Русская культура в XIV—XVI вв

Татарское завоевание сопровождалось уничтожением ма­териальных и культурных ценностей. Установившаяся зависи­мость пагубно сказалась на искусстве и ремеслах. Прекрати­лось каменное строительство, приостановилось развитие горо­дов. Исчезло искусство перегородчатой эмали, перестали вы-делываться украшения с чернью И зернью, прекратилась резь­ба по камню.

События монголо-татарского нашествия были запечатлены в произведениях этого периода. Особенно известны среди них «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Ките­же», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Борьба русского народа с немецкими рыцарями отразилась в «Житие Алексан­дра Невского».

В XIV в. происходит общий подъем русской культуры. Он был обусловлен началом объединения земель вокруг Москвы. Начинается освобождение от ордынской зависимости и форми­рование великорусской народности. В XIV—XVI вв. у населения различных областей Руси становились менее заметными местные особенности в языке, быте, нравах. К XVI в. в рамках цен­трализованного государства сложились основы русской нацио­нальной общности.

На рубеже XIV—XV вв. наблюдается подъем русской литера­туры. Подвиг русских воинов в Куликовской битве стал им­пульсом для создания литературных шедевров. Наиболее совер­шенное из них «Задонщина» — поэтическое прославление побе­ды «за Доном». Этим же событиям посвящено «Сказание о Ма­маевом побоище».

Во второй половине XV в. новое рождение переживает древний литературный жанр «хождения» — описание путеше­ствий. Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси к другим странам. Хорошо известно «Хождение за три моря» — записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина.

К XIV—XV вв. относится расцвет русской религиозной живописи. Среди художников этого времени особое место за­нимает Феофан Грек. Он был выходцем из Византии. Живо­пись Феофана восприняла многое из русского искусства и в свою очередь оказала сильное влияние на отечественных ху­дожников. Ему принадлежит роспись церкви Спаса в Новго­роде, в Москве — церкви Рождества Богородицы и Архангель­ского собора Кремля, В 1405 г. Феофан Грек расписывал Благовещенский собор в Кремле вместе с выдающимся рус­ским живописцем Андреем Рублевым. Самое совершенное из известных произведений Рублева — «Троица», в которой во­площен идеал умиротворенности, нравственного совершенства и чистоты. Рублеву принадлежит также роспись Успенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В его творчестве с особенной силой сказались нацио­нальные черты.

В развитии отечественной архитектуры в рассматриваемый период особая роль принадлежала Москве. В 1366 г. здесь нача­ли строить белокаменный Кремль. В 1379 г. в Коломне возво­дится самый большой в то время на Руси собор Успения. Это был своеобразный символ мощи Русского государства.

Объединение страны разрушило рамки местных архитектур­ных школ. В Москву приглашают итальянских мастеров Ари­стотеля Фиораванти, Марко Руффо, Антонио Солари, познако­мивших русских зодчих с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения. Началась перестройка Кремля. В 1485—1495 гг. возводятся стены из красного кирпича, в 1479 г.завершается строительство Успенского собора, а в 1489 г. — Благовещенского.

Создание единого Российского государства вызвало разви­тие политологической мысли. Политическая теория русской го­сударственности нашла свое выражение в «Сказании о князьях владимирских», которым пользовалась русская дипломатия, от­стаивая престиж Руси. Теория псковского старца Филофея ут­верждала, что в мире существует вечное царство Рим. Оно пре­емственно переходит из одной страны в другую. Первый Рим был в Италии и погиб, «совратившись в католичество». На сме­ну ему пришла Византия, впоследствии захваченная турками. Византию сменила Москва — «третий Рим, а четвертому Риму не бывать». Стремление обосновать особую церковную значи­мость Руси сказалось также в массовых появлениях житий рус-ских святых.

Одной из главных тенденций русской общественной мыс­ли XVI в. была постепенная секуляризация, или обмирщение, культуры. Особенно это прослеживается в русской публици-стике XVI в. Одним из мыслителей первой половины XVI сто­летия был Федор Карпов — дипломат, государственный дея­тель и рационалист, искавший истину через сомнения. К кон-цу 40-х — началу 50-х годов XVI в. относится творчество Ива­на Пересветова, который был близок к религиозному вольно­думству. Он первым решился противопоставить вере правду и предпочесть правду. Им был создан образ несуществующего идеального монарха.

Известным публицистом XVI столетия был Царь Иван Грозный. Ему принадлежат письма князю Курбскому, обшир­ное послание в Кирилло-Белозерскйй монастырь и другие со­чинения. В них Грозный выступал за укрепление государствен­ной власти, против произвола боярства и церковных властей.

Поток обмирщения захватывал и ортодоксальных церков-ных авторов. Характерен в этом отношении «Домострой», авто­ром которого был священник Сильвестр. В нем содержались и наставления церковного характера, и советы, как воспитывать детей, хранить запасы и просушивать платье, когда покупать то­вары на рынке и как принимать гостей.

Важным достижением XVI в. было книгопечатание. Пер­вая типография в России начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров остались неизвестными. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславич издали на Мос­ковском Печатном Дворе первую книгу с выходными данными «Апостол». Всего во второй половине XVI столетия было
выпушено около 20 печатных книг.     

В XVI в. продолжало развиваться русское искусство. В жи­вописи прослеживаются традиции Андрея Рублева. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия. Во второй половине XVI в. в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реализма. В это время Кремль оформляется как единый архитектурный ансамбль. В нем были возведены Грановитая па­лата, Архангельский и Благовещенский соборы.

Своеобразие русского зодчества связано с появлением в XVI в. шатрового стиля. Покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды — шатра. Храм Вознесения в Коломен­ском и Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади — выдающиеся памятники этого стиля.

О высоком уровне ремесленного производства свидетельст­вуют успехи в литейном деле; в Москве был организован Пу- шечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: