Историческая наука Древнего Рима

Римская историческая традиция имела своей основой анналы. Согласно римскому преданию, едва ли не с середины 5 в. до н. э. в Риме существовали так называемые таблицы понтификов; верховный жрец вёл по годам записи важнейших событий, которые заносились на "белые доски" и выставлялись для всеобщего сведения у дома понтифика. Вначале этот обычай был связан с обязанностью жрецов регулировать календарь (который не был твёрдо фиксирован); записи велись весьма примитивно, но постепенно число рубрик в них увеличивалось и, помимо сведений о войнах и стихийных бедствиях, появились сообщения о внутриполитических событиях, о деятельности сената, об итогах выборов и т.п. Эти таблицы стали как бы хронологическим остовом древнейшей римской летописи. Около 130 до н. э. по распоряжению верховного понтифика П. Муция Сцеволы была опубликована сводка всех погодных записей, начиная с основания Рима (в 80 книгах) под названием "Большие анналы".

Литературная обработка официальных анналов и семейных хроник знатных родов началась в 3 в. до н. э. и связана с распространением в Риме эллинистических культурных влияний. Ранних римских историков принято называть анналистами, причём их делят на старших, средних и младших. Родоначальником римской анналистики считается Квинт Фабий Пиктор, автор написанных на греческом языке "Анналов", в которых изложена история Рима от легендарных времён до конца 2-й Пунической войны. Средние анналисты пользовались в основном теми же источниками, что и старшие. Младшая анналистика как особый жанр и направление возникла в эпоху Гракхов (2 в. до н. э.). Если старшие и средние анналисты занимались довольно примитивной, но добросовестной обработкой летописей и хроник, излагая историю Рима с патриотических позиций, то для младших анналистов история превратилась в раздел риторики и в орудие политической борьбы. В интересах той или иной политической группировки они не останавливались перед сознательным приукрашиванием, а иногда и прямым искажением событий, разработав ряд приёмов (повторение событий, заимствования из греческой истории и т.п.).

К жанру историко-мемуарной литературы относятся прежде всего "Записки о галльской войне" и "Записки о гражданской войне" Юлия Цезаря, в которых дано несколько приукрашенное, но достаточно достоверное изложение хода этих войн. К жанру исторической монографии принадлежат произведения Саллюстия "О заговоре Катилины" и "О Югуртинской войне". Из многочисленных биографий, составленных историком Корнелием Непотом, сохранились только две биографии римских деятелей - Аттика и Катона Старшего и 23 биографии полководцев "иноземных народов".

В эпоху империи получило дальнейшее развитие художественно-дидактическое направление. В эпоху империи в начале 2 в. н. э. получил развитие историко-биографический жанр

Истории Рима были посвящены труды греческих историков 2-й половины 2 в. Аппиана  и Диона Кассия.

В эпоху поздней империи возникла и получила развитие христианская историография.

6.6. Литература Древнего Рима.

Древнейшие памятники римской художественной словесности (5-4 вв. до н. э.) не сохранились. По позднейшим свидетельствам, лирика в них была представлена обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными): эпос - "пиршественными песнями" о подвигах римских героев; драма — музыкальными представлениями, развившимися из хоровых песен (фесценнин), и фарсовыми сценками (ателланами); проза - ораторскими речами, текстами законов и летописей (анналов). Первый шаг от устной словесности к письменной литературе сделал на рубеже 4-3 вв. до н. э. консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший под своим именем сборник нравственных сентенций в стихах.

В 3-2 вв. до н. э. Рим подчинил себе большую часть греко-язычного Средиземноморья и подвергся мощному влиянию более развитой греческой культуры. В этот период римская литература постепенно осваивала все основные жанры греческой литературы; национальный эпос; римской комедии и трагедии; специфический римский жанр сатуры (стихотворных сценок на свободные темы); к концу 2 в. до н. э. появились первые произведения римской лирики. Переведена на латинский язык "Одиссея".

В 1-й половине 1 в. до н. э. греческая культура окончательно была освоена Римом и стала основой высшего расцвета римской литературы. Новая культура вышла за пределы аристократических кружков и распространилась в средних слоях населения через посредство риторских школ и популярных философских трактатов и диалогов. В обстановке общественных противоречий теряли значение жанры, рассчитанные на широкую и однородную аудиторию (эпос, драма); получили развитие красноречие и поэзия. Центральная фигура в искусстве красноречия – Цицерон.

В период становления империи (2-я половина 1 в. до н. э.) Август обращал особое внимание на организацию общественного мнения, привлекал к себе лучших писателей своего времени.

Поэзия господствовала в литературе эпохи: идеал человека, совмещающего философию и словесное искусство, для Цицерона воплощался в ораторе, для Горация ("Наука поэзии") — в поэте. Проза отходит на второй план: красноречие в условиях монархии теряло значение, исторический жанр в трудах Тита Ливия сближался с эпической поэзией.

В период расцвета и кризиса империи (1—3 вв. н. э.) римская культура развивалась параллельно с греческой, но уже вполне самостоятельно. Распространение культуры захватывало не только Рим и Италию, но и провинции. Однако общественное значение литературы в новых условиях падало, её идеологическое содержание или питалось оппозиционными настроениями, или сводилось к официозной панегиричности. Литература постепенно вырождалась в самодовлеющую игру стиля; по характеру этих стилистических экспериментов в этом периоде можно выделить три этапа. Первый этап (1-я половина — середина 1 в. н. э.) - господство "нового стиля", выработанного в риторских школах, сентенциозного, эффектного и броского. Второй этап (конец 1 — начало 2 вв. н. э.) - это реакция на "новый стиль", господство неоклассицизма, возрождение стиля "золотого века". Третий этап (2 — начало 3 вв.) - господство архаизма: бурное возрождение греческой литературы в Римской империи оттесняет латинскую литературу на второй план.

В период 4-5 вв. на первый план выдвигается христианская литература. Теперь она усваивала литературную технику римской риторики и поэзии. Произведения большой художественной ценности - проповеди и гимны Амвросия, письма Иеронима и особенно "Исповедь" Августина, открывающая для литературы психологическую глубину, не доступную античности. Отступили на второй план авторы, продолжавшие языческие литературные традиции.

Литература постепенно замыкалась в пределах отдельных провинций, а затем — отдельных варварских королевств. К концу 6 в. традиции античных литературных форм и античного культурного наследия быстро слабеют и сходят на нет. Наступает полоса так называемых "тёмных веков" - первый этап латинской литературы средних веков.

6.7 Театр.

Возникновение театрального искусства в Риме связано с празднествами сбора урожая, участники которых исполняли шуточные, грубоватые песни в форме диалога — фесценнины. Дальнейшим развитием этих зачатков драматического действия стали сатуры - бытовые комические сценки, включавшие диалог, пение, музыку и танцы. Вероятно, около 300 до н. э. появилась народная импровизационная комедия - ателлана, отличительной особенностью которой было наличие 4 постоянных персонажей-масок. Ателланы разыгрывались вначале молодыми римскими гражданами и лишь позднее - актёрами-профессионалами. С конца 3 в. до н. э. получил распространение другой вид народных представлений - мим. Новый период в истории римского театра связан с постановкой греком-вольноотпущенником Ливием Андроником первой драмы (240 до н. э.), в основе которой греческий оригинал. В Риме начали ставиться трагедии и комедии, сочинявшиеся по греческим образцам. Большим успехом у зрителей пользовалась паллиата - комедия, представлявшая собой переработку новой аттической комедии. Во 2 - начале 1 вв. до н. э. на смену паллиате пришла тогата, в которой изображалась жизнь римских граждан, преимущественно из низших слоёв населения. В начале 1 в. до н. э. тогата уступила место литературно обработанной ателлане, которая, в свою очередь, в середине 1 в. до н. э. была оттеснена литературно обработанным мимом.

Театральные представления в Риме устраивались во время ежегодных государственных праздников: на Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и Аполлоновых (июль) играх, Мегалесиях (апрель), Флоралиях (апрель - май). Спектакли давались также в связи с триумфальными и погребальными играми, при выборе высших должностных лиц и др. Первоначально представления происходили возле храма божества, в честь которого устраивались игры. Постоянных театральных зданий не было. Первый каменный театр сооружен Помпеем в 55-52 до н. э. В конце 1 в. до н. э. были построены ещё 2 каменных театра — Марцелла и Бальба.

Римские актёры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и занимали низкое общественное положение. Они объединялись в труппы во главе с хозяином, который по договорённости с магистратом организовывал представления, распределял денежные вознаграждение и сам нередко исполнял главные роли. В 3-2 вв. до н. э. актёры играли, как правило, без маски, которая вошла в употребление около 1 в. до н. э.; это позднее проникновение маски на римскую сцену благоприятствовало развитию актёрского искусства. Женские роли исполнялись мужчинами. К последнему веку республики особенно выдвинулись актёр-трагик Эзоп и комический актёр Росций.

В эпоху империи представления устраивались чаще, однако они стали носить главным образом развлекательный, зрелищный характер; на сценической площадке появлялись отряды конницы, пехоты, в действие включались шествия пленных, выступления редких диких зверей и т.п. В 1-2 вв. н. э. в исполнении трагедии на первый план выдвигалось вокальное мастерство актёра. Популярностью пользовалась литературно обработанная ателлана, в которой порой содержались острые намёки на политические события. Особенно большой успех имели пантомим - сольный драматический танец (обычно на мифологический сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора, и пирриха, исполнявшаяся ансамблем танцовщиков и танцовщиц; главное внимание при этом уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценическим эффектам. По-прежнему огромный успех имел мим, вытеснивший ко времени поздней империи все другие виды представлений, кроме танцевальных. Из маленькой бытовой сценки он превратился в большую пьесу (строилась в основном на импровизации), блестящее феерическое зрелище с занимательным и нередко запутанным сюжетом, со значительным числом действующих лиц. Ещё большей популярностью пользовались цирковые представления и бои гладиаторов, устраивавшиеся в Колизее и других амфитеатрах. В цирках и амфитеатрах показывались также сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Устраивались инсценировки морских сражений, так называемые навмахии. Упадок художественной драмы, пристрастие к кровавым зрелищам, тяжёлые правовые условия жизни актёров свидетельствовали о деградации театральной культуры эпохи империи.

Римский театр и прежде всего драматургия сыграли большую роль в развитии мирового театра. Выдающиеся драматурги, начиная с эпохи Возрождения, постоянно обращались к римской драме, воспринимая через неё гуманистические традиции античной культуры. Большое влияние театр Рима оказал также на театральную архитектуру.

6.8 Музыка Древнего Рима.

В музыке Рима, развивавшейся под воздействием эллинистической культуры, сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, зачастую сопровождавшиеся игрой на тибии. Существенный пласт древнеримской музыкальной культуры представляли напевы салиев и арвальских братьев. На празднествах салиев исполнялся своего рода военный танец-игра. Празднества арвальских братьев посвящались урожаю; сохранились молитвы, знаменитый гимн братьев.

Музыкальная жизнь Рима, особенно периода империи, отличалась пестротой, в столицу стекались исполнители из многих стран. Поэзия и музыка были тесно связаны. Поэтические произведения, в том числе оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия, пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. В римскую драму вводились музыкальные номера речитативного характера, исполнявшиеся под аккомпанемент тибии. Для исполнения классической музыки, наряду с кифарой и авлосом, применялись инструменты типа арфы: псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика, реже - разновидности щипковой лиры (барбитос, пектис, магадис). На празднествах в честь бога Вакха - вакханалиях - звучали кимвалы и другие ударно-шумовые инструменты. Римская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы - гидравлосы. Существенную роль в развитии древнеримской инструментальной музыки принадлежит театральному жанру пантомимы - своего рода "пантомимической сюите", исполнявшейся танцором-солистом под пение хора (греческие тексты) и аккомпанемент оркестра. При военных легионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие букцины (изогнутые рога), тубы (прямые трубы) и другие металлические инструменты.

В цирках и театрах Римской империи выступали огромные хоровые ансамбли, часто с пышным инструментальным сопровождением. К концу 1 в. н. э. император Домициан основал "капитолийские состязания", в которых, наряду с поэтами, участвовали певцы и музыканты. Большой успех имели публичные концерты виртуозов. Император Нерон ввёл так называемое "греческое состязание", где выступал сам как поэт, певец и кифаред. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: