Финансовые аспекты формирования системы профессиональных пенсий

Одним из направлений реформы пенсионной системы страны является трансформация института досрочных пенсий за работу с особыми условиями труда в институт профессиональных пенсий. Согласно пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начиная с 1 января 2003 года работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, должны устанавливаться профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Законопроекты № 183353-З «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и № 183365-З «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных системах», рассмотренные Государственной Думой в первом чтении 26 июня 2002 года, определили концептуальные подходы к формированию профессиональных систем и размеры целевых страховых тарифов.

Профессиональные пенсии по Списку № 1 (особо вредные и особо тяжелые условия труда) предполагается финансировать по тарифу 7% от размера заработной платы, за каждого работника, а по Списку № 2 (вредные и тяжелые условия труда) по тарифу 3% от размера заработной платы (см. таблицу 1). При таких размерах тарифов уровень профессиональных пенсий, по мнению специалистов Минэкономразвития России и Минздравсоцразвития России[1], будет существенно (на треть) меньше, чем уровень трудовых пенсий.

 

Таблица 1

Базовые характеристики формирования профессиональных пенсий (в соответствии с законопроектом о профессиональных пенсиях)

Пол Мужчины Женщины
Общеустановленный пенсионный возраст, лет 60 55

Работники занятые на рабочих местах с особыми условиями труда, кроме занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах

Возраст выхода на пенсию, лет 55 50
Период выплат профессиональной пенсии, лет 5 5
Профессиональный стаж, лет 12,5 10
Отчисления в ППС, % от ФОТ

3

Работники занятые на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах

Возраст выхода на пенсию, лет 50 45
Период выплат профессиональной пенсии, лет 10 10
Профессиональный стаж, лет 10 7,5
Отчисления в ППС, % от ФОТ

7

 

Столь низкий уровень профессиональных пенсий (всего 18-20% от размера заработной платы застрахованных) во многом объясняется тем, что, в отличии от трудовых пенсий, на данную категория работников не будет распространяться право на базовую пенсию.

Помимо указанного противоречия, возникают сомнения по поводу достаточности размеров страховых тарифов даже для столь скромных по размеру пенсий.

Проблема состоит в том, что сокращение необходимого страхового стажа и возраста выхода на пенсию уменьшает не только возможности для накопления достаточных по объему пенсионных прав, но и, одновременно, вызывает (см. график) увеличения расчетного показателя – периода дожития пенсионера после выхода на пенсию (в 55 или 50 лет – для мужчин и в 50 или 45 лет – для женщин).

Это связано с тем, что в пенсионной формуле величина числителя во многом зависит от длительности периода трудовой деятельности и если он будет уменьшаться на 5, 10 и более лет (в ряде случаев), то объем накопленных страховых прав будет меньше на 10-25%. Но более того, на эту же величину будет увеличиваться и знаменатель, что весьма существенно для определения величины трудовой пенсии застрахованного работника (см. таблицы 1 и 2).

 

 

Таблица 1

Оценка размера выплат участнику ППС с минимальным
требуемым стажем работы на вредных производствах[2]

 

Список № 1

Список № 2

мужчины женщины мужчины женщины
Возраст пенсионных оснований 50 45 55 50
Минимальный период накопления 10 7,5 12,5 10
Ежемесячный взнос, рублей 1400 1400 600 600
Накопления к пенсии, рублей 195227 140962 108745 83669
Срок получения пенсии 10 10 5 5
Ежемесячная пенсия, рублей 1877 1355 1947 1498

 

Таблица 2

Оценка размера выплат участнику ППС при работе на вредных производствах с 25 лет вплоть до выхода на пенсию[3]

Список № 1

Список № 2

мужчины женщины мужчины женщины
Возраст пенсионных оснований 50 45 55 50
Минимальный период накопления 25 20 30 25
Ежемесячный взнос, рублей 1400 1400 600 600
Накопления к пенсии, рублей 620893 457596 347228 266097
Срок получения пенсии 10 10 5 5
Ежемесячная пенсия, рублей 5969 4399 6218 4765

 

Но если даже не рассматривать столь неблагоприятное влияние сокращения периода зарабатывания пенсионных прав для трудовой пенсии, а ограничиваться оценкой необходимых размеров страховых взносов для профессиональных пенсий, то и в этом случае экономические условия для формирования ресурсов на эти цели выглядят неоднозначно. Предложенные законопроектом о профессиональных пенсиях пенсионные формулы для работников, занятых в производствах, относящихся к Спискам № 1 и 2, будут выглядеть следующим образом:

 

Размер пенсии
для работников по Списку № 1

=

Пенсионный капитал

(1)

120 месяцев

Размер пенсии
для работников по Списку № 2

=

Пенсионный капитал

(2)

60 месяцев

 

Используя вышеприведенные формулы и задаваясь коэффициентом замещения таким же, как и для трудовых пенсий (30%), легко рассчитать величину страхового тарифа для пенсий, которая составит:

· по Списку № 1 – 25% для мужчин и 30% для женщин;

· по Списку № 2 – 15% для мужчин и 20% для женщин.

В этой связи возникают сомнения в обоснованности заложенных в законопроектах о профессиональных пенсиях размерах страховых тарифов.

Во всяком случае, несомненно одно: для работодателей прелагаемый вариант финансирования профессиональных пенсий вызовет значительную дополнительную страховую нагрузку, которая в расчете на одного застрахованного будет составлять 15-30% от заработной платы. Для всей совокупности данной группы застрахованных для предприятий с высокой долей рабочих мест с особыми условиями труда дополнительный тариф будет составлять весьма значимую величину в диапазоне 3-15% (и выше) от объема выплачиваемой заработной платы (угольная, горнорудная, химическая и металлургические отрасли промышленности).

В этой связи представляется целесообразным определить долю солидарной поддержки со стороны государства для тех предприятий, где условия труда объективно невозможно улучшить (угольная и металлургические отрасли), а также предусмотреть участие в софинансировании пенсий и самих работников – 1-2% от размера их заработной платы.

Это позволит достичь уровня приемлемой финансовой нагрузки для работодателей, а солидарные платежи работников и государства повысят финансовые возможности системы с тем, чтобы размеры профессиональных пенсий были практически равны трудовым пенсиям.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: