Современное национальное государство возникло в Европе в XVI в. в связи с развитием капитализма. Одной из важных черт его развития стала тенденция к централизации политической власти. Однако степень централизации в различных национальных государствах неодинакова, о чем свидетельствуют две его основные формы – унитарная и федеративная.
Для унитарного государства как раз и характерна высокая степень централизации политической власти. Проявляется это в наличии на всей территории государства единого правового порядка и единого носителя легитимной власти. Конкретизируем это выделением основных признаков. Во-первых, в унитарном государстве действует единая конституция, во-вторых, здесь создается единая централизованная судебная система, в-третьих, функционирует единая система высших органов государственной власти, в-четвертых, формируется единая государственная бюрократия и, в-пятых, вводится единое гражданство.
Вместе с тем, современное централизованное государство, сохраняя политическую централизацию, стремится осуществлять административную децентрализацию, предоставляя некоторую автономию местным органам власти. Расширяя властные полномочия, центральная власть усиливает их самостоятельность в решении многих проблем местного, регионального уровня, учитывает интересы и потребности местных органов власти, не умаляя роли интересов центра. Излишняя же административная централизация в унитарном государстве неизбежно сковывает инициативу на местах, ограничивает самостоятельность местных органов власти, сдерживает развитие всех регионов страны.
Федеративное государство
Возникновение данной формы территориального – государственного устройства для ряда стран во многом стало формой преодоления государственной и политической раздробленности, сохранения определенной территориальной целостности. Это связано с тем, что здесь в союз объединяется, как правило, значительное число государств с особым правовым порядком в некоторых сферах и с достаточно широкой автономией власти. Вместо многочисленных, небольших государств, которым трудно в одиночку выжить, формируется в силу объективной необходимости более или менее крупное союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых юридически обладает некоторой политической самостоятельностью.
Федерализм выступает эффективным инструментом противодействия чрезмерной концентрации власти в одних руках и обеспечения баланса власти. Невозможность концентрации власти достигается, во-первых, существованием разных центров, в которых принимаются решения и, во-вторых, участием штатов, земель, провинций и т.п. в формировании государственной воли центральной власти. В условиях федерального устройства политика делается не только в центре, столице. По многим важным направлениям штаты, провинции самостоятельно решают те или иные проблемы. Да и у граждан расширяются возможности участия в политической жизни.
К федеративным государствам в настоящее время относятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. На примере типичной федерации США видим, что каждый из штатов является как бы государством в государстве. Они имеют собственное правительство, парламент и управление. Каждый из штатов имеет собственную конституцию, собирает налоги и издает законы, которые могут отличаться от законов других штатов. Причем, надо иметь в виду, что федеральные конституции большинства из отмеченных стран не предоставляют субъектам федерации права выхода из данного государственного образования.
Вместе с тем, федеральная конституция любой страны, с одной стороны, четко разграничивает полномочия федерации и субъектов федерации, с другой же стороны, обладает верховенством над конституциями и законами штатов, провинций, земель, которые должны ей соответствовать. В круг полномочий федеральной власти входят: внешняя политика, оборона страны, финансовая политика, введение основных налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты граждан.
Следует учитывать, что функционирование федерации не исключает возможности возникновения региональных и национальных противоречий. Примером может служить сепаратизм в провинции Квебек в Канаде, не говоря уже о сепаратистских тенденциях в ряде регионов и республик России. И, тем не менее, по сравнению с унитарными государствами, федерация предоставляет больше возможностей для самостоятельности на местах, для нахождения путей преодоления противоречий и разрешения проблем.
Многое зависит, естественно, от учета традиций местного и регионального самоуправления, реализации демократических принципов организации и управления. Игнорирование этих принципов, отход в сторону усиления административной централизации, появление чрезмерных амбиций политиков неизбежно ведет, особенно в многонациональных государствах, к возникновению комплекса проблем, сепаратистским устремлениям, националистическим движениям, кровавым войнам и, как следствие, разрушению федерации.
Таким образом, не преувеличивая, можно сказать, что роль государства достаточно велика в жизни человеческого общества. Оно развивается, выполняет разнообразные функции, стремится стать над обществом. Может и отдатьему пальму первенства и уповать простым людям на государство. Или на гражданское общество?
Заключение
На основе вышеизложенного материала, можно сделать следующий вывод. Государство выступает центральным звеном политической системы. Именно оно служит основным звеном управления в политике, обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан. В этих целях оно наделяется весьма широкими полномочиями и в частности:
1. правом устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы, в том числе и регламентации собственной деятельности государства, которая, по словам И. Канта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам; (Кант И. Собр. соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233)
2. осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;
3. привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы;
4. осуществлять надзор за законность в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;
5. применять меры государственного принуждения к общественным объединения и иным членам политической организации общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организации иных лиц. Для это оно обладает разветвленным государственным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.
Таким образом, видно, что государство является важнейшей управляющей системой современного общества.
Список используемой литературы
1. Альбрехт А. Правовое государство // Общественные науки за рубежом. – Сер. 4. – 1990. - №4.
2. Бенжамин Р., Дюваль Р. Капиталистическое государство в контексте // Общественные науки за рубежом. – Сер. 4. – 1987. - №1.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М. 1990.
4. Вятр Е. Социология политических отношений – М. 1979.
5. Даалдер Х. Европейская политическая традиция и процессы модернизации // Общественные науки за рубежом. – Сер. 4. - 1990, №3.
6. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. - №4.
7. Лефевр А. О государстве // Зарубежная политическая наука: история и современность. – Вып. 3. – М. 1990.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2.
9. Ноак П. Что такое политика? // Зарубежная политическая наука: история и современность. – Вып. 1. – М. 1990.
10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. – 1989 - №4.
11. Проблемы государства и демократии в политико-правовой науке Франции // Зарубежная политическая наука: история и современность. – Вып. 3. – М. 1990.
12. Санистебан Л.С. Основы политической науки (пер. с исп.) – М. 1992.
13. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы // Социально-политический журнал. – 1994. - №1-2.
14. Четвернин Б.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. – 1992. - №5.
15. Ясперс К. Цель – свобода // Новое время. – 1990. - №6.