Формы государственного устройства

 

Политические системы и государства возникли в далекие от нас времена и в своем развитии претерпевали несомненную трансформацию. На более ранних этапах жизни человеческого общества с установлением власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение империй. В более поздние времена поя­вились и другие формы территориально-государственного устройства – современное унитарное государство, конфедеративное и федеративное, возникновение которых также обусловлено определенными объективны­ми предпосылками. Рассмотрение территориально-политической организации, политико-правового статуса составных частей, принципов взаимоотношения центральных, региональных и местных органов власти того или иного государства позволяет более глубоко понять его природу, место и роль в жизни человеческого общества.

Империя

 

Подобного типа территориально-государственное устрой­ство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века вклю­чительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели свои специфические отличия от бо­лее поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), по­скольку создавались на иных социально-экономических и политических предпосылках. Однако для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации.

В качестве таковых выделяются:

а) обширная территория;

б) сильная централизованная власть;

в) экспансионистская правящая элита;

г) полное господство центра и подчинение периферии;

д) наличие общего политического замысла без учета интересов конкрет­ных групп;

е) неоднородный этнический, национальный и культурный состав насе­ления.

Для любой империи характерно распространение единой поли­тико-административной системы, утвердившейся в свое время в метро­полии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, эт­ническом, религиозном, и экономическом отношениях. Причем выделя­ются два типа империй.

1. Империи с заморскими территориями – колониями (Британ­ская, Испанская, Португальская, Французская, Голландская), распад которых происходил в нашем веке.

2. Империи с контактными колониями (Александра Македон­ского, Римская, Византийская, Тимуридов, Сасанидская, Великих Моголов, Российская и др.)

Империя как способ организации государственной жизни обла­дает своими преимуществами и недостатками, позволял решать задачи, которые было бы невозможно решить иначе. Но одновременно возника­ют и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.

Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли. Посредством военной экспансии захватыва­лись и присоединялись новые территории, формировалось общее эконо­мическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской поли­тики.

Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относи­тельно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную само­стоятельность в исполнении своих властных полномочий.

Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и во­енной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее пе­риферии. При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.

Развитие на периферийных территориях отдельных очагов про­мышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, созда­ние систем связи и др. (развитой инфраструктуры) неизменно преподно­силось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны. Военный экспансионизм дополнялся идеологическим, духовным обоснованием благодатной и цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.

В сознании имперской элиты формируется комплекс превосход­ства, всемогущества, утверждается миф о ее "вечности", "бессмертии". Все это проявляется, с одной стороны, в деспотических, авторитарных методах правления в империи, с другой стороны – в иллюзиях и попыт­ках установить господство над большей частью мира, что ведет в таком случае к неимоверным страданиям, бедствиям и неисчислимым жертвам среди населения.

Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно. Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. При этом развод с колониями может происходить как в цивилизованной, форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободитель­ных войн.

Для империй с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит складывание новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.). В 1991г. происходит распад СССР (советской империи, как его называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя.

Конфедерация

 

Другой формой территориально-государственного устройства, получившей свое место в истории, слу­жит конфедерация. Это менее распространенный тип политических сис­тем, для которого характерно добровольное объединение двух и более государств. По сути это союз суверенных государств, который создается в основном с целью защиты от внешней опасности и совместного осуще­ствления программ экономического и политического развития. В качест­ве примера можно привести США в 1776-1787 гг., Швейцарию до 1848г., Германский Союз в 1816-1867 гг. и Объединенную Арабскую Республику, которая была создана в 1958 г. союзом Египта и Сирии.

Оформление конфедерации осуществляется посредством подпи­сания международных договоров представителями каждого государства-союзника. Данными документами определяются цели, политико-административные органы, власть которых признается всеми членами конфедерации. Отношения между государствами строятся здесь на сим­метричной основе (т.е. они равноправны), в отличие от асимметричных в империи. Каждый из членов конфедерации имеет неограниченное пра­во на отделение, выход из союза в любой момент. Члены конфедерации предоставляют центральным органам строго ограниченный круг полномочий. При этом центральные органы не могут непосредственно осуще­ствлять власть над каждым отдельным государством. Их решения входят в силу только после одобрения институтами власти каждого из членов конфедерации.

Следует выделить следующие признаки организационного строения любой конфедерации:

а) в состав законодательного органа входят представители от­дельных государств в равном количестве и с одинаковыми правами;

б) исполнительные органы имеют коллегиальный характер;

в) отсутствует общий для всех государств бюрократический ап­парат;

г) отсутствует единая правовая и налоговая система;

д) нормы закона становятся обязательными, если они признаны каждым государством союза;

е) финансовые ресурсы образуются из взносов членов конфеде­рации;

ж) вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально находятся под общим командованием;

з) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает некоторой самостоятельности в конкретных вопросах.

В качестве негативной стороны создания подобной формы государственного устройства следует признать некоторое ограничение суве­ренитета, которым обладает правящая элита до создания конфедерации. Речь идет о том, что важные политические решения принимаются лишь после обсуждения и одобрения их общими властными органами конфе­дерации. Именно данный момент часто становится достаточно веской причиной для разрушения конфедерации. И, второй момент, хотя все государства-члены конфедерации юридически равны, одно из них зачас­тую обладает здесь доминирующим положением в силу своего экономи­ческого, военного, политического потенциала. Это также может послу­жить в последующем основой для распада конфедерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: