Глава 1.Портрет - центральный жанр искусства второй половины XVIII века

Донской Государственный Технический

Университет

 

Кафедра «История и культурология»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: История искусств

 

На тему: «Искусство России во второй половине XVIII века»

 

Студент:

Руководитель курсовой работы:

 

 

Ростов – на – Дону

2003


 

 

План:

Введение…………………………………………………………..………3-7

Глава 1.Портрет - центральный жанр искусства второй половины XVIII века……………………………………………………..8-17

1.1.Причины выдвижения портретной живописи в ведущий жанр искусства этого периода……………………………………….8-11

1.2.Портретные изображения в истории отечественного искусства………………………………………………………………….12-17

Глава 2. Национальное своеобразие русских портретов…18-33

2.1.Основные направления в развитии жанра……………..18-20

2.2.Национальная специфика портретной живописи на примере творчества основных мастеров жанра эпохи………21-33

Заключение……………………………………………………………34-36

Список литературы……………………………………………………..37

 




Введение

Портрет – это художественный образ, т.е. - не только изображение внешне сходное с оригиналом, но и стремление художника передать внутренний мир человека, его характер, душевные порывы. Кроме того, портретный образ – это живая реальность, это идеалы, с которыми соотнесены жизненные ценности художника и портретируемого, это стиль эпохи, обусловливающий форму портрета и характер образных средств. Цель создания портретного образа – обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Для того чтобы поставить перед собой такую задачу портретист должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его как художника. Но индивидуальное сознание – это исторически обусловленное понятие. В России оно формировалось в XVIII веке.

В русском искусстве жанр портрета стал главенствующим во второй половине XVIII века. В этот период происходит бурное развитие национальной культуры, позволившее России занять одно из ведущих мест в европейской культуре. Русская культура приобретает новые черты, отличающие ее от древнерусской и средневековой культуры, определяющим становится светское направление. В русском искусстве происходят те же процессы. Во второй половине XVIII века самосознание русского общества приходит к следующим «выводам»: человек ощутил себя в прочной связи с эпохой, стал действующим лицом времени. Портретисты постепенно обретают способность видеть индивидуальности героев с различных точек зрения, в различных аспектах, в том числе и в их общественной роли. Развитие человеческой психологии уже привело к пониманию индивидуального своеобразия личности, к свободной ориентации в изменчивости характеров.

В истории отечественного искусствознания русское искусство XVIII века рассматривается как весьма любопытная эпоха: о чем свидетельствуют постоянные споры исследователей о том своеобразно ли русское искусство этого периода или это - умелое подражание западноевропейским мастерам (впрочем, подобные споры сопровождают и другие сферы русской культуры на протяжении всей ее истории); и проблема ускоренного развития русского искусства (точка зрения, что в России перелом, подобный Ренессансу на Западе совершился в формах барокко, а затем классицизма, что наложило отпечаток на развитие всех основных видов искусства) и т.п.

Нужно сказать, что русская живопись и, в частности, портретная живопись довольно изученная тема.

Для определения основной сути такого вида живописи, как портрет, вероятно, будет необходимо обратиться к книге 

Л. С. Зингера, Очерки теории и истории портрета. М., 1986. В этом труде автор, несмотря на необходимые в советскую эпоху ссылки на материалистическую концепцию портрета (представленную в работах К. Маркса и Ф. Энгельса) выявляет специфику портрета как жанра, проводит параллели между жанром портрета и эпохой, в которую тот или иной образец этого вида искусства был написан. Также в книге даны статьи, посвященные отдельным проблемам жанра.

Вопрос об истоках русского портрета, а также о тенденциях, приведших к появлению светского портрета рассматривает Е. С. Овчинникова в книге “Портрет в русском искусстве XVII века».

В исследовании О. С. Евангуловой и А. А. Карева «Портретная живопись в России второй половины XVIII века» приводится тщательный стилистический, сюжетный анализ портретной живописи эпохи. Авторы указывают на развитие жанра портрета по трем направлениям; рассматривают вопрос о преемственности традиций внутри жанра. Особое внимание в своей книге авторы уделяют рассмотрению портретной живописи в культурологическом аспекте – т.е. выяснению места портрета в русском художественном обиходе. Кроме того, творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского искусствоведы связывают с общим культурным процессом в России, что позволяет выявить черты неповторимого своеобразия русского портрета, проследить, как воплощались в нем поиски гуманистических идеалов.

Для работы также необходимым будет обращение к такому источнику, как книга Т. В. Ильиной «Русское искусство XVIII века». Автор производит глубокий анализ как в целом отечественного искусства XVIII века, так и, в частности, такого интересующего нас жанра живописи как портрет. Богатый иллюстративный материал, анализ техники живописи крупнейших портретистов эпохи, позволит почерпнуть много полезного для выяснения своеобразного и «специфически русского» в портретописи XVIII века.

Книга Рапацкой Л. А. «Русское искусство XVIII века: «Расцвет на Неве» имеет определенную ценность в связи с заявленной проблемой, поскольку автор акцентирует внимание на связи между петровскими достижениями и процессом гуманизации всех сфер отечественной художественной культуры. Рапацкая также считает, что портреты второй половины XVIII века являются носителями русской культуры своего времени, способными передавать информацию подобно письмам, дневникам или мемуарам.

Очерки, посвященные творчеству отдельных мастеров портретного жанра, включены в содержание книги Глинки Н. И. «Беседы о русском искусстве. XVIII век». С использованием данных материалов появляется возможность провести более тщательный анализ живописи Рокотова, Левицкого, Боровиковского, проследить эволюцию портретного жанра в пределах установленных нами хронологических рамок.

Все вышеуказанное позволяет в качестве основной проблемы курсового исследования - рассматривать вопрос выявления национальной специфики в жанре портрета во второй половине XVIII века. Не абсолютизируя «русского своеобразия» хотелось бы изучить подробно, что же такого самобытного предложили отечественные художники XVIII столетия в традиции художественного изображения людей.

Изучение русской портретной живописи актуально потому, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы. В истории отечественного искусства высокий подъем русской живописи, периоды ее так называемого «творческого горения» в первую очередь рождали расцвет портрета: в пушкинское время, в богатые талантами десятилетия XIX века, в годы Великой Отечественной войны. Ни бытовой жанр, ни историческая картина, ни пейзаж или натюрморт, взятые в их последовательном развитии, не смогут с такой непрерывностью и полнотой рассказать о судьбах изобразительного искусства в России, как портрет.

Поскольку именно вторая половина XVIII столетия выдвинула портретную живопись, как весьма разнообразный и интересный жанр, представленный наиболее яркими индивидуальностями, то хронологические рамки исследуемого периода очевидны.

На основании вышеуказанной литературы и в связи с заявленной проблемой целесообразно в процессе работы попутное выяснение следующих вопросов: а) каковы причины главенствования жанра портрета среди других жанров в живописи второй половины XVIII века; б) каковы этапы эволюции жанра портрета в отечественном искусстве; в) какие виды портретов появляются в эпоху расцвета жанра; г) можно ли выявить черты основных героев эпохи, изображаемых художниками; д) каковы черты национального своеобразия в пределах жанра.

Эти вопросы будут рассмотрены соответственно плану работы. По структуре работа состоит из введения, 2-х глав и заключения. Кроме того, предполагается наличие списка использованной литературы.

       



Глава 1.Портрет - центральный жанр искусства второй половины XVIII века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: