Глава 3. Примeнение информационных технологий в ценообразовании

 

Государственную политику в области ценообразования в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Реализация государственной политики в области ценообразования в соответствии с законодательством осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования и решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования реализуется через Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

Правовые основы ценообразования определены Законами Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О ценообразовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 37, 2/30), от 10 декабря 1992 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 36, ст. 569), от 16 декабря 2002 года «О естественных монополиях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 1, 2/911), Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 40, 1/371), постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства экономики, других министерств, местных исполнительных и распорядительных органов.

Создание системы ценового мониторинга подразумевает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка - внутреннем, внешнем, рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Необходимо, чтобы эта конструкция была системной, то есть включала определенные низовые и республиканские уровни мониторинга, охватывала важнейшие сегменты рынков и была направлена на достаточно быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.

Важнейшей задачей мониторинга является также выявление тенденций в изменении цен, связанных с отклонением от их прогнозных и программных значений, утвержденных в соответствующих государственных документах.

Мониторинг ведется как на систематической, так и на разовой основе для углубленного анализа ценовой ситуации в той или иной сфере экономики. Обязательным условием мониторинга является обеспечение прозрачности и доступности ценовой информации для всех участников рынка.

В этих целях создается Автоматизированная информационная система по ценам на товары и услуги (АИС "Цены"). Выполнение работ по ее созданию осуществляет Национальная академия наук Беларуси и государственное научное учреждение "Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики".

В процессе ее реализации предусматривается:

- создание единого сетевого и информационного пространства по вопросам ценообразования с возможностью его выхода на национальные и международные ресурсы;

- создание комплекса баз данных по ценам, формирование целостной системы информационных ресурсов по вопросам ценообразования;

- автоматизация работ по сбору и обработке ценовой информации, получаемой от организаций республики, из зарубежных источников;

- создание средств для накопления и представления информации по ценам республиканским органам государственного управления и субъектам хозяйствования, зарубежным пользователям;

- создание средств компьютерного анализа динамики и прогноза цен на основе развернутого анализа данных, системы контроля обоснованности цен на важнейшие виды экспортной и импортной продукции.

В состав единого сетевого и информационного пространства по вопросам ценообразования входят государственные органы - пользователи и поставщики информации, организации республики.

Кроме государственного мониторинга за уровнем цен (тарифов), необходимо повысить роль общественности за процессами ценообразования на потребительском рынке. Мировая практика доказывает эффективность передачи части функций от государства к общественным организациям защиты прав потребителей, которые могут осуществлять повседневный оперативный контроль за качеством и ценами товаров, а также за услугами, предоставляемыми гражданам страны. Такой подход позволит более эффективно осуществлять контроль за изменением цен и тарифов на потребительские товары и услуги первой необходимости со стороны населения и общественных организаций. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей имеют право вносить в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования. Важные функции, которые могут и должны выполнять общественные объединения потребителей, заключаются в информировании населения о качественных характеристиках и ценах товаров и услуг различных производителей, а также проведении независимой экспертизы потребительских свойств товаров, обращающихся на белорусском потребительском рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: