Требования к квалификации экспертов региональной предметной комиссии по русскому языку

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Р У С С К И Й Я З Ы К

 

 

 

Москва

2006

 



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Р У С С К И Й Я З Ы К

 

 

 

Москва

2006

 

Научный руководитель: Ковалева Г.С., заместитель директора ФИПИ

 

 

Авторы: Цыбулько И.П. (руководитель), Гостева Ю.Н.,

   Капинос В.И., Львов В.В., Львова С.И., Пучкова Л.И.

 

Рецензенты:  Багге М.Б., к.п.н., заведующая кабинетом словесности Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования;
  Богдановская Н.В., к.ф.н., доцент РГПУ им. Герцена
  Сокольницкая Т.Н., к.п.н., доцент кафедры русского языка в национальной школе РГПУ им. Герцена, директор института довузовской подготовки;
  Соловьева Т.В., зав. лабораторией «Филология»Челябинского института дополнительного профессионального образования педагогических работников;
  Степанова Л.С., член научно-методического совета по русскому языку, учитель школы 1271 г. Москвы.

 

 

©. Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н.,

Капинос В.И., Львов В.В., Львова С.И., Пучкова Л.И. 2006.

©. Федеральный институт педагогических измерений.

 

ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обуче­ния, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке - осознают и ос­мысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций - языковая, лингвистическая и коммуникативная.

Двоякая функция ЕГЭ - аттестовать выпускников общеобразователь­ных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе - определяет структуру и содержание экзаме­национной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются зада­ния повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой, способные выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компе­тенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвисти­ческую компетенцию - способность опознавать языковые единицы и класси­фицировать их и коммуникативную компетенцию - способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по родному языку на базовом уровне.

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным об­разом на проверку лингвистической компетенции экзаменумых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбо­ром ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолиро­ванных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на мате­риале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, язы­ковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

2) комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

3) выражать и аргументировать собственное мнение;

4) последовательно и логично излагать мысли;

5) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

6) практическую грамотность - навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практиче­ских речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли вы­пускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для ус­пешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.


 


Требования к квалификации экспертов региональной предметной комиссии по русскому языку

В период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена были заложены нормативно-правовые, содержательные и методические основы для создания стандартизированной подготовки региональных экспертов-предметников по русскому языку.

 

Эксперту региональной предметной комиссиипо русскому языку необходимо

 

знать:

1) цели эксперимента по введению единого государственного экзамена:

· формирование системы объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;

· повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;

· повышение объективности вступительных испытаний и процедуры приема в вузы и ссузы;

· обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

· обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников;

2) нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ:

· Закон Российской Федерации «Об образовании»;

· Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 15.05.98 № 1236). Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.99 № 56). Образовательный стандарт. Требования к уровню выпускников общеобразовательной (полной) школы;

· Положение о проведение ЕГЭ (приказ №1306);

· Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ по русскому языку;

3) права членов региональной предметной комиссии:

· получать инструкции по организации работы, обсуждать с председателем предметной комиссии, экспертами процедурные вопросы проверки заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2;

· требовать организации необходимых условий труда, согласовывать план-график работ;

· принимать участие в обсуждении итогового отчета о работе предметной комиссии, вносить в него свои предложения;


 

4) обязанности члена региональной предметной комиссии:

· проверять и оценивать задания с развернутым ответом, выполненные на бланках ответов № 2;

· профессионально выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;

· соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2;

· информировать председателя предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2;

· информировать руководство ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2, и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности предметной комиссии;

5) структуру и содержание контрольно-измерительных материалов по русскому языку:

· кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;

· спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;

· число заданий в тесте и отдельных его частях;

· порядок расположения заданий в тесте;

· типы заданий;

· общие требования к заданию с развернутым ответом;

6) принципы отбора содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта; экономичность проверки; технологичность процедуры проверки;

7) общие научно-методические подходы к оценке заданий с открытыми ответами;

8) специфические подходы к системе оценки заданий с развернутым ответом по русскому языку: при проверке 3-ей части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с ее помощью;

9) специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки задания с развёрнутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за выполнение этой части работы;

10) процедуру проверки и перепроверки экзаменационных работ;

11) классификацию ошибок и недочётов в письменной речи, критерии разграничения ошибок и недочётов;

12) основные требования, предъявляемые к квалификации члена региональной предметной комиссии по русскому языку, и руководствоваться ими в работе.

 


 

понимать:

· значение педагогического контроля в современном учебном процессе;

· специфику тестовой формы контроля. Отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков по предмету;

· обусловленность контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена по русскому языку спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы;

· специфику отражения структуры предмета в контрольно-измерительных материалах;

· сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку

· возможности тестового контроля в проверке уровня сформированности у экзаменуемых языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций;

· ответственность за соблюдение информационной безопасности при проверке части С;

· ответственность членов предметной комиссии.

Член предметной комиссии может быть исключен из состава региональной предметной комиссии в случаях:

- предоставления о себе недостоверных сведений;

- утери подотчетных документов;

- невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

- возникновения конфликта интересов (например, в случае наличия близких родственников, которые участвуют в ЕГЭ в текущем году).

Решение об исключении члена предметной комиссии из состава предметной комиссии принимается ГЭК на основании аргументированного представления председателя предметной комиссии.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ЕГЭ, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены предметной комиссии (эксперты) привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


 

уметь:

1) проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений:

· обязан следовать инструкциям, регламентирующими процедуру проверки и оценки развёрнутых ответов;

· правильно оформлять протоколы проверки и оценки развёрнутых ответов экзаменуемых;

2) проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:

· умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

· умение анализировать содержание читаемого текста;

· умение выражать собственное мнение;

· умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;

· орфографические и пунктуационные умения;

· владение нормами современного русского литературного языка;

3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;

4) уметь разграничивать ошибки и недочёты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки,

5) правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

6) при оценке грамотности (С6-С9) учитывать объём сочинения;

7) обобщать результаты проверки работ.


 

Документация 

эксперта региональной предметной комиссии по русскому языку

В качестве справочного материала эксперту желательно иметь под рукой различные словари и справочники, в частности таблицы с перечнем грамматических и речевых ошибок, а также таблицу пошагового оценивания ответа на задание третьей части экзаменационной работы.

При проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ эксперт работает со следующими материалами:

 

I. работа экзаменуемого (сочинение);

II. формулировка задания С1:

   
C1
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: