Глава 1. Основы топонимики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 г. Белгорода»

 

 

 

 

 

Автор: Пашатова Екатерина, ученица 9 класса

Руководитель: Николаева Алла Сергеевна, учитель географии          

                                                                                    

Г. Белгород, 2004

СОДЕРЖАНИЕ                     

                                                                                  

                                                                                                                     стр.

 

 

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основы топонимики…………………………………………………………….4

     1.1. Топонимика - отрасль лингвистики……………………………………………..4       

    1.2. Классификация топонимов……………………………………………………….6

    1.3. Топонимические системы…………………………………………………………7

    1.4. Пути создания топонимов…………………………………………………………8

    1.5. История формирования топонимических знаний …………………………….8

    1.6. Топонимия Центрального Черноземья…………………………………………9

Глава 2. Фольклористический подход к изучению происхождения топонимов….10

Заключение.………………………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………………………17

Приложения:

1. Карта Белгородской области…………………………………………………………18

2. Словарь топонимов Белгородской области………………………………………..19

                        

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека тесно связана с различными местами, которые обозначаются с помощью особых слов - географических названий или топонимов. Географическое название становится понятным в речи лишь тогда, когда собеседники точно знают, к какому объекту оно относится. В отличие от имен нарицательных, составляющих в каждом языке вполне обозримый фонд, имена собственные, в частности, географические названия, насчитывают миллионы единиц и относятся к той категории слов, которые во всем своем объеме известны лишь всему человечеству в целом.

Каждый отдельный человек знает небольшое количество названий окружающих его объектов, а также тех мест, где он когда-либо побывал. Кроме того, люди, учившие географию, получают информацию из СМИ, помнят наиболее часто встречающиеся названия тех мест, где они никогда не бывали, причем для каждого человека такой набор различен.

В целях специальных исследований изучаются топонимы разных типов со следующими целями:

- выявить ряд закономерностей их развития,

- обнаружить наиболее показательные названия для каждой категории объектов,

- проследить, как в течение времени менялись их формы,

- выявить новые тенденции в развитии отдельных узких разделов топонимики,

- дать рекомендации относительно форм новых названий.

Работы здесь - «непочатый край». Много ли мы знаем об истории происхождения и значении названия города или села, в котором живем, своей улицы, природных объектах, окружающих нас? А ведь с ними порой связано множество интереснейших событий и легенд, При вдумчивом чтении географической карты можно многое узнать о природе и населении нашей Родины, об истории открытия и заселения ее уголков, и многом другом.

Одной из главных задач краеведения является задача по поиску, сбору и анализу топонимического материала, помогающая поиску и раскрытию тайн географических названий. Утратить ценные географические названия можно безвозвратно, потому что множество таких названий хранится в памяти старожилов, престарелых селян и горожан, в памяти переселенцев, принимавших участие в создании новых городов и поселков. Немало материала можно найти в записках местных краеведов, историков, топографов, в комплектах старых газет и журналов и в местном архиве. Составление топонимического словаря Белгородской области – достойная задача для исследования родного края.

Тысячи названий на карте нашего края. Это – язык земли, это – память истории. Хорошо сказал о них поэт Валентин Сидоров [8, стр. 4]:

               Люблю старинные названья

               Российских рек и городов,

               Они как будто изваянья

               Во мгле растаявших годов.   

 

Считаю, что тема, которая была выбрана для исследования, является актуальной, ведь в настоящее время все больше людей обращается к своим корням, знакомится с историей и географией своей местности, воспитывает детей на примере уважительного отношения к земле, подаренной нам предками, Чувство сопричастности к судьбе своего края может воспитываться на разнообразном краеведческом материале, в том числе, и топонимического характера.

Меня заинтересовала тайна географических названий, окружающих белгородцев от колыбели до старости. Многообразие материала и определенная сложность в их разгадывании побудили меня выбрать данную тему для исследовательской работы по этому направлению.

Целью написания реферата является освещение аспектов изысканий в области топонимии Белгородской области, поиск, сбор и анализ краеведческого материала, связанного с формированием топонимической основы географии нашего края.

 

Материалом для работы послужили различные источники информации: научно-популярная, справочная, энциклопедическая и учебная литература, материалы периодической печати и средств массовой информации.

Методика исследования была традиционной: во время работы производился подбор информации из различных источников, анализировались и сопоставлялись факты, осуществлялось их обобщение.

Считаю, что данная работа может быть интересна и полезна учащимся, интересующимся краеведением Белгородской области, фольклором нашей области; учителям истории, географии, русского языка и литературы; использована при написании рефератов, подготовке викторин, открытых уроков.

В реферате представлены материалы, подготовленные в процессе работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы топонимики – науки о географических названиях. Во второй главе показаны пути исследования происхождения географических названий на основе фольклористического материала. Приведен ряд легенд, объясняющих народное видение истории происхождения топонимов.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТОПОНИМИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: