Анализ производства и объема продаж

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности»

 

  Исполнитель:              ________________

                                                  

Специальность:     Бух.учет, анализ и аудит   

                                               

Курс:                                                       V

                                         

№ зачетной книжки:                  __________

 

Руководитель:                  _____________

 

 

Воронеж

 

2009

Содержание

Введение……………………………………………………………….…2

1. Анализ ресурсного потенциала организации……………………….

2. Анализ производства и объема продаж…………………………….

3. Анализ затрат и себестоимости продукции…………………………

4. Анализ финансовых результатов деятельности

организации……………………………………………………………

5. Анализ финансового положения ОАО «Агат»………………….

6. Комплексная оценка деятельности ОАО «Агат»…………..

       Заключение………………………………………………………………

 

 

 

 

Введение

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности является комплексным управленческим анализом. Он охватывает все стороны деятельности предприятия и его подразделений в их взаимосвязи, т.е. все стадии подготовки производства и все этапы процесса производства и обращения продукции.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности любой коммерческой организации проводится прежде всего с целью оценки динамики и структуры выпуска продукции, оказания услуг, выполнения различных работ для получения прибыли, являющейся финансовым ресурсом дальнейшего развития любого экономического субъекта, действующего в рыночной системе хозяйствования.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. Он выполняет множество функций в системе управления. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оцениваются хозяйственные ситуации, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления. Многообразие функций комплексного экономического анализа в системе управления обуславливают его цель и задачи. Цель и задачи комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности направлены прежде всего на решение внутрихозяйственных задач организации для увеличения результативности ее деятельности, а также на повышение эффективности использования ее экономического потенциала: ресурсов, активов, капитала, доходов, расходов и прибыли для наращения стоимости компании, повышения доходности акций акционеров. Основной целью всестороннего и взаимосвязанного управленческого анализа является обеспечение рентабельности использования ресурсов, активов, капитала и устойчивого финансового положения организации.

Целью курсовой работы является:

- закрепление теоретических знаний по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»;

- развитие практических навыков проведения экономического анализа на примере организации ООО «Агат»;

- обобщение полученных результатов анализа с целью выявления комплексной величины резервов для мобилизации в производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.

Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

- провести анализ ресурсного потенциала организации, анализ производства и объема продаж, анализ затрат и себестоимости продукции, анализ финансовых результатов и финансового положения организации;

- выявить влияние соответствующих факторов на основные показатели работы организации;

- дать комплексную оценку деятельности организации;

- разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности анализируемой организации.

Методологической основой исследования в курсовой работе является современная теория и практика комплексного экономического анализа, нормативная и законодательная база по его проведению, а также финансовая и бухгалтерская отчетность предприятия ООО «Агат».

 

АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Задание № 1

Определим влияние отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции текущего года по сравнению с прошлым годом.

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п Показатель Прош-лый год Отчет-ный год Дина-мика показа-теля (в %) Раз-ница в процен-тах (+, -) Расчет влияния фактора Фактор, повлиявший на выявленное изменение

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих (N), чел.

8750

9750

111,43

+11,43

11,43×6240000/ 100

численность рабочих

+ 713142,86

2

Число отработанных человеко-дней (Чд), дн

2091250

2340000

111,89

+0,46

0,46×6240000/ 100

количество дней отработанных 1-м рабочим

+29092,65

3

Число отработанных человеко-часов (Чч), ч

16730000

19188000

114,69

+2,8

2,8×6240000/ 100

продолжитель-ность смены

+174555,89

4

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

6240000

7236400

115,97

+1,28

1,28×6240000/ 100

выработка 1-го рабочего (В)

+79608,61

Таблица

Расчет влияния трудовых факторов на прирост выручки от продаж

 

Показатель Условное обозначе-ние Предыдущий год Отчетный год Изменение (+,-)
А В 1 2 3
1. Среднегодовая численность рабочих, чел N 8750 9750 +1000
2. Среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год Д 239 240 +1
3. Продолжительность одной смены, ч t 8,0 8,2 +0,2
4. Среднечасовая выработка одного рабочего, руб. Вчас. 0,37298267 0,37713154 +0,0041
5. Объем продаж, тыс. руб. V 6240000 7236400 +996400
6. Влияние на изменение выручки от продаж факторов, тыс. руб. - всего ΔV × × +996400
в том числе: а) среднегодовой численности рабочих   × × + 713142,86
б) среднего количества дней, отработанных одним рабочим за год   × × +29092,65
в) продолжительности одной смены   × × +174555,89
г) среднечасовой выработки одного рабочего   × × +79608,61

 

Среднечасовая выработка одного рабочего рассчитывается по формуле:

,   

где V – объем продаж; ЧЧ – число отработанных человеко-часов.

 

 

Для расчета влияния факторов на показатель выручки от продаж использована следующая факторная модель

V = N × Д × t × Вчас.,

 

Проведем факторный анализ методом цепных подстановок.

 

                  

 

 

 

 

Таким образом, мы выявили влияние следующих факторов:

 

1) влияние изменения среднегодовой численности рабочих:

 

2) влияние изменения количества дней, отработанных одним рабочим за год:

 

3) влияние изменения продолжительности одной смены:

4) влияние изменения среднечасовой выработки одного рабочего:

 

Баланс отклонений:

ΔV = V1 – V0 = V (N) + ΔV (Д) + ΔV (t) + ΔV (B).

ΔV = 7236400 – 6240000 = 713142,86 + 29092,65 + 174555,89 + 79608,61 = 996400 тыс. руб.

 

 Результаты расчетов показывают, что в отчетном периоде наблюдается увеличение объемов выручки от реализации продукции и оно составляет 996400 тыс. руб. Увеличение объема продаж сложилось под воздействием четырех факторов: изменение числа рабочих, изменение среднего числа рабочих дней, изменение продолжительности одной смены, изменение среднечасовой выработки одного рабочего.

Проведя факторный анализ определили:

1) значительный прирост объема продаж в основном достигнут за счет увеличение численности рабочих на 1000 человек, что привело к росту объемов продаж на 713142,86  тыс. руб.

2) количество отработанных дней в отчетном периоде возросло на 1 день, это отразилось в увеличении объема продаж на 29092,65 тыс. руб.

3) с увеличением продолжительности одной смены с 8,0 часов до 8,2 часов объем продаж повысился на 174555,89 тыс. руб.

4) с увеличением выработки рабочих рост объема продаж составил 79608,61 тыс. руб.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что предприятие в отчетном периоде улучшило использование трудовых ресурсов.

 

 

Задание № 2

Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием материалов, на прирост объема продаж. Для этого заполним таблицу 2.

 

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

 

№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Изменение (+,-)
1 2 3 4 5

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

6240000

7236400

+996400

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб.

3566302

4211700

+645398

3

Коэффициент материалоотдачи (Мо) проданной продукции (рассчитать)

1,7497

1,7182

– 0,0315

4

Влияние на изменение объема продаж (V) следующих факторов:

х

х

х

 

а) изменения стоимости материалов в себестоимости продаж (∆МЗ) (рассчитать), тыс. руб.

х

х

+1129260

 

б) изменения материалоотдачи проданной продукции (∆Мо) (рассчитать), тыс. руб.

х

х

– 132860

 

Материалоотдача рассчитывается по следующей формуле:

Для определения влияния факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью V = МЗ × Мо

Применим метод абсолютных разниц.

Алгоритмы результативного показателя:

V0 = Мз0 × Моо                      V1 = Мз1 × Мо1

Расчеты влияния отдельных факторов:

ΔV(МЗ) = ΔМЗ × Моо         ΔV(Мо) = Мз1 × ΔМо

Баланс отклонений: ΔV = V1 – V0 = ΔV(МЗ) + ΔV(Мо)

V0 = Мз0 × Моо = 3566302 × 1,7497 = 6240000 тыс. руб.

V1 = Мз1 × Мо1 = 4211700 × 1,7182 = 7236400 тыс. руб.

1. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж

ΔV(Мз) = ΔМз × Мо = +645398 × 1,7497 = +1129260  тыс. руб.

2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции

ΔV(Мо) = Мз1 × ΔМо = +4211700 × (- 0,0315) = -132860 тыс. руб.

Баланс отклонений: 

ΔV = V1 – V0 = ΔV(МЗ) + ΔV(Мо) = 7236400 – 6240000 = +1129260 – 132860 = +996400 тыс. руб.

На основании данных расчетов видно, что в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» произошел рост объема продаж на 996400 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. На увеличение объема продаж положительно повлияло увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж на 1129260 тыс. руб. Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном году оказало снижение коэффициента материалоотдачи. Его снижение уменьшило объем продаж на 132860 тыс. руб. Величина отрицательно повлиявшего фактора и есть неиспользованный резерв роста объема продаж.

 

Задание № 3.

Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж.

 

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

 

№ п/п Показатель Услов-ное обозна-чение Прошлый год Отчетный год Изменение (+,-)
1 2 3 4 5 6

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб

V

6240000

7236400

+996400

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб.

ОСпр

785016

802846

+17830

3

Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии

Рд

239

240

+1

4

Коэффициент сменности работы оборудования

Ксм

1,05

1,3

+0,25

5

Средняя продолжительность смены, час

Псм

8,0

8,2

+0,2

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.

Вч

0,003959

0,0035231

-0,000436

7

Влияние на изменение объема продаж следующих факторов:

∆V

х

х

х

 

а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.

∆ОСпр

х

х

141728,576

 

б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.

∆Рд

х

х

26701,793

 

в) изменения коэф-та сменности

∆Ксм

х

х

1525816,8

 

г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.

∆Псм

х

х

198356,18

 

д) изменения объема продаж, приходящегося на 1 т. р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.

∆Вч

х

х

-896203,3

 

1) Объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части ОС определяется по формуле:

Выручка от продаж / общее количество машино-часов отработанных оборудованием

 

2) Общее количество машино-часов определяется по формуле:

 

Количество дней отработанных оборудованием × коэффициент сменности работы оборудования × средняя продолжительность смены × 

× среднегодовая стоимость

1. Общее количество машино-часов (прошлый год) = 239×1,05×8,0×557940 =

= 1 575 998 122тыс. руб.   

2. Общее количество машино-часов (отчетный год) = 240×1,3×8,2×568445 =

= 2 054 001 206 тыс. руб.

 

3. Объем продаж приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС (прошлый год) = 6240000 / 1 575 998 122 = 0,003959.

4. Объем продаж приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС (отчетный год) = 7236400 / 2 054 001 206 = 0,0035231.

 

 Для выявления влияния факторов проведем факторный анализ методом цепных подстановок. Для этого применим следующую формулу:

V = ОСпр × Рд × Ксм × Псм × Вч

При базисных и фактических значениях алгоритмы результативного показателя будут такими:

V0 = ОСпр0 × Рд0 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 785016 × 239 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6240000 тыс. руб.

V1 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм1 × Вч1 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,2 × 0,0035231 = 7236400 тыс. руб.

Расчетные показатели:

V1 = ОСпр1 × Рд0 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 239 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6381729 тыс. руб.

V2 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6408430 тыс. руб.

V3 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,0 ×0,003959 = 7934247 тыс. руб.

V4 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм1 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,2 ×0,003959 = 8132603 тыс. руб.

Расчеты влияния отдельных факторов:

а) влияние изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств:

ΔV(ОСпр) = V1 – Vо = 6381729 – 6240000 = 141728,576 тыс. руб.

б) влияние изменения количества дней, в течение которых ОС находились в рабочем состоянии:

ΔV(Рд) = V2 – V1 = 6408430 – 6381729 = 26701,793 тыс. руб.

в) влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования:

ΔV(Ксм) = V3 – V2 = 7934247 – 6408430 = 1525816,8  тыс. руб.

г) влияние изменения средней продолжительности смены:

ΔV(Чч) = V4 – V3 = 8132603 - 7934247 = 198356,18  тыс. руб.

д) влияние изменения продукции, приходящейся на 1 т.р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы:

ΔV(Вч) = V1 – V4 = 7236400 – 8132603 = -896203,3  тыс. руб.

Баланс отклонений:

ΔV = V1 – V0 = ΔV(ОСпр) + ΔV(Рд) + ΔV(Ксм) + ΔV(Чч) + ΔV(Вч).

ΔV = 7236400 – 6240000 = +141728,576 + 26701,793 + 1525816,8 + 198356,18 – 896203,3 = + 996400 тыс. руб.

 

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 996400 тыс. руб. Рост выручки от продаж произошел в основном за счет увеличения средней первоначальной стоимости активной части основных производственных фондов в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 17830 тыс. руб. Это позволило увеличить объем продаж на 141728,576 тыс. руб. Увеличение количества рабочих дней в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 26701,793 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом увеличить объем продаж в отчетном году на 1525816,8 тыс. руб. позволило увеличение коэффициента сменности, и на 198356,18 тыс. руб. - увеличение средней продолжительности смены. Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном периоде оказало изменение объема продаж за счет изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, что привело к снижению объема продаж на 896203,3 тыс.

 

Задание № 4.

На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов курсовой работы, дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Результаты расчетов обобщим в таблице 4.

Таблица 4.

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста, %

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж (К экст.i)

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж

Экстенсивности использования ресурса (К экст.i ×100) Интенсивности использования ресурса (100- К экст.i×100)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Число рабочих, чел. 8750 9750 11,4286 0,7157 71,5719 28,4281
2 Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб. 785016 802846 2,2713 0,1422 14,2242 85,7758
3 Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс. руб. 3566302 4211700 18,0971 1,1333 113,3340 -13,3340
4 Выручка от продаж продукции, тыс. руб. 6240000 7236400 15,9679 х х х
5 Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов х х х ΣК экст.i/п ΣК экст.i × 100/ п 100- ΣК экст.i × 100 / п
6 Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов х х х 0,6637 66,3767 33,6233

Примечание.

Гр.5 = гр.4 / гр.3 × 100 – 100;

Гр.6 стр.1 или 2 или 3 = гр.5 стр.1 или 2 или 3 / гр.5 стр.4;

Гр.6 стр.6 = Σ гр.6 по стр.1,2 и 3/ п;

Гр.7 стр.1 или 2 или 3 = гр.6 × 100;

Гр.7 стр.6 = Σ гр.7 по стр.1,2 и 3/ п;

Гр.8 стр.1 или 2 или 3 = 100 – гр.7 стр.1 или 2 или 3;

Гр.8 стр.6 = Σ гр.8 по стр.1,2 и 3/ п.

 

 

  В результате анализа ресурсного потенциала предприятия необходимо определить каким путем оно развивается, и какие возможности у него имеются для более эффективного использования ресурсов. Каждое предприятие имеет возможность выбора между экстенсивным и интенсивным путем развития. Экстенсивный  путь развития связан с приобретения материалов, достижением увеличения выпуска продукции за счет привлечения новых работников, вовлечением в оборот дополнительных средств, ввода в действие нового оборудования и осуществления капитальных вложений в здания и сооружения при значительном расширении производства. Интенсивный путь развития предполагает использование внутрихозяйственных возможностей без вовлечения дополнительных средств в хозяйственный оборот для повышения эффективности производства.

На основании данных организации ООО «Агат» рассчитаны комплексные показатели оценки экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства. На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что предприятие выбрало преимущественно экстенсивный путь развития (коэффициент экстенсивности = 66,3767). Сложившуюся ситуацию нельзя оценить положительно, так как следствием ее, как правило, является рост себестоимости. В то же время, предприятие использует и свои внутрихозяйственные возможности (коэффициент интенсивности = 33,6233).

Задание № 5

Определим комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты расчетов обобщим в таблице 5.

 

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции

за счет внутренних резервов использования ресурсов

 

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов
1

2

3 4

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

-

-

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

132860

-

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

896203,3

-

4

Итого комплектный ресурс

Х

 

 

Комплексный резерв равен 0, так как комплексный резерв – это минимум из 3-х резервов.

Таким образом, дополнительными внутренними резервами роста объема продаж являются:

1. По результатам анализа использования трудовых ресурсов можно сделать вывод, что показатели отчетного года выше показателей предыдущего года и повлияли на объем продукции только положительно. Резервов не выявлено. Увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором.

2. Увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж  свидетельствует о том, что материальные ресурсы в отчетном году использовались предприятием недостаточно эффективно. Данный фактор является  экстенсивным фактором. Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе составляет 132860 тыс. руб.

3. В результате анализа использования основных средств выявлен резерв роста продаж на сумму 896203,3 тыс. руб. Этим резервом является изменение объема продаж за счет изменения продукции, приходящейся на 1 т.р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы. Данный фактор является фактором интенсификации.

 

 

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ

Задание № 6

Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее. Для этого рассмотрим следующую таблицу.

Таблица

Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на проданную продукцию

 

п/п

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прош-лый год Отчет-ный год Прош-лый год Отчет-ный год Прош-лый год Отчет-ный год Прош-лый год Отчет-ный год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Количество, шт 9400 11500 4800 5880 7000 7000 21200 24380
2 Цена, тыс. руб. 250 256 300 305 350 357 Х Х
3 Выручка, тыс. руб. 2350000 2944000 1440000 1793400 2450000 2499000 6240000 7236400
4 Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб. Х 2702500 Х 1656000 Х 2817500 Х 7176000
5 Расчетный показатель выручки за отчетный год при ценах прошлого года, тыс.руб. Х 2875000 Х 1764000 Х 2450000 Х 7089000

 

Для того, чтобы определить влияние факторов выполним следующие расчеты:

 

1). Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс. руб., т.е. выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции: Vрасчетное 1= Vпрол.г × Кq общ.,

где Кq общ. = 24380 / 21200 = 1,15.

изделие А: VА = 2350000 × 1,15 = 2702500 тыс.руб.

изделие В: VВ = 1440000 × 1,15 = 1656000 тыс.руб.

изделие С: VС = 2450000 × 1,15 = 2817500 тыс.руб.

итого: Vрасчетное 1 = 2702500 + 1656000 + 2817500 = 7 176000тыс.руб.

2). Выручка от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года рассчитывается по формуле:  Vi = ki отч.г. * цi прошл.г.

изделие А: VА = 11500 * 250 = 2875000 тыс.руб.

изделие В: VВ = 5880 * 300 = 1764000 тыс.руб.

изделие С: VС = 7000 * 350 = 2450000 тыс.руб.

итого: Vрасчетное 2 = 2875000 + 1764000 + 2450000 = 7089000 тыс.руб.

3). Влияние факторов на изменение выручки от продаж:

а) влияние изменения количества проданной продукции

ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 7176000 – 6240000 = 936000 тыс. руб.

б) влияние изменения структуры проданной продукции

ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 7089000 – 7176000 = -87000 тыс. руб.

в) влияние изменения цены проданной продукции

ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 7236400 – 7089000 = 147400 тыс. руб.

4). Баланс отклонений:

ΔV = Vотч.г. - Vпрол.г. = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 7236400 – 6240000 = + 996400 = +936000 - 87000 + 147400 = 996400 тыс. руб.

 

Расчеты показывают, что рост выручки от продаж произошел в основном за счет увеличения общего количества реализованной продукции (+936000 тыс. руб.), роста цен на реализованную продукцию (+147000 тыс. руб.), при отрицательном изменении структуры продаж (-87000 тыс. руб.). Таким образом, общее увеличение выручки от продаж составило 996400 тыс. руб.

Задание № 7

Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и E, показанных в приложении 4 и в сносках к нему, разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Данные расчетов оформим в таблице.

Таблица.

Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период

№ п/п Показатель Изделие А Изделие В Изделие С Изделие D Изделие Е Итого
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Спрос на изделие, шт. 11500 5000 9500 3000 6000 35000
2 Цена изделия на будущий период, тыс. руб. 260 400 430 540 980 Х
3 Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб. 240 358 395 510 - Х
4 Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс. руб. 2990000 2000000 4085000 162000 - 9237000
5 Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс. руб. 2760000 1790000 3752500 153000 - 8455500
6 Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб. 230000 210000 332500 9000 - 781500
7 Коэффициент рентабельности изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж 7,69 10,50 8,14 5,56 - 8,46
8 Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, тыс. руб. 3 2 3 3    

Сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 300 шт., а для выпуска изделия Е в ООО нет соответствующих условий.

 

У организации нет ресурсов и условий для выпуска изделия Е, поэтому его в бизнес-план не включаем.

1). Определим объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план.

Изделие А: 11500×260 = 2990000 тыс. руб.

Изделие В: 5000×400=2000000 тыс. руб.

Изделие С:  9500×430=4085000 тыс. руб.

Изделие Д: 300×510=162000 тыс. руб.

Итого: 9237000 тыс. руб.

 

2). Определим себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план

Изделие А: 11500×240 = 2760000 тыс. руб.

Изделие В: 5000×358=1790000 тыс. руб.

Изделие С: 9500×395=3752500 тыс. руб.

Изделие Д: 300×540=153000 тыс. руб.

Итого: 8455500 тыс. руб.

 

3). Определим прибыль от продаж на планируемый период:

Изделие А: 2990000-2760000=230000 тыс. руб.

Изделие В: 2000000- 1790000 =210000 тыс. руб.

Изделие С: 4085000 - 3752500 = 332500 тыс. руб.

Изделие Д: 162000 -153000 = 9000 тыс. руб.

Итого: 781500 тыс. руб.

 

4). Определим рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж

Изделие А: 230000/2990000×100=7,69

Изделие В: 210000/2000000×100=10,50

Изделие С: 332500/4085000×100=8,14

Изделие Д: 9000/162000×100=5,56

Общая рентабельность продаж на будущий год составляет:

781500/9237000×100=8,46%

По результатам анализа можно сделать вывод, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является выпуск изделия «В». Рентабельность этого изделия составляет 10,50%. Менее рентабельным является производство изделия «С - 8,14 %, и изделия «А» - 7,69%. Изделие - «D» наименее рентабельно – 5,56%.

Так как у организации нет ресурсов и условий для выпуска изделия Е, то рассчитать его рентабельность невозможно.

Резервом увеличения объема продаж в следующем году является:

1) расширение производства и создание условий для выпуска изделия Е на сумму 5880000 тыс. руб. [6000 шт.× 980 руб.];

2) расширение рынка сбыта за счет дополнительного выпуска изделия D на сумму 1458000 тыс. руб.;

 

 

Задание № 8

Определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период на основании данных выписки из Отчета о прибылях и убытках по форме 2, Справки № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию» и результатов анализа по предыдущему вопросу задания. Результаты расчетов обобщим в таблице 6.

 

 

Таблица 6

Критический объем продаж за отчетный год

и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п Показатель За отчетный год На планируемый период, обеспеченный спросом
1 2 3 4
1 Выручка от продаж, тыс. руб. 7236400 9237000
2 Переменные затраты, тыс. руб. 4160330 5665185
3 Постоянные затраты, тыс. руб. 2354246 2790315
4 Прибыль от продаж, тыс. руб. 721824 781500
5 Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. (1-2) 3076070 3571815
6 Доля маржинального дохода в выручке от продаж (5/1) 0,425082914 0,386685612
7 «Критическая точка» объема продаж, тыс. руб. (3/6) 5538321,87 7215978,335
8 Запас финансовой прочности, тыс. руб. (1-7) 1698078,13 2021021,665
9 Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (8/1*100) 23,47 21,88

 

Маржинальный доход можно определить двумя методами:

1) МД = Выручка от продаж – Переменная себестоимость продаж

2) МД = Постоянные расходы + Прибыль

Доля маржинального дохода в выручке от продаж рассчитывается как отношение маржинального дохода к выручке от продаж.

Для определения «критической точки» объема продаж или «точки безубыточности» применим метод маржинального дохода – разновидность математического метода. Он основывается на формуле:

Маржинальный доход = Выручка – Переменные затраты

«Критическая точка» объема продаж рассчитывается по формуле:

Расходы постоянные / доля маржинального дохода в составе выручки от продаж.

Запас финансовой прочности определяется как разница между фактической выручкой от продаж и выручкой от продаж в критической точке.

Уровень запаса финансовой прочности определяется по формуле:  отношение запаса финансовой прочности / фактическая выручка от продаж * * 100%.

Анализ данных, представленных в таблице 6, показывает, что точка безубыточности на предприятии ООО "Агат" в отчетном году составила 5538321,87 тыс. руб. В связи с этим можно сделать вывод, что фактический объем продаж в отчетном году был прибыльным и рентабельным. Однако на планируемый период критическая точка безубыточности возрастает, что может отрицательно сказаться на прибыли данного предприятия. Данному предприятию следует принять меры по снижению точки безубыточности, в частности за счет увеличения спроса и продаж наиболее рентабельных изделий, снижения издержек производства.

Запас финансовой прочности растет, что можно оценить положительно. Однако у данного предприятия запас довольно низкий: 23,47% или 1698078,13 тыс. руб. в отчетном году и 21,88% или 2021021,665 тыс. руб. в плановом году. Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. Так как на предприятии данный уровень ниже нормативного показателя, то это свидетельствует о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: