К1. Понимание исходного текста

 

Адекватное понимание исходного текста – важнейшее условие успешного выполнения задания с развернутым ответом. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринимать  проблематику текста (о чем говорится? какие вопросы ставятся?), позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ на поставленный вопрос, основные аргументы). Статистический анализ данных ЕГЭ показал, что этот критерий дал высокий процент расхождения оценки экспертов в 2 балла (до 11,05% случаев расхождения).


 


К2. Языковой анализ исходного текста

Данный параметр проверяет умение учащихся проводить языковой анализ текста, выявлять языковые средства, позволившие автору исходного текста выполнить стоявшую перед ним коммуникативную задачу – в рамках выбранного стиля речи адекватно передать содержание высказывания, выразить авторскую позицию. Анализируя речевое оформление исходного текста, учащийся должен отметить характерные для данного стиля и типа речи языковые средства.

По результатам статистического анализа данных ЕГЭ 2005 г. этот критерий дает наивысший процент расхождения оценки экспертов в 2 и 3 балла (до 11,48%). Можно предположить, что такие результаты могут быть обусловлены следующими причинами:

1) сложностью самого критерия: от выпускника требуется правильно квалифицировать, назвать не менее двух языковых средств выразительности, помогающих автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения их мотивированности в контексте, т. е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте;

2) недостаточной подготовкой экспертов, вызванной отсутствием опыта подобной проверки в школе и вузе;

3) длинной рейтинговой шкалой – 3 балла.

 

К3. Изложение выпускником собственного мнения

Выражение аргументированной личной позиции, т. е. отношения экзаменуемого к содержанию текста и позиции автора, оценивалось 2 баллами. Разумеется, высказанное учащимся мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста, при этом оно может и не совпадать с позицией автора исходного текста.

Этот критерий дает до 5,55% расхождения в оценке экспертов.

 

К4. Смысловая цельность и композиционная стройность

Основная трудность в оценке этого аспекта речи состоит в том, что нужно одновременно оценить смысловую цельность высказывания и композиционную стройность, логику, связность изложения. Задача создания текста может быть решена учащимися множеством способов, что существенно осложняет работу эксперта, однако процент расхождений при оценке сочинения по этому критерию относительно невысок – до 7,25%.

К5. Точность и выразительность речи

В данном случае эксперт добавляет баллы за работу, в которой заметно стремление учащегося не просто письменно ответить на поставленный в задании вопрос, но написать выразительно, когда автора сочинения в равной мере заботит не только что сказать, но и как сказать. Этот критерий дает небольшой процент расхождения оценки экспертов – до 2,57%.

 

К6–К9. Грамотность

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы (см. табл. 1).

Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся. Об этом свидетельствуют данные статистического анализа (см. табл. 1)

 

 

Таблица 1

 

Качественный анализ проверки задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: