Глава 2. Национальное своеобразие русских портретов

Основные направления в развитии жанра

Исследователи портретной живописи указывают на наличие трех основных линий в развитии жанра. Основная линия представлена произведениями наиболее известных художников, таких как И. Никитин, А. Матвеев, И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Это так называемая, магистральная линия, которая была направлена сначала на овладение основными художественными принципами Нового времени, затем развивалась в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями сменявших друг друга барокко, рококо, классицизма, а в последнее десятилетие XVIII века с параллельными им явлениями сентиментализма и даже предромантизма. По обеим сторонам этого мощного потока расположены два других направления: с одной стороны – это архаизирующее искусство – «художественный примитив», с другой – россика.

Первое направление непосредственно связано с понятием парсуны. Парсуна (искажение слова «персона», от лат. Persona - -личность) – название произведений русской, украинской, белорусской портретной живописи 2-ой половины XVI-XVII века. Парсуны лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим же особенностям, они были тесно связаны с иконописью, сохраняли идеальность и каноничность, плоскостное узорное письмо. Парсуна сыграла важную роль как носитель основных черт нового портретного метода, «трансформированного» в русских условиях на собственный лад. Большие размеры таких портретов, композиционные схемы, унаследованные от западноевропейских парадных полотен XVII столетия, строгая социальная обусловленность и др. – составляет основные черты парсуны. Именно благодаря парсуне – формирование русской портретной живописи впитало требование как неотъемлемого условия этого жанра – не только обретение сходства, но и – картинности, обретения портретом места в еще формирующемся русском светском интерьере.

Другая побочная линия в развитии портретного жанра, подразумевает художественную деятельность иностранцев в России и обозначается термином «россика». Нужно сказать, что западные мастера работали в России издавна, особенно интенсивно – со второй половины XVII века. В первой четверти XVIII века связи с Западом по общеизвестным и вышеуказанным причинам приобретают невиданный размах. Иностранные портретисты, прежде всего И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк отражают главным образом важные с государственной точки зрения парадные и галантные стороны русской действительности. «Переводя» на общепринятый в Европе язык события русской жизни, иностранные художники одновременно обучают местных мастеров и публику приемам, иконографическим типам, средствам олицетворения абстрактных понятий – языку искусства Нового времени.

В середине XVIII века сферой деятельности русских художников в области живописи по преимуществу является камерный и полупарадный портрет в рост. Иностранцы же выполняют монументально-декоративные росписи интерьеров, используя аллегорическую и историческую тематику.

Если в первой половине столетия основной массив приезжающих на Русь иностранных художников составляли итальянцы, немцы и австрийцы, то со второй половины 1750-х годов усилился приток французских художников. Среди них Л. Токке, Л.-Ж. Лоррен, Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Это свидетельствует о возросшей взыскательности во вкусах отечественной публики.

Луи Токке (1696-1772) был вызван в Россию специально для того, чтобы написать портрет императрицы Елизаветы Петровны. Ему же принадлежит несколько портретов частных лиц, отмеченных высокой культурой цвета, выдержанных в мягкой и матовой манере («Портрет А. М. Воронцовой» (1758), «Портрет Е. А. Головкиной»).

Подводя небольшой итог, можно сказать, что россика имела своего заказчика в России, собственную сферу отражения жизни. Достоинства личности утверждаются россикой по-своему – в наглядном соединении с богатством и знатностью. Подобные живописные произведения зачастую пронизывает стремление к красивому. Здесь также характерно увлечение передачей изысканных поз, предметов дорогой обстановки, цветов и ваз, роскошных тканей и т.п.

Итак, заморские художники принесли в Россию традиции западноевропейской живописи Нового времени. Русские мастера воспринимали новшества и учились у них, осваивая технику живописи. Но, одновременно с этим русские мастера выработали собственную концепцию портретного образа. Об этом и пойдет речь далее.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: