Для исследования зрительной памяти были использованы методики: методика Д.Векслера и методика «Узнай фигуры», направленная на такой вид памяти как узнавание. (Приложение 2).
С помощью методики Д. Векслера мы попытались определить уровень развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. В результате получили такие данные (рис. 3).
Рис. 3. Уровень развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
В экспериментальной группе мы получили следующие результаты: 2 ребенка набрали 3-4 балла, 4 ребенка набрали 5-7 баллов, больше 7 баллов не набрал никто, что свидетельствует о среднем уровне развития зрительной памяти.
В контрольной группе мы получили следующие результаты: 3 ребенка набрали 3-4 балла, 3 ребенка набрали 5-7 баллов, больше 7 баллов не набрал никто, что свидетельствует о среднем и низком уровне развития зрительной памяти.
Таким образом, мы видим, что высокий уровень развития зрительной памяти ни в контрольной, ни в экспериментальной группах не наблюдается.
|
|
По методике «Узнай фигуры», направленной на диагностику узнавания были получены следующие результаты (рис. 4):
Рис. 4. Уровень развития узнавания
В экспериментальной группе мы получили следующие результаты: высокий уровень - 1 ребенок, средний уровень – 3 ребенка, низкий и очень низкий – по 1 ребенку соответственно. Это свидетельствует о среднем уровне развития узнавания в данной группе.
В контрольной группе мы получили следующие результаты: средний уровень – 4 ребенка, низкий – 2 ребенка. Это также свидетельствует о среднем, но близком к низкому уровне развития узнавания в данной группе.
Но нужно отметить, что ни в одной группе дети не справились с заданием в отведенное по нормам время, в среднем каждому требовалось на 10 – 15 секунд больше. Таким образом, можно видеть, что уровень развития зрительной памяти также низкий.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал довольно низкие результаты в экспериментальной и контрольной группах. Соотношение развития уровней исследуемых видов памяти представлено в таблице 3.
Слуховая механическая память | Зрительная память | Узнавание | |
Экспериментальная группа | Низкий уровень | Средний уровень | Средний и низкий уровень (равное кол-во) |
Контрольная группа | Низкий уровень | Средний и низкий уровень (равное кол-во) | Средний уровень |
Табл. 3. Соотношение развития уровней исследуемых видов памяти в экспериментальной и контрольной группах
Во время проведения обследования дети вели себя естественно, не стеснялись присутствия экспериментатора. Общались между собой. Некоторые ученики выполняли задания с большим трудом. В работе особую сложность составило то, что для понимания задания учащимся, пришлось несколько раз доступно предъявить инструкцию, а затем, постоянно требовалось помощь. Результаты исследования показали недостаточность всех видов памяти, как зрительной, так и слуховой, как смысловой, так и механической. Однако, следует отметить, что дети с нарушением интеллекта различается по уровню развития способности к запоминанию материала, по степени владения способами запоминания, по характеру познавательной активности, по отношению к запоминаемому материалу.
|
|
В целом, нами отмечается низкий познавательный интерес учащихся с нарушением интеллекта к запоминаемому материалу, особенно требующему механического заучивания и задействования слухового восприятия.
По результатам обследования получены следующие данные: у учащихся имеется очень плохое запоминание, большие трудности наблюдаются в его активизации. Для того, чтобы стимулировать ответы учеников требовалась подсказка со стороны экспериментатора.
Исследование показало, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта большинство имеет низкий уровень развития образной и слуховой памяти. Более развита зрительная кратковременная память.