В связи с постоянным ростом качества информационных технологий перед современным высшим учебным заведением стоит актуальная задача постоян-ной корректировки как самого учебного процесса в области изучения информа-тики, так и развитие информационно-технического обеспечения всей учебно-организационной деятельности ВУЗа.
Таким образом, опираясь на вышеизложенный материал, можно выделить несколько параметров, которыми необходимо руководствовать при разработке методики преподавания информатики студентам заочной формы обучения:
1. Государственный образовательный стандарт в области изучения инфор-матики.
2. Появление новых информационных технологий.
3. Личностные и возрастные особенности студентов заочной формы обу-чения.
При этом главной особенностью учебной дисциплины «информатика», отли-чающей её от многих других, является динамичность, что требует от препода-вателя компетентности, постоянного повышения квалификации, только в этом случае можно ожидать повышения качества преподавания.
|
|
Необходимо четко понимать, что курс информатики в вузе базируется на знаниях, полученных студентами при изучении информатики в средней школе. Проанализировав учебные программы учителей информатики Ногинского рай-она и руководствуясь ГОС в средней общеобразовательной школе, можно сде-лать вывод, что большинство преподавателей наибольшее количество часов от-водят на изучение следующих тем: «Информация, способы представления в компьютере», «История ЭВМ», «Архитектура ЭВМ», «Алгоритмизация и про-граммирование»; практически одинаковое распределение часов в значительно меньшем объеме отводится на темы: «Текстовый процессор MS Word», «Гра-фический редактор Paint», «Табличный процессор MS Excel», «Разработка компьютерных презентаций в Power Point».
Такой подход является наиболее привычным для школ, используется науч-но-технократическая парадигма, в основе которой лежит представление об ис-тине, доказанной конкретным научно обоснованным знанием. Ценностью явля-ется знание, отношения между участниками образовательного процесса носят субъектно-объектный характер. Причем, 8-10 лет назад с учетом слабой осна-щенности компьютерной техникой образовательных учреждений, указанные ранее практические темы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и средствами мультимедиа не рассматривались вооб-ще.
Учитывая возрастную категорию студентов-заочников, можно предполо-жить, что их знания в области информатики и информационных технологий практически равны нулю, если их работа не связана с использованием компью-терных технологий или если они не занимаются самообразованием в этой об-ласти. При опросе студентов заочной формы обучения было выявлено, что в своей работе они используют такие компьютерные программы, как MS Word и MS Excel (90% опрошенных), причем знания их поверхностные и сводятся к набору и редактированию текста, вставки таблиц с элементарными функциями.
|
|
В процессе написания ВКР был проведен педагогический эксперимент со студентами заочной формы обучения двух представительств ВУЗов в г.Ногинс-ке – Современной гуманитарной академии (СГА) и Российского нового универ-ситета (РосНОУ). В эксперименте участвовали 4 группы студентов первого курса 2005 года набора (60 человек) с разным изначальным образовательным уровнем и, соответственно, сроками обучения: две группы из СГА (1 гр., сфор-мированная на базе среднего полного образования, и 1 гр. с профильным сред-не-специальным образованием) и две группы из РосНОУ, сформированные по такому же принципу. Необходимо сделать оговорку, что в представительстве РосНОУ в г.Ногинске по всем образовательным программам ведется подготов-ка специалистов, а в представительстве СГА в г. Ногинске – подготовка бака-лавров.
Педагогический эксперимент протекал в естественных условиях, так как ор-ганизация учебного процесса в ВУЗах на данном этапе существенно отличается (это отражено в таблице). Учебная дисциплина «информатика» преподавалась и в настоящее время преподается автором ВКР в обоих представительствах, но в работе используются разные формы и методы обучения.
Сравнительная характеристика образовательного процесса ВУЗов
СГА | РосНОУ |
Наличие раздаточных учебных пособий для студентов (юниты) | Наличие раздаточных учебных пособий для студентов (модули) |
Теоретические знания по учебным дисциплинам на занятиях студенты полностью получают из видео- и слайдлекций | Теоретические знания по учебным дисциплинам на занятиях студенты получают от преподавателя1 |
Аудиторные лекции преподавателя отсутствуют; проводятся коллективные тренинги, на которых преподаватель выполняет роль тьютора2 | Преподаватель проводит консультации (лекции, семинары) со студентами |
После изучения каждой юниты методистом проводится тестирование, в конце – итоговое тестирование (всегда проводит методист) | В период изучения проводятся модульные тестирования (проверяет преподаватель), в конце – итоговое тестирование (перед экзаменом проводит методист) |
Зачет выставляет методистом по результатам всех видов тестирования | Зачет проводится в традиционной форме или в форме тестирования и выставляется преподавателем |
Экзамен проводится либо методистом, либо преподавателем (присутствие необязательно) в письменной форме, проверка осуществляется в Москве, в головном ВУЗе | Экзамен в устной или письменной форме проводится и оценивается преподавателем в представительстве |
_______________ 1 Видеолекции и слайдлекции дополняют консультации преподавателя, а не заменяют их. – Прим. автора. 2 tutor в пер. с англ. – наставник, проводник. - Прим. автора. | |
Продолжение | |
СГА | РосНОУ |
Студенты могут самостоятельно изучать дисциплины в компьютерном классе в отведенное время, используя соответствующие обучающие программы, затем проходят компьютерное тестирование | Студенты могут получать консультации по электронной почте на возникающие вопросы от преподавателей с соответствующих распределенных кафедр |
Технология проведения модульного и итогового тестирования в представи-тельствах имеет много общего: форма проведения, бланки вариантов с тестовы-ми заданиями (Приложение № 6), содержание вопросов и т.п. В представитель-стве РосНОУ студенты заносят свои ответы в специальный контрольный лист (Приложение № 5).В настоящее время идет подготовка к переходу на электрон-ную систему автоматического комплектования вариантов и осуществления кон-троля правильности выполнения тестов (Приложение № 7) в представительстве СГА – электронная обработка результатов тестирования при занесении данных в компьютер.
|
|
Анализируя результаты модульного и итогового тестирования студентов разных представительств, можно сделать вывод, что показатели модульного тестирования, т.е. промежуточного тематического контроля знаний, не отли-чаются в представительствах – средний балл 3,2, а показатели за итоговое тес-тирование (рис. 5), при котором происходит охват всех изученных тем, на-много выше у студентов РосНОУ.
Рис. 5. Средний балл итогового тестирования студентов по информатике
В группах на базе профильного среднего профессионального образования кроме итогового тестирования по данной учебной дисциплине проводился экза-мен, результаты которого также показы-вают преимущество методики обуче-ния, применяемой преподавателем в РосНОУ (рис. 6). Качество знаний в наб-людаемых группах на экзамене по ин-форматике у студентов РосНОУ – 94%, а у студентов СГА – 50%.
Рис. 6. Средний балл студентов за экзамен по информатике
Общие вопросы методики преподавания информатики в значительной сте-пени давно понятны и сформулированы, но существует ряд подходов и методик преподавания разных конкретных тем в зависимости от степени их сложности и актуальности. Для студентов заочной формы обучения не зависимо от направ-ления подготовки предлагаю более подробно останавливаться при подаче мате-риала на следующих темах:
1. Информация. Кодирование информации.
(Информация, ее виды, свойства и способы сбора, хранения, поиска, исполь-зования, преобразования, распространения; количество информации как ме-ра уменьшения неопределенности знаний, единицы измерения количества информации; системы счисления, двоичное кодирование информации).
|
|
2. Компьютер и программное обеспечение (ПО).
(Функциональное устройство компьютера; обмен информацией между уст-ройствами компьютера, производительность компьютера; санитарно-гигие-нические и эргономические требования при работе на компьютере, к рабо-чему месту; программное управление работой компьютера – операционная система, виды ПО, обзор – системное, прикладное, системы программирова-ния).
3. Компьютерный практикум.
(Работа с текстовым и табличным процессорами; умение создавать файлы, копировать, удалять, архивировать, проверять на наличие компьютерных вирусов и т.п.).
4. Моделирование и формализация.
(Моделирование как метод познания, виды моделей, система как целостная совокупность объектов; построение формальных моделей).
5. Алгоритмизация и программирование.
(Понятие алгоритма, свойства и виды алгоритмов, способы записи; языки программирования высокого уровня, обзор – алфавит языка, основные типы и структуры данных, разработка программ методом последовательной дета-лизации).
Остановимся более подробно на каждой из предложенных тем. При изуче-нии темы №1 лучше использовать следующие формы занятий:
- лекция (вводная, информационная и по методу – проблемная – обращаясь к Громковой М.Т: «разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму: для чего? что? как? что получилось? то ли получилось?»*);
- семинар с аудиторно-практической работой (например, подготовить задания на определение количества информации, разбить студентов на группы и предложить в течение определенного времени решить их, мож-но с использованием компьютера).
На тему «системы счисления» (в рамках первой темы) отвести минимальное количество времени, дать обзорно, общие представления. Как показывает опыт,
_______________
* М.Т. Громкова. Педагогические основы образования взрослых. – М.:МСХА, 1993. – С.63
данная тема воспринимается студентами заочной формы обучения тяжело, при-
чем студенты не видят в ней практического применения (за исключением сту-дентов, обучающихся по направления «прикладная информатика»).
При изучении темы №2 лучше всего использовать такой метод, как беседа, диалог, предполагающий обмен мнениями между людьми при системе управ-ляющий вопросов, ведущих обучаемого к заранее намеченной преподавателем цели. Метод в основном теоретический, но может и, чаще, опирается на опере-дившую практику. Проблемная форма изложения проявляется в том, что сту-денты делают микрооткрытия субъективно новых знаний.
Тема №3 предполагает у студентов некоторых изначальных навыков работы на компьютере. Как показывает практика, 10% студентов-заочников на первом курсе не имеют таких навыков, 50% студентов имеют слабые представления о возможностях текстовых и 80% о возможностях табличных процессоров. Наб-людения совпадают с результатами опроса студентов, представленными в виде диаграммы (рис. 7).
Рис.7. Результаты опроса студентов 1 курса заочной формы обучения
На этом этапе необходимо сразу выявить степень знания студентов группы для последующей дифференциации обучения. Например, в начале занятий сту-дентам предлагается заранее подготовленный раздаточный материал с заданием (Приложения №№ 8, 9, 10), по результатам выполнения которого можно произ-вести разделение группы на подгруппы с разной степенью сложности изложе-ния материала, либо использовать индивидуальный подход (такой способ редко используется при работе с заочниками особенно в группах с большой наполняе-мостью), либо применить способ работы студентов в паре, когда к более подго-товленному студенту прикрепляется менее осведомленный (такой подход, в случае грамотного формирования пар преподавателем с учетом психологичес-ких особенностей студентов, дает высокие показатели при последующем оце-нивании).
Для изучения темы №4 подачу материала лучше осуществить в форме об-зорной лекции, обеспечивающей научность и информативность на современ-ном уровне. Можно использовать при этом такие методы обучения, как диалог, диспут, деловая игра, имитирующая те или иные практические ситуации с уче-том профессиональной деятельности, социальной направленности.
Тема №5 в настоящее время преподавателями высшей школы дается студен-там заочникам в малом объеме, особенно в части программирования. Хотя ал-горитмизация – один из важнейших элементов структуризации любой челове-ческой деятельности, именно при изучении этой темы можно сделать акцент на развитие логики мышления, творческого подхода к решению задач, в том числе профессиональных. Уже стала традицией разработка обучаемым (студентом, школьником) алгоритма «с нуля» под руководством преподавателя, с опорой на некоторые примеры.
Необходим адекватный метод обучения – поэтапное формирование умствен-ных действий. В отличие от внешней деятельности умственные действия сту-дентов скрыты, их выполнение проявляется только через результаты деятель-ности, в данном случае – алгоритм. Существующие методы обучения – рутин-ная разработка «с нуля» алгоритмов (и программ) с ветвлением, циклом, про-цедурой и т.д. – обеспечивают перенос полученных знаний и умений в близкую обстановку, а чаще лишь репродукцию знаний на однотипных примерах, но не уровень творчества.
В основе предполагаемого метода лежит понятие открытой программы. В своем учебном пособии по методики преподавания информатики Бочкин А.И. пишет: «Под открытой программой (ОП) понимается модель, представляющая некоторый класс программ и предназначенная для передачи обучаемым знаний об их структуре и назначении; для присвоения обучаемым опыта творческой деятельности разработки программ – задач этого класса»*.
При этом методе обучения: использовать программы с подробными коммен-тариями (встречаются в хороших учебниках по программированию), тем самым обучение происходит на примерах; можно задавать упражнения с пропусками в программах, которые могут в ОП заполняться неоднозначно. Итоговая простота и понятность ОП чаще являются результатом значительных усилий педагога-разработчика.
Таким образом, при изучении последней темы №5 качество знаний и заинте-ресованность можно повысить за счет акцента на алгоритмизацию, а в качестве языка программирования целесообразно выбрать объектно-ориентированный язык с применением принципа открытой программы.
В предложенном выше списке тем по объективным причинам отсутствуют следующие:
- основы логики и логическое устройство компьютера (эта тема дается в школьном курсе информатики и имеет актуальность только для студен-тов, получающих высшее образование с квалификацией информатик, программист и т.п.);
- компьютерные сети;
- базы данных.
Последние две темы в настоящее время изучаются студентами как отдель-ные учебные дисциплины (например, «компьютерные системы и сети», «Интер-нет-технологии») или в качестве одной из ее составляющих (например, созда-ние БД и работа с СУБД рассматриваются в учебных дисциплинах «информа-ционные технологии в экономике», «информационные технологии в СКСиТ. _______________
* Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – С.145.
Оргтехника» и т.д.).
В своей книге по методике преподавания информатики Бочкин А.И. подчер-кивает, что при постоянной открытости информатики всему новому неизбежно ставится более сложная и важная задача – «научить студента самостоятельной разработке методик, методическому творчеству путем передачи ему не только определенных знаний и умений в области методики информатики, но и опыта подобной творческой деятельности»*.
Важным критерием эффективности преподавания информатики, на настоя-щий момент, следует считать использование гуманистического подхода в обу-чении, который влияет на развитие фактора «переключаемости» (интеллекту-альной лабильности). Исторически раньше технократической парадигмы нача-ла складываться гуманитарная. Центром этой парадигмы является процесс по-знания, главная ценность - личность обучаемого. Отношения между участни-ками образовательного процесса носят при этом субъектно-субъектный харак-тер.
В ходе исследования и апробации методики было замечено, что необходимо использовать вышеперечисленные методы обучения, стимулирующих мотива-ционную направленность учебной деятельности, это является важным дидакти-ческим условием реализации гуманизации компьютерного обучения.
Выделим, какие можно поставить гуманистические задачи при изучении раз-ных тем информатики:
- подчеркнуть значимость информации в жизни человека и животного мира, важности ее объективности;
- показать историческое развитие средств работы с информацией в жизни об-щества;
- подчеркнуть личный вклад ученых в этой области;
- показать историческое развитие аппаратного и программного обеспечения;
_______________
* Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск:Высшая школа, 1998. – С.10.
- сформировать навыки работы с профессиональным программным обеспече-нием;
- развитие творческой активности и т.д.
Перечислим еще раз методы обучения, которые необходимо использовать: беседу, рассказ, иллюстрацию, демонстрацию, упражнения, проблемное изло-жение, дифференцированные задания, самостоятельную работа с книгами, творческие задания, лабораторный практикум, эмоциональное стимулирование, повышение мотивации.
При заочной форме обучения мы сталкиваемся с проблемой перегрузки сту-дентов (работа, учеба, причем в распространенном в настоящее время режиме – режиме выходного дня), с подавлением творческого начала, с психологическим дискомфортом студентов и преподавателей. Выходом из сложившегося поло-жения должна являться такая организация образования, при которой студент был бы не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем.
Это означает, что целью образования должно являться не просто запомина-ние готовых знаний, а их поиск, открытое и активное усвоение, воспитание творческого мышления. Это, в свою очередь, приводит к необходимости модер-низации учебных программ, учебных пособий, методик, новым подходам к про-верке результатов обучения.
Таким образом, сегодня создается новая педагогическая парадигма, опираю-щаяся на идеи гуманизации. Она охватывает все стороны образовательного процесса: его социально-психологическое, методическое и материально-техни-ческое обеспечение. Одним из важных способов реализации гуманистического подхода является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в обучении. Достоинствам, недостаткам и перспективам развития дис-танционного обучения будет посвящен следующий параграф ВКР.