Да, имеют. В терминологии заказчика это называется вариативностью. Вот как минимум три возможные причины существования различных ММП по одной и той же теме:
· Различным учащимся можно давать ЭУМ различного уровня сложности – например, в зависимости от их личных способностей (кому-то попроще, кому-то посложнее). Уровень сложности каждого ЭУМ «зашит» внутри него (он определяется теми материалами, которые входят в ЭУМ). Таким образом, в этом варианте наборы ЭУМ, на которых основаны разные ММП, могут отличаться отдельными ЭУМами. Различающиеся ЭУМы при этом будут относиться к одному и тому же уроку, но отличаться друг от друга по уровню сложности.
· ЭУМы, входящие в ММП, могут различаться не только уровнем сложности, но и их количество в различных ММП может быть различным. Так, хорошо успевающим учащимся можно дать ММП, который включает в себя несколько больше ЭУМ, чем ММП для посредственно успевающих учащихся. На роль дополнительных ЭУМ могут претендовать, например, модули повышенной сложности типа «И» или дополнительные практические задания, а также варианты контроля.
· Порядок подачи материала при использовании различных учебников, по которым учатся школьники, может быть различным. При этом в ММП может отличаться порядок подачи материала (на практике это приведет к вариациям взаимного расположения ЭУМ внутри темы или даже вариациям взаимного расположения тем). Отличие может состоять и в обозначениях, используемых в ЭУМ: в этом случае, конечно, для каждого такого ММП придется использовать собственные ЭУМ, составленные для определенного учебника.
По какому принципу нужно составлять ММП в нашем случае?
Планируется разработать по одному ММП к каждой главе поурочного планирования. Таким образом, будет разработано 13 ММП (7 – для основной школы и 6 – для средней). Из этого количества в 2006 году будет разработано 6 ММП.
Как предполагается реализовать ММП технологически?
Основа ММП – это составляющие его ЭУМ. ЭУМ, входящие в состав ММП, будут перечислены в специальном формате (SCORM 2004) в технологическом описании ММП (файл с расширением xml). Это позволит ОМС-плееру воспроизводить не только отдельные ЭУМ, но и их последовательность, записанную в ММП.
Кроме того, каждый ММП будет сопровождаться файлом в формате MS Word, в котором будет содержаться описание ММП.
Что должно входить в состав описания ММП?
Форма и содержание описания ММП не регламентированы в Техническом задании. Планируется, что описание каждого ММП должно состоять из четырех основных частей:
1) фрагментов государственного стандарта по физике, имеющих отношение к данному ММП, включая требования к уровню подготовки учащихся;
2) статистических сведений по данному ММП (например, распределение ЭУМ по типам и уровням интерактивности);
3) материалов для учителя;
4) материалов для учащегося.
Какая общая информация отражена в описании ММП?
Общая информация описания ММП включает следующую информацию:
· поурочное планирование в рамках данной темы;
· перечисление ЭУМ, входящие в ММП;
· указание сколько ЭУМ каждого типа («И», «П», «К») входит в ММП;
· указание сколько ЭУМ каждого уровня интерактивности (в соответствии с техническим заданием) входит в ММП.
Что должно войти в материалы для учителя и учащегося?
По большому счету, это – творческая работа автора. Представляется, что материалы для учителя должны включить методику изучения темы, список дополнительной литературы и Интернет-сайтов, возможные примеры деятельности учителя и учащихся с использованием ЭОР (но именно как примеры, а не последовательное изложение сценария каждого урока).
Возможная форма сводной таблицы по использованию ЭУМ:
Урок | Название ЭУМ | Тип ЭУМ | Уровень учащегося | Основное назначение | Особенности использования |
49 | Полет сквозь Солнце | П2 | Высокий | Для учащегося: … Для учителя: … | Возможно использование по 2–3 человека за одним компьютером, а также как домашнее задание |
Не должны входить в ММП:
· тексты, задания, скриншоты из тех или иных ЭУМ. Всё это есть в самих ЭУМ;
· хрестоматия. Все статьи можно было вставить в сами ЭУМ (например, через механизм гиперссылок).
Заключение
Планируемые сроки разработки проекта:
· июль – декабрь 2006 года – 300 ЭУМ для 10–11 классов;
· 2007 год – 700 ЭУМ для 10-11 классов.
Все ЭУМ, разрабатываемые в рамках проекта, проходят сложную пятиступенчатую систему контроля:
· проверка научной составляющей ЭУМ;
· проверка педагогической составляющей ЭУМ;
· проверка дизайн-эргономической составляющей ЭУМ;
· проверка на соответствие нормам литературного русского языка;
· техническое тестирование.
Апробация ЭУМ и ММП будет происходить в ходе всего проекта силами разработчика.
[1] На английском языке этот тип называется singleChoice.
[2] multiChoice
[3] insert
[4] sorting
[5] classification
[6] hotspot
[7] dnd
[8] stringAnswer
[9] valueAnswer