Бюрократизация государственного аппарата

 

Проблема бюрократии не является присущей какому-либо определенному обществу. Бюрократия существовала в Древнем Египте, в Герман­ском государстве Фридриха II, в царской России, в современных правовых государствах. Бюрократический характер госу­дарственного аппарата обусловлен его отчуждением от общества. Дан­ный политический феномен достаточно широко распространен и захва­тывает государственный аппарат как тоталитарных, авторитарных, так и демократических обществ. Однако степень бюрократизации государст­венного аппарата во многом зависит от того, насколько государство сто­ит над обществом или находится под контролем гражданского общества. В тоталитарном обществе, где разрушено и гражданское общество, и правовое государство, бюрократизация государственного аппарата дос­тигает своего максимального выражения.

На это обращал внимание, в частности. НА. Бердяев. "Диктатура пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию, охватывающую как паутина всю страну и все подчиняющую. Это новая советская бюрократия, более сильная, чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы" (10, с.104).

Бюрократия, отмечает один из философов, это господство на ос­нове правил и предписаний посредством чиновников. "Бюрократия - это средство. Однако, она склонна к тому, чтобы превратиться в самоцель. Ставшая автономной, бюрократия обладает уже не этосом самоограни­чения, а тенденцией к безграничному саморасширению. Это возможно потому, что бюрократический аппарат именно в виду своей сложности уклоняется от общественного контроля, становится недоступным как для населения, так и для правительственных органов. Он существует благо­даря общности интересов своих служащих" (15, с.26).

Остановимся более подробнее на проблеме бюрократизации и рассмотрим некоторые подходы к пониманию природы и сущности 6юрократизма. Начнем с К. Маркса, который отмечает, что экономической основой бюрократии является государство, которое она рассматривает как принадлежащую ей собственность. При этом бюрократия на первый план выдвигает собственные цели, которые по сути являются ее карьери­стскими устремлениями. Важным условием существования бюрократии он также считал таинство в принятии решений, закрытый корпоратив­ный характер отношений с обществом.

В качестве характерных черт бюрократического аппарата К. Маркс выделял формализм, бездушие, произвол, крючкотворство. И появление этих негативных явлений он связывал с утратой бюрократией главного смысла своей деятельности – в интересах общества и ориента­ции ее только на сохранение и удержание своего положения в сфере распределения власти и материальных благ.

Бюрократический аппарат создает такой тип управления, кото­рому присущи политический цинизм, идейный и моральный конфор­мизм, формальное выполнение процедур и правил. Мало того, что бюро­кратия стремится скрыто принимать управленческие решения, избегать гласности, открытости своей деятельности, она пытается также не допус­кать, пресекать появления полезных для общества инициатив, новации старается всячески дистанцироваться от исполнителей, сохранить свою независимость, корпоративистский дух.

Свою лету в разработку данной проблемы внес и М. Вебер, ко­торый предложил идеальную модель бюрократизма. Он выделил три основных свойства, присущих бюрократизму.

1. Иерархия. Иерархическое устройство управленческого аппа­рата имеет целью квалифицированную и качественную работу бюрокра­тии на всех ступенях иерархической лестницы и распределение се здесь по принципу компетентности.

2. Компетенция. Вся деятельность бюрократии предопределена инструкциями, положениями, представляющими для нее кодекс правил, которым она слепо следует. Подлинный бюрократ прекрасно разбирается в этих инструкциях, хорошо усвоил те или иные параграфы и свои обя­занности исполняет весьма компетентно. Этим объясняется живучесть, неуязвимость бюрократии.

3. Деперсонификация. Основным правилом для бюрократии яв­ляется служение общему благу. Подлинный бюрократ не использует власть для себя лично, не берет взяток и всегда доступен народу. Работает он планомерно, без эмоций и гордится своей принадлежностью к го­сударственному аппарату и своим служением народу.

Следует учитывать, что выделяя данные атрибуты бюрократиз­ма, М. Вебер исходил из основного принципа европейской культуры (рационализма) и видел в бюрократии квалифицированный аппарат европейских государств.

При этом М.Вебер выделял два типа бюрократии: традицион­ную "патримониальную" и современную рациональную. Основной сфе­рой влияния первой всегда была область государственного управления и поддержания общественного порядка. Вторая сформировалась в Новое время и сферой се преимущественного влияния стала частнохозяйствен­ная деятельность (прежде всего, крупных промышленных предприятий). Затем ее влияние распространилось и на другие стороны общественной жизни, что вело к постепенному вытеснению из них бюрократии патримониального типа.

Западные политологи отмечают, что развитие бюрократии ведет к определенным негативным последствиям. С одной стороны, прогрес­сирующая неэффективность бюрократизированного управленческого механизма. С другой – нарастающая тенденция к се превращению в самостоятельную и самодовлеющую силу. Естественно, здесь предприни­маются определенные попытки, чтобы обуздать бюрократию, не допус­тить чрезмерной бюрократизации государственного аппарата.

Мощное разрастание получила бюрократия в странах "казарменного" социализма, в том числе и в нашей стране. С одной сто­роны, ее питало бюрократическое наследие самодержавия, с другой — монополизация властных функций. Бюрократический аппарат подчинил себе все сферы общественной жизни - экономическую, политическую, духовную, не находя себе реального противодействия. В стране сложи­лась своеобразная система бюрократического абсолютизма, когда бюрократия претендует на абсолютное господство над обществом.

Экономической базой функционирования бюрократической сис­темы служили те отношения в народном хозяйстве, которые обусловлены внеэкономическим принуждением, редистрибутивной системой фондов, ресурсов, потребительских благ и связанной с этим системой админист­ративной коррупции. Ну а социальная база бюрократизации государст­венного аппарата кроется в той системе партийно-советскохозяйственной номенклатуры, которая составляла иерархизированную пирамиду власти тоталитарного режима.

На этой иерархии основывается и идеология бюрократической системы. Рождение теоретических истин на верхних уровнях и их во­площение без осмысления на низших. Бюрократический механизм суще­ствует не ради выявления и удовлетворения интересов и потребностей человека, а для бездумного исполнения спускаемых сверху решений, указаний. Главное в тактике бюрократии – это стремление уйти от персональной ответственности, переложить ее на других, выше или ниже­стоящих чиновников, путем бесконечных согласовании вопроса, бес­смысленных отписок и т. п. Расцветает бюрократия и в постсоветской России.

Задача заключается, следовательно, в разрушении бюрократиче­ского механизма, подрыве социально-экономических основ функционирования бюрократической системы. Обличительные обвинения, критические выступления не дадут никакого результата, пока существует для этого почва – бюрократическая система управления, деятельности и мышления. Господство бюрократии должно быть ликвидировано, хотя сама бюрократия вряд ли устранима. И пока существуют определенные предпосылки, она будет неизменно воспроизводиться.

Тем не менее, создание правового государства, складывание гражданского общества должны подорвать систему бюрократического абсолютизма, уничтожить тотальное господство бюрократии. В свою очередь, ограничение бюрократической системы развяжет самодеятель­ность различных общественных организаций, объединений, ассоциаций, гражданские инициативы людей, повысит их личную ответственность, что позволит ускорить формирование правового государства и граждан­ского общества.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: