С развернутым ответом (сочинения)

 

Тип ошибки Максимальный процент расхождения
Орфографические ошибки 2,40
Пунктуационные ошибки 2,28
Грамматические ошибки 4,29
Речевые ошибки и недочеты 6,83

 

 

Как видно из таблицы, расхождения бывают даже при подсчете орфографических и пунктуационных ошибок, но особенно сложно для экспертов разграничить грамматические и речевые ошибки.

Кроме того, выявлены различия в подходах к оценке задания с развернутым ответом представителей вузов и школ, что убеждает в необходимости тщательного продумывания составляющих подготовки экспертов. При этом считается, что система подготовки экспертов должна включать не только отработку умения работать по содержательным критериям, но и четкую отработку процедуры проверки работы.

В связи с этим, статистический анализ результатов ЕГЭ позволил внести коррективы в систему оценивания части С. Представляется целесообразным использование в 2006 г. шкалы оценивания ответа на задание с развернутым ответом (сочинения), представленной в табл. 2.

Обращаем Ваше внимание на то, что в 2006 году изменена система оценивания ответа на задание третьей части работы (С1).

 

Общие критерии оценивания ответа на задание третьей части работы (С1)

 

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал однуиз проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0
К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет, но допущена 1 фактическая ошибка в комментариях, связанных с пониманием проблемы исходного текста. 1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием проблематики текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0
К3

Отражение позиции автора исходного текста

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0
К4

Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме

 

Экзаменуемый этически корректно сформулировал свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 3 аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт. Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. 3
Экзаменуемый этически корректно сформулировал свое мнение по одной из проблем, поставленным автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1-2 аргумента), опираясь на жизненный или читательский опыт. Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. 2
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, и/или экзаменуемый сформулировал свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), этически некорректно, и/или допущено не более 1 фактической ошибки в фоновом материале. 1
Мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором») или вообще не отражено в работе. и/или допущено более 1 фактической ошибки в фоновом материале. 0
II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 3
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но - допущено не более 1 логической ошибки; - в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 2
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, и/или имеется более 2 случаев нарушения абзацного членения текста. 0
К6

Точность и выразительность речи

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности. 2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, но средства выразительности используются неуместно. 1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи и неуместным использованием средств выразительности. Средства выразительности не используются. 0
III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

 

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2
не более 1 ошибки 1
более 1 ошибки 0
К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2
не более 2 ошибок 1
более 2 ошибок 0
К9

Соблюдение языковых норм

 

грамматических ошибок нет 2
не более 2 ошибок 1
более 2 ошибок 0
К10

Соблюдение речевых норм

 

допущено не более 1 речевой ошибки 2
не более 3 ошибок 1
более 3 ошибок 0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

(К1 – К10)

20

 

При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.

Если объём сочинения в два раза меньше нижнего предела нормы (т.е. в сочинении менее 70 слов), то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок всех четырёх видов (критерии К7-К10) уменьшается: 1 балл по критерию К7 ставится при отсутствии орфографических ошибок (или если экзаменуемый допустил 1 негрубую ошибку); 1 балл по критериям К8 – К10 может быть поставлен, если в работе по каждому из этих критериев допущено не более 1 ошибки.

2 балла по критериям К7 – К10 за работу объёмом от 70 до 150 слов вообще не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 -  К1) оценивается нулём баллов.

 


К1. Формулировка проблем исходного текста

Для экспертов по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая проблематику исходного текста (эти проблемы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника) и позицию автора.

Например, к тексту С.Михалкова дана следующая информация:

 

3. Информация о тексте

 

Основные 1) роль чтения в детстве – в период становлении личности человека;
проблемы: 2) проблема влияния книги на судьбу человека.
Позиция автора: 1) общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности;
  2) вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

 

Эксперт фиксирует для себя, есть ли в работе формулировка проблемы (проблематики) исходного текста (какие вопросы поднимает автор текста?).


К1-1.

1 балл по этому критерию экзаменуемый получает, если он (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: