История формирования и современное содержание курса информатики

Тема построения информационного общества с развитой информационной культурой в настоящее время является актуальной для любой экономически и политически развитой страны, в частности России. В странах с развитой инфор-мационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Анг-лию и другие страны Западной Европы, уже давно одним из направлений госу-дарственной политики является направление, связанное с поддержкой и инвес-тициями в инновационную индустрию, в развитие компьютерных систем и те-лекоммуникаций.

В частности, в США в 1980 году сотрудники Научно-исследовательской ор-ганизации по людским ресурсам, учителя и администрация округа Монтгомери штата Мэриленд приступили к совместному проекту по разработке курса ком-пьютерной грамотности1. Изначально было установлено 40 микрокомпьютеров для обучения фирмы «Apple» - Pet2. Местные органы образования приступили к планированию своих текущих и долгосрочных потребностей в оборудовании, оценке и приобретению математического обеспечения, подготовке учителей, разработке компьютерного курса обучения.

Это явление, как в зеркале, нашло повсеместное отражение в масштабах всей страны. Педагогический эксперимент имел исключительно благоприятную возможность для проведения благодаря поддержке Беверли Хантер.3

В 70-х гг. шведский Национальный совет по образованию совместно с уни-верситетами и колледжами начал осуществление ряда исследовательских про-

_______________

1 См. Б. Хантер. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 1989. – С.5.

2 Pet в переводе с англ. – любимое домашнее животное. Такое название дала фирма «Коммо-дор Бизнес Машин» ставшему популярным домашнему микрокомпьютеру. – см. там же.

3 директор проекта по разработке рекомендаций по компьютерной грамотности в начальной и неполной средней школе, финансируемого по линии фонда Национального общества по естествознанию – см. там же. С.6.     

ектов по использованию компьютера как педагогического средства. Проекты были завершены к началу 80-х гг., и их опыт позволил определить пути исполь-зования компьютеров в обучении1. Основной вывод состоял в том, что компь-ютер следует рассматривать как один из компонентов целостной системы учеб-ных средств и что «натаскивание» с помощью компьютера не представляет сколько-нибудь значительной ценности, а знания в области программирования не являются необходимой предпосылкой освоение компьютера. В 1983 г. в Швеции была принята программа широкомасштабного внедрения компьютеров в школы, началось их использование в профессиональном образовании.

Информатизация общества в России рассматривается в настоящее время как один из основных элементов государственной политики. Требования к инфор-матизации образования могут быть различными в зависимости от общей кон-цепции развития мирового сообщества. Обратимся к истории: информатизации образования предшествуют тенденции его модернизации2. Первые попытки ав-томатизации и электронизации образования в СССР относятся к 1962 г., когда академик А.И. Берг организовал проведение работ по программированному обучению, техническим средствам обучения (ТСО) и обучающим машинам. В том же 1962 г. академик В.М. Глушков на первой Всесоюзной конференции по программированному обучению поставил задачу разработки компьютерных методов и средств автоматизации обучения (рис. 2).

В последующие годы в СССР развернулись работы по созданию автомати-зированных обучающих систем (АОС) первого и второго поколения, базирую-щихся на специальных инструментальных средствах – пакетах прикладных программ (ППП). Ведущую роль в координации этих работ сыграли Институт кибернетики АН УССР и НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР. Акти-визация работ по АОС в СССР приходится на первую половину 80-х гг., когда _______________

1 Компьютеры в обучении: шведский путь//Информатика и образование. 1992. №1. С.112.

2 Гриценко В., Довгялло А. Пути развития информатизации образования//Информатика и образование. 1989. №6. С.4.

прикладные и инструментальные учебные средства на базе семейства типовых ППП АОС-ВУЗ получили довольно широкое распространение в учебных заве-дениях страны и за рубежом (в НРБ и ГДР).

 

 

 



Рис. 2. Исторические предпосылки информатизации образования в СССР

В начале 80-х годов была проведена 1-ая (и единственная) академическая конференция по проблемам информатики (в ее подготовке приняли активное участие академики В.А. Мельников и О.М. Белоцерковский). В 1985 г. были приняты известные постановления КПСС и правительства СССР о компьюте-ризации средней и высшей школы, создавшие новую идеологическую и мате-риально-техническую основу для компьютеризации системы образования*. С этого года началась вестись подготовка студентов педагогических институтов и университетов по специальности «Информатика и вычислительная техника». Подготовка осуществлялась как дополнение к специальностям «Математика», «Физика», «Общетехнические дисциплины и труд».

В школах появился курс «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ), для преподавания которого на первых этапах были предприняты «по-жарные» меры по подготовке специалистов – краткосрочные летние курсы при _______________

* О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и мате-риалов. – М., 1984. – С.45.

ИУУ, ускоренные меры в педвузах по корректировке учебных планов выпуск-ных курсов, привлечение в школы людей с инженерными знаниями и т.п. Мож-но сказать, что учитель шел в класс практически безоружным. Идеолог первой программы курса ОИВТ академик А.П. Ершов в то непростое время призывал учителя откровенно говорить ученикам, что он сам ничего не знает и будет учиться вместе с ними. А речь-то шла фактически об овладении «азами» школьного алгоритмического языка и Бейсика.

В 1989г. под непосредственным руководством Главного методического уп-равления высшего образования в НИИ проблем высшей школы и ИК АН УССР был разработан сборник программ по дисциплине «Основы компьютерной тех-нологии обучения» для факультетов повышения квалификации и центров ком-пьютерной технологии обучения. Сборник имел модульную структуру и опре-делял содержание подготовки для разных категорий слушателей, исходя из на-чального уровня компьютерной грамотности и конечной цели подготовки.

В течение 1985 – 1990 гг. в системе образования был пересмотрен перечень специальностей, по которым осуществлялась подготовка специалистов в сред-них специальных и высших учебных заведениях, увеличен выпуск специалис-тов по вычислительной технике, программному обеспечению, автоматизиро-ванным системам. В системе профессионально-технических училищ была нача-та подготовка квалифицированных рабочих по эксплуатации и ремонту средств обеспечения новых информационных технологий (НИТ).

Был создан Общесоюзный центр НИТ. При Государственном комитете СССР по народному образованию в 1989 г. организован Общесоюзный научно-методический совет для решения методологических и организационных проб-лем информатизации образования, сконцентрированы усилия ВУЗов по разра-ботке учебного, методического и программного обеспечения в области НИТ.

Разрабатывались вариативные методики преподавания курса информатики по безмашинному и машинному вариантам, обеспеченные учебно-методичес-кими комплексами (УМК), включающими в себя учебник, методическое посо-бие, задачник и программное обеспечение. Само название курса изменялось не один раз – «Основы информатики и вычислительной техники», «Информати-ка», «Информатика и информационные технологии».

В содержании и методике преподавания информатики в разные годы на пер-вый план выходило решение различных задач. Это связано с тем, что информа-тика как наука является достаточно «молодой» отраслью научного познания, поэтому имеет немало различных позиций относительно круга вопросов, сос-тавляющих ее предмет, а также удельного веса каждого из этих вопросов в со-держании этой науки. В частности, были разработаны методика обучения про-граммированию (В.М. Монахов*, И.Н. Антипов, В.В. Щенников, Ю.А. Первин, Г.Л. Звенигородский и др.), методика изучения архитектуры и принципов дей-ствия ЭВМ (В.М. Монахов, А.А. Кузнецов и др.)

Содержание курса информатики определялось изначально из целей и задач обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, а также с учетом следую-щих принципиальных позиций:

- на первом этапе внедрения курса информатики подавляющее большинство учебных заведений не располагали вычислительной техникой, поэтому пер-вый вариант учебного пособия был ориентирован на безмашинный вариант изучения курса;

- компьютерная грамотность обеспечивается изучением не одного курса ин-форматики, а комплекса учебных дисциплин. Поэтому при разработке со-держания этого курса учитывались функции и вклад в компьютерную гра-мотность других образовательных дисциплин;

- курс основ информатики и вычислительной техники, ставший фундамен-тальной компонентой общего среднего образования, разрабатывался как об-щеобразовательный и доступный для всех, то есть он должен был решать задачи не только подготовки учащихся к практической деятельности, вне-дрения компьютеров в большинство областей народного хозяйства, но и за-

_______________

* Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспек-тивы/ Сост. В.М. Монахов и др. – М.: Просвещение, 1987. – С.5-18.

 

дачи умственного развития, формирования научного мировоззрения, воспи-тания, применения полученных знаний в дальнейшем обучении (в ПТУ, тех-никумах, ВУЗах);

- курс должен иметь межпредметный характер;

- курс должен сформировать у учащихся совокупность знаний, умений и на-выков, обеспечивающих достижение второй задачи внедрения компьютеров в образование – широкое использование компьютеров в процессе изучения всех учебных дисциплин.

Как любая другая учебная дисциплина, информатика должна не только по-знакомить обучающихся (школьников, студентов) с кругом вопросов, изучае-мых этой наукой, но и сформировать определенный комплекс практических умений и навыков. Обеспечить курс системой задач и упражнений, практичес-ких работ в условиях безмашинного варианта обучения было возможно, лишь сосредоточив основное внимание на его содержании, на формировании алго-ритмической культуры, развитии навыков программирования. Однако такое пе-рераспределение удельного веса в пользу этих компонентов компьютерной гра-мотности было временной мерой, отражающей специфику именно безмашинно-го варианта изучения курса.

Каждая учебная дисциплина отличается своим, только ей присущим набо-ром базовых понятий и технологий. Именно наличие таких базовых понятий и технологий делает обоснованным включение этой дисциплины для изучения студентами и школьниками в учебный план. Долгое время и по сей день содер-жание курса базируется на трех фундаментальных понятиях науки: информа-ция – алгоритм – компьютер.

Именно эта система понятий задает обязательный уровень теоретической подготовки. Причем, умения и навыки алгоритмизации применялись непосред-ственно для программирования, которому отводилась значительная часть вре-мени при работе на компьютере, и как следствие – главенствующая роль в структуре курса.

Практически все зарубежные курсы информатики строились в расчете на ЭВМ. Студентов и школьников с первых же занятий сажали за компьютер и предоставляли возможность самим, на практике усвоить возможности вычис-лительной машины и научиться работать на ней. Такой подход имел как поло-жительные, так и отрицательные аспекты. Ученик довольно быстро учился про-граммировать, но зачастую терял при этом навыки теоретического мышления.

В настоящее время в курсе информатики не ставится задача сделать из обу-чающихся (школьников, студентов) профессиональных программистов, то есть доля времени, отводимого на изучение языков программирования (если только это не профилирующий курс, например подготовка информатиков, программи-стов), существенно снижена, а для некоторых направлений подготовки специа-листов и вообще отсутствует.   

В связи с информатизацией образования в настоящее время такой подход к изучению информатики уже не приемлем, поэтому стали появляться предложе-ния по выделения таких трех базовых технологий информатики – создание ал-горитмов, создание информационных моделей, работа с базовым программным обеспечением компьютера – основным инструментом НИТ. Базисность третьей технологии в особых объяснениях не нуждается. Базисность остальных двух объясняется следующим образом. Каждая учебная дисциплина включает в себя изучение алгоритмов решения соответствующих задач (математических, логи-ческих, финансово-экономических, педагогических, стратегических и т.д.).

Существует много общего в составлении этих алгоритмов, то есть существу-ет общая технология создания алгоритмов, которая и конкретизируется в каж-дой учебной дисциплине. Естественно, эта технология должна быть изучена в «чистом» виде. Точно так же каждая наука, а значит и каждая учебная дисцип-лина, занимается составлением информационных моделей жизненных задач. Отличие между науками состоит в различии методов и средств построения мо-делей. В то же время построение моделей во всех науках имеет много общего; существует единая базовая технология составления информационных моделей, которая должна быть изучена отдельно.

Содержание курса информатики в высшей школе предполагает, что студен-ты, опираясь на теоретические знания предмета и практические навыки работы на компьютерах, полученные в средней общеобразовательной школе, должны закрепить свои умения и навыки уже на другом уровне восприятия информа-ции.

Государственный образовательный стандарт по информатике* в высшей школе в настоящее время предполагает следующий образовательный минимум:

- понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;

- технические и программные средства реализации информационных про-цессов;

- модели решения функциональных и вычислительных задач;

- алгоритмизация и программирование, языки программирования высокого уровня;

- базы данных;

- программное обеспечение технологии программирования;

- локальные и глобальные сети ЭВМ;

- основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну, методы защиты информации; 

- компьютерный практикум.

При этом в зависимости от направления подготовки специалистов, бакалав-ров, такие блоки как, например «информационные технологии (в экономике, психологии, юриспруденции, в социально-культурном сервисе и туризме)» или «компьютерные системы и сети», или «Интернет-технологии», выделяются из курса информатики и изучаются более основательно как отдельные дисципли-ны.

 

_______________

*ГОС высшего профессионального образования, утвержден Министерством Образования РФ 14.03.2000г., ЕН.Ф.02.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: