double arrow

ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ

2

 

В 1956 году осуждение культа личности Сталина дало возможности для развития философской мысли в стране благодаря ослаблению жестокого идеологического контроля над общественными науками. Появилось поколение новых философов и деятелей культуры, стремившихся преодолеть догматизм и стереотипы. На рубеже 50-х–60-х годов в качестве самостоятельной дисциплины выделилась психология, более автономными становились этика, эстетика, формировались аксиология, социология и другие науки.

На рубеже 50-х–60-х годов центром философских исследований стали проблемы гносеологии, теории и логики познания. Видную роль тут сыграли Э.В. Ильвенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и их сторонники. Ильвенков сделал важный вклад в разработку теории материалистической диалектики как логики, а также в создании системы логико-диалектических категорий. Он рассматривал восхождение от абстрактного к конкретному как «универсальный метод мышления в науке вообще». Этой же проблемой начинают заниматься философы старшего поколения М.М. Розенталь, Л.А. Маньковский и другие. Идеи Э.В. Ильенкова в области теории познания повлияли на Г.С. Батищева, который перешел к анализу проблем философской антропологии и создал собственную школу анализа глубинного общения. Также собственные теоретико-познавательные и методологические концепции разрабатывали В.А. Лекторский, Л.К. Науменко, Д.М. Абдильдин, А. Касымжанов и другие.

А.А. Зиновьев в работах, посвящённых логике «Капитала», делал упор на анализ разнообразных логических приёмов. Из школы А.А.Зиновьева вышли исследования методов исторического анализа Б.А. Грушина, а также первые работы М.К. Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтеза и взаимоотношению формы и содержания в теоретическом мышлении. Из этой школы вышел и Г.П. Щедровицкий, который затем основал собственную школу.

Особое место занимают работы М.К. Мамардашвили. он переходит от исследования проблем логики, методологии и теории познания к изучению проблем сознания и создаёт оригинальную философско-антропологическую концепцию, используя при этом идеи не только Маркса, но и феноменологии и экзистенциализма.

В 70–80-е года интенсивно работала школа В.С. Библера. Он разрабатывает оригинальную концепцию мышления как диалога разных логик и переходит к изучению проблем познания в рамках философской теории культуры.




Школа логики и методологии науки возникает в 60-е годы в Киеве, лидером которой стал П.В. Копнин, разработавший принципы соединения содержательного и формально-логического анализа научного знания. В рамках киевской школы был создан ряд исследований М.В. Поповичем, С.Б. Крымским, П.С. Дышлевым.

В Минске возникла школа методологии науки, основанная на идеях В.С. Степина. Центром были проблемы генезиса теоретического знания в рамках взаимодействия научной картины мира, теоретических схем, формального аппарата и практических и идеальных операций.

В Новосибирске плодотворно работала школа методологии науки, основанная на идеях М.А. Розова о социальной памяти и «социальных эстафетах».

В целом исследование проблем теории познания и методологии науки переживает подъем в 60–80-е года. В это время ведётся изучение таких проблем, как взаимоотношение теории и эмпирии, идеализации и формализации, объяснения и описания, проблемы моделирования, гипотетико-дедуктивная модель развития науки, роль конструктов и идеальных объектов в построении теорий, аксиоматический способ построения теории, знание как исторический процесс, соизмеримость теорий.

Важную роль в разработке проблем методологии науки играли системно-структурные исследования. В контексте этих исследований удалось изучать такие проблемы, как системность, целостность, организация, структура, структурный поход к анализу изменений. В 60-ые годы ряд философов увлекался построением различных моделей субординации и систематизации философских категорий, но впоследствии это увлечение пошло на спад.



С большим успехом шло изучение проблем современной формальной логики. Большое влияние на переориентацию логических исследований оказал А.А. Зиновьев и начал заниматься символической логикой. Эта переориентация формальнологических исследований на современную проблематику была поддержана П.В. Таванцом, а затем развита В.А. Смирновым, который создал и возглавил оригинальную логическую школу. Развернулись исследования по истории логики. Логиков-философов активно поддержали логики-математики. Работы отечественных логиков получили международное признание.

Интенсивно в эти годы разрабатывались философские проблемы. Возникло большое направление с многообразной и разветвлённой тематикой: проблема причинности в современной науке, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, принцип редукции, проблема глобального эволюционизма и другие. В разработке философских проблем естествознания приняли активное участие крупные учёные разных специальностей

В 60–70-е года появляются работы, которые можно с полным основанием отнести к зарождающейся философской антропологии. Ряд философов в эти годы приходит к мысли о невозможности исследования проблем теории сознания вне рамок целостной философско-антропологической концепции. Широко развернулись исследования по теории и истории эстетики, структуре категорий эстетики (возвышенное, прекрасное, трагическое, комическое), соотношению массового и элитарного искусства, критическому анализу современной европейской эстетики.

Начинается подъём в изучении истории западной философии. Разрабатывались методологические проблемы историко-философских исследований. Историко-философская наука обогатилась трудами по античной, средневековой философии, философии эпохи Возрождения, философии нового и новейшего времени. Исследовались различные направления современной западной философии – феноменология, экзистенциализм, неотомизм, философская антропология, критический рационализм, прагматизм, неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Появились серьёзные исследования формирования и развития взглядов К.Маркса.

Исследование истории русской философии велось односторонне. Практически не изучалась история русского идеализма. И все же и в этой области появились серьёзные исследования. Это были работы по истории русского любомудрия 20–30-х годов 20 века. В самостоятельное направление складывается изучение истории философии в странах Востока – Китае, Индии, Японии, Иране арабских странах.

К началу 70-х годов в СССР сложились национальные и региональные философские сообщества со своей проблематикой и исследовательскими программами. В то же время между этими сообществами шло интенсивное взаимодействие. Поэтому интересные исследовательские результаты становились достоянием всех советских философов. Так, например, исследования ленинградских философов ориентировались, прежде всего, на онтологическую проблематику и философские вопросы естествознания. В Ростове-на-Дону сложился коллектив исследователей философии культуры. В Новосибирске, кроме деятельности школы М.А. Розова, шли исследования по философии науки, по изучению интеллектуальных систем. В Свердловске разрабатывались проблемы социальной философии, философской антропологии, теории познания. В Томске группа философов занималась методологией науки. В Воронеже исследовалась вероятностная картина мира

В республиках СССР философские сообщества тоже имели свои исследовательские программы. На Украине успешно работала школа логики и методологии науки и школа философской антропологии. В Белоруссии интересные результаты по философии науки были получены в рамках школы В.С. Степина. Известность приобрели труды казахских философов по теории диалектики, стимулированные идеями Э.В. Ильенкова. В Таджикистане плодотворно занимались философскими вопросами космологии, историей философии. В Киргизии были развёрнуты исследования по проблемам коммуникации и понимания. В Грузии велись исследования по истории новейшей философии, по эстетике, по современным проблемам логики. Философы Армении интенсивно разрабатывали проблемы семиотики, философии культуры. Всемирную известность получила Тартусская школа по семиотике (во главе с Ю.М. Лотманом). В Эстонии также успешно изучались проблемы теории познания и методологи науки. В Литве исследовались философские проблемы современной формальной логики, этики.

Таким образом, хотя в эти годы советские философы не могли не декларировать приверженности идеям марксизма, по сути дела в этих рамках плодотворно развивались разные философские школы, которые спорили друг с другом и обогащали друг друга. Все они противостояли философскому догматизму, который насаждался идеологическим руководством и проявлялся, прежде всего, в преподавании философии. Вместе с тем разные школы отличались друг от друга также и по своему отношению к марксистскому наследию. Если некоторые из них пытались развивать в современных условиях те идеи, которые содержались в работах Маркса, то другие использовали марксистскую терминологию для развития идей, близких неопозитивизму, экзистенциализму или феноменологии. Некоторые философы, которые ранее были рьяными приверженцами идей раннего Маркса, начали затем соединять его идеи с идеями феноменологии, экзистенциализма и других течений современной философии

Значительное влияние на развитие философских исследований в СССР оказало издание в 1960–1970 годах пятитомной «Философской Энциклопедии». С помощью этой энциклопедии были введены многие новые для того времени проблемы и понятия.

Очень важную роль в советской философии этих лет играл журнал «Вопросы философии», особенно во второй половине 60-х и 70-е, когда его главным редактором был И.Т. Фролов, а его заместителем М.К. Мамардашвили. Журнал в эти годы стал как бы своеобразным местом притяжения для многих наших интеллектуалов. В нём обсуждались проблемы философии науки, культуры, образования, истории, которые были связаны с главными мировоззренческими исканиями того времени. Существенным для развития философии был также регулярный выход журнала «Философские науки», в котором обсуждались не только теоретические проблемы философии, но и вопросы преподавания философии.

Вместе с тем развитие философии в эти годы проходило в непростых условиях. Если в области теории познания, философии и методологии науки, логики, в ряде областей философской антропологии, этике, эстетике, философии культуры, истории философии удалось не только выдвинуть новые идеи, но создать активно работающие научные школы, то в области социальной философии сделать это было гораздо сложнее. Тем не менее, такие попытки предпринимались. Это разработка аутентичного марксового понимания общественно-экономической формации и демонстрация его современного значения. Это изучение методологических проблем исторической науки. Это исследование отдельных вопросов социальной философии. В это время начинается основательное исследование философии религии.

Некоторые области философского знания, такие например, как политическая философия, вообще не могли существовать в эти годы. Русская религиозная философия, являющаяся неотъемлемой частью русской культуры, практически была под запретом. Хотя первые исследования такого рода всё же появились в «Философской Энциклопедии», дальнейшая работа в этом направлении была остановлена. В то время отечественная философская мысль с трудом находила пути для диалога с различными течениями мировой философии. Но был сделан ряд шагов: переводились работы современных западных авторов, особенно по проблемам логики и методологии науки, советские философы стали регулярно участвовать во Всемирных философских конгрессах и конгрессах по логике, философии и методологии науки. Однако постоянного рабочего взаимодействия с западными коллегами, особенно теми, кто разрабатывал фундаментальные проблемы метафизики, философской антропологии, социальной и политической философии, не было.

Власти по-прежнему требовали от философов идеологического обеспечения политики партии в виде разработки вопросов научного коммунизма, философского комментария и пропаганды текущих партийных решений, подготовки учебников, излагавших официальную версию философии. Публика судила о советской философии, прежде всего, по этим работам, которые отбивали вкус к настоящей философской мысли у тех, кто их читал. Наши крупнейшие философы были известны лишь в узких кругах интеллигенции.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2

Сейчас читают про: