Культура России в XVII в

В развитии культуры России XVII столетия намечается от­ход от Средневековья. Главная особенность этого периода со­стояла в усиливающемся ее освобождении от церковного влия­ния. Борьба светского и духовного направлений в культуре XVII в. не привела еще к победе первого.

Новые явления особенно проявились в литературе. Проис­ходило осознание ценности человеческой личности. Это было вызвано выдвижением национальных героев из народной среды в годы Смутного времени. Лучшие произведения начала XVII в., посвященные событиям Смуты, — это «Сказание» Авраамия Палицина, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина, «Вре­менник» Ивана Тимофеева.

Интерес к человеку характерен особенно для второй поло­вины XVII столетия. Дьяк Грибоедов в 60-е годы написал исто­рию для детей, в которой давал психологические портреты рус­ских самодержцев.

В литературе XVII в. можно выделить два направления. Первое выступало в защиту монархии, прославляло самодерж­цев. Лучшим представителем этого направления был Симеон Полоцкий. Он идеализировал самодержавие и Царя Алексея Михайловича. С именем Полоцкого связано появление в лите­ратуре новых жанров — поэзии и драматургии. Большая часть его стихотворений отражает придворную жизнь и объединена в два сборника — «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».

Второе направление — обличительное — представлено в первую очередь такими литературными памятниками, как «Жи­тие протопопа Аввакума, им самим написанное». Это остросю­жетное полемическое сочинение, где автор на примере собст­венной, полной страданий жизни повествует о священной пре­данности идеям древнего благочестия.

К числу лучших произведений данного направления при­надлежат «Повесть о Ерше Ершовиче», описывающая под ви­дом тяжбы между ершом и лещом земельные споры XVII в., «Повесть о Шемякиной суде», изобличающая взяточничество судей, «Повесть о куре и лисице», выступающая против цер­ковного лицемерия, и многие другие произведения неизвест­ных авторов. Особое место среди этих повестей занимает «По­весть о Горе-Злосчастии», где автор, обратившись к формам устного народного творчества, создал глубоко гуманистиче­ское произведение.

К XVII в. относится рождение русского театра, хотя зачатки театрального искусства существовали в творчестве скоморохов с древнейших времен. В 1672 г. при дворе Алексея Михайловича состоялось первое представление на немецком языке. Его по­становщиком был пастор Грегори из Немецкой слободы. Вскоре были набраны русские актеры, и пьесы ставились на русском языке. Однако этот театр просуществовал недолго.

Значительные изменения в XVII в. произошли в зодчестве: усложнились архитектурные формы, усилилось их праздничное богатство. Тяга к нарядности сказалась в надстройке башен Мо­сковского Кремля шатровыми верхами, в здании Теремного дворца. Шедевром зодчества является московская церковь По­крова в Филях.

В XVII столетии продолжала развиваться и традиционная
деревянная архитектура. Восьмым чудом света называл Симеон
Полоцкий знаменитый дворец Царя Алексея Михайловича в се­
ле Коломенском, построенный в 1681 г.         

В живописи в XVII в. наряду с иконописью появились свет­ские жанры — портретная живопись и пейзаж, которые не пре­одолели еще манеры письма, присущей иконописи. Наиболее значительными были работы Симона Ушакова. Иконописный лик постепенно в его творчестве уступил место простому чело­веческому лицу. Вкусы XVII столетия уже требовали правдивого отображения в живописи.

Во второй половине столетия разворачивается интенсивная деятельность Оружейной палаты, ставшей под руководством боярина Хитрова своеобразной русской Академией художеств. В ней работали русские и иноземные живописцы. Перестройка всей системы изобразительного искусства шла по пути отказа от иконописных традиций.

Значительный вклад в мировую географическую науку вне­сли русские исследователи Сибири и Дальнего Востока. В 1643— 1646 гг. Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Попов и Дежнев проплыли из Ледовитого океана в Тихий, ус­тановив, что Азия отделена морем от Америки. В 1647—1651 гг. Е. Хабаров совершил путешествие по Амуру. Географические материалы обобщались в Сибирском приказе. Тобольский жи­тель Семен Ремизов, живописец и картограф, в 1696 г. составил чертеж всей Сибири, а в 1701 г. — этнографическую карту Си­бири с соответствующим описанием.

Накопление знаний по-прежнему носило практический ха­рактер. Это побуждало к овладению грамотой, которой обучали либо члены семьи, либо мастера — учителя из священников, дьяков и подьячих. Посадскому человеку грамотность давала возможность поступления на службу в приказ. Грамотных среди посадских жителей в XVII в. было не менее 20 %.

Развитие науки и просвещения тормозилось тем, что школа в основном находилась в ведении церкви. Светского и техниче­ского образования как такового не было. Потребностью в обра­зовании было вызвано во второй половине XVII в. устройство правительственных и частных школ. Они были открыты при Чудовом, Спасском, Андреевском монастырях, при Печатном дворе. Изучались в основном латинский и греческий языки, грамматика, риторика, философия. Открывались посадские школы. В 1665 г. Симеоном Полоцким была открыта государст­венная школа, где готовили подьячих для правительственных учреждений. В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское учи­лище (позже академия) — первое высшее учебное заведение. Здесь готовили кадры для правительственной и церковной службы.

Однако эти меры не разрешали вопросов отечественного образования. Необходимо было светское обучение, развитие теоретических знаний, в первую очередь в естественных нау­ках. Назревало противоречие между старыми формами про­свещения и новыми запросами общества. Это становилось преградой перед усложнившимися потребностями русской культуры.

 




Тема 5 Абсолютная монархия в России (XVIII в.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: