Используемые на уроках математики

В современных исследованиях указано, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике. Рассмотрим основные нарушения предпосылок интеллекта:

— недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координации (нарушения каллиграфии);

— зрительно-пространственные нарушения: нестой­кость графического образа цифр и букв, зеркаль­ность и перестановка их при чтении и написании,
трудности ориентации в пределах тетрадного листа;

—нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;

— трудности усвоения логико-грамматических конст­рукций языка, ограниченность словарного запаса;

— нарушения зрительной, слуховой функций;

— трудности концентрации и распределения внима­ния, фрагментарность восприятия.

Анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математикой учащимися с ЗПР, позволяет внести необходимые измене­ния в методику преподавания математики. Изучение программного материала должно быть направлено не только на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслитель­ной деятельности и повышение общего развития школьников рассматриваемой категории.

Для учащихся с задержкой психического развития обучение математике целесообразно начинать с расши­рения практического опыта действий детей с разнооб­разными предметными множествами. В результате у них постепенно формируются первоначальные мате­матические знания: понятие натурального числа и пра­вил выполнения арифметических действий. В процессе обучения математике детей с особыми образовательны­ми потребностями необходимо использование нагляд­ных и практических методов. На основе наблюдений и выполнения различных действий с предметами учащие­ся учатся проводить анализ, делать обобщение, у них формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою дея­тельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполне­ния заданий.

Доступная организация практической деятельнос­ти способствует снижению умственному переутомле­нию, которое часто возникает у таких учащихся в про­цессе выполнения заданий, требующих интеллектуаль­ного напряжения.

Учителю важно осуществлять специальную рабо­ту, направленную на развитие мыслительной деятель­ности на всех этапах обучения, так как появляются но­вые задания и задачи, требующие развитие сложной аналитико-синтетической деятельности.

    Для детей с задержкой психического развития це­лесообразнее предлагать материал небольшими дозами, постепенно усложнять задания, увеличивать количест­во тренировочных упражнений. Учитывая особенности развития памяти учащихся данной категории, на каж­дом уроке должны присутствовать упражнения для за­крепления и повторения ранее изученного материала.

Са­мостоятельная работа для младших школьников с осо­быми образовательными потребностями должна быть организована с учетом уровня знаний и умений уча­щихся; задания составляются так, чтобы учащийся смог справить­ся не менее чем с 30% задания. Тем самым учитель со­здает «ситуацию успеха», способствует формированию интереса к предмету.

Как известно, учащимся с задержкой психического развития трудно дается понимание пространственных отношений. Учитель должен обратить особое внимание на процесс формирования представлений об ориенти­ровке в пространстве по основным пространственным направлениям (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз и т. д.). Большое значение имеет выработка уме­ния ориентироваться на листе тетради, альбома. С этой целью детям необходимо предлагать задания, выполне­ние которых будет производиться на клетчатой бумаге. Это работы графического характера: вычерчивание ор­намента по образцу, достраивание фигуры, работа с го­товым рисунком и т.д. При этом учитель дает четкие ука­зания учащимся, а сам добивается от них полных отве­тов, с подробным пояснением выполняемого действия.

  Учитывая плохую координацию движений и слабо развитую мелкую моторику детей, поступающих в школу, целесообразно как можно раньше включать упражнения графического характера, штриховку в раз­ных направлениях, обведение контуров предметов по точкам, письмо элементов цифр, раскрашивание.

  Особое внимание необходимо уделять такому раз­делу программы, как решение задач. Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель — научить выяснять в каж­дой задаче ее математическую сущность, видеть за раз­личными словесными выражениями и в разных опи­санных в задачах ситуациях их математическое содер­жание, научить каждого ученика анализировать задачу. С первых дней обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учи­лись рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.

На индивидуальных и групповых занятиях для коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук сле­дует проводить пальцевую гимнастику, разминание пластилина и глины, нанизывание пуговиц и бусин на нити, широко использовать работу со счетными палоч­ками, конструирование.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития направлена не только на усвоение определенных разделов программы, но и на формирование мыслительной деятельности, а также на повышение общего развития и изменение личности учащихся.

Изложенные далее задания разработаны в соответ­ствии с программой по математике для четырехлетней начальной школы. Они могут быть использованы при ра­боте по учебникам всех авторов (исключение составляют учебники, разработанные по системе В.В. Давыдова).

Оче­видно, что каждое задание преследует не только одну цель, т.к. все познавательные процессы существуют не отдельно и обособленно, а представляют собой единую систему и, как следствие, развиваются в комплексе. Предлагаемые задания даются также с целью стимули­рования познавательной активности учащихся. Приве­денная классификация по целям воздействия, позволит учителю облегчить выбор необходимых к уроку зада­ний, с учетом индивидуальных особенностей учащихся с задержкой психического развития.

  Особо отметим, что учащиеся с задержкой психи­ческого развития затрудняются в использовании мате­матических терминов в своей речи, поэтому учитель должен особо следить за речью учащихся. Важно, чтобы учащиеся умели показать и объяснить все, что и как они делают, решают, выполняют по­строения и т.д. Параллельное формирование математи­ческих представлений и развитие речи способствует развитию продуктивной мыслительной деятельности учащихся, способствует формированию навыков кон­троля и самоконтроля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: