В школе сложилась система методической службы, целью которой является повышение уровня профессионального мастерства педагогов школы.
Руководит методической работой в школе методический совет, который координировал работу школьных МО по теме школы, обобщению и распространению передового педагогического опыта, по оказанию методической помощи учителям.
В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив продолжал работать над методической темой “Современный урок как фактор повышения качества образования школьников”. Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех: администрацию школы, учителей, родителей, учеников. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.
Ц ель методической работы коллектива – освоение наиболее рациональных методов педагогической деятельности и методов подготовки педагога к организации образовательной работы, обмен опытом, выявление и внедрение актуального педагогического опыта.
Использованы различные пути достижения поставленной цели:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- использование потенциала кадрового состава педагогического коллектива (обмен опытом, наставничество);
- деятельность методической службы школы;
- разнообразие форм методической работы;
- средства внутришкольного контроля.
На основании главных направлений работы и в соответствии с поставленными целями методический совет определил для коллектива следующие задачи:
Ø Совершенствование педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовки кадров.
Ø Изучение и внедрение в практику новых педагогических технологий.
Ø Активизация работы учителей над темами по самообразованию.
Ø Расширение форм методической работы.
Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:
Ø Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.
Ø Составлены и утверждены планы методической работы школы, работы методических объединений.
Ø Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы.
Ø Создана система внутришкольного контроля, как одно из условий эффективной работы.
Ø Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов.
Формы методической работы:
В 2010 – 2011 учебном году в методической работе школы использовались как коллективные так и индивидуальные формы:
ü Педсовет. Поведены тематические педагогические советы:
- «Требования новых образовательных стандартов к современному уроку»,
- «Основная образовательная программа начального общего образования»,
- «О допуске учащихся к итоговой аттестации»,
- «О переводе учащихся в следующий класс»,
- «Об окончании школы учащимися 9 классов»,
- «Об окончании школы учащимися 11 классов»,
- «Итоги учебно-воспитательной работы школы за год»,
ü Психолого-педагогический консилиум по обучению детей с индивидуальными потребностями образования, обучению детей по коррекционным программам;
ü доклады, выступления;
ü семинары, семинары-практикумы проходили на заседаниях МО;
ü открытые уроки;
ü обсуждение проблем;
ü деятельность творческих, рабочих групп;
ü самообразование, работа по темам самообразования, посещение библиотек в НИПКиПРО и ГПНТБ;
ü анкетирование учителей, учащихся, родителей по вопросам качества образования;
ü педагогический мониторинг деятельности классных руководителей, результатов обучения, применения здоровьесберегающих технологий и др.;
ü предметные и межпредметные МО;
ü методические оперативки по планированию и анализу мероприятий;
ü методические консультации;
ü самоанализ;
ü собеседование;
ü административные совещания при директоре и зам.директора по итогам ВШК.
Одной из наиболее эффективных форм работы над методической темой педагогического коллектива является методическое объединение учителей -предметников. Через методическую работу в МО осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучение и использование на практике современных методик воспитания.
Главное в работе методических объединений - оказание реальной, действенной помощи педагогу. Наряду с докладами, сообщениями, используются открытые уроки и внеклассные мероприятия, творческие отчеты, деловые игры, тренинги и другие активные формы деятельности.
В этом учебном году в школе действовали 5 МО:
· МО учителей – словесников работало над темой «Влияние современного урока на формирование всесторонне развитой личности учащегося».
Руководитель – учитель русского языка и литературы Богданова А.Н.
Учителя-словесники в течение года проводили контроль качества обучения по предметам, ученики показывали хорошие результаты. Организовали и внеаудиторную деятельность: проводили олимпиады, участвовали во всероссийском конкурсе «Русский Медвежонок», «Британский бульдог», «Родное слово».
В апреле 2011 г. проведена предметная неделя русского языка, в рамках которой прошёл День грамотности (всеобщий диктант), выпуск стенгазет о создателях славянской письменности, лингвистические викторины и интеллектуальные игры. Учителями-словесниками подготовлен и проведён праздник ко Дню Победы.
Учителем русского языка Меркульевой Т.Л., как и в предыдущем году, ведётся экспериментальная работа (на базе ОблЦИТ) по апробации новых УМК по русскому языку С.И. Львовой (оценка концепции и содержания учебного издания, оценка методического аппарата).
Учителем английского языка Мартыновой Н.Н. дан открытый урок «Применение ИКТ в преподавании английского языка».
· МО естественно-математического цикла. Тема работы «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Создание педагогических условий для развития исследовательских и творческих способностей учащихся».
Руководитель – учитель математики первой квалификационной категории Сирица О.В.
Учителями МО активно внедряются в учебный процесс элементы инновационных технологий: ИКТ, технологии учебных проектов и исследовательской деятельности учащихся.
Учителями МО организовано участие учеников в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам цикла. Традиционно участие в математическом конкурсе «Кенгуру», 43 участника из 5-10 классов. 13 учеников приняли участие во Всероссийском конкурсе «КИТ» (учитель Сирица О.В.).
Учителя МО хорошо подготовили учеников и получили отличные результаты в школьной НПК (призёры подготовлены учителями Никулиной Н.А., Лаврентьевой С.В). Победители школьной НПК Гишаева М.(8кл.), Завадская А. (9кл.) и Кузнецова А. (9 кл.) приняли участие в районной НПК. Работы Гишаевой М. и Завадской А. на секции естествознания заняли 1 место и получили приз симпатий жюри. Работа Кузнецовой А. (математика) по количеству баллов оказалась на 3-м месте, но его жюри не присудило никому.
Учителями МО широко используются информационно-коммуникационные технологии для дополнительного образования детей: на протяжении всего учебного года учащиеся принимали участие во Всероссийских эколого-биологической интернет–викторине (руководитель команды Сирица О.В.). Впервые ученики школы приняли участие в Международных дистанционных конкурсах по природоведению «Колосок» (учителя Ватутина Е.В. и Лаврентьева С.В.) и конкурсе по физике «Зубрёнок» (учитель Лаврентьева С.В.).
· МО обществоведческих наук. Тема МО: «Внедрение элементов новых педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся».
Руководитель – учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Никулина Н.А.
Силами учителей проведён «День здоровья» и организовано участие детей в большом количестве разнообразных конкурсов.
Участие в районных, областных мероприятиях и конкурсах
Под руководством Ватутиной Е.В.:
-Районные конкурсы «Наши соседи по планете» (победители), «Спасибо деду за победу» (дипломы лауреатов).
Участие ВПК «Капонир» под руководством Сусляковой Л.И. в традиционных мероприятиях:
-VII Региональный фестиваль ВПК и клубов традиционной воинской культуры «За други своя» (грамота)
-областной тематический сбор клубов традиционной воинской культуры, посвященный дню ратной славы А.Невского (грамота)
- областная военно-спортивная эстафета «День разведчика», посвященная 66-летию Великой Победы (грамота)
- IХ Региональный фестиваль «За други своя», посвященный 65-летию Великой Победы (грамота)
- областной тематический сбор клубов традиционной воинской культуры, посвященный «Дню разведчика» (грамота)
-участие в областном патриотическом народном гулянии «Широкая масленица» (грамота)
-участие в областном патриотическом молодежном мероприятии – народном гулянии «Красная горка» (грамота)
-Участие в районной акции «Как живешь, ветеран» (приз + грамота)
-Участие в акции Международной организации «Русский мир» «Память сердца».
- Районный конкурс «Спасибо деду за победу» (дипломы лауреатов).
Под руководством Никулиной Н.А.:
Районные конкурсы «Безопасное колесо», «Создаём значок ЮИД», конкурс презентаций по ПДД (2 место), конкурс рисунков «Не зная брода, не суйся в воду».
· МО учителей начальных классов в 2010 – 2011 учебном году работало по теме « Образовательные возможности основных типов и разновидностей современных уроков »
Руководитель – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Белоглазова Е.А.
В соответствии с выбранной методической темой проходили заседания МО «Виды и формы обучения. Урок – основная форма организации классно-урочной системы», «Типология и структура современных уроков». Учителя обменивались опытом на открытых уроках, на которые приглашались учителя старшего звена, а также родители:
· русский язык. «Правописание большой буквы в именах собственных» (2а, учитель Белоглазова Е.А.);
· математика. «Повторение и закрепление изученного материала» (2б, учитель Роговская В.А.);
· интегрированный урок русский язык-математика. (1 кл, учитель Ерёменко С.Н.).
В текущем учебном году учителя МО стали активными участниками рабочей группы по освоению и внедрению новых образовательных стандартов.
В 2010 – 2011 учебном году учащиеся начальной школы участвовали во всероссийских интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Чип», «Сократ», «ЭМУ».
В апреле на базе школы прошли ежегодные собеседования с детьми, поступающими в 1 класс и консультации для родителей. С апреля 2011 года учитель Роговская В.А. ведёт «субботнюю» школу для будущих первоклассников.
· МО классных руководителей возглавляет Романова Е.Н., учитель математики, классный руководитель 7 класса.
ТЕМА работы: «Формы и методы воспитательной деятельности, направленные на социализацию школьников, на подготовку к жизни в современных условиях». Проведены традиционные коллективные мероприятия школы: Праздники первого и последнего звонка, новогодние праздники, Масленица, организованы мероприятия ко Дню космонавтики, Дню конституции и многие другие. Регулярно выходила школьная фотогазета «Школяр». Классными руководителями организовывались выставки детского творчества.
Каждое методическое объединение имело свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений.
В текущем учебном году совместными усилиями учителей всех МО успешно реализовался личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании учеников. Все вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствованию качества преподавания.
Пожалуй, центральной проблемой методической работы 2010-2011 учебного года стало создание, разработка Основной образовательной программы начального общего образования. В результате деятельности рабочей группы, состоящей из многих учителей школы, создана ООП НОО, реализация которой начнётся с 2011-2012 учебного года.
Учебная часть в течение учебного года контролировала состояние и методическую работу учебных кабинетов. В начале года проводится традиционная паспортизация учебных кабинетов. Предметные кабинеты оформлены, собран дидактический материал по изучаемой области научного знания, работают ТСО. Каждый заведующий кабинетом осуществляет методическую работу согласно планам.
В течение учебного года осуществлялась диагностика деятельности педагогического коллектива. Проблемы, которые выявила в предыдущие годы диагностика творческого потенциала педагогов школы, психологического климата школьного коллектива, остались прежними, но постепенно решаются:
- все педагоги включены в освоение новых технологий, но не все достаточно активно, в полном объеме, используют их на уроках:
- не в полном объеме используют на практике метод проектной деятельности;
- не все стремятся к обмену опытом по освоению педагогических инноваций;
- учащиеся с низкой мотивацией к обучению не настроены на учёбу и усвоение стандарта знаний, что доказывает негативное влияние сложившейся в обществе ситуации по отношению к обязательному бесплатному общему образованию.
По данным проведенных исследований стабилен рост показателей профессиональной деятельности учителей по следующим позициям:
1) владение содержанием учебных курсов, новых подходов в изучении предметов;
2) умение самостоятельно составить рабочую программу по предмету;
3) знание методик и методов работы;
4) положительная динамика в области знания педагогических технологий;
5) навыки контроля и коррекции самоконтроля у учащихся.
Вывод:
Таким образом, все учителя школы вовлечены в методическую работу. Ведется систематическая работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей, созданы условия для повышения их квалификации.
По итогам учебного года определены основные направления методической работы в ближайшем будущем:
- повышение учебной мотивации слабоуспевающих учащихся;
- сохранение уровня мотивации и его повышение у желающих учиться и овладеть стандартом знаний;
- целенаправленная и систематизированная работа с одаренными детьми;
- повышение мотивации педагогов школы на участие в освоении передового педагогического опыта.