Возможности анализа причин поведенческих отклонений несовершеннолетнего в рамках работы школьного психолога достаточно ограничены. Поэтому мы предлагаем ограничить диагностику тремя уровнями:
• социальный;
• семейный;
• индивидуальный.
Цель диагностики выявление причин отклоняющегося поведения несовершеннолетнего.
Задач:
1. Выявление проблем отношений в сфере ближайшего социального окружения ребенка.
2. Выявление особенностей личности и поведения подростка, наличие у него акцентуированных черт.
3. Выявление внутрисемейных нарушений.
Для диагностики ситуации развития учащихся и родителей мы предлагаем следующий пакет методик:
1. Методика цветовых метафор И.Л. Соломина – определяет базовые и актуальные потребности испытуемого, представления о себе и своем идеале, источники стресса, сферы конфликта, отношения к окружающим и различным видам деятельности, мотивы деятельности.
2. Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков Е.А.Личко.
|
|
3. Кинетический рисунок семьи (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана или семейная социограмма Э.Г.Эйдемиллера позволяют выявить структуру семейной системы, получить информацию о субъективной семейной ситуации, взаимоотношениях в семье.
4. Методика «Автопортрет» (Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина Графические методы в психологической диагностике, М.: Дидакт, 1992г.). Методика позволяет выявить уровень самосознания.
5. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)В.Юстицкого и Э.Г.Эйдемиллера. Методика позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этого.
Предложенный пакет методик может быть разбит по возрастам:
Субъект диагностики | Пакет методик |
Учащиеся начальной школы | Методика цветовых метафор И.Л. Соломина «Анализ семейных взаимоотношений» Кинетический рисунок семьи (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана |
Учащиеся средней школы | Методика цветовых метафор И.Л. Соломина Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков Е.А.Личко. семейная социограмма Э.Г.Эйдемиллера |
Учащиеся старшей школы | Методика цветовых метафор И.Л. Соломина Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков Е.А.Личко. семейная социограмма Э.Г.Эйдемиллера Методика «Автопортрет» |
Данный пакет представляет минимальный набор методик, обеспечивающий анализ отклоняющегося поведения ребенка. Пакет методик по необходимости может быть дополнен. Однако рекомендуется в процессе работы с одним учащимся использовать не более четырех методик.
|
|
Поможет в анализе ситуации и выдвижении гипотез простая анкета «Семейные роли» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3). Для оценки семейной ситуации удобно использовать разработанную нами таблицу, которая приводится в ПРИЛОЖЕНИИ № 4.
По результатам диагностики учащегося группы риска психолог готовит заключение и выдвигает рабочие гипотезы. Результаты диагностики выносятся на консилиум в форме рабочих гипотез и безоценочных характеристик ситуации развития учащегося и его личности, подтверждающих гипотезы. По результатам диагностики психолог разрабатывает рекомендации для педагогов, родителей и учащегося, проводит консультирование родителей учащегося и классного руководителя (куратора) учащегося. Рекомендации педагогам оформляются в письменном виде, как конкретные методы и приемы (не более 3-4) для использования в общении и обучении конкретного учащегося на уроке.
Технология консилиума специалистов ОУ (разработка индивидуальных планов сопровождения учащихся с целью коррекции деструктивного поведения)
Коррекционно – профилактическая работа с учащимся, для получения положительного результата, должна иметь комплексный характер, т.е. включать деятельность заместителя директора по воспитательной работе педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, педагогов-предметников. Они должны выработать единую стратегию и тактику в работе с учащимся, совместно определить цель и задачи своей деятельности. С этой целью организуется консилиум специалистов — коллегиальный орган образовательного учреждения, разрабатывающий и предлагающий семье индивидуальный план мероприятий, направленных на помощь несовершеннолетнему.
Цель консилиума — рассмотреть ситуацию конкретной семьи со стороны определения сложности (уровня риска попадания ребенка или семьи в социально опасное положение, опасности нахождения несовершеннолетнего в семье, риска социального сиротства) и определить необходимую и возможную помощь несовершеннолетнему и его семье.
К работе с семьей привлекается несколько специалистов школы, иногда это специалисты других учреждений. Для получения положительного результата в коррекции поведения учащегося они должны выработать единую стратегию и тактику в работе с семьей, совместно определить цель вмешательства и его границы.
Итогом работы консилиума являются согласованные со всеми участниками индивидуальные планы сопровождения учащихся внутришкольного учета, а также части индивидуальных программ реабилитации (школьный компонент) для учащихся, находящихся в социально опасном положении.
Состав консилиума: специалисты образовательного учреждения, представители администрации образовательного учреждения, куратор семей, семейный психолог, по возможности инспектор ПДН, при необходимости — социальный педагог службы опеки и попечительства, специалисты других учреждений и ведомств.
Консилиум проводится по плану (оптимальный вариант — не реже двух раз в месяц), возможно и экстренное проведение.
Координатор профилактической работы с семьями ведет консилиум по следующему алгоритму.
¾ Представление имеющейся информации по случаю о несовершеннолетнем и его семье (представляется и краткий отчет о ранее проделанной работе, предпринятых действиях). Решение о рассмотрении семьи на консилиуме принимает координатор.
¾ Все специалисты высказывают свое мнение о ситуации, обсуждается решение о взятии семьи на сопровождение, необходимости назначения куратора. Формулируется основная проблема семьи, определяется уровень риска СОП и социального сиротства, определяются стратегия и тактика вмешательства в семейную ситуацию, цели и границы вмешательства.
|
|
¾ Специалисты предлагают, каждый со своей стороны, помощь данному ребенку, семье. Решается вопрос о подключении к работе специалистов других учреждений, ведомств. Определяется пакет профилактических услуг, оформляется предварительный индивидуальный план сопровождения семьи.
¾ Определяется дата следующего консилиума, на котором будет рассмотрена семья.
На последующих консилиумах происходит корректировка индивидуальных планов работы с семьей.
Как показывает опыт внедрения модели в проектных школах, для того чтобы консилиум был эффективным и совместная работа специалистов дала результат, необходимо соблюдение нескольких условий:
· специалисты должны действовать в едином информационном пространстве;
· специалисты консилиума должны договориться о результате, который они пытаются достичь;
· они должны совместно регулярно анализировать свою работу;
· они должны стать командой.
«Команда — это небольшая группа людей с комплиментарными навыками, объединенная общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность. Т.о., простое объединение людей с различными знаниями не дает в результате команды. Чтобы ее получить, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов) и роли ответственности каждого» (Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997).