приложения.   55


I. Введение

С 2006 г. в Пермском крае реализуется проект «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства». Цель проекта – создание системы мер, направленных на снижение рисков социально опасного положения и социального сиротства детей и подростков. В рамках

 проекта решаются основные задачи –

§ Разработка и внедрение муниципальных моделей ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства.

§ Организация учета детей и семей «группы риска».

§ Внедрение современных профилактических технологий и услуг для несовершеннолетних и их родителей.

В образовательных учреждениях края в 2007 – 2008 учебном году в проект было вовлечено 3 683 специалиста - это специалисты управления образования, заместители по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, классные руководители, координаторы и кураторы индивидуальных программ сопровождения.

Разработанные отраслевые модели ранней профилактики позволили организовать работу по выявлению детей и семей группы риска социально опасного положения различными субъектами профилактики, обеспечить их учет и оказание своевременной адресной помощи в каждом конкретном случае. Краевой персонифицированный регистр детей, находящихся на внутриведомственном учете, позволяет отследить каждого ребенка целевой группы. По данным мониторингов, средний показатель учета детей «группы риска» в муниципальных образованиях составляет - 4,2% учащихся от общего контингента. На учете в «группе риска» в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в прошедшем учебном году состояло 3 614 ребенка от 3 до 6 лет; внутришкольный учет составил 11 299 детей от 7 до 17 лет. Детей, не посещающие ДОУ, включающих возраст от 0 до 3 лет, в прошедшем году оказалось 4 489 детей, все они состояли на учете в детскихполиклиниках. Учет женских консультаций составил 876 беременных женщин, в том числе несовершеннолетних.

 

В рамках проектной деятельности складывается система внутриведомственного, межведомственного взаимодействия учреждений-субъектов профилактики: образования, социальной защиты, правоохранительные органы. Координирующим и контролирующим органом процесса профилактики социально опасного положения в территориях является муниципальная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).

Главным результатом проекта является – вывод детей из зоны социального риска. В 2007-2008 учебном году по итогам коррекционной работы удалось снять с учета «группы риска» и перевести в «норму» 2636 человек (13% от общей численности «группы риска»). В то же время численность снятых с учета «группы риска», переведенных в социально опасное положение (СОП), по Пермскому краю составил 1216 человек, это 6 % от общего количества детей «группы риска». Правительство края ставит перед специалистами новые задачи: увеличение количества детей, снятых с учета «группы риска», переведенных в «норму» до 15% от общего количества «группы риска»; снижение количества детей «группы риска», переведенных в СОП до 5 %.

Поставленные задачи, с одной стороны, требуют расширения клиентских групп проекта, а именно: включение дошкольных образовательных учреждений, средних специальных учебных заведений, специальных-коррекционных учебных заведений, вечерних (сменных школ); с другой стороны, предполагают совершенствование качества работы специалистов на местах. Предстоит внедрить наиболее эффективные психолого-педагогические технологии в работу образовательных учреждений различных типов.

С целью обеспечения научно-методического сопровождения проекта ранней профилактики мы продолжаем выпуск серии методических сборников по данной проблеме для специалистов различных типов ОУ. Сборник является логическим продолжением предыдущего сборника, в котором была представлена институциональная модель профилактики социально опасного положения и социального сиротства. Задача нового сборника - организационно – методическая поддержка внедрения профилактических технологий отраслевой модели ранней профилактики, позволяющих достичь планируемого результата. [1]

В предлагаемом сборнике более подробно описывается деятельность Совета профилактики, как механизма управления профилактикой в школе, одной из задач которого является выстраивание отношений сотрудничества с родителями учащегося в процессе коррекции поведения несовершеннолетнего. Такой взгляд на Совет позволит не только соблюсти права родителей, но и разделить ответственность семьи и школы в вопросах воспитания несовершеннолетнего, учитывать в процессе коррекции обстоятельства жизни семьи, в полной мере использовать ее потенциал при восстановлении нарушенных отношений учащихся с социумом, семьей, школой.

Важной профилактической услугой является социально – психолого – педагогическая диагностика, которая позволяет выявить причины деструктивного поведения учащегося, особенности его личности, его потребности, мотивы и интересы, обозначить методы и приемы индивидуального подхода к учащемуся, формы педагогической поддержки и социально – психологической помощи ребенку и родителям. В данном сборнике представлен ряд диагностических методик, которые могут быть использованы специалистами в работе с учащимися группы риска. Выбор предлагаемых методик обсуждался в ходе круглых столов со специалистами-практиками г.Перми. Набор методик по работе с группой риска не ограничен предложенными нами, более того, он при необходимости может быть расширен и дополнен, тем не менее, он позволяет специалисту школы достаточно быстро выбрать 2-3 эффективные и доступные методики для работы с большим количеством несовершеннолетних.

Технология школьного психолого – педагогического консилиума уже была описана в сборнике 2007 года. Однако экспертиза внедрения модели ранней профилактики выявила проблему недостаточно качественной разработки планов сопровождения учащихся «группы риска». В предлагаемом сборнике мы более подробно с использованием конкретного примера описали технологию проведения школьного консилиума.

Достаточно глубоко в сборнике представлена технология кураторства индивидуальных планов сопровождения. Мы попытались включить наиболее эффективные практические приемы и техники, позволяющие выстроить доверительные отношения с подростком, повысить его ответственность и самоуважение.

Хотя целевой категорией отрасли образования являются несовершеннолетние группы риска, дети со статусом «социально опасное положение» тоже являются «нашими» детьми. Школьный компонент индивидуальной реабилитационной программы имеет очень важное, а иногда и решающее значение в работе с данной категорией несовершеннолетних. Выстраивание системы работы образовательного учреждения с учащимися, находящимися в социально опасном положении, налаживание взаимодействие со специалистами социальной защиты – одна из задач профилактической работы школы.

В приложениях к сборнику включены практические разработки некоторых документов, рекомендации, примерный план и программа сопровождения несовершеннолетних, на которые можно опираться при разработке своих материалов.

Мы надеемся, что данный сборник станет востребованным практическим пособием для тех, кто непосредственно работает с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, поможет выстроить профилактическую работа так, чтобы она была по-настоящему эффективной, и эта деятельность приносила удовольствие.



II. Модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в общеобразовательном учреждении

(краткое описание).

 

Модель разработана и внедряется в общеобразовательных учреждениях края в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Ранняя профилактика социально опасного положения несовершеннолетних». Она описывает организационно-управленческие и психолого-педагогические условия профилактической деятельности. Целевыми группами ранней профилактики являются дети с разной степенью выраженности неблагополучия: дети группы риска социально опасного положения (СОП) и их семьи, дети, уже находящиеся в социально опасном положении и имеющие статус СОП.

В рамках данной модели прежде всего усилия направляются на раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной (социально-психолого-педагогической) помощи детям и семьям группы риска.

К категории группы риска социально опасного положения (СОП) относятся дети:

· пропускающие занятия без уважительной причины;

· сопричастные к употреблению ПАВ, правонарушениям, бродяжничеству (состоящие на учете ОДН, но не имеющие статуса СОП);

· учащиеся, систематически нарушающие дисциплину;

· учащиеся, проживающие в реабилитированных семьях (прошло менее полугода после снятия статуса СОП).

Процесс профилактической работы включает 3 этапа:

1. Выявление детей и семей, нуждающихся в профилактической помощи.

2. Дифференциация по категориям (группы с разной степенью выраженности детского неблагополучия).

3. Координация и осуществление профилактической деятельности, услуг и технологий (коррекция поведения и реабилитация несовершеннолетних).

В основном функция выявления лежит на классных руководителях образовательного учреждения и школьных инспекторах милиции, которые, непосредственно общаясь, воспитывая и наблюдая ребенка, замечают сложности и проблемы, существующие в его поведении и жизни. По факту выявленного неблагополучия классные руководители ходатайствуют перед Советом профилактики ОУ о необходимости оказания помощи, в виде адресных, индивидуальных социально – психолого – педагогических услуг несовершеннолетнему и его семье.

Совет профилактики решает вопрос о постановке учащегося на внутришкольный учет, заключает с родителями учащегося соглашение о сотрудничестве в процессе воспитания и коррекции поведения учащегося. Как правило, во многих случаях невозможно помочь ребенку, не содействуя родителям в изменении семейной ситуации.

Всю работу по профилактике с учащимися внутришкольного учета организует координатор. Обычно это заместитель директора по воспитательной работе. Он собирает школьный консилиум, целью которого является разработка индивидуального пакета услуг для ребенка и его семьи. Составляется индивидуальный план сопровождения учащегося, который в дальнейшем обсуждается с родителями ребенка и подростком.

По решению консилиума в каждом конкретном случае неблагополучия назначается куратор. Это может быть куратор индивидуального плана сопровождения или куратор семьи. Куратором семьи может быть социальный педагог школы. Если нет необходимости в курировании семьи, назначается куратор индивидуального плана сопровождения (куратор учащегося), чаще всего им является классный руководитель. Куратор организует и координирует деятельность всех специалистов по коррекции поведения учащегося.

Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребенка, дает рекомендации учителям предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, консультирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы, необходимые для коррекции поведения несовершеннолетнего. Классный руководитель помогает ученику выстроить отношения с одноклассниками, поощряет его активность во внеурочной деятельности. Социальный педагог помогает подростку в организации его занятости в системе дополнительного образования и в каникулярное время, осуществляет правовое консультирование учащегося и его родителей. Учителя предметники помогают учащемуся определиться с его учебными и профессиональными интересами, выявляют его склонности и способности, поддерживают его учебную мотивацию и познавательный интерес.

Результаты коррекции рассматриваются на консилиуме не реже одного раза в четверть. В ходе анализа работы по случаю может быть изменена стратегия, тактика вмешательства в семейную ситуацию, внесены новые предложения в индивидуальный план сопровождения, принято решение о прекращении или продолжении коррекционной деятельности.

Процесс реабилитации учащихся находящихся в социально опасном положении осуществляется в образовательном учреждении следующим образом. По решению Совета профилактики информация по данным семьям и детям передается специалисту по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Если территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) присваивает семье статус СОП, то документы передаются в отделы профилактики безнадзорности (ОПБ), находящиеся в краевых учреждениях социальной защиты, специалистам по социальной работе. Данный специалист составляет индивидуальную программу реабилитации (ИПР) семьи и ребенка, согласовывая ее со специалистами образования в пунктах, реализуемых ОУ. Программа реабилитации семьи в этом случае курируется специалистом по социальной работе. Педагоги и специалисты ОУ реализуют часть программы, которая чаще всего включает психолого - педагогическую поддержку учащегося, реализацию коррекционных программ, организацию занятости учащегося дополнительным образованием.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: