РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Короткова Ольга Валерьевна
Методика преподавания учебной дисциплины «информатика»
студентам заочной формы обучения
Научный руководитель –
Кандидат педагогических наук
Доцент
М.А. Лейбовский
Москва – 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………….. | Стр. 3 | |||
Глава 1. Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенности …………….. | 6 | |||
1.1.Объективная необходимость появления курса информатики при построении информационного обществ ………………………. | 6 | |||
1.2. История формирования и современное содержание курса информатики...………………………………………………………. | 11 | |||
1.3. Психолого-педагогические аспекты ………………………….. | 19 | |||
Глава 2. Методика преподавания учебной дисциплины «информатика»
| 24 | |||
2.1. Отличительные особенности преподавания информатики студентам очной и заочной форм обучения ………………………... | 24 | |||
2.2. Методика преподавания информатики студентам заочной формы обучения ……………………………………………………… | 28 | |||
2.3. Применение технологий дистанционного обучения для изучения информатики ………………………………………………. | 39 | |||
Заключение ………………………………………………………………… | 44 | |||
Список литературы ……………………………………………………….. | 46 | |||
Приложения ………………………………………………………………... | 50 | |||
Введение
Прежде чем приступить к освещению вопросов, связанных с методикой пре- подавания информатики в ВУЗе, необходимо остановить внимание на вопросе– какое место занимает информатика в систем общенаучных познаний. С этой целью остановимся на толковании понятия «наука» и рассмотрим объекты ее исследования.
Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных данных о действительности. Весь реальный мир, т.е. науки его изучающие, можно классифицировать по четырём общенаучным объектам исследования, которые органически связаны друг с другом (рис.1):
Объекты исследования
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Объекты исследования и науки, их изучающие.
Следует особо подчеркнуть, что во всех перечисленных объектах имеются общие закономерности, а именно, количественные взаимосвязи, процессы уп -равления и, разумеется, каждый из перечисленных объектов дает соответствую- щую информацию, при помощи которой и постигается сама суть объекта на ос- нове того или иного мировоззрения, присущего определенному обществу. Поэ- тому с полным основанием «общие закономерности реального мира» в настоя- щее время следует отнести к одному из общенаучных объектов исследования. Освоение их основ, прежде всего, необходимо для глубокого проникновения в суть первых трех объектов.
В литературе, в том числе и рекомендованной для студентов высших учеб- ных заведений, встречаются самые различные определения информатики, как науки. Причем, как правило, авторы исходят из частных задач, что в корне про- тиворечит диалектике. Более того, такой подход не позволяет однозначно опре- делить саму предметную область науки. Определение «информатика – это нау- ка о накоплении и обработке информации на компьютере» (приводилось ранее в целом ряде методических пособий) не позволяет определить является ли ком- пьютер в данном случае предметом изучения или средством обучения.
Согласно трактовке Большого энциклопедического словаря, и обратившись к методологии (системе принципов и способов организации и построения тео-ретической и практической деятельности), можно остановиться на таком опре- делении: «информатика – это наука о структуре и общих свойствах информа-ции». В настоящее время в процессе информатизации при переходе к информа-ционному обществу формируется более широкое понятие «информатики»:
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях ав-томатизации информационных процессов. Она способствует формированию со-временного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников и студентов; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В современном обществе деятельность отдельных людей, коллективов, орга-низаций все больше зависит от их информативности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Для принятия какого-либо рационально-го решения необходимо провести большую работу по сбору и переработке ин-формации, ее осмыслению и анализу, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Высокая потребность в информации для целей управления и бурное развитие информационных процессов выдвинуло на первый план создание компонентов ее инфраструктуры. Сегодня руководитель и исполнитель на своем рабочем мес-те могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной ситуации. Формирование рабочих кадров новой формации, в частности управленческих, их овладение экономико-матема-тическими методами и необходимыми знаниями и умениями для реализации сво-их решений в соответствующей информационно-технологической среде является сложной проблемой.
Целью данной выпускной квалификационной работы (ВКР) является разра-ботка методики преподавания учебной дисциплины «информатика» для студен-тов заочной формы обучения, способствующей четкому восприятию и глубоко-му пониманию обучающимися необходимости полученных знаний в данной об-ласти. При компьютеризации и информатизации общества актуальной стала проблема адаптации людей, особенно среднего возраста, к современным усло-виям человеческой деятельности - к повсеместному внедрению компьютеров и средств телекоммуникации, к новым способам получения, обработки информа-ции.
|
|
Таким образом, можно выделить следующие задачи данной ВКР:
1. На основе исторических и психолого-педагогических аспектов просле-дить формирование структуры и содержания курса информатики, пока-зать современный подход к обучению данной дисциплине.
2. Разработать методику преподавания информатики для студентов заоч-ной формы обучения, существенно отличающуюся от методики препо-давания этой же дисциплины студентам очной формы обучения.
Одним из важных вопросов ВКР является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения студентов заочной формы, их влияние на качество учебного процесса.
В процессе написания ВКР были использованы следующие эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ и синтез, изуче-ние и обобщение педагогического опыта, тестирование, а также наблюдение, изучение учебной документации, анкетирование студентов.
Особое место в работе занимает педагогический эксперимент – исследова-тельская деятельность с целью изучения явлений воспитания и обучения сту-дентов в специально организованных условиях, который проводился в ходе на-писания ВКР над студентами заочной формы обучения Ногинского представи-тельства Российского нового университета (РосНОУ) и Ногинского представи-тельства Современной гуманитарной академии (СГА).
Глава 1.
Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенности.