Татарское завоевание сопровождалось уничтожением материальных и культурных ценностей. Установившаяся зависимость пагубно сказалась на искусстве и ремеслах. Прекратилось каменное строительство, приостановилось развитие городов. Исчезло искусство перегородчатой эмали, перестали вы-делываться украшения с чернью И зернью, прекратилась резьба по камню.
События монголо-татарского нашествия были запечатлены в произведениях этого периода. Особенно известны среди них «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Борьба русского народа с немецкими рыцарями отразилась в «Житие Александра Невского».
В XIV в. происходит общий подъем русской культуры. Он был обусловлен началом объединения земель вокруг Москвы. Начинается освобождение от ордынской зависимости и формирование великорусской народности. В XIV—XVI вв. у населения различных областей Руси становились менее заметными местные особенности в языке, быте, нравах. К XVI в. в рамках централизованного государства сложились основы русской национальной общности.
|
|
На рубеже XIV—XV вв. наблюдается подъем русской литературы. Подвиг русских воинов в Куликовской битве стал импульсом для создания литературных шедевров. Наиболее совершенное из них «Задонщина» — поэтическое прославление победы «за Доном». Этим же событиям посвящено «Сказание о Мамаевом побоище».
Во второй половине XV в. новое рождение переживает древний литературный жанр «хождения» — описание путешествий. Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси к другим странам. Хорошо известно «Хождение за три моря» — записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина.
К XIV—XV вв. относится расцвет русской религиозной живописи. Среди художников этого времени особое место занимает Феофан Грек. Он был выходцем из Византии. Живопись Феофана восприняла многое из русского искусства и в свою очередь оказала сильное влияние на отечественных художников. Ему принадлежит роспись церкви Спаса в Новгороде, в Москве — церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора Кремля, В 1405 г. Феофан Грек расписывал Благовещенский собор в Кремле вместе с выдающимся русским живописцем Андреем Рублевым. Самое совершенное из известных произведений Рублева — «Троица», в которой воплощен идеал умиротворенности, нравственного совершенства и чистоты. Рублеву принадлежит также роспись Успенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В его творчестве с особенной силой сказались национальные черты.
В развитии отечественной архитектуры в рассматриваемый период особая роль принадлежала Москве. В 1366 г. здесь начали строить белокаменный Кремль. В 1379 г. в Коломне возводится самый большой в то время на Руси собор Успения. Это был своеобразный символ мощи Русского государства.
|
|
Объединение страны разрушило рамки местных архитектурных школ. В Москву приглашают итальянских мастеров Аристотеля Фиораванти, Марко Руффо, Антонио Солари, познакомивших русских зодчих с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения. Началась перестройка Кремля. В 1485—1495 гг. возводятся стены из красного кирпича, в 1479 г.завершается строительство Успенского собора, а в 1489 г. — Благовещенского.
Создание единого Российского государства вызвало развитие политологической мысли. Политическая теория русской государственности нашла свое выражение в «Сказании о князьях владимирских», которым пользовалась русская дипломатия, отстаивая престиж Руси. Теория псковского старца Филофея утверждала, что в мире существует вечное царство Рим. Оно преемственно переходит из одной страны в другую. Первый Рим был в Италии и погиб, «совратившись в католичество». На смену ему пришла Византия, впоследствии захваченная турками. Византию сменила Москва — «третий Рим, а четвертому Риму не бывать». Стремление обосновать особую церковную значимость Руси сказалось также в массовых появлениях житий рус-ских святых.
Одной из главных тенденций русской общественной мысли XVI в. была постепенная секуляризация, или обмирщение, культуры. Особенно это прослеживается в русской публици-стике XVI в. Одним из мыслителей первой половины XVI столетия был Федор Карпов — дипломат, государственный деятель и рационалист, искавший истину через сомнения. К кон-цу 40-х — началу 50-х годов XVI в. относится творчество Ивана Пересветова, который был близок к религиозному вольнодумству. Он первым решился противопоставить вере правду и предпочесть правду. Им был создан образ несуществующего идеального монарха.
Известным публицистом XVI столетия был Царь Иван Грозный. Ему принадлежат письма князю Курбскому, обширное послание в Кирилло-Белозерскйй монастырь и другие сочинения. В них Грозный выступал за укрепление государственной власти, против произвола боярства и церковных властей.
Поток обмирщения захватывал и ортодоксальных церков-ных авторов. Характерен в этом отношении «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. В нем содержались и наставления церковного характера, и советы, как воспитывать детей, хранить запасы и просушивать платье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.
Важным достижением XVI в. было книгопечатание. Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров остались неизвестными. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславич издали на Московском Печатном Дворе первую книгу с выходными данными «Апостол». Всего во второй половине XVI столетия было
выпушено около 20 печатных книг.
В XVI в. продолжало развиваться русское искусство. В живописи прослеживаются традиции Андрея Рублева. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия. Во второй половине XVI в. в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реализма. В это время Кремль оформляется как единый архитектурный ансамбль. В нем были возведены Грановитая палата, Архангельский и Благовещенский соборы.
Своеобразие русского зодчества связано с появлением в XVI в. шатрового стиля. Покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды — шатра. Храм Вознесения в Коломенском и Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади — выдающиеся памятники этого стиля.
О высоком уровне ремесленного производства свидетельствуют успехи в литейном деле; в Москве был организован Пу- шечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку.