Осуществление надзора

— за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, органами контроля, их должностными лицами в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, в закрытых и обособленных военных городках и особо режимных воинских частях, независимо от ведомственной принадлежности, в отношении которых имеется решение об осуществлении надзора прокурорами войсковых частей, за исключением объектов, поднадзорных военным прокурорам, органам военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, а также территориальными
органами министерств и ведомств в отношении перечисленных объектов;                                                                             

— за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
дознание, предварительное следствие в закрытых административно-территориальных образованиях, на
особо важных объектах, в особо режимных военно-строительных и воинских частях.

2. Производство предварительного следствия по всем делам о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах, а также за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью объектов, а также о преступлениях, совершенных военными строителями и военнослужащими войсковых частей, включен­ными в перечень, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объек­тов, независимо от места совершения, а также о преступлениях, совершенных гражданскими лицами, не связан­ными с военными ведомствам, либо лицами гражданского персонала военных ведомств не в связи с исполнением ими служебных обязанностей в закрытых административно-территориальных образованиях, закрытых и обособ­ленных военных городках и особо режимных воинских частях Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и других ведомств.

3. Поддержание государственного обвинения в судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участие в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, в порядке, уста­новленном приказами Генерального прокурора РФ.

В 1980—1990 гг. практически во всех субъектах Российской Федерации были образованы меж­районные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим про­курорам субъектов Федерации.

В 1991 г. Генеральным прокурором РФ были созданы Волжская природоохранная прокуратура (на правах прокуратуры субъекта Федерации) и подчиненные ей 15 природоохранных межрайонных прокура­тур, которые осуществляют надзор на территории Волжского бассейна (от истока до дельты реки Волги).

Компетенция Волжского природоохранного прокурора:

1. Осуществление надзора за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, органами власти субъектов Федерации, местного самоуправления, при­родоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, располо­женными или функционирующими в бассейне реки Волга.

2. Производство предварительного следствия по делам об экологических преступлениях, в том числе совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волга.

3. Поддержание государственного обвинения в судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участие в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, в порядке, уста­новленном приказами Генерального прокурора РФ.

Компетенция природоохранных прокуроров (на правах межрайонных):

1. Осуществление надзора за исполнением законов, направленных на защиту окружающей сре­ды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, органи­зациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

2. Производство предварительного следствия по делам об экологических преступлениях, совер­шенных преимущественно на предприятиях, перечень которых определен прокурором субъекта Федерации.

3. Поддержание государственного обвинения в судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участие в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, в порядке, уста­новленном приказами Генерального прокурора РФ.

В начале 80-х гг. в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИТУ. Они имеют статус районных про­куратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

Компетенция прокуроров по надзору за соблюдением законов в ИТУ:

1. Осуществление надзора:

— за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией уголовно-исполнительных учреждений, специ­альных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы;

— за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительных учреждениях, специальных подразделениях по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.

2. Производство предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных осуж­денными в уголовно-исполнительных учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято иное решение.

3. Поддержание государственного обвинения в судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участие в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, в порядке, уста­новленном приказами Генерального прокурора РФ.

 

5. КАДРЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяется Федеральным за­коном «О прокуратуре Российской Федерации» в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об ос­новах государственной службы Российской Федерации».

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее — работники) регу­лируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федера­ции о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О про­куратуре Российской Федерации».

Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной проку­ратуры регулируется также Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образо­вание, полученное в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми Профессиональными и моральными ка­чествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специ­альности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.                     

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моло­же 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров на­значаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах про­куратуры не менее пяти лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специ­альности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших обра­зовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях про­верки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытательный срок до шести месяцев.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного де­ла они отстраняются от должности.

Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным зако­ном для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

 

6. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» содержатся требования как про­фессионального, так и нравственно-этического характера относительно лиц, назначаемых на должность следователя и прокурора. В соответствии со ст. 40-1 Закона прокурорами и следователями могут быть назначены «граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуро­ров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учре­ждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окон­чившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на ука­занной службе, если оно:

— имеет гражданство иностранного государства;

— признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

— имело или имеет судимость;

— имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

— состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также бра­тья сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим го­сударственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений».

 

7. ПОНЯТИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

После всего вышесказанного можно дать определение прокурорского надзора.

Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и госу­дарства.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» выделяются сле­дующие направления деятельности органов прокуратуры:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитета­ми, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностны­ми лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих нака­зание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест со­держание задержанных и заключенных под стражу;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

— участие в правотворческой деятельности.

 

Тема 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЯ

И КОНТРОЛЯ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ (ОБЩИЙ НАДЗОР)

 

1. Сущность и задачи общего надзора.

2. Предмет и пределы общего надзора.

3. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора.

4. Представление прокурора об устранении нарушения закона.

5. Протест прокурора на противоречащий закону нормативный акт.

6. Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или производства об админист­ративном правонарушении.

7. Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

8. Полномочия прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

9. Организация работы органов прокуратуры по общему надзору.

 

1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕГО НАДЗОРА

Два направления деятельности органов прокуратуры: надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — традиционно именуются общим надзором.

Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления

Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре РФ», а также приказах Генерального прокурора РФ от 22.05.96 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 18.07.97 г. № 42 «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации», от 23.07.98 г. № 47 «О недос­татках в организации работы по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации».

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют Российской Федерации надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти, а так­же должностными лицами, соответствовали Конституции РФ и федеральным законам.

Другая задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечивать точное и единообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами.

 

2. ПРЕДМЕТ И ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕГО НАДЗОРА

В соответствии со ст. 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» пред­метом общего надзора является:

1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдение прав и свобод человека и гражданина:

— федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти;

— представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации;

— органами местного самоуправления;

— органами военного управления;

— органами контроля;

— их должностными лицами;

— органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2) соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеназванными органами и должност­ными лицами.

Пределы общего надзора сформулированы в ст. 21 и 26 Закона о прокуратуре:

1) при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

2) не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций;

3) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

 

3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЩЕГО НАДЗОРА

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 22 и 27) предоставляет прокуро­рам следующие полномочия по осуществлению общего надзора:

1) рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушениях прав и свобод че­ловека и гражданина;

2) разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод;

3) принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражда­нина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

4) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственный вход на территорию поднад­зорных объектов, доступ к их документам и материалам, проверка исполнения законов в связи с посту­пившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

5) право требования от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представ­ления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры мате­риалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

6) право вызыва должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

7) прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона поднадзорными ор­ганами или должностными лицами:

1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задер­жанию на основании решения несудебных органов;

2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

3) вносит представление об устранении нарушений закона.

 

4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по уст­ранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах при­нятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Рос­сийской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ».

Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение на­рушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его вне­сения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематиче­ское нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона.

Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет обес­печивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнару­жены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.

В соответствии с выработанными практикой требованиями в содержании представлений отражаются:

— орган, должностное лицо, которому оно вносится;

— источники информации об имевших место нарушениях закона;

— характеристика нарушений закона;

— анализ их причин и способствовавших им условий;

— требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;

— указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления;

— подпись лица, внесшего представление с указанием должности и классного чина.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направлен­ность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушени­ям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базиро­ваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, ма­териальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, если в их действиях отсутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения.

Каждое представление должно быть индивидуально по своему содержанию. Процесс его подго­товки подчиняется общим требованиям, которым должны отвечать акты прокурорского реагирования. Представлениям надлежит быть безупречными в правовом отношении, обоснованными, логичными, до­ходчивыми и стилистически грамотно оформленными.

Необходимо иметь в виду, что представление рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устране­нию в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий.

Закон возлагает на органы и должностных лиц, которым вносится представление, обязанность сооб­щить прокурору о принятых мерах в письменной форме. Каждое поступившее прокурору письменное сооб­щение необходимо оценивать с точки зрения достаточности и реальности принятых мер. Чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму формализм в реагировании на представления прокурора, целесообразно проводить скрупулезный анализ поступивших сообщений, в том числе с привлечением специалистов, осу­ществлять контрольные проверки. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении тре­бований, прокурор обязан возбудить производство об административном правонарушении.

 

5. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА НА ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ ЗАКОНУ НОРМАТИВНЫЙ АКТ

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федера­ции.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, проку­рор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, при­несшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом».

Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования проку­рора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в со­ответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами. Высказываемые в теории суждения о возможности опротестования также действий с позиции современного правового регулирования деятельности органов прокуратуры не мо­гут, как представляется, считаться состоятельными.

Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Протест приносится во всех случаях выявления актов, противоречащих закону. Исключение может быть сделано лишь для ситуаций, при которых отмена незаконного акта не может повлечь реальных юриди­ческих последствий и по существу будет носить формальный характер.

Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Помощники прокуро­ра, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протестов, но полномочиями прино­сить их от своего имени не обладают.

Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уров­ней. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного само­управления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и ис­полнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Гене­ральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор вправе действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должност­ных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.

Определение органа, в который приносится протест, производится прокурором исходя из кон­кретных обстоятельств, характеризующих состояние законности в органе, издавшем незаконный право­вой акт, содержание установленных в акте противоречий и актуальность их устранения, масштабы рас­пространенности нарушений, представленных в подлежащем опротестованию акте. Протест приносится в орган, издавший противоречащий закону правовой акт, при наличии данных о реальности серьезного и ответственного подхода к его рассмотрению.

В вышестоящий орган представляется целесообразным приносить протест в тех случаях, когда есть основания рассчитывать на его более объективное, по сравнению с органом, издавшим правовой акт, отношение к протесту, а также при наличии сведений о том, что аналогичные нарушения могут иметь место в практике иных органов данной системы.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумыш­ленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим пра­вовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требую­щих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального за­конодательства о подведомственности и подсудности дел.

В законе форма протеста не определяется, однако в практике прокурорского надзора, по существу, един­ственной признается письменная форма. Устные протесты, хотя и могут иметь место, встречаются редко.

Бесспорное значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое исполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора. Его обяза­тельными реквизитами являются:

— точное название органа, в который приносится протест;

— наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;

— конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротесто­ванный акт;

— обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;

— четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

— подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Законом установлен предельный десятидневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы. Время рассмотрения протеста представительными (за­конодательными) органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления исходя из особенностей организации их деятельности приурочивается к ближайшему заседанию коллегиального органа.

По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опроте­стованного акта. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют ис­ключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опроте­стованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинение материального ущерба в значительных размерах, нанесение вреда здоровью населения, дезорганизация производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в этот же день должно быть направлено пись­менное сообщение.

Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста. Принятие решения по протесту коллегиальным органом имеет свои особенности. Обсуждение протеста происходит в публичной форме и нередко приобретает характер дискуссий. В ходе обсуждения, как правило, возникает необходимость получения квалифицированного заключения по правовым вопросам, о которых коллегиаль­ный орган не всегда может иметь необходимую ясность без профессиональной юридической помощи.

Присутствие прокурора на заседании позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении протеста вопросов и, во-вторых, иметь возмож­ность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к опротестованному им акту.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Пору­чение должно быть надлежащим образом оформлено.

Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может изме­ниться в результате установления новых, ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он мо­жет быть отозван. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен,— прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

 

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ИЛИ ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «проку­рор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановле­ние о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установлен­ный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме».

Право вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и производства об административном правонарушении предоставлено только прокурору и его заместителю. В практике встречаются случаи, когда постановления выносятся помощниками прокурора, а прокурором только утверждаются. Подобные ситуации, как представляется, не соответствуют требованиям закона. Смысл закона состоит в обеспечении высокой тре­бовательности и ответственного отношения к принятию решения о возбуждении уголовного дела или произ­водства об административном правонарушении со стороны органа, правомочного его принимать. Именно про­курор и его заместитель, а не помощник прокурора, являются таким органом. Помощник прокурора в данном случае фактически подменяет прокурора. В свою очередь прокурор как бы перелагает часть своей ответствен­ности на помощника. Из этого может быть сделан вывод, что сформулированное в законе положение о праве возбуждения прокурором и его заместителем уголовного дела или производства об административном право­нарушении в интересах обеспечения законности не может подвергаться расширительному толкованию.

Постановление должно быть мотивированным. В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны:

— время, место вынесения постановления, кем оно вынесено, повод и основания к возбуждению уголовного дела;

— источники информации, послужившие поводом к возбуждению уголовного дела;

— материалы, свидетельствующие о признаках состава преступления;

— статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено;

— дальнейшее направление уголовного дела.

В содержании постановления о возбуждении производства об административном правонарушении приводятся:

— время, место вынесения постановления, кем оно вынесено, повод и основания к возбуждению производства об административном правонарушении;

— данные, подтверждающие факт административного правонарушения;

——- виновность конкретного лица в его совершении;

— смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;

— размер имущественного ущерба (если таковой имеется);

— иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрение дела;

— статья административного закона, устанавливающая ответственность за данное деяние.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется соответствующему органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях. Система органов, осуществляющих рассмотрение административных пра­вонарушений, устанавливается административным законодательством.

Постановление прокурора должно быть рассмотрено в сроки, установленные законом для дел об административных правонарушениях. Законом определен пятнадцатидневный срок рассмотрения дела с момента его поступления в орган, правомочный принимать по нему решение. Применительно к отдель­ным правонарушениям предусмотрен сокращенный, семидневный, срок рассмотрения дел. Администра­тивным законодательством могут устанавливаться и иные сроки.

О решении, принятом по постановлению прокурора, ему направляется письменное сообщение. В случае, когда решение принято с нарушением закона, прокурором на него приносится протест.

 

7. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОКУРОРА О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

В соответствии со ст. 25-1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о не­ допустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, ко­торому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке».

Предостережение объявляется обязательно в письменной форме. Его надлежит применять для предупреждения нарушений законности при издании правовых актов, в хозяйственной деятельности, совершении должностными лицами противоправных действий, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина, или в случаях причинения государству материального ущерба.

Эффективность предостережения в определенной мере зависит от порядка его объявления долж­ностному лицу. Как правило, предостережение объявляется с вызовом должностного лица в прокурату­ру. При этом прокурор разъясняет сущность и последствия допущенного нарушения закона, вид и меру ответственности в случае совершения противоправных действий. Предостерегаемое лицо должно быть ознакомлено с предостережением и подтвердить это своей подписью в документе.

Предостережение должно содержать следующие реквизиты:

— указание фамилии, имени, отчества должностного лица, которому объявляется предостережение; —— время и место его вынесения;

— источник о возможной противоправной деятельности должностного лица;

— указание на конкретную норму закона, которая может быть нарушена.

Прокурору надлежит через определенное время убедиться в действенности объявленного предос­тережения. Это он делает путем проверки его исполнения на предприятии, организации или учрежде­нии, вызова в прокуратуру лица, которому было объявлено предостережение, или путем направления письменного запроса.

 

8. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

На основании ст. 230 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР: «В соответствии с Законом СССР о прокуратуре СССР прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при произ­водстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об админи­стративном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воздействия за административ­ные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административ­ном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления, а также совершать другие преду­смотренные законом действия».

При применении данной статьи необходимо руководствоваться требованиями Федерального зако­на «О прокуратуре РФ» в редакции от 17.11.95 г. и изменениями от 10.02.99 г. В соответствии с этим За­коном прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе:

— возбуждать производство по делам об административных правонарушениях;

— требовать от руководителей и должностных лиц для ознакомления и выяснения возникающих вопросов материалы дел об административных правонарушениях;

— знакомиться с этими материалами;

— вызывать должностных лиц по поводу нарушений, допущенных при разрешении дел об адми­нистративных правонарушениях;

— освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задер­жанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывать противоречащие закону правовые акты, вынесенные в связи с разрешением дела об административном правонарушении;

— участвовать в рассмотрении административного дела, заявлять ходатайства;

— в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер администра­тивного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или долж­ностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях реализуется также в ходе рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Рассматривая заявления, жалобы и иные обращения граждан, осуществляя личный прием граждан по поводу разрешения дел об административных правонарушениях, прокурор принимает меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение прокурора по жалобе на постановление суда по делу об административном правонарушении может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Наряду с указанными действиями прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе также вносить представления в государственные органы, должностным лицам об устранении нарушений закона.

 

9. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЩЕМУ НАДЗОРУ

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» с достаточной полнотой определил компетенцию органов прокуратуры при осуществлении общего надзора. В своей деятельности они должны строго руководствоваться положениями Закона и не подменять другие государственные органы.

Такая подмена опасна тем, что:

— во-первых, снижает эффективность усилий прокуратуры по решению своих прямых задач;

— во-вторых, влечет вмешательство в деятельность этих органов, затрудняя выполнение ими своих непосредственных функций. В конечном счете оказывается необеспеченными в должном объеме и та работа, которая возложена на прокуратуру, и те участки работы, которые поручены другим государ­ственным органам, поскольку происходит их фактическое устранение от выполнения возложенных на них обязанностей. Нельзя не учитывать, что в этих обстоятельствах прокуратура принимает на себя и значительную долю ответственности за чужие ошибки и просчеты.

С учетом требований о недопустимости подмены прокуратурой иных государственных органов в Законе определяются поводы и основания проверок исполнения законов. Они проводятся при наличии двух обязательных условий:

1) прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

2) содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуют принятия мер непосредственно про­курором.

Говоря о принципах организации общенадзорной деятельности органов прокуратуры, необходимо отметить, что четкое определение предмета и пределов прокурорского надзора является одним из ее ос­новополагающих принципов.

Второе непременное условие правильно организованной общенадзорной деятельности прокуро­ров — это четкое разграничение функций прокуроров всей иерархии прокурорской системы, что позво­ляет устранить параллелизм в работе прокуроров разных звеньев и в то же время не упустить из виду основные направления в осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Тема 4. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществ­ляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

2. Полномочия прокурора и формы прокурорского реагирования на нарушения закона ор­ганами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

3. Акты прокурорского надзора при осуществлении надзора за исполнением законов орга­нами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

4. Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.

5. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

6. Надзор за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности.

7. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных гарантий в досудебных стадиях уголовного процесса.

8. Надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту.

9. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя.

10. Организация прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.

11. Расследование преступлений органами прокуратуры.

 

1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и го­товящихся преступлениях;

— соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

— соблюдение установленного порядка проведения расследования;

— законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность, дознание и предварительное следствие.

Выделение данной деятельности органов прокуратуры в самостоятельное направление обусловле­но прежде всего тем, что при производстве оперативно-розыскной деятельности, дознания и предвари­тельного следствия неизбежно затрагиваются, а иногда и существенно ограничиваются права и закон­ные интересы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими законам: право на свободу, на тайну переписки, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения и другие. Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается по ос­нованиям и соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, уголовно-процессуальным и иными законами.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии уголовного процесса с тем, чтобы:

— ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

— задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;

— никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответствен­ности или иному незаконному ограничению в правах;

— никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;

— соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;

— при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправ­дывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

— выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

 

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА И ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса сформулированы в Федераль­ном законе «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РСФСР, Федеральном законе «Об оператив­но-розыскной деятельности», в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

  1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, до­кументы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления;

2) проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;    3) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

4) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розы­ске лиц, совершивших преступления;

5) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение дру­гих следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия престу­плений и обнаружении лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

6) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

7) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспон­денцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных УПК РСФСР;

8) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в слу­чаях и порядке, установленных УПК РСФСР;

9) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указа­ниями о производстве дополнительного расследования;

10) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного ор­гана предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

11) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;  12) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

13) прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам;

14) дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех слу­чаях, когда это предусмотрено УПК РСФСР;

15) утверждает обвинительные заключения (постановления);

16) направляет уголовные дела в суд.

 

3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ: ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кроме вышеназванных полномочий, прокурор вправе:

— внести представление об устранении нарушений требований закона;

— вынести постановление о возбуждении административного производства.

Осуществляя указанные полномочия, прокуроры используют предусмотренные законом и вырабо­танные практикой формы прокурорского реагирования на установленные нарушения закона, к которым относятся:

1) санкция;

2) согласие;

3) утверждение.

Одной из эффективных форм прокурорского надзора за исполнением законов в досудебных стади­ях уголовного процесса является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законо­дательство существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следова­телем, которые приобретают силу лишь после того, как прокурор санкционирует их выполнение. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий возможно лишь тогда, когда на их выпол­нение дает согласие прокурор. К числу таких следственных действий относятся санкция: на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или залог; на обыск; на арест и выемку почтово-телеграфной корреспонденции; на выемку документов, содержащих требования, составляющие государ­ственную тайну; на отстранение обвиняемого от занимаемой должности.

Прокурор утверждает обвинительное заключение и постановление органа дознания или предвари­тельного следствия об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела вслед­ствие акта амнистии.

Согласие прокурора в обязательном порядке требуется в случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям: вследствие изменения обстановки, вследствие деятельного раскаяния или примирения с потерпевшим, а также при направлении в суд уголовного дела для применения к не­совершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 6—9 УПК РСФСР).

Одним из действенных средств по устранению нарушений закона является проверка прокурором жалоб обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовно-процессуальной деятельности на дей­ствия следователя или органа дознания.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 10) установлено общее прави­ло рассмотрения прокурорами заявлений: заявления, жалобы, иные обращения рассматриваются в по­рядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение либо действия кото­рого принесена жалоба.

Жалобы могут быть поданы прокурору как в письменной, так и в устной форме. Устные жалобы зано­сятся в протокол, который подписывает заявитель и лицо, принявшее жалобу. Лицо, производящее дознание, и следователь обязаны в течение 24 часов направить поступившую к ним жалобу вместе со своими объяснения­ми прокурору. По поступлении жалобы прокурор обязан в течение 3-х суток ее проверить и сообщить заявите­лю о результатах ее рассмотрения. В случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор излагает мотивы при­нятого решения.

Не допускается направление в суд уголовных дел, если поступившие до утверждения обвинитель­ного заключения жалобы не разрешены следователем по существу и доводы заявителя глубоко и всесто­ронне не проверены. Поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела или помещаются в надзорное производство по уголовному делу.

 

 

4. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИЕМА, УЧЕТА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследо­вания является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Прокурор надзирает за тем, чтобы не было незаконных отказов в принятии заявлений и сообще­ний о преступлениях и решения по ним принимались в трехдневный срок, а в исключительных случа­ях — в десятидневный. По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть приняты некоторые про­верочные действия: истребованы материалы, получены объяснения. Следственные действия до возбуждения уголовного дела производиться не могут, кроме тех, которые специально оговорены в за­коне (осмотр места происшествия).

Анонимные заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, однако они являются сигналом для проведения оперативно-розыскных мероприятий, особенно если речь идет о таких опасных преступлениях, как тер­рористические акты, убийства, взрывы и т.п. В соответствии с п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 90 от 15.12.98 г. «обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя, признавать анонимными, оставляя без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направлять в соответствую­щие правоохранительные органы». По результатам оперативно-розыскных действий, если будут обна­ружены признаки состава преступления, уголовное дело должно быть обязательно возбуждено.

По каждому заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче полученного заявления или сообщения по подследственности.

В связи со сказанным необходимо иметь в виду, что Приказом Генерального прокурора Россий­ской Федерации № 24 от 09.04.96 г. (с изменениями, внесенными Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.97 г. № 26, от 04.08.97 г. № 48 и от 08.12.98 г. № 88) четко определена компетенция специализированных прокуратур — транспортных, военных, войсковых частей, прокура­тур по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний, природоохранных проку­ратур. Осуществляя надзор, прокурор должен проверять обоснованность принятого соответствующим органом решения, а также выяснять, сообщено ли заявителю о принятом решении. Последнее обстоя­тельство важно для обеспечения прав и интересов граждан.

Прокурор обязан в соответствии с Законом (п. 1 ст. 211 УПК РСФСР) не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

Придавая большое значение данному.участку прокурорской деятельности, Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных ему прокуроров выработать такую систему надзора, чтобы проверками своевременно охватывались все находящиеся на рассмотрении заявления и сообще­ния о преступлениях, не допускалось промедления в возбуждении уголовных дел при очевидных при­знаках преступления, проведения не вызванных необходимостью проверочных действий, принятия не­законных и необоснованных решений. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки необхо­димо ставить вопрос об ответственности виновных лиц вплоть до возбуждения уголовного преследова­ния. Прокуроры должны строго следить за фактическим устранением вскрытых нарушений.

Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступле­ния, и предупреждения случаев привлечения лица невиновного или непричастного к преступлению.

Нередки на практике случаи укрытия от регистрации нераскрытых преступлений. Укрытие пре­ступлений от учета и безнаказанность должностных лиц, допустивших эти нарушения, разлагающе влияют на лиц, производящих дознание, а также на сотрудников оперативно-розыскной службы. Поми­мо этого, подобное негативное явление не позволяет государственным органам знать истинное состоя­ние преступности, ее динамику и структуру и правильно определить свою стратегию и тактику по борь­бе с преступностью.

Подавляющее большинство заявлений и сообщений о совершенных преступлениях разрешается органами внутренних дел. Этот фактор является определяющим в оценке этой деятельности в районе, городе, области и в государстве в целом.

Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся к со­вершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядке приема, регистрации, учете и разреше­нии заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой информации о преступ­лениях и происшествиях», утвержденной Приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90 г.

В соответствии с требованиями указанной Инструкции оперативный дежурный органа внутренних дел, участковый инспектор милиции, а также иные лица, имеющие право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, получив заявление или сообщение, обязаны выдать заявителю талон-уведомление, являющийся документом строгой отчетности и имеющий единый регистрационный номер. Заявителю вручается отрывная часть талона-уведомления с указанием даты получения заявления и све­дений о должностном лице, его принявшем.

Зарегистрированные заявления и сообщения о преступлениях передаются на рассмотрение на­чальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления: возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК РСФСР, провести досудебную подготовку материалов по протокольной форме и т.д.

В Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУП) об этом делается пометка. В после­дующем в КУП указывается номер и дата возбуждения уголовного дела или номер отказного материала и дата вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении материала по подследственности.

При установлении фактов укрытия преступлений от учета прокурор принимает меры к их немед­ленной регистрации и учету. От виновных в нарушении закона в каждом случае отбирается объяснение. Затем прокурор предлагает зарегистрировать преступление; возбуждает уголовное дело, если есть к тому повод и основания; отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и поручает произве­сти по делу Дознание или предварительное следствие; ставит вопрос о наказании виновных в допущенных нарушениях и предупреждении подобных нарушений в будущем. В необходимых случаях прокурор вно­сит представление об устранении нарушений закона. При обнаружении признаков состава преступления в действиях должностных лиц правоохранительных органов прокурор возбуждает уголовное дело.

 

5. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Возбуждение уголовного дела является весьма ответственной стадией уголовного судопроизвод­ства. Законное, обоснованное и своевременное возбуждение уголовного дела является одним из условий как быстрого и полного раскрытия, так и его полного, объективного и всестороннего расследования. И наоборот, незаконное, необоснованно и несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к ут­рате доказательств, к снижению актуальности события совершенного преступления, а в конечном ито­ге — к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления.

В соответствии со ст. 3 УПК РСФСР орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны в пре­делах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков состава преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления и лиц, виновных в совершен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: