«Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают содержание не как статичную, а как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражаются два аспекта:
· предметный…..;
· процессуальный……
Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.
Ситуационная задача 2
« В основу выделения сфер общения в лингводидактике принимается категория бытия, а потому можно выделить четыре макросферы практического использования языка:
· сфера производственной деятельности человека……;
· сфера бытовых отношений - ………;
· сфера культурологического общения -………;
· сфера общественно-политической деятельности………
.
Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания макросфер общения.
Тестовое задание
1) Внешние характеристики речевых ситуаций:
а) сферы -……….;
б) место - ………….;
в) социальная характеристика места действия - …………………..;
г) участники общения -………………………………..;
д) предметы - ……………;
е) события - …………………;
ж) действия - …………………..;
з) тексты - ………………………
2) Я зыковые средства общения образуют языковые знания:
а) знание основ изучаемого языка как………;
б) правила, посредством которых……………..;
в) понятия, значение которых…………...
3) Процессуальный аспект содержания ОИЯ означает:
а) речевые навыки - это…….;
б) речевые умения - это…………
4) Отбор содержания в отечественной методике с учетом двух принципов:
а) ….;
б)…...
5) Обучение ИЯ предусматривает соблюдение следующей иерархической последовательности принципов:
а) общедидактические принципы – это………………………….;
в) методические принципы – это.…….
6) Общедидактические принципы - это:
а)………… …;
б) …..……..;
в) ……. ….;
г) ………………;
д)……………….
7) Личностно-ориентированная направленность ОИЯ призвана:
а) способствовать чему?….;
б) стимулировать что?…….;
в) формировать у школьника что?..................;
г) развивать умение………..;
д) формировать в ученике систему……...
Вариант 5
Обучение аудированию
Ситуационная задача 1
«Лингвистические и психологические исследования речевой деятельности свидетельствуют о том, что устная и письменная форма общения, при всех присущих им особенностях, не являются обособленными системами. Они тесно взаимодействуют и постоянно проникают друг в друга:
· потому что в каждой из них имеется «весьма сложная система более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом;
· вследствие того, что речевые механизмы, участвующие в воспритии и порождении речи, выступают не изолированно, а в единой психической структуре.
Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.
Ситуационная задача 2
« Если обратиться к сравнительной характеристике слушания и говорения, то следует констатировать, что они характеризуются сложной мыслительной деятельностью с опорой на:
· внутреннюю речь;
· механизм прогнозирования.
Задание: объясните, что лежит в основе различия этих двух процессов.
Тестовое задание
1) При допущении, что все виды речевой деятельности должны тесно взаимодействовать не только на продвинутом уровне, но и в самом начале ОИЯ, можно выбрать более рациональный путь из двух возможных типов обучения, который позволяет:
а) определить не только взаимодействие разных форм общения, но и их взаимовлияние, т.е………….;
б) исследовать разные способы организации материала в учебных пособиях, позволяющих………………;
в) максимально конкретизировать нормативы………;
г) стимулировать учащихся к использованию индивидуальных стратегий при овладении всеми формами общения, с тем чтобы…………………….
2) Различают аудирование двух типов:
а) контактное - это………………………………..…;
б) дистантное – это……………………………….
3) Различают два типа слуха:
а) фонематический слух означает………………….. …….;
б) интонационный слух – это……………………
4) Выделяют несколько факторов, определяющих успешность восприятия и понимания иноязычной речи на слух:
а) …2 фактора, какие?.........................;
б)….5 факторов, какие?...................;
в)….3 фактора, какие?......................…
5) Темп речевых сообщений определяет быстроту и точность понимания, эффективность запоминания и зависит от ряда факторов:
А)…какой?………………………………………….;
В)…какой?……………………………………………;
С)….какой?........................................................
6) Основными целями обучения аудированию являются:
а) 2 какие?.......................................;
б) 3 какие?........................................;
в) 5 какие?.................................... …….
7) Выделяют три группы текстов, отличающихся той или иной степенью сложности:
а) легкие – это…………………………..;
б) тексты средней трудности – это……;
в) трудные тексты – это………………....
Вариант 6
Обучение говорению
Ситуационная задача 1
В процессе говорения как формы устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой с помощью языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Причем происходит полноценное взаимодействие субъектов, если имеет место тесное единство следующих функций говорения:
· информативная функция;
· регулятивная функция;
· эмоционально-оценочная функция;
· этикетная функция.
Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.
Ситуационная задача 2
« Было установлено, что внутренняя речь не является константным явлением, она неустойчива и находится на разных уровнях сложности. Внутренняя речь на иностранном языке зависит от степени владения им и имеет более развернутую форму в начале обучения. Перевод программы в собственно языковую форму на начальном этапе отличается (А.А.Леонтьев) от такого перевода на родном языке и проводится по схеме:
· программа;
· высказывание на родном языке;
· высказывание на иностранном языке.
Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания внутренней речи и почему такое понимание необходимо учитывать для правильной организации учебного процесса; какие еще существуют подходы при рассмотрении этого вопроса.
Тестовое задание
1) Перечислите основные факторы, определяющие успешность обучения говорению на иностранном языке, и дайте их краткую характеристику:
а) индивидуально-….., т.е. ………..;
б) ситуативная ………., т. е… …………;
в) правильно организованная…….,т.е………..
.
2) Диалогические тексты (диалогические дискурсы) преследуют следующие цели:
а) бытовой/деловой…;
б) интервью;
в) дискуссия;
г)……………
3) Краткая формулировка целей обучения говорению на разных этапах означает:
а) первый год обучения: коммуникативные намерения…….быть в состоянии …….речевые умения………;
б) второй год обучения: коммуникативные намерения…….быть в состоянии …….речевые умения………;
в)средний этап обучения: характер текстов………….речевые умения………стратегические(компенсирующие) умения………..;
г) старший этап обучения: характер текстов………….речевые умения………стратегические (компенсирующие) умения………..;
д) профильно ориентированный этап обучения: характер текстов………….речевые умения………стратегические(компенсирующие) умения…………
4) Перечислите типы коммуникативных игр:
а) ….;
б)…..;
в)……
5) Перечислите этапы развития подготовленной речи:
а) видоизменение текста -…….;
б) порождение самостоятельного высказывания:
-…….;
-……..;
-………
6) Перечислите этапы развития неподготовленной речи:
а) с опорой на источник…………………;
б) с опорой на жизненный и речевой ………………;
в) с опорой на проблемную ситуацию …….
7) Варианты речевых упражнений для обучения подготовленной и неподготовленной диалогической/монологической речи:
а) ….?;
б) ….?.
Вариант 7
Обучение чтению