Применение технологий дистанционного обучения для изучения информатики

Одно из наметившихся сегодня противоречий состоит в несоответствии тра-диционных методов и форм обучения и воспитания инновационным тенденци-ям развития системы образования. Классно-поурочная, лекционно-семинарская система не может обеспечивать того уровня обучения, которое требует наше время, и, безусловно, ее альтернативой является дистанционное обучение (ДО).

Мировоззренческий аспект развития дистанционного образования связан с необходимостью изменения стереотипов на образование как устоявшуюся и вечно неизменную систему. Задача, следовательно, состоит в осмыслении как глобальных перемен, происходящих в обществе и требующих адекватного реа-гирования на них всей системе образования, так и обобщения накопленного на сегодняшний день опыта, его осмысления и создания новых педагогических технологий.

Дистанционное образование в силу объективных потребностей развития общества призвано сыграть важную роль в сохранении и развитии единого об-разовательного пространства в России. Назрела необходимость в реформирова-нии отечественной средней и высшей школы, в создании нового облика и ин-фраструктуры образовательной сферы России. На основе интенсивного внед-рения ДО возможно создание конкурирующего рынка образовательных услуг.

Стратегическая цель дистанционного образования – обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте проживания при профес-сиональной деятельности. Одна из возможных моделей дистанционного учеб-ного процесса предполагает наличие в нем трех субъектов процесса: преподава-теля, тьютора-лаборанта и слушателя. В такой модели обучение осуществляет-ся на базе синтеза двух сетевых технологий: Web-сайта, электронной почты.

Дистанционное обучение, в таком случае, должно строится на основе соче-тания различных организационных форм занятий:

а) самостоятельной работы по подготовке развернутого электронного письма- ответа на поставленные преподавателем вопросы;

б) самостоятельной работы с гипертекстовой информацией или глоссарием1;

в) участие в телематической электронной дискуссии слушателей;

г) участие в дистанционных олимпиадах, телевикторинах, телеконференциях и т.д.

Учебно-познавательная деятельность слушателя, включенного в дистанци-онный процесс обучения, может строиться по индивидуальному план-графику, который целесообразно устраивать по блочно-модульному принципу, что по-зволит обучающемуся четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Как и любой педагогической технологии, так и блочно-модульной, обеспечива-ющей эффективность ДО, должны быть присущи такие существенные призна-ки, как: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмизуемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректи-руемость, визуализация.

Основной организационной формой учебной деятельности слушателя при ДО является самостоятельная работа над информацией, которая представляет совой мультимедиа-занятия2. Учитывая, что чтение информации с экрана мони-тора не столь безобидно для зрения, следует предусмотреть в мультимедийных занятиях анимацию и звуковое сопровождение некоторой части учебного мате-риала. Анимация очень важна, в частности, при обучении компьютерной графи-ке и в тех случаях, когда основным элементом обучения является графический образ.

Сегодня парадигма предметно-ориентированного обучения сменяется лич-ностноориентированной, которая предполагает реализацию множественных об-разовательных траекторий. Последнее требует от создателя электронных учеб-_______________

1 от латинского слова glossarium – словарь терминов. – Прим. автора.

2 см. об этом. Далингер В.А. От классно-урочного обучения к дистанционному// Одиннадца-тая Междун. конф. «Применение новых технологий в образовании» - Троицк: Фонд Байтик, 2000. – С.100-101.

ников, мультимедийных уроков и т.д., принципиальной возможности обучаю-щегося изменять ход процесса обучения, используя для этого различные режи-мы интерактивного компьютеризированного обучения (Полат Е.С.). Другими словами, образовательная среда, которая обеспечивает ДО, должна быть спо-собна активно адаптироваться к индивидуальным характеристикам обучаемого, то есть она должна быть ориентирована не на среднего ученика, а на персони-фицирован-ную модель ученика. Ресурсы и сервисы пространства Internet поз-воляют реализовать высказанную идею, ибо в нем имеются дружественный и интеллектуальный интерфейсы, экспертные системы, гипертексты и пр.

Современные инновационные технологии, которые позволяют осуществлять ДО, должны обеспечивать активную поддержку множественности образова-тельных траекторий при изучении одной и той же учебной дисциплины. Эти технологии позволяют проводить самостоятельный поиск информации в прост-ранстве Internet, а это, в свою очередь, создает широкие возможности для реа-лизации диалогового вариативного режима общения преподавателя и обучаю-щегося, что и является основой множественности образовательных траекторий.

Дистанционное обучение, наряду с традиционными конспектами лекций, сборников задач, предполагает наличие их электронных версий, наличие новых поколений тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, специально разработанных методических пособий, учитывающих спе-цифику такого обучения.

Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации дистанционно-го спецкурса «Информационные технологии в обучении», проводившейся в те-чение 1998-1999 учебного года среди студентов пятого курса очной формы обу-чения на физико-математическом факультете ТГУ им. Г.Р.Державина*, показа-ли, что у студентов, обучавшихся дистанционно, выше показатели сформиро- _______________

* См. об этом. Чванова М.С., Вислобокова М.В. Результаты формирования компонентов готовности к профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения//Десятая Междун. конф. «Применение новых технологий в образовании» - Троицк: Фонд Байтик, 1999. – С.235-236.

ванности эмоционально-волевого компонента. Сами студенты аргументировали это «самостоятельностью в приобретении знаний».

Безусловно, за дистанционным обучением будущее, об этом свидетельству-ют все вышеперечисленные достоинства и перспективы развития дистанцион-ного образования. Но в настоящий период, этап формирования, становления, апробации технологии ДО можно говорить о неготовности студентов-заочни-ков к такой форме обучения. В период с января по октябрь 2006 года было про-ведено анкетирование студентов заочной формы обучения разных представи-тельств ВУЗов в г. Ногниске – СГА и РосНОУ (Приложения №№ 1, 3).

Анализируя результаты этого анкетирования можно сделать следующие вы-воды (Приложения №№ 2, 4):

- у большинства студентов работа не связана с использованием информа-ционных технологий или только частично, при этом 100% опрошенных согласились, что знание компьютера и многих компьютерных программ необходимо для современного человека;

- материал в учебных пособиях (модулях, юнитах) помогает в понимании основ информатики (14,3% студентам СГА и 21% студентам РосНОУ), но трудно воспринимается и лучше разъяснения преподавателя (в среднем 62% опрошенных);

- аудиторных часов с преподавателем достаточно 57% студентам РосНОУ и 27,3% студентам СГА; недостаточно – 22,7% студентам СГА и 7% сту-дентам РосНОУ; достаточно, но хотелось бы больше – 36% студентам РосНОУ и 50% студентам СГА;

- форма занятий с преподавателем в виде лекции ближе 50% опрошенных (в среднем), в виде семинара – 40% опрошенных; 20% опрошенных из РосНОУ указали другой вид занятий – практику, а 6,7% опрошенных из СГА – индивидуальные занятия;

- для увеличения качества знаний студенты разных представительств пред-лагают увеличить количество практических занятий (53% студентов РосНОУ), количества аудиторных часов с преподавателем (57% студен-тов СГА).

В ответах студентов из представительства СГА на открытый вопрос, что по их мнению будет способствовать увеличению качества знаний, часто можно было увидеть ответы – «личный контакт с преподавателем», «увеличение коли-чества часов на предмет», «больше лекций и общения с преподавателем».

Напомню, что образовательный процесс в СГА базируется на использовании дистанционных образовательных технологий, имеет УМК по многим учебным дисциплинам, материал преподается студентам 100% в форме видеолекций и слайдлекций, которым студенты предпочитают (по результатам анкетирования) «живую» лекцию, с конкретным преподавателем.

 

Таким образом, во второй главе были изложены основные принципы мето-дики преподавания информатики студентам заочной формы обучения с учетом возрастных и личностных особенностей студентов, основываясь на результатах проведенного педагогического эксперимента. При этом подчеркивается необхо-димость изменения структуры образовательного процесса в связи с развитием общества, перехода на дистанционное обучение, являющееся перспективным по сравнению с традиционными методами и формами обучения.

Но этот переход должен осуществляться поэтапно, в связи с неготовностью в настоящее время студентов заочной формы обучения к полному дистанцион-ному образованию, в частности при обучении информатики. Целесообразнее, учитывая динамичность учебной дисциплины «информатика», применять дис-танционные образовательные технологии частично, делая акцент на личност-ный контакт с преподавателем, который, в свою очередь, должен постоянно по-вышать квалификацию и быть компетентным в появляющихся новых информа-ционных технологиях.

 

 

Заключение

    Роль информации в современном обществе становится все более значи-мой. Постепенный переход к автоматизации обработки данных, принятию оп-тимальных решений в процессе диалога пользователя и вычислительной систе-мы, к обмену информацией через компьютерные сети заставляет общество из-менить подход к образовательной системе в стране, делая акцент на развитие компьютерной грамотности населения при появлении новых информационных технологий.

Главная задача современного государства при построении информационного общества в процессе информатизации – обеспечить человека знаниями и уме-ниями в области информационных и коммуникационных технологий, сформи-ровать навыки сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распро-странения информации, а также осуществить знакомство с юридическими и этическими нормами в этой сфере. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются тре-бования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому при информатиза-ции следует особое внимание уделить информатизации образования как нап-равления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека.

Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информа-ции, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить бу-дущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные зна-ния в области информатики, но и необходимый уровень информационной куль-туры. Учитывая динамичность учебной дисциплины «информатика», необходи-мо разработать методику ее преподавания, которая могла бы повысить качество знаний студентов, увеличить их заинтересованность при получении новых зна-ний и дать практическую направленность использования современных инфор-мационных технологий.

Предложенная в данной выпускной квалификационной работе методика пре-подавания информатики студентам заочной формы обучения разрабатывалась с учетом педагогического опыта автора работы, основываясь на уже имеющихся методиках обучения информатики. Рассматривая возрастные и личностные осо-бенности студентов заочной и очной форм обучения с точки зрения педагогики и психологии, используя нара-ботки и исследования в этой области таких авто-ров, как И.А.Зимняя, М.Т.Гром-кова, Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий и др., соб-ственный педагогический опыт, можно сделать вывод о необходимости диффе-ренцированного подхода при по-даче материала в области информатики сту-дентам заочной формы обучения, предлагая индивидуальный график изучения тем с учетом компьютерной гра-мотности каждого конкретного студента.

При разработке методики были учтены результаты педагогического экспе-римента, проведенного в Ногинских представительствах двух ВУЗов – Совре-менной гуманитарной академии (СГА) и Российского нового университета (РосНОУ), а также данные, полученные при анкетировании и опросе студентов этих представительств. После апробации методики в представительстве г.Но-гинска качество знаний студентов повысилось. Методика при практическом ис-пользовании требует дальнейшей корректировки с учетом появления новых технических и программных средств, а также с учетом региональных особен-ностей структурных подразделений в сфере компьютерного и программного ос-нащения, уровня компьютерной грамотности населения и т.п.

В работе подчеркнута необходимость использования дистанционных образо-вательных технологий в обучении информатики (ДОТ), но в настоящее время нельзя перегружать образовательный процесс ДОТ особенно для студентов за-очной формы обучения, в связи с их неготовностью к полному дистанционному обучению. Как показывают наблюдения, полный переход на ДО в сфере инфор-матики негативно сказывается на качестве знаний студента по разным темати-кам, особенно в области применения новых информационных технологий. В представительстве РосНОУ в г.Ногинске рекомендуется использовать предло-женный подход к изучению учебной дисциплины «информатика» студентам за-очной формы обучения с учетом компьютерного оснащения представительства, обеспеченности его ДОТ и с учетом контингента обучающихся.

Список литературы

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.

2. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания дис-сертаций и рефератов: основы научной работы и оформление результатов науч-ной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.

3. Анциз Б.И. Рекомендации по подготовке и защите выпускных квалифи-кационных работ. – М., 2005. – 32 с.

4. Большой энциклопедический словарь (БЭС) – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. – 1456 с.

5. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Минск.: Высшая школа,1998. - 431 с.

6. Волкова И.В., Симонова И.В. Гуманизация методической поддержки ин-форматизации в районе (практический аспект) / Под общ.ред. И.В.Симоновой. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. - 71 с.

7. Гриценко В., Довгялло А. Пути развития информатизации образования //Информатика и образование. – 1989. - №6.- С. 3-12.

8. Громкова М.Т. «Педагогические основы образования взрослых» – М.: МСХА, 1993. – 164 с.

9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье.– М.:Советский спорт,1995.– 64 с.

10. Дистанционное обучение /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.

11.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.

12. Каймин. В. К концепции информатизации образования в СССР// Информа-тика и образование. – 1989. - №1. – С 115-116.

13.  Концепция информатизации образования//Информатика и образование. – 1990. – №1. – С. 3-9.

14.  Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соис-кателей ученой степени. – 5-е изд., доп., - М.: «Ось-89», 2000. – 224 с.

15.  Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обу-чения. - М.: Педагогика, 1988. - 192с.

16.  Монахов В.М. и др. Изучение основ информатики и вычислительной тех-ники в средней школе: опыт и перспективы. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

17. Нарыкова И., Струкова Л. Советско-американский симпозиум// Информа-тика и образование. – 1991. - №2. – С 126-127.

18.  Применение новых технологий в образовании: Информатизация в совре-менном ВУЗе. Одиннадцатая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 2000. – 240 с.

19.  Применение новых технологий в образовании: Информационные техно-логии в системе университетского педагогического образования. Десятая Меж-дунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1999. – 413 с.

20. Применение новых технологий в образовании: Личностно-деятельностный подход при реализации модульной технологии обучения. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

21.  Применение новых технологий в образовании: Некоторые проблемы про-ектирования центра дистанционного обучения. Седьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1996. – 232 с.

22.  Применение новых технологий в образовании: Новые информационные технологии в учебном процессе, дистанционное обучение и Интернет. Десятая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1999. – 413 с. 

23.  Применение новых технологий в образовании: О некоторых новых воз-можностях повышения эффективности обучения при использовании компью-тера. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

24.  Применение новых технологий в образовании: Опыт и перспективы ис-пользования возможностей компьютерных телекоммуникаций для проведения дистанционных курсов. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

25. Применение новых технологий в образовании: Организация работы фили-алов довузовской подготовки центра дистанционного обучения Томского Госу-дарственного университета. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

26.  Применение новых технологий в образовании: От классно-урочного обу-чения к дистанционному. Одиннадцатая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Бай-тик, 2000. – 240 с.

27.  Применение новых технологий в образовании: Психологическая поддер-жка разработки курсов дистанционного обучения: задействование всех сенсорных модальностей обучаемого. Седьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1996. – 232 с.

28.  Ратинский М.Г. Информатика. – М., 1988. – 135 с.

29.  Рингборг Е. и др. Компьютеры в обучении: шведский путь// Информатика и образование. – 1992. - №1. – С. 112-117.

30.  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педаго-гических учебных заведений – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

31.  Старов М.И., Чванова М.С., Вислобокова М.В. О некоторых психолого-педагогический аспектах дистанционного обучения//Весник Тамбовского уни-верситета. - 1998. - Выпуск 3.

32.  Столяренко Л.Д. Педагогическая психология – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.

33.  Угринович Н. Информатика и информационные технологии. – М.: Лабора-тория Базовых Знаний, 2001. – 464 с.

34.  Угринович Н. Преподавание курса «Информатика и информационные тех-нологии». Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 96 с.

35.  Федюшин Д. Парадигмы программирования// Информатика и образование. – 1991. - №4. – С 11-15.

36.  Филинкова Е.В. Гуманитарная информатика //Информатика и образова-ние. – 1996. – №1 - С.51-57.

37.  Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

38.  Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования// Ин-форматика и образование. – 1989. - №5. – С 3-9.

39.  Волкова И.В., Симонова И.В.Педагогические публикации / Гуманизация методической поддержки информатизации в районе. 2003. Петровский портал. http://www.socspb.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: