Глава 3. Методика использования компьютерных технологий в психодиагностики

Основная цель психодиагностики — создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, организация психотерапевтических мероприятий.

Мы уже говорили о том, что в настоящее время в психодиагностике широко применяют компьютерное тестирование, которое дает возможность изучать различные стороны деятельности, моделируемой тестом, и помогает выявить индивидуальные стратегии в решении заданий, позволяет анализировать трудности, испытываемые человеком при выполнении предложенных заданий.

Компьютерные тесты предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. При компьютерном тестировании больше возможностей соблюдения достоверности теста, т.е. обеспечение защиты его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений. Также повышается надежность тестирования — стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых, случайных факторов обследования).

Скрытые возможности человека при компьютерном тестировании могут быть раскрыты полнее. В таких тестах моделируется процесс обучения или развития, анализируются усилия, затраченные на обучение, оцениваются успехи, что позволяет сделать заключение об интеллектуальных возможностях испытуемого.

Для тренировки тех или иных значимых функций широко используются коррекционные тесты. Эти тесты задают такое содержание, которое дает возможность оценивать релевантность полученного результата, т.е. возможность проверить тестирует ли тест реально то свойство, которое подвергается оценки.

Релевантность можно представить как меру близости между теми результатами, которые получены при тестировании и реальными значениям того психологического свойства, которое предполагалось протестировать.

Также ИТ позволяют построить более сбалансированную программу коррекции того или иного индивидуально-психологического свойства личности. Коррекционная программа должна быть релевантна диагностической методике. В этом случае программа должна быть такой, чтобы не было возможности тренировки заданий данных в тесте, а нужно обеспечить формирование тех или иных качеств, аспектов развития, которые диагностирует тест. Компьютерные варианты методик позволяют отследить динамическую сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании, и помогают выявлять индивидуальные особенности мышления.

Необходимо подчеркнуть, что применение ИТ в психодиагностике позволяет получить более достоверную информацию об испытуемом. Так как при компьютерном тестировании снижается вероятность воздействия каких-либо случайных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: