Деятельность методической службы школы

 

В школе сложилась система методической службы, целью которой является повышение уровня профессионального мастерства педагогов школы.

Руководит методической работой в школе методический совет, который координировал работу школьных МО по теме школы, обобщению и распространению передового педагогического опыта, по оказанию методической помощи учителям.

В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив продолжал работать над  методической темой “Современный урок как фактор повышения качества образования школьников”. Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех: администрацию школы, учителей, родителей, учеников. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.

 

Ц ель методической работы коллектива – освоение наиболее рациональных методов педагогической деятельности и методов подготовки педагога к организации образовательной работы, обмен опытом, выявление и внедрение актуального педагогического опыта.

 

Использованы различные пути достижения поставленной цели:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- использование потенциала кадрового состава педагогического коллектива (обмен опытом, наставничество);

- деятельность методической службы школы;

- разнообразие форм методической работы;

- средства внутришкольного контроля.

 

На основании главных направлений работы и в соответствии с поставленными целями методический совет определил для коллектива следующие задачи:

Ø Совершенствование педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовки кадров.

Ø Изучение и внедрение в практику новых педагогических технологий.

Ø Активизация работы учителей над темами по самообразованию.

Ø Расширение форм методической работы.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

Ø Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.

Ø Составлены и утверждены планы методической работы школы, работы методических объединений.

Ø Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы.

Ø Создана система внутришкольного контроля, как одно из условий эффективной работы.

Ø Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов.

 

Формы методической работы:

В 2010 – 2011 учебном году в методической работе школы использовались как коллективные так и индивидуальные формы:

ü Педсовет. Поведены тематические педагогические советы:

- «Требования новых образовательных стандартов к современному уроку»,

- «Основная образовательная программа начального общего образования»,

- «О допуске учащихся к итоговой аттестации»,

- «О переводе учащихся в следующий класс»,

- «Об окончании школы учащимися 9 классов»,

- «Об окончании школы учащимися 11 классов»,

- «Итоги учебно-воспитательной работы школы за год»,

 

ü Психолого-педагогический консилиум по обучению детей с индивидуальными потребностями образования, обучению детей по коррекционным программам;

ü доклады, выступления;

ü семинары, семинары-практикумы проходили на заседаниях МО;

ü открытые уроки;

ü обсуждение проблем;

ü деятельность творческих, рабочих групп;

ü самообразование, работа по темам самообразования, посещение библиотек в НИПКиПРО и ГПНТБ;

ü анкетирование учителей, учащихся, родителей по вопросам качества образования;

ü педагогический мониторинг деятельности классных руководителей, результатов обучения, применения здоровьесберегающих технологий и др.;

ü предметные и межпредметные МО;

ü методические оперативки по планированию и анализу мероприятий;

ü методические консультации;

ü самоанализ;

ü собеседование;

ü административные совещания при директоре и зам.директора по итогам ВШК.

 

Одной из наиболее эффективных форм работы над методической темой педагогического коллектива является методическое объединение учителей -предметников. Через методическую работу в МО осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучение и использование на практике современных методик воспитания.

Главное в работе методических объединений - оказание реальной, действенной помощи педагогу. Наряду с докладами, сообщениями, используются открытые уроки и внеклассные мероприятия, творческие отчеты, деловые игры, тренинги и другие активные формы деятельности.

 

В этом учебном году в школе действовали 5 МО:

· МО учителей – словесников работало над темой «Влияние современного урока на формирование всесторонне развитой личности учащегося».

Руководитель – учитель русского языка и литературы Богданова А.Н.

       Учителя-словесники в течение года проводили контроль качества обучения по предметам, ученики показывали хорошие результаты. Организовали и внеаудиторную деятельность: проводили олимпиады, участвовали во всероссийском конкурсе «Русский Медвежонок», «Британский бульдог», «Родное слово».

В апреле 2011 г. проведена предметная неделя русского языка, в рамках которой прошёл День грамотности (всеобщий диктант), выпуск стенгазет о создателях славянской письменности, лингвистические викторины и интеллектуальные игры. Учителями-словесниками подготовлен и проведён праздник ко Дню Победы.

Учителем русского языка Меркульевой Т.Л., как и в предыдущем году, ведётся экспериментальная работа (на базе ОблЦИТ) по апробации новых УМК по русскому языку С.И. Львовой (оценка концепции и содержания учебного издания, оценка методического аппарата).

Учителем английского языка Мартыновой Н.Н. дан открытый урок «Применение ИКТ в преподавании английского языка».

 

· МО естественно-математического цикла. Тема работы «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Создание педагогических условий для развития исследовательских и творческих способностей учащихся».

Руководитель – учитель математики первой квалификационной категории Сирица О.В. 

Учителями МО активно внедряются в учебный процесс элементы инновационных технологий: ИКТ, технологии учебных проектов и исследовательской деятельности учащихся.

Учителями МО организовано участие учеников в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам цикла. Традиционно участие в математическом конкурсе «Кенгуру», 43 участника из 5-10 классов. 13 учеников приняли участие во Всероссийском конкурсе «КИТ» (учитель Сирица О.В.).

Учителя МО хорошо подготовили учеников и получили отличные результаты в школьной НПК (призёры подготовлены учителями Никулиной Н.А., Лаврентьевой С.В). Победители школьной НПК Гишаева М.(8кл.), Завадская А. (9кл.) и Кузнецова А. (9 кл.) приняли участие в районной НПК. Работы Гишаевой М. и Завадской А. на секции естествознания заняли 1 место и получили приз симпатий жюри. Работа Кузнецовой А. (математика) по количеству баллов оказалась на 3-м месте, но его жюри не присудило никому.

 Учителями МО широко используются информационно-коммуникационные технологии для дополнительного образования детей: на протяжении всего учебного года учащиеся принимали участие во Всероссийских эколого-биологической интернет–викторине (руководитель команды Сирица О.В.). Впервые ученики школы приняли участие в Международных дистанционных конкурсах по природоведению «Колосок» (учителя Ватутина Е.В. и Лаврентьева С.В.) и конкурсе по физике «Зубрёнок» (учитель Лаврентьева С.В.).

 

· МО обществоведческих наук. Тема МО: «Внедрение элементов новых педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся».

Руководитель – учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Никулина Н.А.

Силами учителей проведён «День здоровья» и организовано участие детей в большом количестве разнообразных конкурсов.

         

Участие в районных, областных  мероприятиях и конкурсах

Под руководством Ватутиной Е.В.:

-Районные конкурсы «Наши соседи по планете» (победители), «Спасибо деду за победу» (дипломы лауреатов).

Участие ВПК «Капонир» под руководством Сусляковой Л.И. в традиционных мероприятиях:

-VII Региональный фестиваль ВПК и клубов традиционной воинской культуры «За други своя» (грамота)

-областной тематический сбор клубов традиционной воинской культуры, посвященный дню ратной славы А.Невского (грамота)

- областная военно-спортивная эстафета «День разведчика», посвященная 66-летию Великой Победы (грамота)

- IХ Региональный фестиваль «За други своя», посвященный 65-летию Великой Победы (грамота)

- областной тематический сбор клубов традиционной воинской культуры, посвященный «Дню разведчика» (грамота)

-участие в областном патриотическом народном гулянии «Широкая масленица» (грамота)

-участие в областном патриотическом молодежном мероприятии – народном гулянии «Красная горка» (грамота)

-Участие в районной акции «Как живешь, ветеран» (приз + грамота)

-Участие в акции Международной организации «Русский мир» «Память сердца».

- Районный конкурс «Спасибо деду за победу» (дипломы лауреатов).

Под руководством Никулиной Н.А.:

Районные конкурсы «Безопасное колесо», «Создаём значок ЮИД», конкурс презентаций по ПДД (2 место), конкурс рисунков «Не зная брода, не суйся в воду».

 

 

· МО учителей начальных классов в 2010 – 2011 учебном году работало по теме « Образовательные возможности основных типов и разновидностей современных уроков »

Руководитель – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Белоглазова Е.А.

В соответствии с  выбранной методической темой проходили заседания МО «Виды и формы обучения. Урок – основная форма организации классно-урочной системы», «Типология и структура современных уроков». Учителя обменивались опытом на открытых уроках, на которые приглашались учителя старшего звена, а также родители:

· русский язык. «Правописание большой буквы в именах собственных» (2а, учитель Белоглазова Е.А.);

· математика. «Повторение и закрепление изученного материала» (2б, учитель Роговская В.А.);

· интегрированный урок русский язык-математика. (1 кл, учитель Ерёменко С.Н.).

 

В текущем учебном году учителя МО стали активными участниками рабочей группы по освоению и внедрению новых образовательных стандартов.

В 2010 – 2011 учебном году учащиеся начальной школы участвовали во всероссийских интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Чип», «Сократ», «ЭМУ».

В апреле на базе школы прошли ежегодные собеседования с детьми, поступающими в 1 класс и консультации для родителей. С апреля 2011 года учитель Роговская В.А. ведёт «субботнюю» школу для будущих первоклассников.

· МО классных руководителей возглавляет Романова Е.Н., учитель математики, классный руководитель 7 класса.

ТЕМА работы: «Формы и методы воспитательной деятельности, направленные на социализацию школьников, на подготовку к жизни в современных условиях». Проведены традиционные коллективные мероприятия школы: Праздники первого и последнего звонка, новогодние праздники, Масленица, организованы мероприятия ко Дню космонавтики, Дню конституции и многие другие. Регулярно выходила школьная фотогазета «Школяр». Классными руководителями организовывались выставки детского творчества.

 

Каждое методическое объединение имело свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений.

В текущем учебном году совместными усилиями учителей всех МО успешно реализовался личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании учеников. Все вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствованию качества преподавания.

 

 

       Пожалуй,  центральной проблемой методической работы 2010-2011 учебного года стало создание, разработка Основной образовательной программы начального общего образования. В результате деятельности рабочей группы, состоящей из многих учителей школы, создана ООП НОО, реализация которой начнётся с 2011-2012 учебного года.

Учебная часть в течение учебного года контролировала состояние и методическую работу учебных кабинетов. В начале года проводится традиционная паспортизация учебных кабинетов. Предметные кабинеты оформлены, собран дидактический материал по изучаемой области научного знания, работают ТСО. Каждый заведующий кабинетом осуществляет методическую работу согласно планам.

 

 

В течение учебного года осуществлялась диагностика деятельности педагогического коллектива. Проблемы, которые выявила в предыдущие годы диагностика творческого потенциала педагогов школы, психологического климата школьного коллектива, остались прежними, но постепенно решаются:

- все педагоги включены в освоение новых технологий, но не все достаточно активно, в полном объеме, используют их на уроках:

- не в полном объеме используют на практике метод проектной деятельности;

- не все стремятся к обмену опытом по освоению педагогических инноваций;

- учащиеся с низкой мотивацией к обучению не настроены на учёбу и усвоение стандарта знаний, что доказывает негативное влияние сложившейся в обществе ситуации по отношению к обязательному бесплатному общему образованию.

    По данным проведенных исследований стабилен рост показателей профессиональной деятельности учителей по следующим позициям:

1) владение содержанием учебных курсов, новых подходов в изучении предметов;

2) умение самостоятельно составить рабочую программу по предмету;

3) знание методик и методов работы;

4) положительная динамика в области знания педагогических технологий;

5) навыки контроля и коррекции самоконтроля у учащихся.

Вывод:

Таким образом, все учителя школы вовлечены в методическую работу. Ведется систематическая работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей, созданы условия для повышения их квалификации.

 

По итогам учебного года определены основные направления методической работы в ближайшем будущем:

- повышение учебной мотивации слабоуспевающих учащихся;

- сохранение уровня мотивации и его повышение у желающих учиться и овладеть стандартом знаний;

- целенаправленная и систематизированная работа с одаренными детьми;

- повышение мотивации педагогов школы на участие в освоении передового педагогического опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: