Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 г. Белгорода»
Автор: Пашатова Екатерина, ученица 9 класса
Руководитель: Николаева Алла Сергеевна, учитель географии
Г. Белгород, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы топонимики…………………………………………………………….4
1.1. Топонимика - отрасль лингвистики……………………………………………..4
1.2. Классификация топонимов……………………………………………………….6
1.3. Топонимические системы…………………………………………………………7
1.4. Пути создания топонимов…………………………………………………………8
|
|
1.5. История формирования топонимических знаний …………………………….8
1.6. Топонимия Центрального Черноземья…………………………………………9
Глава 2. Фольклористический подход к изучению происхождения топонимов….10
Заключение.………………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………………17
Приложения:
1. Карта Белгородской области…………………………………………………………18
2. Словарь топонимов Белгородской области………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека тесно связана с различными местами, которые обозначаются с помощью особых слов - географических названий или топонимов. Географическое название становится понятным в речи лишь тогда, когда собеседники точно знают, к какому объекту оно относится. В отличие от имен нарицательных, составляющих в каждом языке вполне обозримый фонд, имена собственные, в частности, географические названия, насчитывают миллионы единиц и относятся к той категории слов, которые во всем своем объеме известны лишь всему человечеству в целом.
Каждый отдельный человек знает небольшое количество названий окружающих его объектов, а также тех мест, где он когда-либо побывал. Кроме того, люди, учившие географию, получают информацию из СМИ, помнят наиболее часто встречающиеся названия тех мест, где они никогда не бывали, причем для каждого человека такой набор различен.
В целях специальных исследований изучаются топонимы разных типов со следующими целями:
- выявить ряд закономерностей их развития,
|
|
- обнаружить наиболее показательные названия для каждой категории объектов,
- проследить, как в течение времени менялись их формы,
- выявить новые тенденции в развитии отдельных узких разделов топонимики,
- дать рекомендации относительно форм новых названий.
Работы здесь - «непочатый край». Много ли мы знаем об истории происхождения и значении названия города или села, в котором живем, своей улицы, природных объектах, окружающих нас? А ведь с ними порой связано множество интереснейших событий и легенд, При вдумчивом чтении географической карты можно многое узнать о природе и населении нашей Родины, об истории открытия и заселения ее уголков, и многом другом.
Одной из главных задач краеведения является задача по поиску, сбору и анализу топонимического материала, помогающая поиску и раскрытию тайн географических названий. Утратить ценные географические названия можно безвозвратно, потому что множество таких названий хранится в памяти старожилов, престарелых селян и горожан, в памяти переселенцев, принимавших участие в создании новых городов и поселков. Немало материала можно найти в записках местных краеведов, историков, топографов, в комплектах старых газет и журналов и в местном архиве. Составление топонимического словаря Белгородской области – достойная задача для исследования родного края.
Тысячи названий на карте нашего края. Это – язык земли, это – память истории. Хорошо сказал о них поэт Валентин Сидоров [8, стр. 4]:
Люблю старинные названья
Российских рек и городов,
Они как будто изваянья
Во мгле растаявших годов.
Считаю, что тема, которая была выбрана для исследования, является актуальной, ведь в настоящее время все больше людей обращается к своим корням, знакомится с историей и географией своей местности, воспитывает детей на примере уважительного отношения к земле, подаренной нам предками, Чувство сопричастности к судьбе своего края может воспитываться на разнообразном краеведческом материале, в том числе, и топонимического характера.
Меня заинтересовала тайна географических названий, окружающих белгородцев от колыбели до старости. Многообразие материала и определенная сложность в их разгадывании побудили меня выбрать данную тему для исследовательской работы по этому направлению.
Целью написания реферата является освещение аспектов изысканий в области топонимии Белгородской области, поиск, сбор и анализ краеведческого материала, связанного с формированием топонимической основы географии нашего края.
Материалом для работы послужили различные источники информации: научно-популярная, справочная, энциклопедическая и учебная литература, материалы периодической печати и средств массовой информации.
Методика исследования была традиционной: во время работы производился подбор информации из различных источников, анализировались и сопоставлялись факты, осуществлялось их обобщение.
Считаю, что данная работа может быть интересна и полезна учащимся, интересующимся краеведением Белгородской области, фольклором нашей области; учителям истории, географии, русского языка и литературы; использована при написании рефератов, подготовке викторин, открытых уроков.
В реферате представлены материалы, подготовленные в процессе работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы топонимики – науки о географических названиях. Во второй главе показаны пути исследования происхождения географических названий на основе фольклористического материала. Приведен ряд легенд, объясняющих народное видение истории происхождения топонимов.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТОПОНИМИКИ