Основные виды деятельности

Основными видами деятельности ОАО «НефАЗ» являются:

· Производство автомобилей на шасси «КАМАЗ»;

· Производство пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ»;

· Производство вахтовых автобусов:

· Производство полуприцепов цистерн и прицепов цистерн;

· Производство сельскохозяйственной техники;

· Производство товаров народного потребления.

 



Внутренняя среда

Кадровая политика акционерного общества ОАО «НефАЗ» реализуется в полном соответствии с принятой стратегией его развития. Основные задачи управления персоналом:

· обеспечение потребности в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;

· достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

· создание условий для высокой эффективности работы каждого члена коллектива, ориентированного на экономический успех;

· закрепление работника в акционерном обществе, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу;

· улучшение качественного состава рабочих кадров, специалистов и руководителей акционерного общества и создание условий, стимулирующих рост профессиональной компетенции всего персонала;

· постоянное совершенствование процессов управления персоналом на основе внедрения научных методов, передовых технологий кадровой работы, стандартизации и унификации кадровой документации;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;

· создание благоприятных условий для обеспечения здорового образа жизни работников;

· обеспечение соблюдения норм трудового права в работе с персоналом;

· взаимосвязь с общественными организациями и СМИ.

По состоянию на 01.01.2007 списочная численность работающих на заводе составляет 10353 чел., в т.ч. 1926 чел. РСиС, 8427 рабочих (в т.ч. СОиБ -213 чел).[11]

Среднесписочная численность за декабрь составила 10024 чел., за 2006 г.9773 чел.[11]

В настоящее время с уверенностью можно сказать, что завод укомплекто­ван рабочими кадрами и специалистами, созданы все условия для развития их способностей.

Удельный вес дипломированных специалистов составляет 87%, в том числе с высшим профессиональным образованием 43% со средним профессиональным образованием 44%.[11] Комплектование кадрами рассмотрим в таблице 1.

 

Таблица 1 – Комплектование кадрами

 

2006 год человек
Принято 2105
Уволено   1675
Перевод из специалистов в рабочие                                           65
Перевод из_рабочих в специалисты                                          115
Перевод из основных  в вспомогательные                                      694

 

Из таблицы 1 видно, что в течение года производилось строго по заявкам руководителей, согласованным с отделом труда и заработной платы. Специалисты принимались на работу на конкурсной основе, в том числе 14 молодых специалистов после окончания высших учебных заведений. В течение года необходимыми были такие кадры как станочники, электрогазо­сварщики, резчики металла; больше всего было принято в цех № 2 - 160 чел., в цех № 8 - 114 чел., в цех № 16 - 109 чел., в цех № 20 - 106 чел.

Основные причины увольнения рассмотрим в таблице 2.

 

Таблица 2 - Основные причины увольнений

  2006г. % Декабрь 2006г. %
Нарушение ПВТР 135 9 10 9,3
Низкая заработная плата 275 17 11 10,2
Перемена места жительства 248 16 10 9,3
Семейные обстоятельства 217 14 18 17
Пенсия по возрасту 102 70 12 11.2
Другие 591 37 46 43
ИТОГО: 1568 100 107 100

 

Из таблицы 2 видно, что среди причин увольнения немаловажной причиной является:

- нарушение Правил внутреннего трудового распорядка 9%; в т.ч.

- прогулы - 2%.

Очень неприятная статистика, но это факт.

Больше всего за год было уволено из цехов № 2 - 101 чел., № 15 - 79 чел.,

Квота, предъявляемая Центром занятости населения и администрации города по трудоустройству слабозащищенных граждан, выполнена на 100% и все остальные условия договора ЦЗ И ОАО «НефАЗ» также выполнены.

В 2006 году всеми видами обучения было охвачено 2160 человек (при плане-1605 чел.), в том числе 1652 рабочих и 508 РСиС..[11]

С целью восполнения дефицита кадров по определенным профессиям ве­лась подготовка (переподготовка) рабочих- 224 чел, (при плане - 175 чел.) - это станочники, слесари МСР, электросварщики па автоматических и полуавтома­тических машинах, штамповщики, резчики металла на ножах и прессах, лаборанты химического анализа, резчики на пилах, ножовках и станках, маля­ры, контролеры сварочных работ, контролеры слесарных и станочных работ, контролеры малярных работ, слесари- электромонтажники, гальваники и термисты.

Вторым и смежным профессиям, таким как стропальщики, рабочие люль­ки, находящейся на подъемнике (вышке), операторы кран-штабеллера, управ­ляемого с пола, наладчики автоматических линий и агрегатных станков, мон­тажники наружных технологических" трубопроводов, монтажники подъемно-транспортного оборудования прерывного действия, газорезчики, прессовщики-вулканизаторщики обучено 232 человека (при плане - 145 чел.)..[11]

Повысили квалификацию - 1131 рабочий (при плане - 805 чел.), а именно

• на производственно-экономических курсах (ГГЖ)            - 246 чел,

• на курсах целевого назначения (КЦН)                                - 816 чел,

• в школе передовых приемов и методов труда                     - 33 чел,

• на курсах бригадиров                                                             - 36 чел.

На производственно-экономических курсах повысили квалификацию: токари, сверловщики, фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ, шлифовщики, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари-ремонтники, маляры, наладчики электросварочного оборудования, наладчики оборудования металлопокрытия и окраски, слесари МСР, водители-испытатели, электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, распределители работ, слесари-электромонтажники.

На заочных отделениях ВУЗов и техникумов обучаются 756 работников завода, в том числе 489 человек в высших учебных заведениях и 267 человек в средних профессиональных заведениях. [11]

Для сторонних организаций в 2006 году обучено 72 человека - это работники ООО «Нефтекамский механический завод», ООО «Амзинский лесокомбинат», ЗЛО «Ижевский механический завод», ОАО «Интеграл», ООО «1ВНО», ОАО «Искож», ООО «Арланское УЭП», ООО «ВИТаЮГ», ТОО «КАМАЗ-Инжиниринг», ТЭЦ ОАО ТФК «КАМАЗ» и другие.

За обучение работников сторонних организаций и частных лиц заводу перечислено 308490 рублей.

Динамику и структуру фонда оплаты труда работников завода за три года рассмотрим в таблице 3.

 

Таблица 3 -Динамика и структура фонда оплаты труда работников завода, тыс. руб.

                                                                                                                     

Наименование показателя 2004 г. 2005г. 2006г. Изменение
Фонд оплаты труда, всего 641397,0 817974,0 1105629,0 +464232,0
Среднемесячная з/пл. 1 работающего 5946,0 7426,0 9692,0 +3746,0
Выработка на 1 работающего 513,0 629,0 834,0 +321,0

Руководителям, специалистам и рабочим, которым установлены оклады, оплата производится согласно штатному расписанию, утвержденному руководителем предприятия и количеству отработанного времени.

Стимулирующие надбавки определяются предприятием самостоятельно и выплачиваются в пределах имеющихся средств.

Все виды доплат и надбавок установлены как в абсолютных цифрах, так и в процентах от тарифных ставок (окладов).

С целью усиления материальной заинтересованности и ответственности каждого работника в улучшении качества продукции, увеличения ее выпуска и повышения эффективности производства осуществляется премирование работников согласно «Системе менеджмента качества»


 2.Анализ показателей работы экспериментального цеха № 21

 

 2.1 История цеха № 21

Экспериментальный цех завода имеет свою историю создания, которая неразрывно связана с историей завода и развитием автомобильной отрасли.

В 1977 году 18 августа вышел приказ № 214 об образовании участка цеха № 21 при ОГК для изготовления разработанных на заводе опытных образцов авто-техники, проведения стендовых и дорожных испытаний, с целью определения возможности ее внедрения в производство для серийного выпуска. Основные вехи его создания и функционирования связаны с работой таких руководителей как Ковин В.А., Усманов А.А., Мерзляков А.М., Фаритов И.Р. и работающего в настоящее время Гарипова З.А.

  Рабочие места укомплектовались специалистами высокой квалификации слесарями-сборщиками, станочниками, водителями-испытателями и ИТР. У истока образования цеха стояли Емалетдинова Н.Х., Селиванов В.А., Ценева Н.П., Талипова Ф.Р., Калабина В.В., Нургалиев З.М., Гаязова Н.Ф., Габбасова И.Ф., Нафиков И.Ф., Галиаскаров Ф.А., Капралов П.В., Марданов А., Мардамшин Ф.Ф., Гареев А.Х., Очаев А.Л., Гайфуллин З.Т., Сафин Р.Г., Королев П.Г., Усманова А.Х., Мифтахов А.А., Нургалеев Т.А.

Начальниками технологического бюро в разное время назначались такие высокопрофессиональные специалисты как: Фарафонов А.А., Ахметшин Х.З., Криницын В.П., Вылежанин В.Д., Бикчурин Р.М.. Арсланов В.Ф. 

  С первых дней работы цеха осуществлялась сборка отдельных агрегатов автомобилей-самосвалов КАМАЗ-5511 и КАМАЗ-55102, с целью проверки их собираемости, выполнялись контрольные испытания серийных самосвалов в условиях завода. А первой машиной, собранной в экспериментальном участке, был опытный образец автосамосвала КАМАЗ-5511 с укороченной платформой.

   Шли годы. Укреплялась экспериментальная база. В 1986 году 27 февраля вышел приказ № 169 об основании цеха № 21. С помощью, которого сумели освоить серийный выпуск цистерн вместимостью от 7 до 34 м 3 , самосвалов грузоподъемностью от 7 до 32 тонн, вахтовых автобусов для различных климатических условий и товаров народного потребления.Освоение автосамосвалов КАМАЗ-55102 сопровождалось многими трудностями – вспоминает один из начальников цеха - А.М.Мерзляков. Конструкция автосамосвала КАМАЗ-55102 была разработана автопредприятиями «ЗИЛ» и «КАМАЗ». Изготовление первых образцов выявило плохую собираемость его элементов и трудоемкость изготовления. В связи с этим совместно с ОГК была проведена огромная работа по устранению ошибок, что позволило к середине 80-х годов выпускать с конвейера цеха № 5 до 240 автомобилей в сутки.

Производительная деятельность экспериментального цеха не ограничивалось заводской территорией.

Для выполнения длительных испытаний автотехники, водители- испытатели экспериментального цеха «своим ходом» доставляли технику на автополигон НАМИ в г. Дмитров Московской области. Автополигон дает окончательную оценку новым автотранспортным средствам, путем проведения пробеговых испытаний: по скоростной кольцевой дороге, по булыжной и грунтовым дорогам, а также по дорогам со сменными препятствиями. Эти дороги, имитируют более жесткие условия по сравнению с реальными условиями эксплуатации и позволяют определить наиболее слабые элементы конструкции, для их совершенствования до начала серийного выпуска. Нередко испытания велись по трехсменному графику работы. Выявлялись недостатки, составлялись мероприятия. С учетом результатов испытаний изготавливались другие образцы и снова проверялись надежность, прочность, долговечность. В период интенсивных работ на полигоне, участок дорожных испытаний экспериментального цеха насчитывал 30 водителей-испытателей. Вспоминает один из бывших начальников экспериментального цеха АА.Усманов. Помимо изготовления вновь разработанной техники, цехом осваивались и новые технологии. Например, перед внедрением в производство, технология сварки алюминия в среде аргона отрабатывалась в 21 цехе со специалистами института им. Е.О.Патона из г. Киева. В то время были созданы алюминиевые цистерны из сплава АмГ4, давние высокие значения эксплутационных показателей. Например 90% ресурс достиг 350 тыс.км., при норме 250 тыс.км. Дороговизна алюминиевых сплавов, как в прежние годы, так и в настоящее время лишают нас возможности продолжать начатые работы. Из-за постоянного роста объема производства заводской продукции, руководством завода выдавались задания на изготовление деталей и узлов номенклатуры основных цехов. Резинотехнические изделия для укомплектования самосвальной установки производились также в цехе № 21. Не обходилось  и без казусных ситуаций. В период празднования 110 годовщины со дня рождения В.И.Ленина на завод с БАМа прибыл руководитель комсомольской организации. Он попросил оснастить задними бортами получаемые им два самосвала КамАЗ-5511.Субботник коллектив цеха отработал ударно, задние борта, не предусмотренные конструкторской документацией, были изготовлены и установлены на самосвал, в соответствии с пожеланием работников Всесоюзной стройки.Через какое-то время в адрес завода (на имя руководившего в то время заводом директора Ю.А.Гулько) пришло благодарственное письмо от бамовских строителей.

    В феврале 1989 года переехали на существующие площади. Здесь размещены заготовительные и металлообрабатывающие, сборочно-сварочное и испытательное оборудования, теплые гаражи, комнаты для отдыха и приема пищи.

   Каждый вид выпускаемой заводом серийной продукции: автосамосвал, автоцистерна, автоприцеп, прицеп, полуприцеп, вахтовый и пассажирский автобусы – пользуются большим спросом у потребителя. Выпуск перечисленных транспортных средств является одним из основных источников бюджетообразования в нашей республике. Все перечисленные виды авто-техники обязаны своим рождением дружному сплоченному коллективу экспериментального цеха, его неутомимым труженикам, большинство из которых уже ветераны автомобилестроения и пенсионеры: Дегтяров Леонид Тимофеевич, Ценева Надежда Петровна, Семченко Леонид Иванович, Султанов Шагивалей Султанович, Хисматуллин Миннивалей Хуснуллович, Афзалов Фаяз Миназович, Капралов Петр Васильевич, Гареев Абзах Хабибуллович, Галиаскаров Фанус Ахкямович, Авхатов Мирзахан Мухаматьянович, руками, которых изготовлены и испытаны первенцы перечисленных изделий.

  Коллективу цеха есть чем гордиться. За период существования экспериментального цеха было изготовлено 360 опытных образцов автотранспортных средств, более 100 из которых серийно выпускаются в цехах основного производства.

Несмотря на экономические трудности в республике, Генеральный директор Маликов Р.С. организовал реализацию такого сложного проекта, как выпуск пассажирских автобусов. Технический директор Сюткин В.М. мобилизовал конструкторов и технологов на разработку в кратчайшие сроки лучшего в России автобуса, а начальник экспериментального цеха З.А.Гарипов- весь вверенный ему славный коллектив экспериментальщиков. Первая презентация автобуса НЕФАЗ-5299 с участием руководства ОАО КАМАЗ, руководства нашей республики, автохозяйств Татарстана, Башкортостана - состоялась в декабре 2000г.и подняла на новую высоту престиж завода. Огромная заслуга в выпуске сегодняшних автобусов, принадлежит техническому директору Сюткину, директору комплекса автобусного производства – Гарипову З.А., Заместителям начальника цеха Халилову Ш.А., Закирзянову И.С., з мастеру ПДБ Ахметшиной В.Н., а также В.Н. Гайнетдинову, Колобовой Р.Н., Нургалиеву Т.А., Мутагарову К.Ф., Нурисламову В.Н., Усманову Р.С., Садыкову Н.Л., Хайдарову Ф.Р., Нуртдинову А., Гайфуллиной З.Г., Хомутинниковой Н.А., Хаматшину К.Ф.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: