Результаты исследования зрительной памяти в экспериментальной и контрольной группах

       Для исследования зрительной памяти были использованы методики: методика Д.Векслера и методика «Узнай фигуры», направленная на такой вид памяти как узнавание. (Приложение 2).

С помощью методики Д. Векслера мы попытались определить уровень развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. В результате получили такие данные (рис. 3).

Рис. 3. Уровень развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

В экспериментальной группе мы получили следующие результаты: 2 ребенка набрали 3-4 балла, 4 ребенка набрали 5-7 баллов, больше 7 баллов не набрал никто, что свидетельствует о среднем уровне развития зрительной памяти.  

В контрольной группе мы получили следующие результаты: 3 ребенка набрали 3-4 балла, 3 ребенка набрали 5-7 баллов, больше 7 баллов не набрал никто, что свидетельствует о среднем и низком уровне развития зрительной памяти.  

    Таким образом, мы видим, что высокий уровень развития зрительной памяти ни в контрольной, ни в экспериментальной группах не наблюдается.

    По методике «Узнай фигуры», направленной на диагностику узнавания были получены следующие результаты (рис. 4):

Рис. 4. Уровень развития узнавания 

В экспериментальной группе мы получили следующие результаты: высокий уровень - 1 ребенок, средний уровень – 3 ребенка, низкий и очень низкий – по 1 ребенку соответственно. Это свидетельствует о среднем уровне развития узнавания в данной группе.   

В контрольной группе мы получили следующие результаты: средний уровень – 4 ребенка, низкий – 2 ребенка. Это также свидетельствует о среднем, но близком к низкому уровне развития узнавания в данной группе.   

    Но нужно отметить, что ни в одной группе дети не справились с заданием в отведенное по нормам время, в среднем каждому требовалось на 10 – 15 секунд больше. Таким образом, можно видеть, что уровень развития зрительной памяти также низкий. 

       Таким образом, констатирующий эксперимент показал довольно низкие результаты в экспериментальной и контрольной группах. Соотношение развития уровней исследуемых видов памяти представлено в таблице 3.

  Слуховая механическая память Зрительная память  Узнавание
Экспериментальная группа Низкий уровень Средний уровень Средний и низкий уровень (равное кол-во)
Контрольная группа Низкий уровень Средний и низкий уровень (равное кол-во) Средний уровень

     Табл. 3. Соотношение развития уровней исследуемых видов памяти в экспериментальной и контрольной группах

Во время проведения обследования дети вели себя естественно, не стеснялись присутствия экспериментатора. Общались между собой. Некоторые ученики выполняли задания с большим трудом. В работе особую сложность составило то, что для понимания задания учащимся, пришлось несколько раз доступно предъявить инструкцию, а затем, постоянно требовалось помощь. Результаты исследования показали недостаточность всех видов памяти, как зрительной, так и слуховой, как смысловой, так и механической. Однако, следует отметить, что дети с нарушением интеллекта различается по уровню развития способности к запоминанию материала, по степени владения способами запоминания, по характеру познавательной активности, по отношению к запоминаемому материалу.

В целом, нами отмечается низкий познавательный интерес учащихся с нарушением интеллекта к запоминаемому материалу, особенно требующему механического заучивания и задействования слухового восприятия.

       По результатам обследования получены следующие данные: у учащихся имеется очень плохое запоминание, большие трудности наблюдаются в его активизации. Для того, чтобы стимулировать ответы учеников требовалась подсказка со стороны экспериментатора.

       Исследование показало, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта большинство имеет низкий уровень развития образной и слуховой памяти. Более развита зрительная кратковременная память. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: