Память, понятие, сущность

Введение

Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти. Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.

Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой их этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане), биогенетические (И.П.Павлов, И.М.Сеченов), физиологические (Л.С.Выгодский). В данном исследовании при изучении этой проблемы были изучены различные теории, труды известных психологов.

Ученые и методисты до сих пор занимаются исследованием развития памяти у детей младшего школьного возраста. Нас заинтересовали эти проблемы, которые и послужили выбору моей темы.

       Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования памяти  у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. В специальной литературе этот вопрос освещен в малой степени.

       Важность данной проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и отсутствие

методической разработанности определяет актуальность исследования и выбор темы: «Особенности памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта».

Цель исследования: изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.  

            Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме  исследования памяти.

2. Изучить особенности младшего школьного возраста в онтогенезе.

3. Изучить особенности детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста.

4. Осуществить отбор и апробацию содержания психокоррекционной работы, направленной на развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта.

       Гипотеза исследования состояла в предположении: у учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта  доминирует зрительная кратковременная память; большинство детей имеет низкий уровень развития памяти, но при проведении целенаправленной, систематической работы по коррекции возможно повышение качества памяти.    

       Объект исследования: особенности памяти у детей с младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

       Предмет исследования: коррекция памяти у младших школьников с нарушениями интеллекта, с помощью специально организованных занятий.

               Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,   биографический метод, констатирующий и формирующий эксперимент.

       Практическое значение данного исследования состоит в том, что проведенная работа позволяют расширить и уточнить знания о коррекции памяти у детей младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование проводилось с 27 сентября по 12 ноября 2010г с учащимися, имеющими нарушение интеллекта, посещающими СОШ №2, Ермаковского района, классы VIII вида, и состояло из 2 этапов:

1 этап – констатирующий (с 27 сентября по 01 октября) имел целого состояния изучения мнестической деятельности учащихся с нарушением интеллекта до проведения психокоррекционных мероприятий. На данном этапе посредством биографического метода анализу и выборке участников исследования осуществлялся подбор диагностических методик, надежных и адекватных познавательным возможностям детей с нарушением интеллекта. К данным методикам мы отнесли следующие: 1) методика «10 слов» А.Р. Лурия, 2) методика Д. Векслера, методика «Узнай фигуры». На данном этапе также проводилось обследование детей посредством вышеуказанных методик. Полученные данные подтвердилось анализу и обобщению.

2 этап – психокоррекционный, включающий в себя контрольный этап (с 01 октября по 12 ноября) состоял в отборе и апробации содержания психокоррекционной работы, направленной на развитие мнестической деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Контрольный этап (с 08 ноября по 12 ноября). Данный этап заключался в повторном диагностическом обследовании состоянии мнестической деятельности учащихся с нарушением интеллекта после проведения психокоррекционных мероприятий. Данное обследование проводилось посредством тех методик, которые использовались на констатирующем этапе исследования, и имело целью выявления динамики мнестической деятельности учащихся под влиянием проведенной нами психокоррекционной работы. Полученные данные обрабатывались, анализировались, и делался вывод об эффективности предпринятого нами воздействия.

Глава 1. Проблема развития представлений о памяти в психолого-педагогической литературе.

Память, понятие, сущность.

     Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей.

Мнемические процессы – это запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Предметы и явления окружающего мира, которые человек воспринимает, не исчезают из нашего сознания бесследно. [10, с. 45]. Их образы можно мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов перед человеком нет. Именно благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми видами деятельности. И.М. Сеченов указывал, что без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере их возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. [29, с. 340].

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания. Запоминаемый материал может потребоваться для выполнения какой-либо конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить надолго. В связи с этим, будут иметь место разные виды памяти. Их можно классифицировать по трем основным критериям:

 

По содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности По степени волевой регуляции По продолжительности сохранения материала в памяти
1.двигательная память 1.иконическая память 1. непроизвольная память
2.образная память (зрительная, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная) 2.кратковременная память 2.произвольная память
3.эмоциональная память 3.долговременная память  
4.словесно-логическая память 4.оперативная  
  5.генетичекая  

1.2. Виды памяти по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности:

- Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо вождение автомобиля и др.). признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно развита у спортсменов[29, с. 344].

Двигательная память достигает полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю жизнь.

- Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимающихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.

Особенность зрительной памяти состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:

1. Упрощение (опускание деталей)

2. Некоторое преувеличение отдельных деталей;

3. Преобразование фигуры в более симметричную, однообразную;

4. Округление сохраненной в памяти формы предмета, расширение;

5. Изменение положения, ориентации;

6. Трансформация образа по цвету

С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу – превратить образ в общую схему, которая лучше запоминается. [29, с. 347]. Зрительная память плохо поддается управлению. Образная память ярче проявляется у детей и подростков. Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов и писателей.

- Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, испытывать чувство стыда за неловкий поступок. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования характера, привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок[29, с. 347].

- Словесно-логическая память – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных. Одной из основных характеристик словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания[29, с. 349].

1.3. Виды памяти по времени сохранения материала:

- мгновенная память (иконическая память) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память-образ. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды.

- кратковременная память – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объем. Говоря об объеме кратковременной памяти, следует отметить ее малую емкость. Миллер приводил по этому поводу такую аналогию: «Это, похоже, на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами…»[16; 69].  

Обобщение, схематизация, наглядность - естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание[29, с. 356].

Оперативная память – обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Когда человек выполняет какую-либо сложную деятельность, тот делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. Хранение информации происходит в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

Объем оперативной памяти складывается из двух составляющих: материала кратковременной памяти, поступившего из окружающего мира в данный момент, и материала, касающегося выполнения данного действия, поступившего из долговременной памяти. По длительности хранения информации и своим свойствам этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью[29, с. 357].

Долговременная память – способна хранить информацию в течении неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной и трудовой и пр.). знания эти хранятся в преобразованном виде: более обобщенном и систематизированном. Они нужны человеку не только в данный момент, а в его жизни и деятельности вообще. При необходимости знания актуализируются в сознании человека и потом снова переходят в долговременную память.

Генетическая память -  информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память не возможно оказывать влияние через обучение и воспитание[29, с. 357].

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение. Это часто касается неудачных поступков, тяжелых поступков. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с котором связана интересная, сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

Произвольная память – процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели. Л.В. Черемушкина предлагает выделять два основных вида памяти:

1.Природную память – это непосредственная кратковременная непроизвольная память, основа нашей памяти, наиболее развитая у детей 6-7 летнего возраста;

2.Культурную память – это опосредованная долговременная произвольная память, надстройка над природной памятью, ее усовершенствование возможно за счет приемов запоминания[29, с. 360].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: