Международный опыт повышения конкурентоспособности предприятия

    Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых способов борьбы с конкурентами.

    Для создания конкурентных преимуществ западные компании внедряются системы качества. Под «системой качества» понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии. Широкое распространение при создании систем качества получают концепция TQM (total quality management) — всеобщего управления качеством и концепция CWQC (company wide quality control) — управления качеством в рамках компании[8].

(Например такие компании как Microsoft или General electric внедряют системы TQM и CWQC, так как считают, что: «Качество - лучшая гарантия лояльности потребителя, наша сильнейшая оборонительная линия в конкуренции с остальными производителями»[9]).

Для западных предприятий типовыми являются ситуации, когда при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным, т.е. не может погасить свои текущие обязательства, и, наоборот, имея убытки, предприятие аккуратно рассчитывается с поставщиками, сотрудниками, государством и кредиторами. Уже по этим примерам можно судить о том, что получение прибыли не может рассматриваться как стратегическая цель и критерий успешности функционирования предприятия.

Мировая экономическая практика показывает — рост благосостояния собственников (акционеров, владельцев доли или пая) или, иначе, рост стоимости бизнеса. В упрощенном случае этот рост может быть определен как разность между стоимостью капитала, внесенного акционером (владельцем доли) при создании предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже. Если капитал был преумножен, то менеджмент справился со своими задачами.

Отсюда следует, что менеджеры, работающие на преумножение благосостояние собственников (акционеров), должны анализировать свой каждый шаг с точки зрения его влияния на рост стоимости предприятия.

Исследования показывают, что рыночная стоимость бизнеса в значительной степени связана с показателем денежного потока. Это означает, что стоимостный подход к управлению предполагает концентрацию менеджмента предприятия не на текущих изменениях величины прибыли, а на долгосрочных денежных потоках. В этом случае предприятие, постоянно увеличивая стоимость бизнеса, всегда сможет предотвратить утечку капитала в руки конкурентов.

Американские компании, такие как American Express, United Parcel Service рассматривают уровень доходов своих клиентов как один из факторов своей конкурентоспособности, так как при повышении доходов покупателей фирмы имеют возможность повысить уровень собственных доходов. Они ввели такое понятие как выгодный потребитель – индивид, торговая организация или компания, в течение продолжительного времени приносящий доход, который превышает издержки фирмы-производителя по привлечению заказчика. Эти компании классифицируют потребителей по уровню их прибыли: «платиновые» клиенты (наиболее прибыльные), «золотые» (прибыльные), «бронзовые» (малоприбыльные) и «деревянные» (неприбыльные). Задача компании - переводить «бронзовых» покупателей в разряд «золотых», а «золотых» - в разряд «платиновых». От «деревянных» следует либо отказаться, либо увеличивать их прибыльность. Для этого необходимо увеличивать цены либо уменьшать затраты на обслуживание. В целом, чем выше уровень прибыльности, тем больше должны быть маркетинговые инвестиции (рис. 6).

Рис. 6. Распределение маркетинговых инвестиций в соответствии с прибыльностью покупателя



Заключение

 

         Как показало исследование, не существует единой конкурентной стратегии для всех компаний. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления.

    Компании удерживают свои позиции, на рынке предпринимая конкурентные ходы, направленные либо на атаку конкурентов, либо с целью защитить себя от угрозы, исходящей от конкурентов.

    Исследование также показало, что в зарубежные компании рассматривают уровень прибыльности потребителей как основной фактор повышения конкурентоспособности предприятия и в основном используют методы повышения конкурентоспособности направленные на улучшение качества товара для привлечения как можно больше покупателей. В то время как отечественные компании повышают конкурентоспособность в основном путем увеличения стоимости бизнеса и внедряя систему - функционально-стоимостной анализ тем самым, отказываясь от верного источника реальных инвестиций.

 

 



Список использованной литературы

1. Баумгарден Л.В., Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции// Маркетинг в России и за рубежом. 2005 №4

2. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка//Маркетинг в России и за рубежом. 2006 №2.

3. Кац А.М., Прогнозирование конкурентоспособности проектируемых предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. 2006 №4.

4. Мансуров Р.Е., Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия»// Маркетинг в России и за рубежом. 2006 №2.

5. Миронов М.Г., Ваша конкурентоспособность М.: Альфа-пресс,2004.

6. Пелиха А.С. Экономика предприятия (организации). М.: «МарТ», 2004.

7. Радионова Л.Н, Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р., Оценка конкурентоспособности продукции//Маркетинг в России и за рубежом. 2003 №1.

8. Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2005.

9. Устименко В.В., Как повысить конкурентоспособность фирмы? www.eup.ru

10. Шпилина Т.М. Развитие конкурентного потенциала отечественной продукции на мировом рынке//Актуальные проблемы социально-экономического развития России: взгляд глазами студентов. М., 2006.

11. Экономикс. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.,14 изд. М.: ИНФРА-М, 2005.

 

 

 



Приложения

Приложение 1

 

 

Приложение 2

Классификация конкурентов по пяти ключевым факторам успеха.

 

информативность покупателя качество продукта доступность товаров техническая помощь торговый персонал

конкурент А

О

О

П

П

Х

конкурент Б

Х

Х

О

Х

О

конкурент В

У

П

Х

У

У

примечание: О-отлично; Х- хорошо; У- удовлетворительно; П- плохо

 

Приложение 3

где конкурировать

На всем рынке Подражать лидерам рынка, анализируя их сильные стороны Установить новые правила конкуренции для реализации своих преимуществ в отрасли
В отдельной рыночной нише Изменить сегментацию рынка и создать собственную нишу Создать и реализовать уникальные преимущества в своей рыночной нише

 

прежняя игра-традиционные првила новая игра – новые правила

Как конкурировать

Стратегическое игровое поле


Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка//Маркетинг в России и за рубежом. 2006 №2

[2] Экономический словарь. под ред Архипова А. И. М.: Проспект, 2006

[3] Экономикс. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.,14 изд..- М.: ИНФРА-М, 2005

[4] Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2005

[5]. Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2005

[6] Устименко В.В. Как повысить конкурентоспособность фирмы? www.eup.ru

[7] Кац А.М., Прогнозирование конкурентоспособности проектируемых предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. 2006 №4

 

[8] Кротков А.М., Еленева Ю.Я., Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки//Маркетинг в России и за рубежом 2004 №6

[9] Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2005



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: