На основании всего выше сказанного следует, что применение информационных технологий в психологическом исследовании на современном этапе является актуальной проблемой. Так как сегодня еще большинство специалистов в области социальной работы, психологии работают «по старинке». Для того чтобы специалисты-психологи в своей практической деятельности использовали ИТ, необходимо постоянно подчеркивать достоинства компьютерных методов и технологий в психологии. Еще раз кратко остановимся на плюсах применения ИТ в психологическом исследовании:
1. компьютерные технологии позволяют изучать различные стороны деятельности, совершаемые личностью;
2. более точно анализируются трудности, испытываемые человеком при выполнении предложенных заданий, помогает выявить индивидуальные стратегии в решении заданий;
3. повышается надежность тестирования — стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех;
4. специалист-психолог при помощи современных ИТ может осуществлять более сложные операции с информацией, чем при ручном анализе данных результатов исследования;
|
|
5. ИТ позволяют построить более сбалансированную программу коррекции того или иного индивидуально-психологического свойства личности;
6. стало возможным организация специальных систем для хранения разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности;
7. ИТ позволяют аккумулировать профессиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического эксперимента.
Заключение
Применение информационных технологий в психологическом исследовании, а также компьютерная психодиагностика делают лишь первые шаги на том пути, для движения по которому, ограничения практически не видны. Очевидно, что постоянно происходит совершенствование и разработка новых компьютерных технологии, направленных на повышение качества оказания психологической помощи в полном ее объеме. Такое совершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров. Однако развитие «компьютерной психологии» во многом зависит, как и от подготовки специалистов, так и от адаптации уже накопленных психологических знаний к современным информационным технологиям.
Необходимо отметить, что информационные технологии, при корректном их применении имеют огромный общепсихологический, психодиагностический и коррекционно-реабилитационный потенциал.
|
|
Возможность использования программного обеспечения в практике психолога позволяет избавиться от рутинных операций при обработке результатов тестирования и другой психологической информации, что дает возможность развивать творческие способности специалиста в области психологии.
Ограниченное применение ИТ в психологии объясняется, прежде всего, тем, что накоплен небольшой опыт использования новых компьютерных технологий, а также отсутствие четкой систематизации этого опыта в работах отечественных психологов. Вследствие этого сегодня встает еще целый ряд открытых вопросов, требующих дальнейшего изучения и доработки.
Список литературы к реферату
1. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных.—М.: Финансы и статистика, 1983.—471с.
2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).—М.: Фолиум, 1994.—175с.
3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр.//Вопросы психологии. 1993, №3.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.—Киев: Наукова думка. 1989.—200с.
5. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Санкт-Петербург. 1997.—203с.
6. Гурьева А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты.//Вопросы психологии, 1993, №3
7. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика и преодоление.//Вопросы психологии, 1993, №1
8. Иовлев А.Б., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Об автоматизации психодиагностических исследований. Тр./НИИ им. В.М. Бехтерева.—Л., 1985.— 189с
9. Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ.— М.:1987.—288с.
10. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММРI.—М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1971.
11. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Под ред. Г.В. Осипова.—М.: Наука, 1979.—319с.
12. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: пер. с англ.— М.: Прогресс. 1987.— 236с.
13. Харитонов Р.А., Хрипкова Л.М. Две психодиагностические методики в клинике детской психиатрии.—Л.: НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева.—175с.
14. Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр. психол 1985. №4—с.126-134.
15. http://www.effecton.ru
Предметный указатель к реферату
А
Автоматизация методик, 10, 11
Б
базы психодиагностических данных, 13
И
Интеллектуальные информационно-поисковые системы, 14
информационные технологии, 5
искусственного интеллекта, 5
ИТ, 2, 4, 5, 6, 10, 11, 13, 14, 16
К
компьютер, 5, 9, 11, 14
компьютерная психодиагностика, 4, 6, 18
компьютерная психодиагностика., 6
компьютерное тестирование, 9, 10
М
метод, 2, 6, 7, 10, 19, 24
О
оперативность, 11
П
психодиагностика, 2, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15
психодиагностические тесты, 11
психолог, 13, 16
психологическом исследовании, 2, 4, 5, 6, 10, 16, 18, 24
Т
тест, 7, 8, 9, 12, 16, 22
тьютор, 15
Э
экспериментатора, 12
Экспертные системы, 14, 19