Глава 4 Основные методы применения современных информационных технологий в психологическом исследовании

В таблице представлены главные элементы предмета компьютерной психодиагностики.                                                                               Таблица

Автоматизация методик Современные информационные технологии
· Инструктаж · ведение протокола · предъявление стимулов · регистрация реакций · расчет и выдача результатов · базы данных · анализ данных · интеллектуальные системы

 

Рассмотрим первый элемент предмета компьютерной психодиагностики.

В настоящее время большинство разработок относится к автоматизации методик, это выражается в создании компьютерных версии известных психодиагностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" употребления. Переложение на компьютерную почву методик со стандартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами не представляет особой сложности. Здесь компьютер выполняет следующие функции: обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, регистрацию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает результаты в привычной для психолога форме на монитор.

Автоматизация методик при помощи ИТ ведет к следующим положительным эффектам.

· быстрое получение результатов;

· освобождение от рутинных операций и возможность сконцентрироваться на решении профессиональных задач;

· повышение точности регистрации результатов и исключение ошибки обработки исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);

· оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых.

Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзятости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немаловажной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого технологию получения результирующих показателей.

Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является неадекватное отношение испытуемых к процессу тестирования. Это находит выражение, например, в прямом уклонении испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления этого препятствия важная роль отводится созданию у респондентов игровой мотивации путем предъявления психодиагностического теста в виде компьютерной игры, что значительно повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов.

В компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов, а также совмещение функции тестов и опросников с релаксирующими элементами для тестируемого. Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сразу много психических качеств и умений человека. 

Можно сказать, что компьютерные технологии, при корректности их применения, имеют огромные потенциальные возможности для развития внимания (Пакет Психологических Тестов "Внимание"), памяти (Пакет Психологических Тестов "Память"), мышления и интеллекта (Пакет Психологических Тестов "Аист"), точностных, скоростных и надежностных Качеств (Пакет Психологических Тестов "Ягуар"), а также множества других индивидуально-психологических особенностей личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: