Унитарное государство

 

Современное национальное государство возникло в Европе в XVI в. в связи с развитием капитализма. Одной из важных черт его развития стала тенденция к централизации политической власти. Однако степень централизации в различных национальных государствах неодинакова, о чем свидетельст­вуют две его основные формы – унитарная и федеративная.

Для унитарного государства как раз и характерна высокая сте­пень централизации политической власти. Проявляется это в наличии на всей территории государства единого правового порядка и единого носи­теля легитимной власти. Конкретизируем это выделением основных признаков. Во-первых, в унитарном государстве действует единая кон­ституция, во-вторых, здесь создается единая централизованная судебная система, в-третьих, функционирует единая система высших органов государственной власти, в-четвертых, формируется единая государст­венная бюрократия и, в-пятых, вводится единое гражданство.

Вместе с тем, современное централизованное государство, со­храняя политическую централизацию, стремится осуществлять админи­стративную децентрализацию, предоставляя некоторую автономию ме­стным органам власти. Расширяя властные полномочия, центральная власть усиливает их самостоятельность в решении многих проблем ме­стного, регионального уровня, учитывает интересы и потребности мест­ных органов власти, не умаляя роли интересов центра. Излишняя же административная централизация в унитарном государстве неизбежно сковывает инициативу на местах, ограничивает самостоятельность мест­ных органов власти, сдерживает развитие всех регионов страны.

 

Федеративное государство

 

Возникновение данной формы территориального государственного устройства для ряда стран во многом стало формой преодоления государственной и политической раздробленности, сохранения определенной территориаль­ной целостности. Это связано с тем, что здесь в союз объединяется, как правило, значительное число государств с особым правовым порядком в некоторых сферах и с достаточно широкой автономией власти. Вместо многочисленных, небольших государств, которым трудно в одиночку выжить, формируется в силу объективной необходимости более или менее крупное союзное государство, состоящее из нескольких государст­венных образований, каждое из которых юридически обладает некото­рой политической самостоятельностью.

Федерализм выступает эффективным инструментом противо­действия чрезмерной концентрации власти в одних руках и обеспечения баланса власти. Невозможность концентрации власти достигается, во-первых, существованием разных центров, в которых принимаются реше­ния и, во-вторых, участием штатов, земель, провинций и т.п. в формиро­вании государственной воли центральной власти. В условиях федераль­ного устройства политика делается не только в центре, столице. По многим важным направлениям штаты, провинции самостоятельно решают те или иные проблемы. Да и у граждан расширяются возможности уча­стия в политической жизни.

К федеративным государствам в настоящее время относятся Ав­стралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. На примере типич­ной федерации США видим, что каждый из штатов является как бы государством в государстве. Они имеют собственное правительство, парламент и управление. Каждый из штатов имеет собственную консти­туцию, собирает налоги и издает законы, которые могут отличаться от законов других штатов. Причем, надо иметь в виду, что федеральные конституции большинства из отмеченных стран не предоставляют субъ­ектам федерации права выхода из данного государственного образова­ния.

Вместе с тем, федеральная конституция любой страны, с одной стороны, четко разграничивает полномочия федерации и субъектов фе­дерации, с другой же стороны, обладает верховенством над конституциями и законами штатов, провинций, земель, которые должны ей соот­ветствовать. В круг полномочий федеральной власти входят: внешняя политика, оборона страны, финансовая политика, введение основных налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты граж­дан.

Следует учитывать, что функционирование федерации не исключает возможности возникновения региональных и национальных противоречий. Примером может служить сепаратизм в провинции Квебек в Канаде, не говоря уже о сепаратистских тенденциях в ряде регио­нов и республик России. И, тем не менее, по сравнению с унитарными государствами, федерация предоставляет больше возможностей для са­мостоятельности на местах, для нахождения путей преодоления противо­речий и разрешения проблем.

Многое зависит, естественно, от учета традиций местного и ре­гионального самоуправления, реализации демократических принципов организации и управления. Игнорирование этих принципов, отход в сторону усиления административной централизации, появление чрез­мерных амбиций политиков неизбежно ведет, особенно в многонацио­нальных государствах, к возникновению комплекса проблем, сепаратистским устремлениям, националистическим движениям, кровавым вой­нам и, как следствие, разрушению федерации.

Таким образом, не преувеличивая, можно сказать, что роль го­сударства достаточно велика в жизни человеческого общества. Оно раз­вивается, выполняет разнообразные функции, стремится стать над обще­ством. Может и отдатьему пальму первенства и уповать простым людям на государство. Или на гражданское общество?



Заключение

На основе вышеизложенного материала, можно сделать следующий вывод.  Государство выступает центральным звеном политической системы. Именно оно служит основным звеном управления в политике, обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан. В этих целях оно наделяется весьма широкими полномочиями и в частности:

1. правом устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы, в том числе и регламентации собственной деятельности государства, которая, по словам И. Канта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам; (Кант И. Собр. соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233)

2. осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

3. привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы;

4. осуществлять надзор за законность в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;

5. применять меры государственного принуждения к общественным объединения и иным членам политической организации общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организации иных лиц. Для это оно обладает разветвленным государственным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.

Таким образом, видно, что государство является важнейшей управляющей системой современного общества.

            



Список используемой литературы

 

 

1. Альбрехт А. Правовое государство // Общественные науки за рубежом. – Сер. 4. – 1990. - №4.

2. Бенжамин Р., Дюваль Р. Капиталистическое государство в контексте // Общественные науки за рубежом. – Сер. 4. – 1987. - №1.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М. 1990.

4. Вятр Е. Социология политических отношений – М. 1979.

5. Даалдер Х. Европейская политическая традиция и процессы модернизации // Общественные науки за рубежом. – Сер. 4. - 1990, №3.

6. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. - №4.

7. Лефевр А. О государстве // Зарубежная политическая наука: история и современность. – Вып. 3. – М. 1990.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2.

9. Ноак П. Что такое политика? // Зарубежная политическая наука: история и современность. – Вып. 1. – М. 1990.

10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. – 1989 - №4.

11. Проблемы государства и демократии в политико-правовой науке Франции // Зарубежная политическая наука: история и современность. – Вып. 3. – М. 1990.

12. Санистебан Л.С. Основы политической науки (пер. с исп.) – М. 1992.

13. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы // Социально-политический журнал. – 1994. - №1-2.

14. Четвернин Б.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. – 1992. - №5.

15. Ясперс К. Цель – свобода // Новое время. – 1990. - №6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: