III.текст, данный в экзаменационной работе (исходный текст)

IV. информация о тексте. Эта информация предоставляется каждому эксперту в соответствии с вариантом проверяемой экзаменационной работы.

 

 
Информация о тексте
Основные проблемы 1) проблема отцов и детей; 2) проблема материнской любви; 3) проблема одиночества
Позиция автора 1) родители любят нас такими, какие мы есть; 2) нет ничего горше одинокой старости

 

 

 

V. протокол эксперта;

VI. памятка для эксперта, проверяющего ответ на задание С1

По русскому языку

Эксперт, проверяющий работу, располагает следующими материалами:

– общими критериями оценивания ответа на задание С1;

– критериями оценивания ответа на задание С1, включающими

1) формулировку задания с развёрнутым ответом;

2) текст, на основе которого создаётся экзаменационное сочинение;

3) информацию о тексте.

Следует помнить, что проверяя сочинение, эксперт оценивает различные стороны коммуникативной подготовки экзаменуемого. Система оценивания сочинения включает 10 позиций (аспектов) оценивания (см. таблицу «Общие критерии оценивания ответа на задание С1»).

Результаты оценивания переносятся в протокол проверки следующим образом:

- баллы по критериям К1 переносятся в колонку протокола 1;

- баллы по критериям К2 переносятся в колонку протокола 2;

- баллы по критериям К3 переносятся в колонку протокола 3;

- баллы по критериям К4 переносятся в колонку протокола 4;

- баллы по критериям К5 переносятся в колонку протокола 5;

- баллы по критериям К6 переносятся в колонку протокола 6;

- баллы по критериям К7 переносятся в колонку протокола 7;

- баллы по критериям К8 переносятся в колонку протокола 8;

- баллы по критериям К9 переносятся в колонку протокола 9;

- баллы по критериям К10 переносятся в колонку протокола 10.


 

 

При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.

Если объём сочинения в два раза меньше нижнего предела нормы (т.е. в сочинении менее 70 слов), то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок всех четырёх видов уменьшается: 1 балл по критерию К7 ставится при отсутствии орфографических ошибок (или если экзаменуемый допустил 1 негрубую ошибку); 1 балл по критериям К8 – К10 может быть поставлен, если в работе по каждому из этих критериев допущено не более 1 ошибки.

2 балла по критериям К7 – К10 за работу объёмом от 70 до 150 слов вообще не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 - К10) оценивается нулём баллов.

 

 


VII. Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание

К1

К2

К3

К4

К5

 

Формулировка проблем исходного текста

Комментарий к сформулиро-ванной проблеме исходного текста

Отражение позиции автора исходного текста

Изложение
экзаменуемым
собственного мнения
по проблеме

Смысловая цельность,
речевая связность
и последова
тельность
изложения

 

1-0

2-0

1-0

3-0

3-0

  Сформулирована Не сформулирована Фактич. ошибки Интерпретация Фактич. ошибки, связанные с пониманием проблемы Сформулирована Не сформулирована Фактич. ошибки Свое мнение Аргументы Этическая корректность Фактич. ошибки Смысловая цельность Абзацное членение

Логические ошибки

1                              
2                              
3                              
4                              
5                              
6                              
7                              
8                              
9                              
10                              
                               
                               
                               
                               

 

К6

К7 К8 К9 К10 К1-10
 

Точность и выразительность речи

Орфогра-фические нормы Пунктуа-ционные нормы Соблюдение языковых норм Речевые нормы Общее кол-во баллов
 

2-0

2-0 2-0 2-0 2-0 20
  Выражение мысли Разнообразие грам. форм Уместность использова-ния средств выразитель-ности Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки Грамматические ошибки Речевые ошибки  
1                
2                
3                
4                
5                
6                
7                
8                
9                
10                
                 
                 
                 
                 

 

 

VIII. Общая система оценивания задания С (сочинения)

Для оценки сочинения применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной подготовки учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (сочинения) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

При разработке критериевоценивания задания с развернутым ответом учитывались достижения психологов и методистов в области преподавания родного и неродного языков; основу нормативов оценки составили действующие нормы. При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию.

Система оценивания сочинения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0 или 2–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 20.

В системе выделены аспекты проверки, сформулированы критерии и обозначены нормативы оценки различных составляющих коммуникативной компетенции выпускников средней школы. Такой подход к оценке сочинения нов для методики родного языка и представляет определенную трудность для экспертов, пока еще не вполне владеющих новой технологией проверки и оценивания письменных работ.

 









О расхождениях в экспертной оценке сочинений

(2005 год)

 

На современном этапе освоения новой технологии оценки несомненный интерес представляет анализ трудностей в работе экспертов, в частности, анализ расхождений в оценке разными экспертами одной и той же работы.

Статистический анализ результатов ЕГЭ показал, что расхождения в оценках экспертов в значительной мере зависят от того, насколько поддается формализации и структурированию тот или иной критерий оценки коммуникативной компетенции и каким максимальным числом баллов оценивается то или иное умение.

Остановимся подробно на расхождениях в оценке экспертов по каждому из критериев.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: