Ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение требований охраны труда закреплена ст. 24 Федерального закона об основах охраны труда в Российской Федерации. В действующем законодательстве РФ определены административная, уголовная, дисциплинарная, материальная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 143) предусматривает за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда наказание:

– штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда;

– штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев;

– исправительными работами на срок до двух лет;

– лишением свободы на срок до одного года.

Наказанию в случае нарушения правил техники безопасности подвергается лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Если эти нарушения повлекли по неосторожности смерть человека, то это деяние наказывается лишением свободы на срок да трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 – ФЗ предусматривает:

– наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Нарушение законодательства должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет за собой дисквалификацию от 1 года до трех лет.

– за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению, или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков проведения указанных переговоров, необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки возможно наложение штрафа на лиц, уполномоченных на ведение переговоров, в размере от десяти до тридцати МРОТ;

– ответственность за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, наложение штрафа на лиц, виновных в непредставлении информации, в размере от десяти до тридцати МРОТ;

– необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения наложения штрафа на лиц, уполномоченных заключить коллективный договор, соглашение, в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ;

– ответственность за невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению наложение штрафа на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ.

За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, в том числе правил и инструкций по охране труда, администрация предприятия применяет следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

     – увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Материальная ответственность проявляется в возмещении ущерба стороной трудового договора (работодателем или работником), причинившей ущерб другой стороне (ст. 232 ТК РФ).

? Нормативно-технические акты по охране труда

Выполнение и соблюдение нормативных требований охраны труда сторонами трудового договора (работодателями и работниками) является основой в создании здоровых и безопасных условий труда и предупреждении производственного травматизма.

Законодательство обязывает все федеральные органы исполнительной власти и предприятия при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов; конструировании машин, механизмов и оборудования; разработке технологических процессов; организации производства соблюдать единые нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных актах.

Виды нормативных правовых актов по охране труда, действующих на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г.):

– межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые инструкции по охране труда (ТИ Р М). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Минтруд России.

– Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О). Утверждают документ – Федеральные органы исполнительной власти.

– Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России.

– Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госстандарт России, Госстрой России.

– Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госстрой России.

– Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН)), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Минздрав России.

    

 

 

  

 

 

  

1.2 Организация работы специалиста по охране труда в государственном учреждении.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовову договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Очень важно, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда, которая является самостоятельным структурным подразделением организации, образованным с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением. Состоит такая служба из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы охраны труда.

Структура и численность работников службы определяются работодателем в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов. Численность работников службы охраны труда рассчитывается на основании Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организации, утвержденный постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

Трудовой кодекс допускает введение должности специалиста по охране труда у работодателя, численность работников у которого не превышает 50 человек. Решение о создании службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда принимает работодатель, который должен учитывать при этом специфику деятельности организации.

Положение о службе охраны труда разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из заместителей.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий (организация рабочих мест, оснащение необходимой оргтехникой и нормативно-правовой литературой).

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями организации, с органами государственного управления, контроля и надзора, а также с органами общественного контроля.

Основными задачами службы являются:

– организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

– контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

 – организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, а также работа по улучшению условий труда;

 – информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя по вопросам охраны труда; 

– изучение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:

 – учет и анализ состояния причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

 – оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования;

– организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;

 – проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов проверок, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требований охраны труда; 

 – участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструируемых объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке и ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

 – согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

 – разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению охраны труда, предупреждению производственного травматизм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

 – участие в составлении разделов условий и охраны труда коллективного договора, соглашений по охране труда;

 – оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков и должностей для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

 – организация расследований несчастных случаев на производстве и участие в комиссии по расследованию несчастных случаев;

 – оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

 – участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

 – составление отчетности по охране труда и условиям труда по установленным формам;

– разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу;

– составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

 – оказание методической помощи руководителям подразделений организации по разработке и пересмотру инструкций и стандартов по охране труда; 

 – обеспечение подразделений организации локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

 – организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;

 – проведение совещаний, а также ведение пропаганды по вопросам охраны труда;

– доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, содержащих нормы об охране труда;

– рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

Служба охраны труда может осуществлять контроль за:

– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, соглашений, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов;

 – обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

 – соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

 – выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом по охране труда коллективного договора, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производств, выполнением предписаний органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

 – наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

 – проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

 – своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин, механизмов;

 – эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

 – состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

 – своевременным проведением обучения по охране руда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

 – организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

 – санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

 – организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

 – правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

 – своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

 – использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;

 – анализом и обобщением предложений по расходованию средств фонда охраны труда и их наиболее эффективным использованием, подготовкой обоснований для выделения организации средств из территориального фонда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Для реализации указанных функций работники службы имеют право:

– в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения работодателя, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

 – предъявлять руководителям, другим полномочным представителям работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

 – требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

 – направлять работодателю предложения о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования охраны труда;

 – запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

 – привлекать по согласованию с руководителем организации и ее подразделений соответствующих специалистов к проверкам состояния условий и охраны труда;

 – представлять работодателю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

 – по поручению работодателя представлять его интересы в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

? Комитеты по охране труда

В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты по охране труда. В их состав на паритетной основе (паритет состоит в распределении голосов для принятия решения) входят представители работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете по охране труда утверждается федеральным органом представительной власти по труду. Комитет по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Работа комитета строится на принципе социального партнерства. Численность комитета определятся в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников.

Представители работников выдвигаются в состав Комитета на основании решений выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя выдвигаются работодателем.

Комитет избирает из своего состава председателя и заместителей. Председателем, как правило, является ответственный представитель работодателя или работодатель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа. На должность секретаря назначается работник службы охраны труда.

Члены Комитета должны проводить обучение в порядке, установленном законодательством. Обучение осуществляется за счет средств работодателя.    

Задачей комитета является контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда в организации (на предприятии) и нахождение способов устранения имеющихся нарушений безопасности труда и нарушения прав и законных интересов работников по охране их труда.

          

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: