В опросе принимало участие 50 человек в возрасте от 19 до 57 лет, из них 47 женщин и 3 мужчины.
Опрос показал, что 94% опрошенных при мойке посуды изделий пользуются CMC, причем учитывают такие важные характеристики: моющую способность моющего средства (67%) и расход (29%). Имидж (авторитетность) учитывает небольшое число респондентов (4%).
Рис.1. Предпочтения покупателей в зависимости от характеристик, учитываемых при покупке СМС.
Люди более старшего поколения предпочитают российские CMC, считая, что они превосходят по качеству импортные Моющий средств и отличаются более низкой ценой. Более молодое поколение приобретает CMC как российского, так и импортного производства.
Что же касается цены, то в основном приобретают Моющие средства от 30 до 50 рублей за бутылку - 78% (и как отмечено это семьи со средним достатком), более дешевые же CMC до 30 рублей приобретают пенсионеры и малоимущие люди (13%), а дорогие CMC, стоящие более 50 рублей используют люди обеспеченные (9%).
Рис.2. Ориентация потребителей на цену при покупке CMC (за бутылку 500 мл).
Приобретая моющие средство, 25% покупателей обращают внимание на цену, 31% - на качество, 19% - на страну-изготовителя, 17% при покупке руководствуются широкой рекламой торговой марки и 8% - массой упаковки.
Рис.3. Главные свойства моющего средства, на которые руководствуются потребители при их покупке.
Среди опрошенных 55% отдают предпочтения СМС с 1-2 компонентными биодобавками без отбеливателей или с небольшим количеством, 23% используют CMC без биодобавок или 1- компонентной добавкой, остальные же 22% опрошенных предпочитают моющие средства с биодобавками, отбеливателями, активаторами удалении жира.
Большинство опрошенных новые марки СМС побуждает приобретать реклама (57%), далее на их покупку влияют советы друзей и знакомых (23%), а также роль в приобретении CMC играют и случайные покупки (20%). Отсюда следует, что принцип «реклама - двигатель торговли» себя полностью оправдывает.
Наибольшей эффективностью обладает реклама по телевидению (52%), затем в транспорте (21%), в печатных изданиях (19%) и по радио (8%). Нам как магазину-продавцу при составлении номенклатуры продаж необходимо обращать внимание на наиболее рекламируемые марки синтетических моющих средств, так как именно на них и будет расти спрос. На сегодняшний день покупатель останавливает свой выбор на таких марках как «Миф», «Тайд», «Лоск», «Сорти», «Ариель», «Дени», «Апрель», «Омо».
Табл.1. Данные по предпочтению и использованию марок CMC
Наименование марки | Предпочитают пользоваться, % опрошенных | Фактически используют, % опрошенных |
«Миф» | 19,6 | 12,7 |
«Тайд» | 21,4 | 12,1 |
«Лоск» | 11,9 | 10,3 |
«Ариель» | 22,7 | 10,3 |
«Дени» | 9,9 | 7,6 |
«Сорти» | 11,3 | 8,6 |
«Омо» | 12,2 | 6,4 |
|
|
|
Исходя из полученных данных, в предлагаемом покупателю ассортименте, следует ориентироваться на марки порошков «Ариель», «Тайд», «Миф».
Необходимо также заметить, что CMC приобретаются в основном в универсамах (79%), реже в киосках (13%) и на оптовых базах (8%).На предложенные в анкете вопросы отвечали люди, с различным материальным положением. Из них для 31% цена является серьезным препятствием при покупке CMC.
По итогам исследования рынка можно сделать выводы:
1. Синтетическое моющее средство - перспективный товар, который является основным средством при мойке посуды , поэтому оно пользуется и будет пользоваться спросом у покупателей.
2. При принятии решения о покупке решающим фактором оказались «цена» и «качество» (соответственно 25% и 31%), поэтому качество CMC необходимо держать на высоком уровне, при этом цена для покупателей должна быть доступна.
3. Если анализировать распределение ответов в зависимости от пола респондентов, то женщины в большей степени, чем мужчины ориентированы на покупку.
4. При формировании ассортимента нашему магазину необходимо:
а) ориентироваться в основном на порошки марок «Ариель», «Тайд», «Миф»;
б) ориентироваться в основном на моющую способность порошка, т.к. 67% опрошенных при покупке CMC учитывают именно эту характеристику;
в) не оставлять без внимания порошки с 1-2 - компонентными биодобавками без отбеливателей или с небольшим количеством, т.к. спрос к ним со стороны покупателей высок (55%);
г) внимательно следить за рекламой CMC и согласно ее изменениям скорректировать ассортимент.