В современных исследованиях указано, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике. Рассмотрим основные нарушения предпосылок интеллекта:
— недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координации (нарушения каллиграфии);
— зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании,
трудности ориентации в пределах тетрадного листа;
—нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;
— трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;
— нарушения зрительной, слуховой функций;
— трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.
Анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математикой учащимися с ЗПР, позволяет внести необходимые изменения в методику преподавания математики. Изучение программного материала должно быть направлено не только на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности и повышение общего развития школьников рассматриваемой категории.
|
|
Для учащихся с задержкой психического развития обучение математике целесообразно начинать с расширения практического опыта действий детей с разнообразными предметными множествами. В результате у них постепенно формируются первоначальные математические знания: понятие натурального числа и правил выполнения арифметических действий. В процессе обучения математике детей с особыми образовательными потребностями необходимо использование наглядных и практических методов. На основе наблюдений и выполнения различных действий с предметами учащиеся учатся проводить анализ, делать обобщение, у них формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения заданий.
Доступная организация практической деятельности способствует снижению умственному переутомлению, которое часто возникает у таких учащихся в процессе выполнения заданий, требующих интеллектуального напряжения.
Учителю важно осуществлять специальную работу, направленную на развитие мыслительной деятельности на всех этапах обучения, так как появляются новые задания и задачи, требующие развитие сложной аналитико-синтетической деятельности.
Для детей с задержкой психического развития целесообразнее предлагать материал небольшими дозами, постепенно усложнять задания, увеличивать количество тренировочных упражнений. Учитывая особенности развития памяти учащихся данной категории, на каждом уроке должны присутствовать упражнения для закрепления и повторения ранее изученного материала.
|
|
Самостоятельная работа для младших школьников с особыми образовательными потребностями должна быть организована с учетом уровня знаний и умений учащихся; задания составляются так, чтобы учащийся смог справиться не менее чем с 30% задания. Тем самым учитель создает «ситуацию успеха», способствует формированию интереса к предмету.
Как известно, учащимся с задержкой психического развития трудно дается понимание пространственных отношений. Учитель должен обратить особое внимание на процесс формирования представлений об ориентировке в пространстве по основным пространственным направлениям (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз и т. д.). Большое значение имеет выработка умения ориентироваться на листе тетради, альбома. С этой целью детям необходимо предлагать задания, выполнение которых будет производиться на клетчатой бумаге. Это работы графического характера: вычерчивание орнамента по образцу, достраивание фигуры, работа с готовым рисунком и т.д. При этом учитель дает четкие указания учащимся, а сам добивается от них полных ответов, с подробным пояснением выполняемого действия.
Учитывая плохую координацию движений и слабо развитую мелкую моторику детей, поступающих в школу, целесообразно как можно раньше включать упражнения графического характера, штриховку в разных направлениях, обведение контуров предметов по точкам, письмо элементов цифр, раскрашивание.
Особое внимание необходимо уделять такому разделу программы, как решение задач. Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель — научить выяснять в каждой задаче ее математическую сущность, видеть за различными словесными выражениями и в разных описанных в задачах ситуациях их математическое содержание, научить каждого ученика анализировать задачу. С первых дней обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учились рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.
На индивидуальных и групповых занятиях для коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук следует проводить пальцевую гимнастику, разминание пластилина и глины, нанизывание пуговиц и бусин на нити, широко использовать работу со счетными палочками, конструирование.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития направлена не только на усвоение определенных разделов программы, но и на формирование мыслительной деятельности, а также на повышение общего развития и изменение личности учащихся.
Изложенные далее задания разработаны в соответствии с программой по математике для четырехлетней начальной школы. Они могут быть использованы при работе по учебникам всех авторов (исключение составляют учебники, разработанные по системе В.В. Давыдова).
Очевидно, что каждое задание преследует не только одну цель, т.к. все познавательные процессы существуют не отдельно и обособленно, а представляют собой единую систему и, как следствие, развиваются в комплексе. Предлагаемые задания даются также с целью стимулирования познавательной активности учащихся. Приведенная классификация по целям воздействия, позволит учителю облегчить выбор необходимых к уроку заданий, с учетом индивидуальных особенностей учащихся с задержкой психического развития.
|
|
Особо отметим, что учащиеся с задержкой психического развития затрудняются в использовании математических терминов в своей речи, поэтому учитель должен особо следить за речью учащихся. Важно, чтобы учащиеся умели показать и объяснить все, что и как они делают, решают, выполняют построения и т.д. Параллельное формирование математических представлений и развитие речи способствует развитию продуктивной мыслительной деятельности учащихся, способствует формированию навыков контроля и самоконтроля.