Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин

Магистрант

Кафедры биохимии

Капустин Максим Александрович

Руководитель:

Канд. биол. наук,  

                                                                                             зав. НИЛ пр. пр. биохимии  

                                                                                            Курченко Владимир Петрович

 

Минск - 2008 г.

 

 

Оглавление

 

Использованные обозначения. 3

Реферат на тему «Использования информационных технологий при обучении биологии». 4

Введение. 5

Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 6

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. 10

Собственный пример, опыт использования ИТ на уроках биологии. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 20

Предметный указатель к реферату. 21

Интернет ресурсы по биологии. 22

Граф научных интересов. 24

Личный сайт в WWW – maxmaxim2008.narod.ru. 25

Презентация магистерской диссертации. 26

 
Использованные обозначения

ИТ – информационные технологии

ПС  – программные средства

НИТ – новые информационные технологии

КОП – компьютерные обучающие программы

ЭОС – электронные обучающие программы


 

 



Реферат на тему

«Использование информационных технологий при обучении биологии»



Введение

В наше время компьютеры занимают определенное место в жизни человека.Возникнув в конце 20 века, они стремительно завоевали все сферы деятельности человечества. Сейчас человек почти не представляет себе работу без компьютера. Компьютеры значительно облегчают работу людей, а некоторых сферах, особенно в сфере образования, делают ее более наглядной и интересной.

Очевидно, что образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение - это гражданин современного общества. Нынешний уровень развития общества, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последние десятилетия эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.

Для реализации идей открытого образования нужны новые подходы, образовательные инновационные технологии. Особое место в этой системе отводят дистанционным, «виртуальным» формам обучения, самостоятельной и работе учащихся.

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет преподавателям воплотить свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а студентам дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. В ходе такого обучения реализуется важнейшее требование современного образования - выработка у субъектов образовательного процесса собственного стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие [2].

Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин

Современный период развития цивилизованного общества характеризуется неизбежным процессом информатизации.

Информатизация общества — это глобальный процесс. Особенность его состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств обмена информацией.

Информатизация общества обеспечивает:

v Интенсивное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

v Взаимосвязь информационных технологий с научными, производственными областями, инициирующую развитие всех сфер общественного производства; интеллектуализацию трудовой деятельности;

v высокий уровень информационного обслуживания, доступность источников достоверной информации любому члену общества; визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, предопределяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов в использовании средств новых информационных технологий (СНИТ) для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В особенности для развития творческого потенциала индивида, формирования у субъекта умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Вот эти возможности:

o            незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;

o            компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений (как реально протекающих, так и "виртуальных");

o            архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее оперативной передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

o            автоматизация процессов вычислительной информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

o            автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) в связи с их широкой популярностью в практике образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как не разработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и применения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним [5].

Использование возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных средств интерфейса намного повышает эффективность использования ПС, предназначенных для организации и проведения лабораторных или практических работ, расширяет сферу их применения за счет возможности осуществления с их помощью экспериментально-исследовательской деятельности.

Анализ возможностей использования программных средств показывает следующее:

a)                 программные средства, используемые в учебных целях, в основном ориентированы на формирование компьютерной грамотности; на развитие умений принимать оптимальное решение в сложных реальных условиях; на привитие умений и навыков самостоятельной работы, в частности по обработке информации; на осуществление самоконтроля, коррекции результатов учебной деятельности; на выработку умений и навыков работы с информацией;

b)                 усиление дидактической значимости программных средств достигается в результате реализации возможностей: средств современной компьютерной графики, обеспечивающих усиление наглядности, создание моделей изучаемых объектов, процессов; баз данных, обеспечивающих осуществление разнообразных видов и форм самостоятельной работы с учебной информацией; пользовательских пакетов, обеспечивающих формирование умений использовать в учебной работе систему подготовки текстов, графические редакторы;

c)                   значительное внимание авторами программных средств и систем уделяется организации различных видов "экранного творчества", способствующего эстетическому воспитанию обучаемого, повышению мотивации обучения;

d)                   подавляющее большинство программных средств, используемых в целях обучения, ориентировано на выполнение игровой деятельности, которая чаще всего стимулирует процессы усвоения учебного материала;

e)                   характерной особенностью проанализированных программных средств является предоставление обучаемому разнообразия организационных форм учебной деятельности и возможности свободного выбора режима работы за компьютером;

f)                   использование большинство программных средств не "привязано" к определенной методике их применения и не предполагает использование дополнительных или других средств обучения.

Реализация вариативных методик в условиях функционирования информационно - предметной среды со встроенными элементами технологии обучения при вышеописанных дидактических подходах обеспечивает психолого-педагогическое воздействие, которое обусловливает интенсификацию процесса развития личности обучаемого - основу образовательного процесса [ 3 ].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: