Исследование конкурентов должно быть направлено на те же сферы, которые были предметом анализа потенциала собственного предприятия. Это может обеспечить сравнимость результатов. Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графические соединения оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов-осей (рисунок 3).
Рисунок 3. Многоугольник конкурентоспособности предприятия
Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных организаций друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одной фирмы по отношения к другой.
Для количественного выражения характеристик применяется экспертный метод, используется метод шкалирования. Чаще всего используют семи- или пятнадцатибалльную шкалу.
Основными недостатками данного метода являются:
· применение экспертного метода, т.е. привнесение субъективной оценки
· трудность в количественном выражении таких качественных характеристик, как послепродажное обслуживание и т.д.
· данный метод не дает точной количественной оценки характеристик предприятий по заданным критериям.
Положительные стороны данного метода:
· наглядно показывает сильные и слабые стороны предприятий
· позволяет достаточно быстро и легко определить положение исследуемого предприятия относительно его конкурентов.