Другие народы востока

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Первый Московский Государственный Медицинский Университет  им. И.М.Сеченова

Кафедра истории медицины, истории Отечества и культурологии.

Горбаткина Дарья Викторовна

студентка 19 группы 1 курса фармацевтического факультета

 

 

«15» ноября 2010 г.

 

История применения лекарственных растений с начала веков до XX века.

Научный отчет о курсовой работе

 

Научный руководитель  З.И.Шептунова

 

Москва – 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                  3

Глава 1. Применение лекарственных растений в Древнем мире          4

Глава 2. Эпоха Средневековья                                                        13

Глава 3. Новое Время                                                                                   15

Глава 4. Применение лекарственных растений на территории России  16

Заключение                                                                                           21

Список литературы                                                                              22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 «Три оружия есть у врача: слово, растение, нож». Авиценна

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Изучая археологические находки, жизнь первобытных племен австралийцев, племен Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений.

Фитотерапия в народной медицине континентов и всех времен была основным видом лечения, ибо растительный мир предлагал человеку обширный и доступный набор лечебных средств… Непрекращающиеся археологические исследования обнаруживают все новые данные об использовании растений для лечения шумерийцами и другими древнейшими народами мира.

К сожалению, археологи не смогли открыть нам лекарственные растения древности, истлевшие без следа в течение многих тысячелетий. Однако дошедшие до нас скульптурные изображения и первые памятники письменности Индии и Китая, а также давно исчезнувших цивилизаций Ближнего Востока и Египта свидетельствуют о применении растений с лечебными целями.

Долгое время лекарственные растения были основными средствами лечения многих заболеваний.

 

ГЛАВА 1.

Применение лекарственных растений в Древнем мире.

 

Народы междуречья

Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин — хранительниц домашнего очага, но постепенно они становились привилегией старейшин. Уже в первобытном обществе известны болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт, некоторые наркотические средства. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран.

 С изобретением письменности эти сведения — как наиболее важные — были записаны. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — это клинописная табличка, найденная при раскопках шумерского города Ниппура и относящаяся к концу III тысячелетия до н.э. В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в своей практике в основном растительные лекарственные средства: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливы, груши, фиги, иву и др. Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои. Они считали, что груши и фиги обладают целебными свойствами, а молодые побеги ивы и сливового дерева, иглы сосны и пихты, высушенные и растертые, применяли в качестве компонента припарок и компрессов. К порошкам из высушенных и измельченных растений иногда примешивались порошки животного и минерального происхождения. В качестве растворителя применялась не только вода, но также вино и пиво. Следовательно, уже не менее 80 веков назад люди применяли для лечения простейшие лечебные препараты из растений. Кроме растительных продуктов в состав лекарств включались минеральные вещества — нефть, поваренная соль, асфальтовая смола, а также части животных: шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей и др. Текст табличек лаконичен.. В нем нет ни слова о богах и демонах, он не содержит ни заклинаний, ни заговоров, которые встречаются в медицинских текстах более позднего периода.

С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не зная причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов, а лекарственные растения наделял таинственной силой, способной влиять на течение болезни и даже делать человека бессмертным.

Вавилоняне, пришедшие на смену шумерийцам в XI веке до н. э., а затем ассирийцы широко использовали растения в лечебных целях. Вавилоняне применяли сотни лекарственных растений, в том числе корень солодки, льняное семя, дурман, белену, молодые почки различных растений. Они вывозили их и в другие страны Вавилоняне уже тогда заметили, что солнечный свет вредно действует на лечебные свойства собранных растений, поэтому высушивали их в тени, что рекомендуется и современными руководствами по сбору и сушке лекарственных растений. Часть глиняных табличек, обнаруженных в древнейшей библиотеке мира – библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала (VII век до н. э.), содержит описание лекарственных средств с указанием заболеваний, при которых они применяются, и способы употребления. В столице Ассирии Ниневии - был сад лекарственных растений.

 

Египтяне

У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений были заимствованы египтянами. Источниками сведений о фитотерапии в Египте служат изображения лекарственных растений и иероглифы на стенах храмов, саркофагах (каменных гробах) и пирамидах. При раскопках захоронений египтян находят остатки сохранившихся до наших дней растений. Исследования записей, сделанных на папирусах, изготовлявшихся в Египте из одноименного растения, указывают, что египтяне еще за 4000 лет до н. э. составили некоторое подобие фармакологии с описанием применявшихся тогда лекарственных растений. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом, - «Книги приготовления лекарств для всех частей тела многих заболеваний. В этом лечебнике приведено около 800 рецептов на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, курительные средства, припарки. Классифицированы они по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, мочегонные, потогонные и др. Этот папирус относится к 1570 году до н.э. Всего в нем указано несколько сотен лекарственных растений. Папирус, вывезенный из Египта и хранящийся в Лейпцигском университете. В Египте применялись не только дикорастущие, но и культивируемые лекарственные растения. Так, клещевина, из которой добывается касторовое масло, разводилась за 2600 лет до н. э. Касторовое масло применялось как профилактическое средство. Египтяне, считая причиной возникновения всех болезней избыток пищи, рекомендовали в третий день каждого месяца принимать касторовое масло как слабительное. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, и многих других растений. Египтяне применяли также растения, привозимые из других стран, для чего снаряжали специальные экспедиции. Известна, например, посылка с этой целью пяти кораблей в 1500 г. до н. э. в страну Пунт (нынешнее Сомали). Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармаци» (защитник, исцелитель), отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, — фармация, фармакопея, фармакогнозия.

Древние греки

Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима.

Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхъестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах. По преданиям, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию.

Согласно греческой мифологии, богом врачей и врачебного искусства стал сын Аполлона исцеляющего — Асклепий. По Гомеру, он был царем Фессалии (около 1250 г. до н.э.). Детство и юность Асклепия прошли в горах Пелиона. Этот край был известен густыми лесами, целебным воздухом, богатыми минеральными источниками и обилием лекарственных трав. Воспитывал Асклепия мудрый кентавр Хирон. До нас дошли изображения Хирона с факелом в руке. Вероятно, этот факел символизировал его стремление нести свет знаний людям. Хирон, хорошо изучивший целебные свойства трав, одновременно был прекрасным воспитателем, музыкантом, гимнастом. Сочетая всеобъемлющие знания с редкой мудростью и доброжелательностью, он воспитал многих героев Эллады (Тесея, Ясона, Ахилла).

Асклепий не только воспринял знания учителя, но даже превзошел его в искусстве врачевания. С самого начала обучения Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Согласно мифам, Асклепий не только исцелял все болезни, но даже возвращал к жизни умерших. Этим он прогневал властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс убил Асклепия, метнув в него молнию. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Помещения для лечения больных при храмах назывались асклепийонами. Дочери Асклепия, Гигиея и Панакея, считались покровительницами отдельных отраслей медицины. Гигиея прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Изображалась она юной девой, держащей в руке чашу со змеей. Панакея была покровительницей лекарственного лечения и умела лечить от всех болезней. Поэтому панацеей стали называть легендарное средство от всех болезней.

Греческая литература того времени содержит больше всего сведений о лечебном использовании растений.

Потомками Асклепия считали себя многие врачи Древней Греции, в том числе и Гиппократ (460—377 г. до н.э.). Родина этого выдающегося врача и мыслителя — остров Кос, знаменитый своей медицинской школой. Отец его был врач по имени Гераклит, мать — повитуха Фенарета. Род Гиппократа в течение 18 поколений занимался медициной, передавая свое искусство от отца к сыну. Гиппократ был широко образованным человеком, много путешествовал, изучал жизнь, быт и нравы народов Причерноморья и Средиземноморья. И научная медицина начинает свое развитие именно со времен его работ. В своей врачебной деятельности он широко использовал многочисленные растительные препараты и применял их без переработки. Ряд из них был, по-видимому, заимствован из египетской медицины. Гиппократом описано 236 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств. Это первое дошедшее до нас обстоятельное сочинение о лекарственных растениях, в котором приведено научное обоснование их применения. “Гениальнейший наблюдатель человеческих существ”, как назвал его И. П. Павлов, считал, что лекарственные вещества содержатся в природе в оптимальном виде и что лекарственные растения в необработанном виде или в виде соков оказывают лучшее действие на человеческий организм.

Отправляясь к больному — знаменитому философу Демокриту, Гиппократ послал письмо своему собирателю трав Крашевасу. В письме содержалась просьба прислать травы и растительные соки, могут пригодиться при лечении: «...все соки, выжатые из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы, корни — в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарств, как бы впавших в обморочное состояние». При раскопках аптек обнаружено, что именно таким способом хранили лекарственные средства.

 Первое издание медицинской энциклопедии, или лечебника, принадлежит древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу (конец I века до н. э. - начало I века н. э.). В восьми книгах «О медицине» он обобщил всю медицинскую литературу своего времени от «Яджур-веды» древнеиндийского врача Сушрута до работ Асклепиада. В этом труде много места отводится лекарственным растениям. В нем описаны методы, применявшиеся для лечения различных заболеваний; даны рекомендации по использованию некоторых растений. В трудах Цельса можно найти не только ботанические описания подорожника, мака, тмина, винных ягод, камеди растений, но и практические способы их врачебного использования.

Другой выдающийся труд по лекарственным растениям принадлежит знаменитому врачу своего времени греку Диоскориду (I век н.э.), состоявшему врачом при римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона, Диоскорида считают отцом европейской фармакогнозии. В своем классическом труде “Materia medica” (“Лекарственные вещества”) он обобщил все, что было известно в его время о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Наибольшее внимание он уделял растительным лекарственным средствам, и в этом сочинении описал свыше 600 видов лекарственных растений, снабдив описания рисунками растений и указав их применение. Диоскорид использовал опыт египетской, следовательно, ассирийской, вавилонской и шумерийской медицины. Книга была переведена на латинский язык и являлась авторитетным руководством в Европе до XVI века.

 

Древние римляне

В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой. В народной медицине римлян, судя по описаниям римских писателей и ученых Катона старшего (III - II века до н. э.) и Плиния старшего (I век н. э.), также широко использовались дикорастущие, а позднее и сельскохозяйственные растения. Плиний старший в своем сочинении “Естественная история” описал около 1000 видов растений, главным образом лекарственных. Большое значение древние римляне придавали капусте разных сортов. В сыром виде ей приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать фистулу и глухоту. Еще Диоскорид утверждал, что легко сваренная капуста вызывает послабление, а долго варенная - запор.

В древнеримской медицине выделился как крупнейший врач и фармацевт Древнего Рима Клавдий Гален (129 - 201 н.э.), грек по происхождению, родом из Малой Азии. Он родился и 130 г. н.э. в семье архитектора. Отец хотел, чтобы его сын стал философом, и дал ему блестящее образование. Однако Клавдия более привлекали вопросы естествознания, особенно медицины, изучением которой он начал заниматься с 17 лет. Чтобы усовершенство­вать свои медицинские знания, Гален предпринял путешествие по разным городам и странам, после чего стал практикующим врачом среди гладиаторов. В 164 г. он переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом.

Им написано около 200 трудов по медицине. Наибольшее значение имеют два его травника, где он описал 304 лекарственных средства растительного, 80 животного и 60 - минерального происхождения. Гален отверг взгляды Гиппократа на растения и указал, что в растительном сырье наряду с полезными веществами содержатся ненужные, а порою и вредные. Они неоднократно переводились на арабский, сирийский, персидский и древнееврейский языки. Автор был одним из инициаторов получения препаратов из растительного сырья - настоек, экстрактов и других лекарственных форм. Его методы широко вошли во врачебную практику Гален подобно Диоскориду был авторитетом в медицине почти до XIX века. Так называемые галеновые препараты носят его имя и в настоящее время.

С именем Галена связано усовершенствование одного из самых древних и популярных лекарственных средств — териака, считавше­гося универсальным противоядием, а также средством от всех внутренних болезней. По преданию, териак был составлен понтийским царем Митридатом, опасавшимся быть отравленным. Пользовался он им ежедневно и сделался невосприимчив к ядам. После поражения в битве с римлянами, не желая сдаваться живым в плен, он вынужден был заколоться мечом, так как ни один яд на него не действовал. По мнению древних врачей, териак совмещал в себе качества противоядия от всех растительных и животных ядов. Он излечивал все процессы самоотравления организма, развивающиеся на поч­ве внутренних заболеваний, а также был всесильным профилактическим средством, обеспечивающим долгую и безболезненную жизнь. Гален получил благодарность от императора Марка Аврелия из ди­настии Антонинов за введенное им усовершенствование териака — золотую цепь с медалью, на которой было выгравировано: «Антонин — император римлян, Галену — императору врачей». В средние века териак вошел в большинство европейских фармакопей. Временами количество составных частей в нем достигало 100, из них основным было змеиное мясо. Готовился териак на меду и имел вид кашки. В некоторых городах его изготовляли публично с большой торжественностью в присутствии властей и приглашенных. В официальную русскую фармакопею териак вошел в 1798 г. в значительно модернизированном виде, имея в своем составе только 13 компонентов, в том числе корни дягиля, валерианы, касатика, горечавки, плоды бузины, можжевельника. Но к началу XX в. териак постепенно исключается из фармакопеи и сейчас представляет собой исключительно достояние истории.

 

Страны Востока

Китай

Лечение растениями широко применялось и в странах Восточной Азии: в Китае, Индии, Японии, Корее и др. Флора Юго-Восточной Азии, Индии и Китая, отличавшаяся исключительным богатством, многие тысячелетия служила неисчерпаемым источником лекарств для лечения самых разных заболеваний.

Достаточно полные данные по истории фитотерапии сохранились в одной из древнейших стран - в Китае. Представители народной медицины Китая применяли главным образом лекарственные растительные средства. История китайской медицины, судя по документальным данным, имеет 4000-летнюю давность, но фактически она возникла значительно раньше. Основоположником ее считается легендарный император Шень-нун, живший 1100 лет назад, автор древнейшей медицинской книги, названной “Бэн-Цао” (т. е. травник), так как в нем были описаны в основном растительные средства. Возникновение медицинской науки в Китае относят к 3216 г. до н. э., когда легендарный император Шень-Нун закончил свою работу по медицине. Основные лекарственные вещества в этом труде были растительного происхождения и он был назван, что означает в переводе на русский язык травник. (Все последующие книги о лекарственных растениях в Китае назывались травниками.) В то время в Китае не было письменности и по преданию император излагал сведения о своем труде при помощи прямых и ломаных линий в определенном сочетании. Эта работа не сохранилась до наших дней, и об ее существовании известно только по ссылкам позднейших авторов. Первая китайская книга о лекарственных растениях, в которой приведены описания 900 видов растений, датирована 2500 г. до н. э. В 695 г. китайский ученый Ли-Ди вместе с другими специалистами переработал ранее вышедшие книги о лекарственных растениях и написал труд “Синь-Сю-Бэн-Цао”. В нем описано 844 вида растительных лекарств. Этот труд фактически является первой в мире государственной фармакопеей, составленной коллективом специалистов. Известный фармаколог, живший в XVI веке, Ли Шичжень после 27 лет работы обобщил в своем монументальном труде “Бэн-цао-ган-му” (“Основы фармакологии”) опыт, накопленный китайскими врачами за предшествующие века. В 52 томах своего произведения он описал 1892 лекарственных средства, главным образом растительного происхождения. Он дал не только описания растений, но и способы, время сбора, методы приготовления и употреблениярастений для лечения. Им описано также фитонцидное действие чеснока, лука и других растений. Ли Ши-чжень постоянно изучал методы лечения народных врачей и вел усиленную борьбу, в частности, против распространявшегося тогда “вечно живущего, лекарства” - таблеток, составленных из ртути и других ядовитых соединений. Большое распространение в китайской фитотерапии получили настои и отвары. Число исходных продуктов для их приготовления достигает многих десятков, что соответствует одному из основных положений китайской медицины о лечении лекарствами, согласно которому лекарства лечат не болезни, а большую сумму признаков, симптомов, синдромов, наблюдающихся у заболевшего. Состав лекарств должен отвечать проявлениям симптомов. Последних много, а поэтому состав лекарств множественный, рецепт крайне сложный. Для лекарственных средств, применяемых в китайской народной медицине, характерно более медленное, постепенное по сравнению с современными химиотерапевтическими препаратами действие на организм больного. Арсенал лекарственных средств, применяемых в китайской медицине, насчитывает более 2000 названий, в том числе лекарственных средств растительного происхождения (различные корни, травы, цветы, плоды или кора дерева) более 1500 (Цзинь Синь-чжун. Китайская народная медицина. М., 1959). Культивирование лекарственных растений в Китае возникло в связи с тем, что сбор дикорастущих лекарственных растений не мог удовлетворить возросшего спроса еще в танскую эпоху - 618 - 909 гг. н.э. Многие лекарственные растения из китайской фитотерапии были заимствованы другими странами. Это относится к таким растениям, как, например, женьшень, известный в Китае уже около 4 тысяч лет, китайский лимонник, эфедра, лакричный корень, пустырник, шлемник, кровохлебка, лук, чеснок, ревень, заря, спаржа, астрагал, корица, камфора, имбирь, мускус, корка мандарина. Кроме женьшеня, широко популярным целебным средством в медицине Китая считается солодка гладкая. Это растение входит в состав многих лекарственных прописей, назначаемых при лихорадочных состояниях, болях, кашле, одышке и т. п. Часто применяется в прописях для детей. Ряд растений, применяемых китайской фитотерапией, являются общими и для европейской: мать-и-мачеха - цвет и листья, подорожник большой - семена, ландыш майский - корень, чеснок - стебель, пустырник сибирский - трава, чернобыльник - трава, шиповник - корень, ревень лекарственный - корень, лопух большой - семена, шалфей - корень и др.

Индия

Издавна использовались растения для лечения и в Индии, растительный мир которой чрезвычайно богат и разнообразен. Древнеиндийская фармакопея насчитывает до 800 названий растительных медикаментов, значительная часть которых используется современной медициной, Древнейшей санкритской медицинской книгой Индии, составленной до новой эры, считается “Яджур-веда” (“Наука о жизни”). Книга эта несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известной переработкой является сочинение индийского врача Чарака (I век н. э.), указавшего 500 лекарственных растений, и врача Сушрута, приведшего сведения о 700 лекарственных растениях. Лечебные средства, упоминавшиеся в “Яджур-веда”, до сих пор используются в индийской медицине и некоторые из них - в медицине других стран. Чилибуха, например, давно значится во всех европейских фармакопеях. В XX веке введено в медицинскую практику чаульмугровое масло, применяющееся в Индии тысячелетиями как специфическое средство при лечении проказы. Раувольфия, широко применяющаяся в современной медицине для снижения артериального давления, известна индийцам с древности. Индийская медицина почти ничего не заимствовала из лекарственных растений других стран, располагая богатейшей собственной лекарственной флорой, а вывоз в другие страны растительного лекарственного сырья производился еще в древности.

Другие народы востока

На Цейлоне большой популярностью пользуются врачи народной медицины. В столице острова Коломбо организован Центральный госпиталь народной медицины, где все больные, помимо специального лечения, получают лечебное питание, включающее травы, коренья, семена и плоды.

Тибетская медицина возникла примерно за 3000 лет до н. э. на основе еще более древней индийской медицины. Наиболее широко распространена тибетская медицинская книга “Жуд-ши” (“Сущность целебного”), которая составлена на основе “Яджур-веда”. Индийская медицина из Тибета продвинулась в Китай и Японию. Одновременно тибетская медицина пополнялась опытом китайской и монгольской медицины. Вследствие этого тибетская медицина стала располагать широким ассортиментом лекарственных растений и разносторонними сведениями об их лечебном использовании.

В Монголии, которая располагает богатой флорой, местные жители издавна пользовались многими растениями для лечения различных заболеваний у людей и животных.

 

 

Народы Африки

Известный естествоиспытатель и путешественник Lourens Grin приводит интересные данные о народной медицине Африки, в частности о растительном масле чаульмугра, которым лечат больных проказой. Африканским лекарям оно давно известно, науке же стало известно в период между двумя мировыми войнами. Пользуются известностью африканские травы от головной боли, смола акации - гуммиарабик - как успокаивающее средство и другие лекарственные растения. На африканских рынках продаются плоды кигелии - “колбасного дерева”, напоминающие ливерную колбасу, из коры которых африканцы готовят лекарство от ревматизма и от змеиных укусов. Корой, высушенной и размолотой в порошок, присыпают раны. Необходимо отметить тот факт, что в Африке очень редко встречается такое заболевание, как рак легкого. У нас эвкалипт называют “деревом-аптекой”, в Африке таким деревом можно считать баобаб. Лекарствами, которые готовят из плодов, листьев и коры баобаба, местные лекари лечат почти все болезни. Лекарственные растения использовались для лечения, как это теперь можно утверждать, всеми народами мира независимо от времени и места их обитания.

Арабские народы

Многочисленные лекарственные растения использовались и арабской медициной. Знания арабов о лечебных свойствах растений берут свое начало от древнейшей цивилизации - народа Шумера, затем они пополнялись сведениями о растениях, заимствованных у других народов Востока - Египта, Индии, Персии. В настоящее время по арабским и иностранным письменным источникам выявлено 476 видов растений, применявшихся арабской медициной. Именно арабские ученые первыми ввели правила для изготовления лекарств, издали первые фармакопеи («карабадини») — предшественники европейских фармакопеи, создали учение о ядах и противоядиях, ввели в медицинскую практику новые лекарственные вещества и лекарственные формы, они же первыми ввели испытание лекарств на животных. В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека.

Выдающийся представитель арабской медицины — Абу Али Ибн Сина, таджик по происхождению, известный в Европе под именем Авиценны. Родился он в селении Аршана вблизи Бухары в 980 г. В Бухаре получил образование. Известно более 40 его трудов по астрономии и естествознанию, 185 — по философии, 3 — по музыковедению, множество стихов, 40 трудов по медицине. Его произведение «Канон врачебной науки» в течение столетий было настольной книгой не только арабских, но и европейских врачей и оказало большое влияние на развитие европейской медицины. В своей книге Ибн-Сина описал около 800 лекарственных средств и способов их хранения. Два тома огромного шеститомного сочинения полностью посвящены фармации, в них дано описание более 900 видов лекарственных растений. С изобретением книгопечатания до 1800 г. в Европе вышло 29 изданий «Канона врачебной науки», основного руководства для преподавания в университетах XVIII в.

ГЛАВА 2.

Эпоха средневековья

 

Начиная с XII в., арабская медицина через Испанию и Сицилию стала проникать в Европу. Больницы и аптеки устраивали по арабскому образцу. Первые европейские аптеки были открыты в VIII-Х вв. в городах Салерно, Толедо, Кордова. Переводили арабские медицинские книги на латинский язык, в том числе и арабские переводы сочинений древних греков и римлян. Много завозили сырья восточно-арабского ассортимента. Однако средневековая «охота на ведьм» надолго задержала развитие большинства наук, в том числе фармации. Для непосвященных лекарства оставались волшебными снадобьями, а их названия усиливали приписываемую им чудодейственную силу. С тех пор живут легенды о девяти волшебных травах.

Большую роль в истории медицины и фармации сыграла медицинская школа в Салерно, возникшая в IX в. Это была первая светская медицинская школа в Европе. В середине XII в. в Салернской школе была составлена первая фармакопея.

В XI—XII вв. центрами средневековой медицины в Европе были университеты в Салерно, Болонье, Париже, Падуе, Оксфорде и др. С изобретением книгопечатания одними из первых издаются медицинские сочинения. В 1456 г. в Майнце был издан «Ежемесячный календарь кровопусканий и слабительных». Он предназначался для врачей, но стал необычайно популярен среди населения. Около 1480 г. появилось первое издание «Салернского кодекса здоровья» Арнольда из Виллановы. П. Шеффер выпустил первые «Гербарии» (книги по лекарственной ботанике), а также «Сад здоровья» на немецком и латинском языках.

С началом эпохи Возрождения в числе других наук начинает развиваться и наука о растениях, в связи с чем труды античных авторов — Теофраста, Диоскорида, Плиния - переводят и издают большими тиражами. При этом убеждаются в том, что многие растения у древних авторов не упоминаются. Изучаются и описываются новые растения, количество которых растет с каждым днем. В XVI в. основываются первые университетские ботанические сады, сначала в Италии, затем в Западной Европе, несколько позже (в 1706 г.) в России. Разрабатывается номенклатура, закладываются основы систематики. В течение XVI—XVII вв. появляется ряд сочинений, в которых описывались и давались изображения отдельных растений: в Германии И. Боком (1498—1544), Л. Фуксом (1501 — 1566), в Италии - П. А. Матиолли (1501 —1577), в Швейцарии — К. Геснером (1516-н 1565).

В период позднего средневековья на развитие науки о лекарственных растениях оказало влияние учение знаменитого врача Теофраста фон Гогенгейма — Парацельса (1493—1541). Парацельс родился в семье врача в г. Эйзнидельне (Швейцария), получил образование в Северной Италии. Под влиянием просветительского движения своего времени он решительно порывает со старыми традициями, средневековыми авторитетами.

Парацельс рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение которого зависит от состава участвующих в нем веществ. Заболевание, по его мнению, наступает при отсутствии необходимых веществ, поэтому сущность лечения состоит во введении в организм недостающих химических веществ. Если природа, говорил он, произвела на свет болезнь, то она там же заготовила средство, исцеляющее от этой болезни, которое надо только разыскать. Поэтому он выступал против применения иноземных растений. Парацельс указывал, что действует не все растение, а лишь заключенное в нем особое вещество. Цель врача — получение этого вещества в возможно более чистом виде. Он усовершенствовал методы извлечения из растений действующих веществ, но в чистом виде получить их Парацельсу и его ученикам не удалось.

В выборе лекарственных растений Парацельс придерживался возникшего еще в древности учения о сигнатурах. Согласно этому учению, признаки внешнего вида растения (цвет, форма, запах, вкус, колючки) указывают на заболевание, при котором его следует применять. Так, если какой-либо орган растения имел форму округлую, либо завитка (полынь, кровохлебка), то они считались средством от головной боли; растения с узкими нитевидными листьями (спаржа и укроп) — средством, укрепляющим волосы; цветки розы, маргаритки, напоминающие по форме глаз, — средством от глазных заболеваний; крапиву же употребляли как прекрасное снадобье от колотий. Учение Парацельса о действующих «началах» растений в дальнейшем послужило стимулом к изучению химического состава растений, где выдающаяся заслуга принадлежит фармацевтам.

 

ГЛАВА 3.

Новое время

 

XVIII—XX вв. — время расцвета фитохимии, когда были открыты основные группы действующих веществ в растениях. Особые заслуги имеет здесь шведский аптекарь К. В. Шееле (1742—1786). В те времена аптеки являлись не только торгово-производственными учреждениями, но и настоящими исследовательскими лабораториями. 44 из 48 важнейших работ были выполнены Шееле на базе аптеки. Много внимания он уделял извлечению органических кислот из растений. Им были открыты лимонная, яблочная, щавелевая, галловая кислоты, а также глицерин.

Со времен Галена, уже в нашу эру, возникло стремление к удалению из растений излишних, индифферентных, балластных веществ и получению очищенных, более действенных во всех случаях, по мнению представителей этого направления, чем все растение. Дальнейшее развитие научных знаний привело к тенденции выделения из растений индивидуальных, совершенно чистых действующих веществ, как обладающих постоянством действия и поддающихся более точной дозировке. Почин в последнем направлении использования лекарственных растений принадлежит швейцарскому врачу и химику, упомянутому ранее, Парацельсу (1483 - 1541). Развитие химии привело к осуществлению в XIX веке мечты Парацельса. Из растений были выделены чистые действующие вещества.

В XIX в. были выделены и начато изучение основных групп действующих веществ из растений — алкалоидов, гликозидов, дубильных веществ, начато изучение растительных пигментов и витаминов.

 

 

ГЛАВА 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: