Финансовая информация - это сведения финансового характера, имеющие предметное содержание и предназначенные для снятия неопределенности и принятия финансовых решений. Поскольку это понятие производно от информации, к нему предъявляются общие требования, характерные для данных, потенциально несущих информацию:
§ достоверность (надежность источника),
§ релевантность (существенность),
§ своевременность (информация финансового характера чрезвычайно мобильна, и актуальными могут быть лишь текущие данные),
§ необходимая достаточность (чрезмерный бессистемный информационный поток может «захлестнуть» пользователя, его нельзя проанализировать и разумно использовать),
§ достаточная точность (для финансового менеджера достаточно округленных показателей и агрегированных данных, но обязательно точных).
Ключевыми признаками финансовой информации являются [13]
§ большие массивы данных;
§ цикличность движения, обусловленная особенностями кругооборота капитала;
§ многообразие источников и потребителей;
§ преимущественно стоимостные измерители,
§ параллелизм в обеспечении (многократность подтверждения): высокая цена ошибок обусловливает необходимость и оправданность запараллеливания данных;
§ наличие логических зависимостей, что позволяет формализовать бизнес-процессы и их составляющие на основе эконометрики или финансовой математики;
§ вариабельность оценок в зависимости от применяемых цен (фактических, сопоставимых, отпускных, трансфертных и т.п.); расчетной валюты, стандарта оценки, учетной политики и т.д.;
§ волатильность (изменчивость) динамических характеристик;
§ особая значимость в средствах визуализации не столько графика изменений, сколько тренда (вектора) изменений;
§ специфические правила чтения информации, предусматривающие методологию финансового анализа.
В современном экономическом обороте используется множество источников финансовой информации, способов ее раскрытия и интерпретации. Разнообразие финансовой информации и растущая значимость в современной хозяйственной среде обусловили ее выделение в самостоятельный вид экономической деятельности – рынок финансовой информации, где последняя (включая биржевую и корпоративную информацию) является главным объектом купли/продажи.
Принято считать, что первой в мире службой финансовой информации стала фирма "Quotron Systems" (1957 год). В настоящее время в мире действует около 50 телекоммуникационных служб финансовой информации, ориентированных на финансовые и товарные рынки, которые обеспечивают доступ к данным по разнообразным финансовым инструментам. Это высококонцентрированный рынок, и ведущую роль на нем играют наиболее крупные международные агентства финансовой информации: Reuters, Dow Jones, Tenfore, CQG International, Bloomberg.
Перечисленные агентства являются активными участниками российского финансового рынка: поставляют свои продукты российским компаниям и работают с информацией ММВБ, РТС, ОФЗ, МКО, облигациям и др. Продаваемые этими агентствами информационные продукты включают не только финансовую информацию (базы данных), но и информационную платформу, аналитический пакет с визуализацией данных, быстродействующие коммуникационные системы. При этом поставляемые информационные продукты постепенно приобретают русскоязычный интерфейс.
Российский рынок финансовой информации начал формироваться в 1990-1994 гг. по мере появления первых российских информационных агентств, транслирующих информацию о важных финансово-экономических, политических и других общественно-значимых событиях. В 1995-1996 гг. появились первые российские системы распространения биржевой информации. В 1999-2000 гг. с появлением интернет-трейдинга и ростом числа инвесторов увеличилось количество потребителей информации о рынках валют и ценных бумаг, эмитентах и т.п. В настоящее время крупнейшими национальными службами финансовой информации являются:
- Мультимедийный холдинг «РосБизнесКонсалтинг» (RBC), владеющий 20 интернет-ресурсами и сервисами, ориентированными на различные аудитории;
- Международная информационная группа «Интерфакс», включая Информационное агентство "Финмаркет", Информационно-аналитическую базу данных корпоративной информации СПАРК, Центр экономического анализа и другие информационные службы и структурные подразделения;
- Инвестиционный холдинг «ФИНАМ», включая ЗАО «ФИНАМ» (российский брокер), банк «ФИНАМ», управляющую компанию «Финам Менеджмент», инвестиционный фонд FINAM GLOBAL, учебный центр «ФИНАМ» и др.;
- Информационно-аналитическое агентство «ПРАЙМ»;
- Агентство «Анализ, консультации и маркетинг» (АК&М);
- Информационное агентство МФД-ИнфоЦентр;
- Федеральное агентство финансовой информации (ФАФИ) и др.
В целях формирования цивилизованных стандартов раскрытия финансовой информации и нормальных условий для конкуренции на национальном рынке в 2000 году ведущие российские информационные агентства и крупнейшие биржевые площадки учредили Ассоциацию распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ), переименованную позднее в НОА "АРФИ", а затем в Некоммерческое партнерство «АРФИ» (ARFI).. Основными целями ассоциации являются:
§ улучшение имиджа финансового рынка России;
§ повышение информационной прозрачности финансового рынка как составляющей его инвестиционной привлекательности;
§ создание условий, обеспечивающих добросовестную конкуренцию;
§ представление и защита интересов членов ассоциации;
§ обеспечение координации и делового сотрудничества участников рынка.
Описанное выше формирует институциональную основу рынка финансовой информации, на котором основным объектом купли/продажи является биржевая информация. Вместе с тем, большой объем информации приходится на корпоративный сегмент, и ее источником является корпоративная отчетность, оказывающая существенное влияние на параметры рынка и основные макроэкономические индикаторы, стандарты раскрытия информации и финансовую культуру в стране.
Корпоративная отчетность – это система показателей об имущественном и финансовом положении компании, финансовых результатах ее деятельности, стратегии развития и особенностях менеджмента .
В современном деловом обороте корпоративная отчетность выполняет множество функций, поскольку создает условия для:
§ финансового анализа и статистических обобщений, финансового планирования и прогнозирования на макро-, мезо- и микроуровнях;
§ оценки правильности принятых ранее финансовых решений, поскольку отражает все позитивное и негативное в принятой ранее и реализованной финансовой политике;
§ принятия будущих финансовых решений;
§ оценки кредитоспособности и получения кредита на приемлемых условиях с целью минимизации стоимости заемных источников финансирования и снижения на этой основе финансового левериджа и затрат;
§ использования в PR-менеджменте и позиционирования компаний деловом сообществе и на финансовом рынке;
§ приобретения стратегических партнеров и совершенствования стратегического менеджмента;
§ улучшения деловой репутации и получения/повышения рейтинга;
§ выхода на IPO и прохождения процедуры листинга;
§ повышения инвестиционной привлекательности и принятия инвесторами решения о покупке-продаже ценных бумаг;
§ повышения маркетинговой привлекательности и конкурентоспособности, приобретения конкурентных преимуществ;
§ выбора поставщиков и оптимизации на этой основе логистики,
§ приращения капитала и снижения финансовых рисков;
§ оценки и роста рыночной стоимости компании и повышения цены в трансакциях, обусловленных сменой собственника;
§ защиты собственности и экономических интересов юридических и физических лиц и т.д.
Являясь информационным продуктом, корпоративная отчетность связывает учетный процесс с его конечной целью – пользователями, принимающими управленческие и/или финансовые решения. Основные внутренние и внешние пользователи корпоративной финансовой информации приведены в таблице 3.1.[14]
В качестве основного источника информации для корпоративной отчетности выступает бухгалтерская отчетность, которая в соответствии с действующими в России регламентами состоит из:
Таблица 3.1
Пользователи корпоративной финансовой информации
Пользователи информации | Интересы |
Менеджмент компании | Контроль сохранности имущественного комплекса; обоснование для принимаемых управленческих решений; расчет прибыли и оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности; |
Персонал компании | Оценка надежности компании как работодателя, стабильности заработной платы и страховых (пенсионных, медицинских) выплат, собственной перспективы занятости |
Акционеры | Оценка доходности и прибыльности компании, степени риска инвестиций, перспективы получения дивидендов |
Государство, включая законодательные, статистические, регистрирующие и надзорные органы | Обоснование для принятия решений, корректирующих макроэкономическую политику, формирование баз данных для определения отраслевых, региональных, национальных индикаторов, оценка необходимости изменения стандартов учета и отчетности |
Налоговые службы | Контроль правильности исчисления налогооблагаемых баз и расчета налогов |
Кредиторы | Оценка платежеспособности заемщика, целесообразности кредитных сделок и гарантий возврата кредита, определение условий кредитования |
Поставщики | Определение наличия ресурсов для оплаты поставок, оценка надежности и перспективности партнерских отношений |
Покупатели | Оценка надежности продавца и перспективы постпродажного обслуживания |
Институты фондового рынка | Принятие решения о допуске эмитента к торгам и оценка его надежности |
Аудиторы, оценщики и консультанты | Оценка достоверности финансовой информации и разработка рекомендаций |
Информационно-ана-литические агентства и ассоциации | Подготовка обзоров, оценка тенденций развития, сравнительного анализа компаний и оценка результатов деятельности на отраслевом и региональном уровне |
Профсоюзы | Определение требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений |
· бухгалтерского баланса,
· отчета о финансовых результатах (ранее - отчет о прибылях и убытках),
· приложений к ним.
К приложениям относятся:
· отчет об изменениях капитала,
· отчет о движении денежных средств,
· иные пояснения.
Состав и содержание пояснений определяются компанией самостоятельно. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Они должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки финансового положения за отчетный период. В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике компании, к информации о рисках хозяйственной деятельности, об инновациях и модернизации производства и др.
В Европе, по свидетельству Р. Де Рувера, слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам 1427 года независимо от того, были ли эти отчеты на самом деле балансами в современном понимании этого слова [2, с. 53-54; 3, с. 145]. В 1458 г. итальянец Бенедетти Котрульи потребовал составлять балансы хотя бы каждые семь лет. В 1494 г. итальянцем Лукой Пачоли было введено ежегодное составление баланса. Вместе с тем, регулярное составление отчетности начинается в Европе лишь в XIX веке. При Наполеоне в 1807 г. был введен Коммерческий кодекс, который сделал обязательным ежегодное составление баланса и отчета по прибылям и убыткам
В России вплоть до конца XIX века не уделялось особого внимания логике и технике построения финансового отчета [3, с. 168-176]. Первые регламенты отчетности и порядка ее представления датируются концом XIX века, что было обусловлено появлением в стране акционерных обществ [15] и необходимостью унификации налогооблагаемой базы промыслового налога. Так, статья 473 Устава о промысловом налоге предписывала предприятиям ежегодно публиковать заключительные балансы и извлечения из годовых отчетов в журнале «Вестник Финансов». При этом структура отчета, состав статей баланса и способы их оценки не регламентировались.
В целях унификации структуры отчета и налогооблагаемой базы в инструкции от 11 мая 1899 г. по применению Положения о государственном промысловом налоге была поставлена задача разработки единой формы балансового отчета, и собиравшиеся в разное время при Министерстве финансов комиссии неоднократно приступали к ее решению. Однако эта задача так и не была решена. Это объяснялось менталитетом российских предпринимателей и бухгалтеров, стремившихся избежать унификации в учете и, следовательно, прозрачности в контроле сумм причитающегося казне налога. В качестве основного аргумента со стороны предпринимателей и бухгалтеров выдвигался тезис о бесконечном разнообразии индивидуальных особенностей отдельных предприятий, которые не могут вписаться в единообразную форму
К 1910 году десятилетний опыт применения Закона о промысловом налоге рельефно выявил роль подробно и правильно составленных отчетов для исчисления податной прибыли. В этих условиях о необходимости упорядочения отчетности заговорили теоретики, и первым российским ученым, опровергшим бытовавшее в России мнение о невозможности и нецелесообразности структурирования и унификации отчетности, был А.К.Рощаховский. В 1910 г. им была предложена типовая форма баланса акционерного общества [4, с. 47-50].
Помимо бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним в составе корпоративной отчетности может быть представлено аудиторское заключение, однако на сегодняшний день оно не является обязательной частью бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, обязательность проведения аудита для определенных компаний сохраняется, как и обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, если такое опубликование является обязательным. Аудит обязателен[16]:
· если компания имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОАО);
· если ее ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
· если объем выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.