Анализ деятельности коммерческих банков на фондовом рынке Казахстана

 

На конец марта 2010 года было зарегистрировано 77 брокерских и (или) дилерских организаций, не изменившись в количестве с начала года. Общее количество участников РФЦА составило 68 компаний, из которых 15 с иностранным участием.

 

Таблица 2.7 – Структура инвестиционного портфеля банков второго уровня на 1 января 2010 года

 

Финансовые инструменты

млн. тенге

в % к итогу

Государственные ценные бумаги РК, в т.ч.:

643 553

37

ноты Национального Банка РК

352 486

20,3

ценные бумаги Министерства финансов РК

291 037

16,7

ценные бумаги, ранее принятые в качестве залога и перешедшие в собственность банка

30

0

Ценные бумаги международных финансовых организаций

43 157

2,5

Ценные бумаги иностранных государств

9 113

0,5

Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в т.ч.:

952 056

54,7

акции

58 129

3,3

облигации

893 927

51,4

Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов, в т.ч.:

91 691

5,3

акции

1 063

0,1

облигации

90 628

5,2

Итого:

1 739 570

100

 

Значительную долю портфеля БВУ составляют негосударственные ценные бумаги эмитентов РК – 54,7% или 952 056 млн. тенге в том числе: акции – 3,3% или 58 129 млн. тенге; облигации составляют 893 927 млн. тенге, что в процентном соотношении составляет 51,4%. На долю государственных ценных бумаг РК приходится 37% или  643 553 млн. тенге, в число которого входят: ноты Национального Банка РК – 20,3% или 352 486 млн. тенге; ценные бумаги Министерства финансов РК – 16,7% или 291 037 млн. тенге; ценные бумаги, ранее принятые в качестве залога и перешедшие в собственность банка – 0% или 30 млн. тенге. Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов составляют 5,3% или 91 691 млн. тенге совокупного портфеля, из них: на акции приходиться 1 063 или 0,1%; на облигации приходится 90 628 млн. тенге или 5,2%. Ценные бумаги иностранных государств составляют 9 113 млн. тенге или в процентном соотношении 0,5 %. Всего инвестиционный портфель БВУ составляет 1 739 570 млн. тенге, либо 100%.

 

Таблица 2.8 – Структура инвестиционного портфеля страховых организаций на 1 января 2010 года

 

Финансовые инструменты

млн. тенге

в % к итогу

Государственные ценные бумаги РК, в т.ч.:

42 963

20,7

еврооблигации РК

15 496

7,5

ценные бумаги Министерства финансов

21 300

10,2

ноты Национального Банка

6 167

3

ценные бумаги местных исполнительных органов

-

-

Вклады в банках второго уровня

75 987

36,5

Ценные бумаги международных финансовых организаций

2 065

1

Паи инвестиционных фондов

149

0,1

Ценные бумаги иностранных государств

5 361

2,6

Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в т.ч.:

59 431

28,5

акции

5 646

2,7

облигации

53 785

25,9

Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов, в т.ч.:

13 299

6,4

акции

1 017

0,5

облигации

12 282

5,9

Операции "Обратное РЕПО"

8 780

4,2

Итого:

208 035

100

На отчетную дату объем суммарного инвестиционного портфеля страховых организаций составил 208 035 млн. тенге. При этом на вклады в банках второго уровня приходится 36,5%, на долю корпоративных ценных бумаг эмитентов Республики Казахстан – 28,5%, государственных ценных бумаг Республики Казахстан – 20,7%.

 

 

Таблица 2.9 – Структура инвестиционного портфеля профессиональных участников рынка ценных бумаг на 1 января 2010 года

 

Финансовые инструменты млн. тенге в % к итогу
Государственные ценные бумаги РК, в т.ч.: 8 571 14,42
еврооблигации РК 0 0
ценные бумаги Министерства финансов 8 178 13,76
ноты Национального Банка 393 0,66
ценные бумаги местных исполнительных органов 0 0
Вклады в банках второго уровня 17 548 29,53
Ценные бумаги международных финансовых организаций 118 0,2
Государственные ценные бумаги иностранных эмитентов 20 0,03
Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в т.ч.: 21 168 35,62
акции 9 170 15,43
облигации 11 996 20,19
доля в ТОО 2 0
Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов, в т.ч.: 9 355 15,74
акции 2 389 4,02
облигации 6 966 11,72
Паи инвестиционных фондов 1 852 3,12
Производные финансовые инструменты 1 0
Операции "Обратное РЕПО" 799 1,34
Итого: 59 432 100

 

Совокупный инвестиционный портфель профессиональных участников рынка ценных бумаг по состоянию на 1 января 2010 года 59 432 млн. тенге. В структуре портфеля наибольшую долю занимают негосударственные ценные бумаги эмитентов РК – 35,62%. Вклады в банках второго уровня составили 29,53%, на негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов приходится 15,74%, государственные ценные бумаги – 14,42%, паи инвестиционных фондов – 3,12%, операции «Обратное РЕПО» – 1,34%.

 

 

3 Перспективы развития операций коммерческих банков на фондовом рынке Казахстана

 

Нестабильная ситуация на международных фондовых рынках оказала значительное влияние на показатели, характеризующие состояние организованного рынка ценных бумаг Республики Казахстан. При этом наблюдается тесная корреляция изменения стоимости на Казахстанской фондовой бирже (далее – KASE) по акциям казахстанских эмитентов, депозитарные расписки по которым торгуются на Лондонской фондовой бирже. Так, индекс KASE, отражающий ценовую конъюнктуру казахстанского рынка акций, снизился в течение 2008 года на 63 %. Наибольшее снижение произошло в октябре – 32 %. При этом в ноябре наблюдалось замедление снижения индекса (- 4 %), а в декабре индекс вырос на 6 %.

Вследствие значительной волатильности цен на финансовые инструменты на мировых фондовых рынках в III и IV кварталах 2008 года было отмечено значительное снижение капитализации KASE. Так, общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам, включенным в официальный список KASE, по состоянию на 1 января 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года снизилась на 36,1 %. Снижение общей капитализации рынка в основном обусловлено уменьшением размера капитализации по акциям. При этом следует отметить, что наиболее ликвидные акции на KASE торгуются сейчас ниже своей балансовой стоимости, вследствие чего в дальнейшем следует ожидать стабилизации цен по акциям казахстанских эмитентов ввиду их «недооцененности» в настоящее время.

В связи со снижением отдельных показателей деятельности компаний имели место факты невыполнения листинговых требований, в результате чего количество эмитентов, включенных в официальный список фондовой биржи, по состоянию на 1 января 2009 года уменьшилось с 158 до 132. При этом следует обратить внимание на то, что количество выпусков ценных бумаг, допущенных к торгам на KASE, увеличилось с 320 на 1 января 2008 года до 348 на 1 января 2009 года, что свидетельствует о сохранении привлекательности отечественного фондового рынка как альтернативы банковскому кредитованию.

Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – АФН Казахстана) была продолжена работа по обеспечению стабильного финансового состояния профессиональных участников рынка ценных бумаг и защиты прав и интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Для реализации указанных целей в 2008 году были приняты законы Республики Казахстан от 23 октября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» (далее – Закон о финансовой устойчивости) и от 20 ноября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов» (далее – Закон о коллективном инвестировании).

Основными изменениями, введенными Законом о финансовой устойчивости, являются создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним, изменение порядка признания сделок, заключенных на организованном рынке, как совершенных в целях манипулирования и введение системы мер раннего реагирования.

Законом о коллективном инвестировании были внесены изменения в законы Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и «Об инвестиционных фондах», направленные на оптимизацию деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

Кроме того, 12 февраля 2009 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», предусматривающий установление возможности создания и функционирования на территории Республики Казахстан исламских банков, определяющий методы государственного регулирования и надзора за их деятельностью, а также условия и порядок выпуска исламских финансовых инструментов на территории Республики Казахстан. Кроме того, данным Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части налогообложения инструментов исламского финансирования.

В течение 2008 года Правительством Республики Казахстан при участии АФН Казахстана был разработан и введен в действие с 1 января 2009 года новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», предусматривающий, кроме прочего, льготы по налогообложению доходов, получаемых в результате проведения сделок с ценными бумагами на организованном рынке Республики Казахстан. Предполагается, что данные меры будут способствовать дальнейшему повышению ликвидности и привлекательности национального рынка ценных бумаг. Также Налоговым кодексом предусмотрен механизм налогообложения при заключении сделок с производными финансовыми инструментами, в том числе в целях хеджирования.

Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком и АФН Казахстана принята Антикризисная программа и разработан План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы (далее – План), определяющий комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Источником финансового обеспечения Плана являются средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд долларов США. План включает 5 направлений деятельности: 1) стабилизацию финансового сектора; 2) развитие жилищного сектора; 3) поддержку малого и среднего бизнеса; 4) развитие агропромышленного комплекса; 5) реализацию инфраструктурных и прорывных проектов.

Особое внимание в Плане уделено мерам, направленным на поддержку и дальнейшее укрепление казахстанского финансового сектора. Так, меры по стабилизации финансового сектора включают механизмы участия государства в капитале банков второго уровня путем выкупа простых голосующих акций, а также предоставления субординированного долга через покупку привилегированных акций. Предоставленные государством средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заемщикам внутри страны. При этом государство не планирует оставаться долгосрочным участником данных банков и рассчитывает выйти из их капитала в среднесрочной перспективе в зависимости от ситуации на мировых финансовых рынках.

План также включает вопросы создания фонда стрессовых активов и меры поддержки уровня ликвидности банковского сектора Национальным Банком. В рамках Плана будут усовершенствованы механизмы государственного регулирования финансового сектора, в особенности банковского сектора и накопительной пенсионной системы.

Кроме того, широкий ряд мер был предпринят уполномоченным государственным органом Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в части стабилизации национального рынка ценных бумаг.

Так, были внесены изменения в Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан в части установления прямого запрета на осуществление сделок без обеспечения («короткие продажи») не только для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, и управляющих компаний инвестиционных фондов, но для всех участников торгов.

В целях повышения ответственности брокеров и (или) дилеров по сделкам «репо» было установлено требование совершения операций «репо» за счет собственных денег брокера и (или) дилера либо в соответствии с приказом клиента в рамках договора на брокерское обслуживание, являющегося договором комиссии. Другими словами, брокер несет ответственность за исполнение операции «репо» вне зависимости от того, была ли сделка заключена за счет средств брокера или его клиента.

Кроме того, в целях предотвращения возможных манипуляций со стороны брокеров и (или) дилеров в ходе заключения ими сделок прямого и автоматического «репо» были внесены изменения в Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности, направленные на сокращение сроков проведения данных сделок до 90 календарных дней с учетом продления первоначального срока операции «репо».

Также в октябре 2008 года Правилами осуществления деятельности организатора торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами были определены случаи приостановления торгов на фондовой бирже. Так, было установлено, что помимо иных возможных случаев внутренние документы фондовой биржи предусматривают приостановление:

– торгов с акциями эмитентов, включенными в сектор «акции» официального списка фондовой биржи, в случае если на любой момент времени в течение двух последовательных торговых дней зафиксировано снижение уровня индекса фондовой биржи на 15 % и более по сравнению с показателем индекса, сформировавшимся на момент закрытия торгового дня, предшествующего первому торговому дню;

– торгов с акциями, включенными в первую категорию сектора «акции» официального списка фондовой биржи, цены на которые на любой момент времени в течение торгового дня снизились на 30 % и более по сравнению с ценой на данные акции, сформировавшейся на момент закрытия предшествующего торгового дня;

– торгов с иными ценными бумагами, цены или объявленные участниками торгов котировки на которые отклонились от ранее зарегистрированных значений и достигли предельных величин, установленных внутренними документами фондовой биржи.

Кроме того, в 2009 году АФН Казахстана с учетом текущей ситуации на финансовом рынке проводится работа, направленная на дальнейшее усиление защиты прав и интересов инвесторов, а именно:

– для минимизации рисков, связанных с невыполнением денежных обязательств сторонами сделки, предлагается внедрить по сделкам, осуществляемым в торговой системе KASE, клиринг с полным обеспечением, предполагающий возможность совершения операций только в пределах имеющихся у участника торгов денежных средств на момент совершения сделки;

– в целях максимальной унификации порядка осуществления оценки аналогичных финансовых инструментов, находящихся в портфелях накопительных пенсионных фондов и инвестиционных фондов, при одновременном обеспечении справедливой стоимости оцениваемых активов пересматривается используемый институциональными инвесторами порядок оценки;

– в целях контроля за рисками, связанными с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, планируется дальнейшее совершенствование существующей системы риск-менеджмента профессиональных участников рынка ценных бумаг, в особенности организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг и деятельность по управлению инвестиционным портфелем и пенсионными активами. Планируемые изменения будут направлены на внедрение системы эффективной оценки подверженности профессионального участника различного рода рискам и создание механизмов оперативного оповещения и реагирования органов управления профессионального участника на увеличение рисков;

– в результате учащения случаев невыполнения эмитентами листинговых требований и своих обязательств перед держателями ценных бумаг в текущих кризисных условиях рассматривается целесообразность создания «буферной» площадки организатора торгов, в которую будут переводиться на определенный период времени ценные бумаги эмитентов, несоответствующих какому-либо листинговому требованию, или по которым наблюдаются случаи дефолта в течение определенного периода, в целях устранения выявленных несоответствий/нарушений.

Мировой финансовый кризис оказал негативное воздействие на финансовую систему государства, что связано с различным уровнем развития и структурными особенностью рынка ценных бумаг, а также степенью интеграции этого рынка в международной финансовой системе. Степень негативного влияния мирового финансового кризиса существенно зависела также от таких факторов, как масштабы рынка, качество регулирования и способность раннего реагирования регулирующих органов на складывающуюся ситуацию, наличие соответствующих механизмов, способствующих противодействию негативных последствий мирового финансового кризиса.

В целях повышения эффективности мероприятий, проводимых национальными органами по регулированию рынка ценных бумаг, направленных на минимизацию последствий мирового финансового кризиса, Советом разработаны следующие рекомендации о мерах по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса на рынке ценных бумаг государства:

1. Разработка и внедрение системы мер раннего реагирования уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг, предусматривающей принятие определенных мер в случае систематического ухудшения показателей, характеризующих финансовое состояние профессиональных участников рынка ценных бумаг (включая управляющих активами пенсионных фондов и инвестиционных фондов), или резкого колебания показателей финансового рынка.

2. Повышение требований к управлению в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в том числе:

3. Повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4. Разработка мер по минимизации рисков, связанных с невыполнением денежных обязательств сторонами сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг, в том числе формирование систем гарантирования средств клиентов.

5. Проведение мероприятий, направленных на снижение транзакционных издержек на рынке ценных бумаг.

6. Проведение мероприятий, направленных на совершенствование листинговых требований и правил осуществления биржевой торговли.

7. Рассмотрение целесообразности введения прямого запрета на осуществление сделок без обеспечения («короткие продажи») для всех участников торгов.

8. Внедрение новых видов финансовых инструментов, способствующих повышению ликвидности и привлекательности рынка ценных бумаг (инфраструктурные облигации, ипотечные бонды и т.д.).

9. Выработка рекомендаций по определению справедливой стоимости финансовых инструментов в условиях неликвидного финансового рынка, а также в целях максимальной унификации порядка осуществления оценки аналогичных финансовых инструментов, находящихся в портфелях пенсионных и инвестиционных фондов, при одновременном обеспечении справедливой стоимости оцениваемых активов.

10. Разработка мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения в целях привлечения большего количества отечественных инвесторов на рынок ценных бумаг.

11. Выработка мер, направленных на совершенствование правового регулирования в целях обеспечения исполнения финансовых обязательств на рынке ценных бумаг, в том числе возникающих по сделкам секьюритизации финансовых активов.

12. В целях снижения последствий неисполнения эмитентами своих обязательств по выплате вознаграждения и номинальной стоимости ценных бумаг – рассмотрение вопроса о введении общепризнанных механизмов контроля над эмитентами со стороны держателей облигаций, в частности, механизмов, основанных на институте «представителя владельцев облигаций», призванного обеспечить надлежащий контроль за исполнением эмитентом своих обязательств, и института «общего собрания владельцев облигаций», нацеленного на выработку владельцами облигаций единых решений по вопросам, связанным с исполнением обязательств по облигациям.

13. Разработка подходов и принципов регулирования национальных или допуска на национальный рынок международных рейтинговых агентств, а также критериев оценки их деятельности.

14. Разработка мер, направленных на совершенствование правового регулирования порядка размещения и обращения иностранных ценных бумаг на национальном рынке ценных бумаг.

15. Выработка мер, направленных на совершенствование процессов и процедур банкротства и ликвидации профессиональных участников рынков ценных бумаг, в том числе инвестиционных и пенсионных фондов.

16. Определение действенных механизмов выявления правонарушений, связанных со злоупотреблениями на рынке ценных бумаг, особенно в условиях кризиса.

17. Разработка мер, направленных на гармонизацию деятельности органов, осуществляющих денежно-кредитную политику, и органов, регулирующих различные сегменты финансового рынка, а также рассмотрение возможности создания единого уполномоченного органа, осуществляющего регулирование и надзор всех сегментов финансового рынка.

18. Рассмотрение вопроса о предоставлении органам, осуществляющим денежно-кредитную политику, возможности обеспечения ликвидностью профессиональных участников рынка ценных бумаг посредством проведения операций «репо», предоставления кредитов под залог или приобретения определенных активов (включая корпоративные ценные бумаги).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: