Методы рынка капитала и сделок

В России для оценки предприятий обычно используются два метода сравнительного подхода: рынка капитала и сделок. Ме­тод рынка капитала основан на сравнении цен на единичную акцию акционерного общества. Метод сделок основан на пря­мом сравнении оцениваемого предприятия с аналогичными, в отношении которых известна цена контрольного пакета или предприятия целиком.

Этапы процесса оценки бизнеса методами рынка капитала и сделок совпадают:

1) изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, в от­ношении которых имеется информация о ценах сделок или ко­тировках акций;

2) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

3) расчет оценочных мультипликаторов;

4) применение мультипликаторов к объекту оценки;

5) выбор величины стоимости оцениваемого предприятия;

6) внесение итоговых поправок на степень контроля.

Наряду с совпадением этапов оценки методы рынка капитала и сделок имеют значительные различия, которые приведены в таблице 4. [12, c. 219]

Таблица 4

Основные различия методов рынка капитала и сделок

Различия

Особенности

    метод рынка капитала метод сделок
Типы исходной це­новой информации Цены на единичные акции предприятий-аналогов Цены продаж контрольных паке­тов и предприятий целиком, ин­формация о слияниях и поглоще­ниях предприятий
Время анализиру­емых сделок Данные о текущих ценах акций Информация о ранее совершен­ных сделках
Учет элементов кон­троля Цена одной акции не учитывает никаких элементов контроля Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом включает премию за элементы контроля
Результат оценки Стоимость одной ак­ции или неконтроль­ного пакета Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом

 

Важную роль играет подбор предприятий-аналогов для срав­нения. Идеальные предприятия-аналоги - те, которые действу­ют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут по­добные хозяйственные операции, имеют сравнимую номенклатуру продукции, подвержены влиянию идентичных экономических факторов, а также близки по размеру. Поиск аналогичных пред­приятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, важнейшие из которых:

· идентичность отрасли и продукции;

· сопоставимость по размерам, сети потребителей, степени диверсификации производства, зрелости бизнеса, страте­гий развития;

· сопоставимость финансовых характеристик;

· географическая близость.

Основным инструментом определения рыночной стоимости предприятия сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы. Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности.

Для оценки рассчитывают несколько мультипликаторов по формуле:

М = Ц / ФБ i

М – оценочный мультипликатор, Ц – цена предприятия-аналога, ФБ – финансовый показатель предприятия, аналогичного объекту оценки.

Применение оценочных мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовы­ми показателями. Преобразуя формулу, получим цену предприятия:

Ц = М x ФБ

Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты дея­тельности предприятия, к которым можно отнести не только при­быль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:

· определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога — это даст значение числителя в фор­муле;

· вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реали­зации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определен­ный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

В оценке бизнеса обычно используют четыре группы мульти­пликаторов:

1) цена/прибыль, цена/денежный поток;

2) цена/дивиденды;

3) цена/выручка от реализации;

4) цена/стоимость активов.

В зависимости от конкретной ситуации суждение о стоимо­сти предприятия может основываться на любом из мультипли­каторов, или любом их сочетании. Поэтому для каждого пред­приятия-аналога рассчитывается несколько мультипликаторов, анализируются риски и финансовые показатели, после чего вы­бирается мультипликатор, который максимально соответству­ет имеющейся финансовой информации об оцениваемом пред­приятии.

Группа мультипликаторов «цена/прибыль и цена/денежный поток» является самым распространенным способом оценки, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли, который может быть получен аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя чистой прибыли, можно использовать прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. Основное требование — полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы.

Мультипликатор «цена/дивиденды» может рассчитываться на базе фактически выплаченных дивидендов или на основе потен­циальных дивидендных выплат. Потенциальные дивидендные выплаты представляют собой типичный для таких выплат про­цент от чистой прибыли по предприятиям-аналогам. Данный мультипликатор используется редко из-за возможности варьи­рования в порядке выплаты дивидендов у компаний. Использо­вать этот мультипликатор целесообразно, если дивиденды на предприятии (его аналогах) выплачиваются стабильно.

Мультипликатор «цена/выручка от реализации» используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. Хорошие результаты мультипликатор «Цена/выручка от реализации» дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.д.). Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета. Несомненным достоинством данного мультипликатора является его универсальность, которая избавляет оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора «Цена/прибыль».

Мультипликатор «цена/физический объем» является разновидностью мультипликатора «цена/выручка от реализации». В этом случае цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности.

Мультипликатор «цена/стоимость активов» можно применять в том случае, если соблюдаются все следующие условия:

· оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;

· основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности.

Финансовой базой для расчета является либо величина чистых активов, либо полная стоимость активов оцениваемой компании и компаний-аналогов.

Заключительный этап оценки бизнеса сравнительным подходом — сведение воедино полученных результатов. Использование различ­ных мультипликаторов дает разные варианты стоимости предприятия. Выбор окончательного результата основан на придании процентного веса каждому варианту стоимости. Обычно, если активы предприятия незначительны по сравнению с получаемой прибылью, следует по­лагаться на мультипликатор цена/прибыль; если же прибыль практически отсутствует, то целесообразно основы­ваться на мультипликаторе цена/стоимость активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: